Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации разработаны с целью методического сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и оказания методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее на...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОГБОУ СПО

«Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания».

Составитель-:

методист техникума Гоманкова Одосия Николаевна

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся


Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения СОГБОУ СПО «Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания».

Методические рекомендации разработаны с целью методического сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО ) и оказания методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Содержание:

Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС.

2. Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся

3. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы

4.. Организация контроля самостоятельной работы обучающихся

Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС

1.1. ФГОС раздел: «Требования к условиям реализации ОПОП»:

-образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

-обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

-максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

1.2. Базисный учебный план по ОПОП, раздел: «План учебного процесса НПО»

индекс

элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

мак. учебная нагрузка обучающихся, час.

самостоятельная учебная работа

обязательная учебная нагрузка

рекомендуемый курс изучения

всего

в том числе лаб. и практ. занятий

1

2

3


4


5

6

7

В соответствующих ячейках колонки 4 указывается самостоятельная работа обучающихся для циклов, дисциплин, профессиональных модулей в целом и входящих в их состав междисциплинарных курсов;

- не указывается, т.к. не предусмотрена ФГОС - для учебной и производственной практики.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и междисциплинарных курса, по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу;

- в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курса с распределением по разделам или конкретным темам.

ФГОС СПО в части требований к результату освоения ОПОП по профессии и специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей.

1.3. Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по ОПОП, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой, отведенной на изучение учебной дисциплины или профессионального модуля. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В связи с этим возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы обучающихся. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу.


2. Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-углубления и расширения теоретических знаний;

-формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

-формирования общих и профессиональных компетенций

-развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

-аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

-внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу -выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.


Формы и виды самостоятельной работы обучающихся

1.Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2.Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3.Работа со словарем, справочником.

4.Поиск необходимой информации через Интернет.

5.Конспектирование источников.

6.Реферирование источников.

7.Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

8.Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9.Составление обзора публикаций по теме.

10.Составление и разработка словаря (глоссария).

11.Составление хронологической таблицы.

12.Составление библиографии (библиографической картотеки)

13.Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

14.Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

15.Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

16.Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

17.Выполнение домашних контрольных работ.

.Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

1.Выполнение творческих заданий.

2.Проведение опыта и составление отчета по нему.

3.Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

4.Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

5.Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

6.Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. 7.Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

8.Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.

9.Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

10.Подготовка к выступлению на конференции

11.Выполнение расчетов по проекту.

12.Выполнение чертежа и эскиза изделия.

13.Изучение аналогов изделия (продукта).

14.Изучение инструкционной и технологической карты.

15.Самостоятельная разработка технологической карты изделия.

16.Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

3. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

-библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

-учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;

-компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

-базы практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;

-аудитории (классы) для консультационной деятельности;

-учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные методические материалы.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

-воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

-реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

-эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

-творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.

Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Заместитель директора по учебной работе:

-отслеживает обеспеченность образовательного процесса учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в лицее;

-осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся каждым преподавателем лицея;

Преподаватель:

-разрабатывает систему самостоятельной работы обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы обучающихся в рабочей программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля;

-определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;

-разрабатывает комплект методических материалов для организации самостоятельной работы: задания, инструкции по его выполнению; требования к результату; оценочный инструментарий;

-определяет периодичности контроля;

- определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;

-своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.

Методист :

-оказывает помощь педагогам при разработке методических материалов, обеспечивающих организацию и управление самостоятельной работой;

-проводит экспертизу методических материалов по самостоятельной работе обучающихся.

4. Организация контроля самостоятельной работы обучающихся

Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

-соотнесение содержания контроля с целями обучения;

-объективность контроля;

-валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

-дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля самостоятельной работы

1.Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2.Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3.Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4.Проведение письменного опроса.

5.Проведение устного опроса.

6.Организация и проведение индивидуального собеседования.

7.Организация и проведение собеседования с группой.

8.Проведение семинаров

9.Защита отчетов о проделанной работе.

10.Организация творческих конкурсов.

11.Организация конференций.

121.Проведение олимпиад


Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

-уровень освоения учебного материала;

-уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-уровень сформированности обще учебных умений;

-уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

-обоснованность и четкость изложения материала;

-оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

-уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

-уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

-уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.


Критерии оценки самостоятельной работы обучающегося:

Оценка «5» ставится тогда когда:

обучающийся свободно применяет знания на практике;

не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;

выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

усваивает весь объем программного материала;

материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Оценка «4» ставится тогда когда:

обучающийся знает весь изученный материал;

отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

умеет применять полученные знания на практике;

В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Оценка «3» ставится тогда когда:

обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;

Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Оценка «2» ставится тогда когда:

у обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;

материал оформлен не в соответствии с требованиями;



Примерная форма организации самостоятельной работы обучающегося

Организация самостоятельной работы обучающегося

Специальность_______________________________________________

Учебная дисциплина___________________________________________

Преподаватель_________________________________

Дидактическая единица (модуль, тема)_________________________

Таблица 2

Вид деятельности

(компетенции)

Задачи

Задания

Форма представления материала по каждому заданию

Оценка каждого задания

Вид деятельности

ОК

ПК

Изучить (уровень освоения)

Выполнить

(степень владения)

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

Литература: основная/дополнительная с указанием страниц;

Методические указания обучающемуся………

Критерии оценки работы………





© 2010-2022