«Программа духовно-нравственного развития и воспитания»

В данной программе определены основные понятия, цель и задачи, основные направления (художественно-эстетическое и культурологическое воспитание, духовно - нравственное воспитание, шражданско - патриотическое и правовое воспитание, спортивно – оздоровительная деятельность,  семейное воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание) и их ценностные основы, принципы и особенности организации, мероприятия по взаимодействию ОУ, семьи и общественности, методы изучения и выявления, а так же ож...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коркинский муниципальный район

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» п. Роза

456543, Челябинская область, г. Коркино, п. Роза. Ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 78

ОКПО 49142272, ОГРН 1027400808104, ИНН 7412006741, КПП 741201001


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДОД

«ЦДОД» п. Роза

_______/О.А.Стариков

(подпись, печать)



ПРОГРАММА

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ


Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 6 - 18 лет

Разработал (а):

Власова Валентина Александровна,

педагог - организатор,

I квалификационная категория







п. Роза

2014

Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

  2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей…….5

  3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания детей…………………………………………………………..7

  4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания детей…………………………………………9

  5. Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания детей……………………………………………………………………...11

  6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей…….23

  7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей…………………………………………………………………………………....24

  8. Методы изучения и выявления духовно - нравственной воспитанности детей……………………………………………………………………………………26

  9. Заключение…………………………………………………………….…….36












  1. Пояснительная записка


Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок и опыта реализации воспитательной системы МКОУ ДОД «ЦДОД» п. Роза Коркинского муниципального района.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, исполняет равные обязанности.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Данная программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательного учреждения с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Программа определяет:

  1. характер современного национального воспитательного идеала;

  2. цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей;

  3. систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  4. основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Основные понятия:

  • Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  • Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.



2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей

Важнейшей целью современного обучения является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле;

  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью ребенка национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • сознательное, личностное, гражданское самоопределение и развитие в сочетании с моральной ответственностью перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания детей


Базовые ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания детей отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание.

Ценности: красота, гармония, традиции, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

  1. Духовно - нравственное воспитание.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Гражданско - патриотическое и правовое воспитание.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Спортивно - оздоровительная деятельность.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Семейное воспитание.

Ценности: уважение родителей, забота о старших и младших.

  1. Трудовое воспитание.

Ценности: уважение к труду, творчество, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  1. Экологическое воспитание.

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


4. Принципы и особенности организации содержания

духовно-нравственного развития и воспитания детей

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога - нравственность, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства - целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания - соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

Для ее решения воспитанники вместе с педагогами, родителями иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства, литературы и кино; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад жизни, всю многоплановую деятельность ребенка как человека, личности, гражданина.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда педагоги и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении занятий;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере воспитанников.

5. Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания детей


  1. Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников.

Задачи:

  1. приобщение к истинным культурным ценностям;

  2. развитие эстетического восприятия;

  3. развитие положительного отношения к общественным нормам и традициям.

Формы работы: праздники, концерты, развлекательные программы, вечера встреч и отдыха, познавательные турниры, аукционы идей, круглые столы, викторины, конкурсы, выставки и др.

План мероприятий:


Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

- День открытых дверей;

- Праздник для первоклассников «В добрый путь, друзья!»;

- Вечер отдыха «Вот и лето прошло»;

- Выставка творческих работ, посвященных Дню города.

Сентябрь

2.


- Выставка рисунков «Учительница первая моя»;

- Концерт «Твое славное имя - Учитель!», посвященный Дню учителя;

- Концерт «По волнам памяти», посвященный Дню пожилого человека;

- Развлекательная программа «Академия веселых наук»;

- Праздник осени «Золотая волшебница Осень»;

- Хэллоуин.

Октябрь

3.


- Концерт «Единственной маме на свете», посвященный Дню Матери;

- День именинника «Был обычный день осенний…»;

- Выставка детского творчества «В мире прекрасного».

Ноябрь

4.


- Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза»;

- Конкурс на самую длинную новогоднюю цепочку;

- Новогодний праздник «Новый год у ворот».

Декабрь

5.


- Коляда;

- Рождественские посиделки «Торжество под Рождество»;

- Интеллектуально - игровая программа «Не зарывай свои таланты»;

- День именинника «Рожденные зимой».

Январь

6.


- Конкурс на лучшую «Валентинку»;

- Развлекательная программа «Стрелы Купидона», посвященная Дню Святого Валентина;

- Конкурс на лучший сувенир к 23 Февраля;

- Конкурсно - игровая программа «Солдатушки - ребятушки», посвященная Дню защитника Отечества;

- Развлекательно - познавательная программа «Широкая Масленица».

Февраль

7.


- Праздник весны «Весеннее рандеву»;

- Конкурс на лучшую открытку к 8 Марта;

- Концерт «Праздник улыбок и цветов», посвященный 8 Марта;

- Магазин головоломок «Малахитовая шкатулка».

Март

8.


- Юмористическая программа «День - Ерундень»;

- Акция «Улыбнись миру»;

- Выставка «Покорители космоса», посвященная Дню Космонавтики;

- Познавательный турнир «Космоса хватит всем»;

- Викторина «Поле чудес»;

- День именинника «Нежные росточки»;

- Выставка детского творчества «Пасхальный сувенир».

Апрель

9.


- Выставка детского творчества «А память нам покоя не дает», посвященная 9 Мая;

- Бал победы;

- Праздник для первоклассников «День прощания с букварем»;

- Итоговая выставка «Мозаика детства»;

- Итоговый концерт «Планета Детства»;

- Аукцион идей на тему «Веселые каникулы».

Май

10.


- Праздничная программа, посвященная Дню защиты детей;

- Детская оздоровительная кампания «Солнечное королевство».

Июнь


  1. Духовно - нравственное воспитание

Цель: сохранение духовно-нравственного здоровья воспитанников и их приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры.

Задачи:

  1. изучать историю и культуру России;

  2. воспитывать уважение к социальным нормам и морали;

  3. пресекать безнравственные, экстремистские проявления в стремлениях и действиях подростков;

  4. ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Формы работы: познавательные игры, часы общения, беседы, практикумы, беседы, викторины, дискуссионные клубы, тренинги, диспуты, мультимедийные салоны, аукционы знаний, конкурсы и др.





План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

1.


Тематическая неделя «Жизнь в общении»:

- Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»;

- Час общения «Что значит быть откровенным?»;

- Познавательная игра «Словарь вежливых слов»;

- Викторина «Загадки русского языка»;

- Дискуссионные качели «Правда и ложь: какие они?».

Сентябрь

2.


Тематическая неделя «Поступок»:

- Практикум «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

- Свободный разговор «О лени и лентяях»;

- Диспут «Кто такие эгоисты?»;

- Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду»;

- Час общения «Жизнь без обид и обвинений»;

- Тренинг «Уроки доброты»;

- Ролевая игра «Я в общественном месте».

Октябрь

3.


Тематическая неделя «Поговорим о дружбе»:

- Деловая игра «Как тебя зовут друзья?»;

- КТД «Неразлучные друзья - взрослые и дети!»;

- Диспут «Дружба - это…»;

- Круглый стол «Как выбирать друзей?»;

- Игровая программа «Станем друзьями!»;

- Дискуссионный клуб «Мир без улыбки. Какой он?».

Ноябрь


4.


Тематическая неделя «Человек и чувства»:

- Познавательный час «Что такое характер?»;

- Свободный разговор «Душевность и бездушность»;

- Дискуссионный клуб «Что значит быть счастливым?»;

- Мультимедийный салон «Про любовь».

Декабрь


5.

Тематическая неделя «Школа лидера»:

- Беседа «Идущий впереди! Ведущий за собой! Поговорим о лидерах!»;

- Ролевая игра «Представь себя»;

- Развлекательно - познавательная программа «Если с другом вышел в путь»;

- Практикум «Выступление».

Январь


6.

Тематическая неделя «О внешнем виде»:

- Мультимедийный салон «Как мы выглядим»;

- Диспут «Школьная форма: «за» и «против» нее»;

- Тренинг для мальчиков «Как стать сильным и привлекательным»;

- Тренинг для девочек «Как стать красивой и привлекательной»;

- Рейд «Внешний вид».

Февраль

7.


Тематическая неделя «Здоровая молодежь - здоровая нация!»:

- Викторина «Полезно - бесполезно»;

- Мультимедийный салон «Курить - здоровью вредить»;

- Аукцион знаний «Молодежь - за трезвую Россию!»;

- Круглый стол «Наркомания и токсикомания - смерть после жизни»;

- Час общения «Жить или не жить - вот в чем вопрос» (профилактика суицида);

- Познавательный час «Терроризм - угроза обществу!».

Март

8.


Тематическая неделя «Мир интересов и увлечений»:

- Анкетирование на выявление творческих склонностей и предпочтений воспитанников;

- Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности»;

- Круглый стол «Мои ценности»;

- Беседа «Этикет за чашкой чая»;

- Мультимедийный салон «Internet - зависимость»;

- Викторина «Уроки этикета»;

- Устный журнал «Экран успеваемости»;

- Интеллектуальное казино «Умники и умницы»;

- Час общения «Игромания».

Апрель

9.


Тематическая неделя «Как прекрасен этот мир!»:

- Развлекательная программа «УТЯ» (университет таинственных явлений);

- Конкурс рекордов Гиннеса;

- Игра - путешествие «Чудеса света»;

- Викторина «Этнос: нации и народности»;

- Турнир знатоков «Только факты! Факты!»

- Круглый стол «Разговоры о России»;

- Беседа «На забытых полюсах Земли».

Май


  1. Гражданско - патриотическое и правовое воспитание

Цель: повышение уровня гражданско - патриотической и правовой культуры воспитанников.

Задачи:

  1. формирование правового самосознания воспитанников.

  2. воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны.

  3. хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района и Центра в частности.

Формы работы: тематические беседы, информационно - познавательные часы, викторины, конкурсы, круглые столы, уроки мужества, концерты, встречи, акции, конкурсы и др.

План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.


Тематические беседы историко-патриотического цикла «Памятные дни истории Отечества»:

- День Спецназа Вооруженных Сил Российской Федерации;

- «День рождения Российского флота»;

- День героев Отечества;

- «День снятия блокады города Ленинграда»;

- «День памяти воинов-интернационалистов России.

24 октября

30 октября

9 декабря

27 января

15 февраля

2.



Месячник «Внимание, дети!»:

- Оформление информационного стенда «Внимание, дети!»;

- Викторина «Счастливый случай»;

- Инструктажи по правилам безопасного поведения на улице;

- Игровая программа «Кто во что горазд»;

- Праздник дорожных знаков;

- Встреча с представителями ГИБДД.

Сентябрь

3.


Декада «Связь поколений», посвященная Дню пожилого человека:

- Волонтерская акция «Огонек для ветеранов»;

- Концерт для ветеранов «По волнам памяти»;

- Встречи с ветеранами труда и военных действий;

- Круг общения «Связь поколений».

Октябрь

4.

Декада «За мир во всем мире», посвященная Дню народного единства:

- Викторина «Моя малая Родина»;

- Встреча с представителями различных религиозных организаций;

- Круглый стол «Дружба народов», посвященный Дню народного единства;

- Игровая программа «Станем друзьями!»;

- Конкурс социальных проектов «Я - президент страны».

Ноябрь

5.

Межведомственная профилактическая акция «Я - гражданин России»:

- Оформление информационного стенда «Я - гражданин России!»;

- Беседа «Вспомним героев», посвященная Дню Героев Отечества;

- Информационно - познавательный час «Права и обязанности гражданина РФ», посвященный Дню Конституции РФ;

- Правовая игра «Суд над хулиганством»;

- Развлекательная программа «Сказка о том, как царь и его сыновья изобретали закон, защищающий права ребенка»;

- Конкурс рисунков «Сердцу милая Родина»;

- Встречи с представителями уполномоченных органов района;

- Посещение памятных мест района.

Декабрь

6.


Месячник по военно - патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:

- Оформление информационного стенда «Сохраняя прошлое, строим будущее»;

- Дискуссионные качели «Патриотом быть обязан?»;

- Встречи с ветеранами и участниками военных действий;

- Волонтерская акция «В помощь ветеранам»;

- Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»;

- Конкурс детского творчества «Моя семья в судьбе России»;

- Конкурс рисунков «Доблесть. Рыцарство. Отвага»;

- Акция «Поздравляем с 23 февраля»;

- Конкурсно - игровая программа «Солдатушки - ребятушки», посвященная Дню защитника Отечества;

- Посещение памятных мест района.

Январь - февраль

7.

Тематическая неделя «Безопасное поведение в ваших интересах»:

- Инструктажи по правилам техники безопасности на занятиях;

- Беседы по правилам безопасного поведения на улице и в быту;

- Беседы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Проступок. Правонарушение. Преступление»;

- Экскурсия в ПЧ - 37;

- Игра - путешествие «Путешествие в страну Безопасности»;

- Встречи с представителями уполномоченных органов.

Март

8.

Месячник «Вахта памяти», посвященный Великой Отечественной Войне:

- Создание уголка боевой Славы;

- Выпуск стенгазеты, посвященной землякам - героям ВОВ;

- Уроки мужества из цикла «Равнение на победу»;

- Выставка детского творчества «А память нам покоя не дает»;

- Бал победы «Война вошла в детство мое»;

- Вечер встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;

- Волонтерская акция «Ветеран живет рядом»;

- Участие в городских и районных праздничных концертах;

- Возложение цветов и венков к памятнику погибших воинов. Торжественный митинг.

- Экскурсии по памятным местам района и области.

Апрель - май


  1. Спортивно - оздоровительная деятельность

Цель: охрана и укрепление здоровья воспитанников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

  1. создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека;

  2. формирование позитивного отношения к сохранению здоровья у каждого воспитанника;

  3. освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения учащихся, использование здоровьесберегающих технологий.

Формы работы: спортивные праздники, товарищеские встречи, беседы, мультимедийные салоны, встречи, конкурсы, игровые программы и др.

План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Оздоровительные прогулки.

В течение года

2.

Спортивные праздники для воспитанников Центра.

3.

Товарищеские встречи по настольному теннису, шахматам, баскетболу, волейболу и легкой атлетике.

В соответствии с планом

4.

Спортивные соревнования поселкового, районного, областного и всероссийского уровней.

5.

- Беседа «Поговорим о здоровье»;

- Оформление «Уголка здоровья».

Сентябрь

6.

- Сменная выставка материалов по программе «Педагогическая профилактика табакокурения»;

- Семейный оздоровительный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».

Октябрь

7.

- Сменная выставка материалов по программе «Педагогическая профилактика алкоголизма»;

- Профилактическая программа «Маршрут безопасности».

Ноябрь

8.

- Мультимедийный салон «Всемирный день борьбы со СПИДом»;

- Конкурс плакатов «Стоп, грипп!»;

- Игры со снегом «Снежные скульптуры».

Декабрь

9.

- Сменная выставка материалов по программе «Педагогическая профилактика наркомании»;

- Соревнования по лыжным гонкам «Рождественская лыжная гонка при свечах»;

- Массовое катание на коньках.

Январь

10.

- Викторина «Правильное питание - залог здоровья»;

- Зарница «Один день в армии»;

- «День лыжника России».

Февраль

11.

- Сменная выставка материалов по программе «Педагогическая профилактика токсикомании»;

- Спортивное состязание «Весёлые старты».

Март

12.

Месячник «За здоровый образ жизни»:

- Презентация «Мы за здоровый образ жизни»;

- Конкурс рисунков и плакатов «Правила ЗОЖ»;

- Профилактические беседы о вреде курения, наркотиков, токсичных веществ, алкоголя;

- Утренник «Режиму дня - мы друзья»;

- Кросс «Бегом за здоровьем»;

- Встречи с медицинскими работниками;

- Разработка агитационного буклета о пользе здорового питания;

- Пропаганда специальной литературы.

Апрель

13.

- Профилактическая беседа «Гигиенические правила и предупреждения инфекционных заболеваний»;

-Активные игры «Играем вместе»;

- Выпуск памяток для родителей «Профилактика вредных привычек».

Май


  1. Семейное воспитание

Цель: привлечение родителей к участию в организационно-воспитательном процессе Центра, формирование ответственности за воспитание своего ребенка.

Задачи:

  1. сотрудничество с семьей в интересах подрастающего поколения, формирование общественных подходов к воспитанию;

  2. понимание родителями своего гражданского долга и ответственности за воспитание своего ребенка.

Формы работы: собрания, беседы, консультации, концерты, конкурсы, выставки и др.

План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.


- День открытых дверей (консультация родителей по вопросам принятия ребенка в объединения МКОУ ДОД «ЦДОД» п. Роза);

- Создание банка данных о семьях воспитанников;

- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях.

Сентябрь

2.


Родительское собрание на тему «От диалога к сотрудничеству».

Октябрь

3.


Концерт «Единственной маме на свете», посвященный Дню Матери.

Ноябрь

4.

«День семьи» (индивидуальные встречи и консультации)

Декабрь

5.

Конкурс детского творчества «Традиции моей семьи».

Январь

6.

Конкурсно - игровая программа «День семьи».

Февраль

7.

Выставка семейных поделок: «Хобби-выставка».

Март

8.

Конкурс семейных проектов «История нашей семьи».

Апрель

9.


Родительское собрание на тему «Вопросы организации детского летнего отдыха».

Май


  1. Трудовое воспитание

Цель: формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться и подготовка воспитанников к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. формирование представлений о социальной значимости труда

  2. воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда;

  3. воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд).

Формы работы: экскурсии, встречи, трудовые десанты, беседы, акции, практикумы, конкурсы и др.

План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Экскурсии на производства района.

В течение года

2.

Экскурсии в образовательные учреждения района.

3.

Встречи с представителями различных профессий.

4.

Десант по подкормке птиц.

5.

Организация уборки кабинетов «Дом, в котором ты живешь».

В соответствии с планом

6.


- Ярмарка - презентация деятельности Центра дополнительного образования детей п. Роза;

- Трудовой десант «По мусору ударим позитивом».

Сентябрь

7.

- Операция «Дом без одиночества», посвященная Дню пожилого человека;

- Цикл бесед «Все работы хороши, выбираем для души!».

Октябрь

8.

- Конкурс творческих работы «Профессия моей мечты»;

- Акция «День добрых сюрпризов».

Ноябрь

9.

- Час вопросов и ответов «В мире профессий».

Декабрь

- Дискуссионные качели «Что значит-быть полезным людям?»;

- Акция «Малышок».

Январь

10.

- Практикум по трудовому воспитанию мальчиков «Девчонок не берём».

Февраль

11.

Практикум по трудовому воспитанию девочек «Марья-искусница».

Март

- Конкурс благотворительных проектов «Лукошко добрых дел».

Апрель

12.

- Профориентационная работа с воспитанниками - старшеклассниками;

- Трудовой десант. Озеленение территории Центра.

Май


  1. Экологическое воспитание

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  1. развитие экологического сознания;

  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

  3. развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Формы работы: беседы, эрудиционы, викторины, экскурсии, экологические рейды, конкурсы, выставки, акции и др.

План мероприятий:

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Экологические экскурсии «Познай природу родного края».

В течение года

2.

- Эрудицион «Природные лекари»;

- Конкурс осенних букетов « Красота вокруг нас».

Сентябрь

3.


- Выставка плодов и овощей « Щедра Земля Уральская»;

- Конкурс природоохранных проектов «Берегите нашу планету»;

- Акция «За чистый мир!» (уборка территории Центра).

Октябрь

4.

- Презентация «Заповедные места Урала»;

- Конкурс на лучший домик для птиц «Дом пернатых друзей».

Ноябрь

5.


- Час общения «Страна, в которой мне хотелось бы жить»;

- Творческий конкурс «Природа и фантазия».

Декабрь

6.

Живая газета «Юный эколог».

Январь

7.

Экологическая викторина «Кислород. Растение. Человек».

Февраль

8.

- Калейдоскоп знаний «Красная книга».

Март

9.

- Беседа «Поведение на лоне природы»;

- Неделя добрых дел «Уют».

Апрель

10.

- Экологический рейд по озеленению территории Центра;

- Выставка рисунков «В краю озер и рудных скал»;

- Конкурс природоохранных проектов «Живой мир».

Май

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию

Центр активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания:

1. С администрацией поселка:

-участие в патриотических акциях;

-совместные рейды по территории поселения (места отдыха);

-благоустройство территории поселения;

-совместное проведение спортивных праздников и массовых культурных мероприятий.

2. С учреждениями образования (школы района):

-экскурсионная деятельность;

-конференции;

-конкурсные программы;

-соревнования.

3. С учреждениями культуры (ДК «Горняк», кинотеатр им. Горького, выставочный зал, библиотеки):

-тематические беседы, библиографические уроки;

-конференции, исследовательская деятельность;

-встречи с интересными людьми;

-экскурсии;

-концертная деятельность.

4. С отделом внутренних дел, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения; Комиссией по делам несовершеннолетних:

-профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних;

-тематические беседы инспекторов по делам несовершеннолетних;

-тематические беседы инспекторов ГИБДД;

-совместные рейды в поселке и выезды в неблагополучные семьи;

-профориентационная работа.

5. С советами ветеранов ВОВ, ветеранов-учителей:

-патриотические акции;

-операция «Забота»;

-проведение «Дня пожилых людей»;

-концертные программы;

-участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам (Дни российской славы, День Победы, День Защитника Отечества и др.).

6. С семьями воспитанников:

- проведения родительских собраний;

- организации совместных мероприятий;

- акции.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания


Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;

  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

  • согласно Конституции Российской Федерации;

  • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений воспитанников, относятся:

  • ценностные ориентации ребенка, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Обобщенный результат образовательной деятельности МКОУ ДОД «ЦДОД» п. Роза, как итог реализации программы духовно - нравственного развития и воспитания фиксируется в портрете воспитанника:

  • умеющий обучаться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения обучаться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед социумом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


  1. Методы изучения и выявления духовно - нравственной воспитанности детей


Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития обучающегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

Еще одна проблема - то, что духовно-нравственное воспитание - процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.

Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей обучающихся, которые, вкупе с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить представление о стадии духовно-нравственного развития обучающегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Ниже приведены несколько методик, которые в практике психолого-педагогической диагностики принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, выделяется 11 основных базовых категорий нравственного сознания. Очень тесно связана с ними методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у обучающихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова: мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина?

Интерпретация полученных данных производится педагогом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь;

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные;

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова;

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием;

3 балла - если вы больше согласны, чем не согласны;

2 балла - если вы отчасти согласны;

1 балла - если вы совсем не согласны.

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: 34 - 40 ед. - высокий уровень нравственной самооценки;

24 - 33 ед. - средний уровень нравственной самооценки;

16 - 23 ед. - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

10 - 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки;

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация: Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень;

4-е, 3-и - средний уровень;

2-а - ниже среднего уровня;

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: «Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один».

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее необходимо подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником - 4 балла - высокий уровень; 2, 3 балла - средний уровень; 0, 1 балл - низкий уровень.

Методика №5: Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (нужное подчеркнуть)

Отношение к обществу

  1. Патриотизм


3 - любит и бережет природу;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

  1. Гордость за свою страну


3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

  1. Служение своими силами


3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

  1. Забота о своей школе


3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду (любознательность)

1. Познавательная активность


3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей;

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности



3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше;

1 - учится при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля.

3. Саморазвитие


3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

4. Организованность в учении


3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет.

Отношение к физическому труду (трудолюбие)

  1. Инициативность и творчество в труде


3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

2. Самостоятельность


3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

3. Бережное отношение к результатам труда


3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

4. Осознание значимости труда


3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям (доброта и отзывчивость)

1. Уважительное отношение к старшим


3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.


  1. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен.

3. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток.

4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен.

Отношение к себе (самодисциплина)

1. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;

2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

2. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает.

3. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет.

4. Требовательность к себе



3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



  1. Заключение

Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.






© 2010-2022