Исследовательская работаМордовская народная песня

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Каменка

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан





Исследовательская работа

на тему:

«Мордовская народная песня»







Автор: Иванова Виктория Юрьевна,

ученица 7 класс


Руководитель: Попова Ирина Викторовна,

учитель

2015 год






Введение.

Я с детства очень люблю петь песни: как русские, так и мордовские. И вот уже как 5 лет являюсь участницей детского фольклорного ансамбля «Ашо килейне». Второй год подряд я вхожу группу поддержки в конкурсе «Мазый тейтерь», который проводится в селе Фёдоровка, где мы поём мордовские песни. Всё это подтолкнуло меня к исследованию - мордовской народной песни.

У меня мордовские корни. Мой папа родился и вырос в деревне Курмей Оренбургской области. Мама - местная, Каменская. Мне нравится мелодичная и певучая мордовская речь.

В наше время народные песни - это умирающий жанр народного творчества. Современные люди, живущие в нашем мордовском селе Каменка с удовольствием слушают и знают мордовские народные песни.

II. Цель исследования

Я хотела бы узнать больше об истории мордовской песни, её видах и особенностях.

III. Задачи исследования:

  • проанализировать мордовские песни разных поколений, изучив разные источники;

  • описать классификацию мордовских народных песен;

  • рассмотреть значение мордовской песни в жизни моих земляков;

  • провести эксперимент и анкетирование одноклассников и учащихся старшей школы;

  • обобщить полученные результаты;

  • предложить результат моей исследовательской работы для ознакомления одноклассникам с целью пополнения знаний в области культуры мордовского народа.


IV. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: мордовская народная песня.

Предмет исследования: жанры мордовской песни, её виды, особенности.

Участники исследования: мои одноклассники и ученики старшей школы.

V. Гипотеза исследования

Возможно, мордовская народная песня имеет глубокие исторические корни. Попробую это узнать и рассказать об этом знакомым и одноклассникам.

VI. Методы исследования

Мною использования следующие методы исследования: анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение, сбор информации из книг и Интернет-источников.

VII. Результаты исследования

У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным. Около 2000 лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, эрзя и мокша. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен и имеет свою специфику.

В старину люди любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала всегда - во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Радовались мокшане и эрзяне - и песни пели веселые, озорные; горевали - и песни звучали протяжные, грустные. Дети их слышали с колыбели, под их влиянием они развивались, а подрастая - пели сами. Песня издавна была спутницей мордвы. Ряд исследователей отмечали, что в летнюю ночь, приближаясь к мордовскому селению, уже вёрст за семь можно услышать поющие голоса. Любовь к песне, пению - одна из отличительных черт характера мокши и эрзи. «Порадует лишь что мордвина, - он радость свою выражает в песнях весёлых, приключится ли горе, - он выльет его в песнях протяжных и заунывных. Не тужит он ни в холод, ни в голод. В летнюю страдную пору, после дневных трудов, он с песней возвращается домой, как с весёлой пирушки».


Глава 1. Создание мордовских народных песен.

Важнейшая особенность мордовских песен - тесная связь с жизнью. В них присутствует конкретность отражения, описание определенных географических объектов, реальных людей с конкретными именами, фамилиями. В песнях повествуется о былом, содержится богатая историческая информация, ярко отражается народный быт, нравы и верования.

Как же создавались народные песни - один человеком или одновременно многими людьми? Что появлялось раньше - мелодия или слова?

Вначале народные песни создавали отдельные люди, они одновременно сочиняли и мелодию, и слова. Песни передавались от человека к человеку, из уст в уста.

Народная одежда у эрзян и мокшан очень нарядная, украшена яркими бусами и вышивкой. Она создавалась народными мастерами. В мордовских сёлах ещё можно встретить старинные одноэтажные дома, у которых оконные наличники - как кружевные. Только кружева эти из дерева. В песнях мордовских тоже свои музыкальные кружева, свои узоры. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Многие из них начинаются с запева, в котором кратко, иногда в двух - четырех строках излагается смысл песни; дальнейшее повествование служит как бы конкретным художественным раскрытием этого зачина.

В значительном количестве мордовских песен повествование идет не только от первого лица, но и в форме диалога. В них хоровые партии исполняли женщины, а мужчины играли на различных народных инструментах.



Глава 2. Музыка мордовского народа.

Музыке мордовского народа свойственно:

  • специальный лад - пентатоника;

  • переменный размер с изменчивым ритмом, огласовка согласных и слогов;

  • небольшие внутрислоговые попевки;

  • специфическая манера исполнения - напряженная и громкая;

  • мордовское пение многоголосно.

Глава 3. Песенные жанры.

Песенные жанры:

  • обрядовые песни;

  • исторические песни;

  • лирические песни;

  • мифические песни;

  • частушки;

  • причитания;

  • колыбельные песни;

  • хоровые, игровые и плясовые песни.

Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: эрзянском и мокшанском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д.

Глава 3.1. Обрядовые песни.

Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, таунсяи, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры), похоронные причитания.


Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенные дни во время традиционных праздник. К песням зимнего сезона относятся песни-колядки (их пели во время колядования в Рождественский сочельник), песни-таунсяи (пелись под Новый год, когда мордва совершала праздничные моления в честь бога-покровителя свиней Таунсяя). Основная часть колядки выступает в форме монолога колядующих и реже - в форме диалога. В содержании их высказываются различные пожелания хозяевам дома, чтобы семьи жили богато, счастливо и благополучно. Заклинаются, как правило, хороший урожай, рождение мальчиков, размножение скота и доброе здоровье. По своему содержанию и форме песни-таунсяи во многом напоминают колядки.

Исполняются они так же, как и колядки, почти с теми же обрядами. Разница только в припеве: вместо «каляда» произносится «тауся» или «тавунся».

В группу весенне-летних песен входят песни, посвященные призыву весны (тундонь сееремат), масленичные (ивавама морот), великопостные (вийанамат, уянамат, позярамо морот и др.), вербного воскресенья (вербама морот), песни, посвященные проводам весны. Весенние обряды и песни помогали лучше подготовиться к посеву и уходу за новым урожаем, чтобы своевременно провести посев яровых и огородных культур. В масленичных песнях (ивавань моросо) весело и радостно приветствовался приход весенней теплой погоды. Они отличаются магическим заклинательным характером. Для них свойственны олицетворения явлений природы. В великий пост пелись веселые песни частушечного типа. По своей форме одни песни состоят из 2 - 4 строк, другие - из 5 - 8. Каждая из них начинается или заканчивается припевом. К великопостным песням относятся и песни вербного воскресенья. Их бытование было связано с особым языческим праздником, который мордва устраивала в ночь на вербное воскресенье в честь Вармавы - матери вербы (богини весеннего ветра). Перед рассветом молодежь с вербой в руках отправлялась по домам хлестать спящих вербой. Потом хлестали скотину в хлевах или на выгонах, при этом пели песни. Великопостные песни посвящены общественному и семейному быту, воспеванию труда и любви, весенней обновляющейся природы.


Обряды и песнопения осеннего периода распадаются на два вида: аграрно-общественные (в честь божеств, покровительствующих сбору урожая) и семейно-бытовые, посвященные покровителям дома, двора, гумна.

Глава 3.2.Семейно-обрядовая поэзия.

Семейно-обрядовая поэзия представлена многочисленными свадебными песнями, которые можно разделить на следующие группы: величальные, корильно-величальные и корильные.

Величальными называются песни, в которых изображаются те или иные персонажи свадебного обряда. Величания в адрес участников свадьбы произносятся на разных ее этапах.

Распространены песни с величальными мотивами, в которых в установленном порядке прославляются все действующие на свадьбе лица. Самым распространенным элементом величальных песен были обращения «боярин» и «боярыня», в которых отразились представления крестьянства о хорошей жизни и материальной обеспеченности. Смысл большинства величальных песен, исполняемых на свадьбе, сводится к пожеланиям изобилия и прочной семьи, показу в идеализированном облике представителей рода жениха и невесты. Величальные песни никогда не касались индивидуальных качеств, а выражали народный идеал. В них нет действия, а, следовательно, нет и сюжета. Основным приемом композиции является описание, которое всегда красочно и картинно.

В корильно-величальных песнях героя восхваляют иронически, высмеивают его. Для этого жанра характерны свои стилевые особенности: наличие сатиры и юмора, пародирование добра, красоты, манер поведения. Самый незначительный факт их исполнители могут превратить в насмешку. В них нет тоски, горя, грусти, они наполнены юмором, иронией, их герои ставятся в самые смешные ситуации.

Большой популярностью в свадебной поэзии пользуется жанр корильных песен. Эти песни, как и величальные, посвящались каждому участнику свадьбы в отдельности. Чаще всего величальные и корильные песни сопутствовали друг

другу. Поводом для упрека обычно являлось требование платы, хотя от укоров не мог уйти даже щедро вознаградивший. Сюжеты корильных песен чаще всего связаны с определенным обрядовым действом: выкупом места, платой за величание, дары, угощение, подорожные и т.п. Конфликты в корильных пес-

нях однообразны: почти всегда сталкиваются две стороны - представители рода жениха и невесты. Конфликт в песнях не имеет остроты, чаще всего завершается предложением одарить поющих. Для корильных песен характерна ироническая пародийная форма изображения героев и событий свадебного обряда.

Мордовская обрядовая песня отличается многообразием, богатством тем и форм.

Глава 3.3. Исторические песни.

По мнению известного исследователя и фольклориста А. Н. Маскаева, мордовская историческая песня появляется в XVI веке, однако по изображенным в песне событиям ее можно было бы отнести к XIII веку. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.

В этих песнях отразились все исторические события разных времён, ярко очерчены положительные герои, а те, кто выступает против интересов народа, резко осуждаются.

К самым древним произведениям об исторических судьбах мордвы относятся песни о племенных вождях. Из них наиболее распространены предания и сказания о Тюште, в которых народные певцы воспевают прошлое народа, его исторические судьбы.

Песни эпохи Ивана Грозного - первые произведения исторического жанра, в которых находят четкое отображение крупнейшие события - разгром русскими войсками Казанского ханства в 1552 году и образование русского государства, куда вместе с другими народами вошла и мордва.


В мордовских песнях Иван Грозный изображается прежде всего как покоритель Казани. Таковы песни «Саманька», записанная сельским священником в одном из сел Нижегородского уезда в 1848 году; «На горах то было, на Дятловых», опубликованная на русском языке в «Очерках мордвы» Мельникова-Печерского. Образ Грозного в них не всегда соответствует своему прототипу,

в песнях он идеализирован, окружен ореолом народного уважения. В песнях и преданиях не столько изображается персона царя, сколько само историческое событие - взятие Казани. Демократические черты в образе Грозного - это прежде всего выражение желаемого, выражение народных чаяний.

Песни о ногайском полоне - самые многочисленные и самые популярные произведения исторической тематики. Они отражают подлинные исторические события - многочисленные набеги на русские и мордовские земли степных кочевников. Это не изображение конкретных исторических событий, а их художественное обобщение. В них героями выступают не чудеснорожденные люди, богатыри, обладатели чудесных знаний, а простые люди. Таковы песни «Ой, задумали-решили зарезать мокшанского парня», «Байка Ильин», «Михайло Козаренин», «Сырой дуб», «Кубанская гора», «Дуня Митриевна», «Башкирка», «Соловей кукушку подговаривал», «Не ужилась жена эрзянина», «Сирота Татюша» и другие.

Песни о Степане Разине повторяют русские песни, в которых воспевается удаль, смелость, находчивость атамана. Они воспевают богатую, роскошную жизнь Разина, его самоходные корабли, несущие веселых музыкантов. Как и в русских песнях, в мордовских песнях о Разине он изображается не как руководитель крестьянского движения, а прежде всего как атаман удалых разбойников, как чародей, колдун, умеющий при помощи чар отводить глаза, оставаться не пойманным. Он не боится ни пули, ни пушек, ни воды, умеет уплыть даже на щепочке, ловить пущенные в него пули и т.п.

В произведениях о Крещении мордвы отразилось насильственное обращение в христианство. Крещение воспринималось как угнетение и закрепощение. Примером этому служат песни о воительнице против крещения, мордовской женщине Мамильке, посаженной в тюрьму за свои антицерковные деяния, о

девушке Сиряве, отказавшейся от принятия крещения, за что была посажена в тюрьму и осуждена на смерть. В песнях о крещении отражается борьба мордовского народа за старые религиозные воззрения и против правительственных и церковных притеснителей, борьба за свою независимость.

Песни о Пугачеве в мордовском фольклоре отличаются от песен о Разине и количеством, и содержанием. Песен о Пугачеве больше, чем песен о Разине, в мордовской фольклористике зарегистрировано 35 произведений этого цикла. В песнях Пугачев нередко внешне похож на Разина. Он одет в богатый кафтан, на голове казацкая шапка, обут в сафьяновые сапоги, однако он не просто атаман, а мужицкий царь, который зовет за собой народ. В произведениях Пу

Пугачев называется мордовским национальным героем, родным руководителем. Самыми распространенными песнями этого цикла являются эрзянская песня «Откуда придет родной Пугачев» и мокшанская - «Пугачев». Они отразили ход крестьянского движения в целом и имеющая характер хроники. Пугачев в них назван царем, за которым идет огромное войско, состоящее из людей разных национальностей. Он уничтожает бояр, отнимает у них богатство и раздает его бедным.

Цикл песен о Павле I завершает развитие мордовской исторической поэзии. По своему содержанию они делятся на две группы: в одной царь показывается как заботливый хозяин, пекущийся о судьбах своих поданных, в другой - как человеконенавистник, для которого пролить реки крови, лишь бы удержаться на троне, ничего не составляет. В большинстве (26 из 43) Павел I показан жестоким царем.

Мордовские исторические песни, как и произведения других народов, возникают по горячим следам событий и поэтому многие из них представляют собой их народную оценку.

Глава 3.4. Лирические песни.

Лирические песни занимали и занимают в мордовском фольклоре особое место. Созданные в прошлом, они до сих пор отвечают практическим и эстетическим потребностям народа.


Возникнув в эпоху родового строя, лирика складывалась разными путями. Ее характеризует глубина содержания, разнообразие тематики, многостильность, взаимодействие как с обрядовой песней, так и с эпосом.

Мордовская поэзия творилась, хранилась и исполнялась в основном женщинами. В песнях мордвы нашла отражение жизнь мордвина-землепашца, труженика. Однако основное внимание в лирике уделено судьбе и доле мордовской женщины, ее горю, радостям и надеждам. Эти темы придают поэзии мордвы искренность, непосредственность в выражении чувств и проявлении различных эмоций. В центре лирических произведений находятся герои со своими переживаниями и волнениями.

Исследователь мордовской лирики А. Д. Шуляев пишет: «… мордовская народная лирика - это особая художественная форма отражения действительности, выражающая эстетическое восприятие внутреннего мира и внешнего облика человека, его эмоциональное отношение к жизни». Он выделяет такие группы лирических песен: песни о мироздании и труде, песни о молодежи и любви, песни о семейной жизни, песни о рекрутчине и солдатчине, песни о разбойниках, песни о переселенцах и отходниках, песни социального протеста.

В мордовском песенном репертуаре изображение внешнего мира, его отдельных объектов, пейзаж, образы родной природы играют большую роль и используются очень широко. Оно служит не только иллюстрацией к событию или его фоном, но и активным действующим лицом в раскрытии сюжета. Картины природы связаны с жизнью героев, их волнениями и тревогами. Среди песен, изображающих мир, природу, можно выделить циклы произведений о животных, растениях, родных местах.

В мордовских лирических песнях образно представлена вся жизнь народа, отражены его мечты и повседневный труд, нравы и обычаи. Так в песне «Вирев молян - пиче керян» («В лес пойду - сосну срублю») подробно и с большой любовью описан весь процесс изготовления мордовской национальной рубашки. Вначале героиня идет в лес, рубит деревья, очищает под пашню землю, затем эту пашню распахивает и сеет лен, который на новом месте родится.

В этих песнях прославляется основа жизни человека - труд, отношение к труду, которое определяет нравственный идеал мордовского народа. Такие произведения исполнялись в молодежной среде во время плясок, хороводов. Трагическое единство составляет тема любви и смерти. Чтобы не жить с постылым мужем (стариком или подростком), героиня мордовских песен думает

о смерти, а иногда и умирает за свои идеалы. Эти песни звучат как гимны, посвященные любви.

Во многих песнях девушки, надеясь встретиться с парнем, мечтают превратиться в злаки, траву, деревья, птиц. Земные радости и любовные чувства молодых людей в мордовской поэзии передавались не открыто, а зашифровано,

дабы не разгневать дедов, не осквернить их обычаи. Любовь в песнях изображается то через сны, то через сравнение с птицами, зверями и растениями, тоскующими по домашнему очагу («Шяйгуцьката» - «Цапля»).

Иногда песни этой тематики похожи на загадки, иногда это лирический монолог, напоминающий свадебные причитания невесты. Иные из них целиком посвящены описаниям картин природы.

Вера в силу любви, оптимизм характерны для многих песен. В них воспеваются их духовные и физические качества влюбленных, внешний облик, трудолюбие. Среди песен о любви есть радостные, веселые, шуточные и грустные.

Большой пласт в мордовском фольклоре составляют семейные песни, повествующие о невыносимом положении женщины в замужестве. Их довольно трудно отграничить от песен о любви и отношениях молодежи. Девушка еще в молодости начинает мечтать о счастливом замужестве, о семье.

Тема тяжелой безрадостной жизни женщины проходит через всю семейно-бытовую лирику. Женщина в песнях постоянно жалуется на свою долю, неизменно упрекает родителей за то, что ее выдали замуж за старика, разбойника или ребенка. Вместе с тем мордовская песня носила и оптимистический характер, воспевала любящих супругов и счастливые браки.

Песни построены в основном в вопросно-ответной форме. Они очень эмоциональны.


По своему бытованию и характеру к лирическим песням близки и песни о рекрутчине и солдатчине. В них говорится о событиях, связанных с горьким прощанием рекрута с вольной жизнью, родным селом, улицей, домом, родителями, невестой. Так же в них рассказывается, что богачи вместо своих сыновей обманом, подкупом, подлостью, силой отправляют на службу сирот, бедняков и единственных кормильцев в семье.

Герои этих песен не борются, не защищаются от врагов, не проявляют героизма и храбрости. В песнях о солдатчине нет ни батальных действий, ни кровавых битв. Они лишь отражают настроение солдат или их родных, показывают их думы и страдания, связанные с последствиями солдатчины.

В песенной лирике мордовского народа имеются песни о разбойниках. Основное внимание в них уделяется не образу разбойника, а его поступкам. Он выступает злым и жадным человеком, преследующим низменные цели.

С песнями о женской доле перекликаются песни об отходничестве и переселении мордовских крестьян на чужбину в поисках работы и свободной земли. Основными мотивами этих песен является образ чужой неведомой земли, где оторвавшегося от дома мордвина ждали разные несчастья и беды. Эпизод ухода крестьян, их сборы в дорогу описаны в песнях реалистично, ярко. Далекие страны и заморские земли изображаются, как правило, идеализированно - богатыми и цветущими. Но такие земли героям песен в большинстве случаев найти не удается. Судьба большинства переселенцев заканчивалась печально, вдали от родных мест они гибли. Лишь немногое возвращались под родной кров.

Современная народная лирика мордвы состоит из продолжающих старых песен и вариантов, возникших в более поздние времена, а также из новых образцов.

Глава 3.5. Мифические песни.

Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания - песни-мифы.

Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.

Первоначальное возникновение суши, воды и света связывается в них с образами трех рыб-сестер (или трех рыб-братьев). Представления о рыбах, призванных творить природу, мир, связаны, по всей вероятности, с тотемистическими воззрениями и могли зародиться тогда, когда рыболовство и охота играли исключительно важную роль в жизни первобытных племен.

Тотемистические взгляды отразились, очевидно, в эпических песнях о девушке Катюше, которая живет с медведем в его берлоге и родит детей-медвежат. Родные осуждают девушку, братья убивают ее детей-медвежат и т.д.

В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика - Молнии.

Переход к земледелию (VIII - IX) отразился в знаменитых песнях мифах «Соколт-ракшат» (Сокол и конь»), в которых земледелие символизируется в образе коня, одержавшего в соревнованиях полную победу над соколом. Эти песни свидетельствуют и о высоких идеалах трудового народа - творца эпоса.

В разделе песен мифологического характера обращает также на себя внимание, например, произведение «Мастор чачнесь» («Земля зародилась»), в котором воплощена идея о том, что земля-матушка красива не столько своими лесами и цветущими лугами, сколько людьми, их созидательным трудом.

Идея прославления труда и трудолюбия получила свое яркое воплощение в цикле песен, повествующих о девушке, которая самозабвенно трудится в поле. Героиня отправляется искать достойного себе жениха, ее выбор падает на парня, занимающегося не охотой, не рыбной ловлей, а хлебопашеством. В других песнях дочь царя Тюшти отправляется искать идеального жениха-хлебопашца.

Трудолюбие мордвы и осуждение бездельников отображены во многих песнях, получивших название «Пир богов». В них боги и святые показаны праздными. Во время весенне-полевых работ они устраивают угощения и пиры.

Идея осуждения богов получила классическое художественное воплощение в песнях, в которых высшее божество Нишке делит счастье: богатым - плош-

кой, бедным - ложкой, сиротам - кончиком ложки.

Мордовские мифические песни повествуют о тайнах мироздания, явлениях природы, богах и легендарных героях.

Глава 3.6. Частушки.

До недавнего времени из всех жанров народно - песенного творчества наибольшее распространение имела частушка. Актуальность содержания, активность бытования, художественное своеобразие, способность быстро откликаться на волнующие явления жизни обеспечили ей видное место в фольклоре. В народе ее называют по-разному (нурька морот - «короткие песни», сиде

морот - «частые песни», кштима морот - «плясовые песни», морамань колга морот - «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах - гармонике, балалайке, гитаре. Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.

Исследователь мордовских частушек А. Г. Самошкин показал, что они появились в конце XIX века, о чем свидетельствуют записи М. Е. Евсевьева и воспоминания пожилых носителей мордовской песни. В начале же XX века она становится особенно популярной. Это был молодежных жанр. Частушка высмеивала гуляк, бездельников, рассказывала о любви. Многим частушкам свойственен шутливый тон.

Частушка всегда шла в ногу с современностью и в ней отражались важнейшие события из народной жизни. В частушечном жанре нашли свое отражение события Октябрьской революции, укрепление нового уклада жизни, освобождение женщины от вековой домашней кабалы.

Особым периодом в развитии частушечного жанра являются 30-е годы прошлого столетия. В это время усиливается общественный интерес к народному творчеству. Тематика частушек в это время становится весьма разнообразной. Появляются новые темы, отражающие важнейшие события тех лет. Частушка стала живым голосом современности.


В годы Великой Отечественной войны основной темой частушек стала борьба народа против фашистских захватчиков. Частушка выполняла большую воспитательную работу, мобилизуя людей на самоотверженный труд, способствующий приближению победы.

В послевоенных частушках народ воспевает передовиков труда, славит мир, Родину. Для них характерен общий жизнерадостный тон.

Продолжают развиваться сатирические мотивы, осуждающие лодырей и нерадивых работников, гуляк. В частушках нередко упоминались не только конкретные имена людей, но и названия сел.

Таким образом, в мордовских частушках отразились различные оттенки человеческих отношений. Частушка впитала в себя лучшие песенные традиции мордвы, которые помогли ей обрести гибкую форму, позволили быстро откликаться на актуальные проблемы современности. Частушка заслуженно пользуется любовью и признанием. В настоящее время процесс интенсивного развития частушки продолжается.

Глава 3.7. Причитания.

Причитания - это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны вызвать чувства сострадания, любви и гнева.

Причитания связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.

В свадебных причитаниях, как и во всем обряде, четко выделяются две противопоставленные друг другу группы действующих лиц (род жениха и род невесты). Все образы свадебных героев всегда наделяются неизменными качествами: невеста - грустная, печальная, тоскующая; сваха - лукавая, придирчивая, властная; жених - груб и беспощаден и т.д. Однако в зависимости от конкретных условий в причитания могут вводиться детали, дополняющие и развивающие характеристику героев.

Образ невесты - один из самых эмоциональных и драматичных образов свадебного обряда. В причитаниях характеризуется ее внутреннее состояние.

Художественный образ невесты складывается из прямого выражения ее переживаний и чувств, а также через передачу ее взаимоотношений с другими лицами. Большинство других образов в причитаниях характеризуется через изображение отношений действующих лиц к предстоящему замужеству девушки.

Каждый участник свадьбы в той или иной степени связан с центральным событием и проявляет себя в цепи этих событий. Характеристика основных участников свадьбы имеет вполне реальную основу и объясняется как патриархальным укладом быта дореволюционной деревни, так и традиционной поэтикой причитаний.

Мордовским свадебным причитаниям присущ определенный круг слов и словосочетаний (употребление глаголов в побудительной и понудительной формах, метафорические словосочетания с ярко выраженной экспрессивной окраской, многократными повторами и др.). Общий эмоциональный тон свадебных причитаний окрашен грустными интонациями, характеризующими психологические переживания невесты и других героев обрядового действа. В свадебных причитаниях используются почти все средства традиционной поэтики мордовского фольклора. Все они подчинены раскрытию главной темы свадебного обряда - лишению девушки воли и расставанию с девичеством, родным домом, с улицей и подругами.

Мордовские похоронные причитания представляют собой свободный вид народной лирики, передающей глубину человеческих переживаний.

Похоронные причитания состоят из надгробной и надмогильной частей. Причитания всегда горестны, надрывны, потому что жалобы, содержащиеся в них, связаны с оплакиванием конкретного лица.

Исполнение большей части причитаний по умершим приурочено к определенным моментам похоронного обряда. В них содержатся многочисленные социальные и бытовые мотивы. Но общая тема их одна - выражение горя и скорби по умершему человеку.

Мордовские похоронные причитания содержат в себе самые разнообразные средства традиционной поэтики фольклора: эпитеты, сравнения, символы, ги-

перболу и т.д.

Глава 3.8. Колыбельные песни.

Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку.

В традиционных текстах мордовских колыбельных песен поется о птицах (сороке и вороне), о животных (кошке, коровушке), о предметах домашнего обихода. Но излюбленные у мордовского народа образы сороки и вороны не связаны с призывами сна. Видимо, функцию колыбельных песен такие тексты приобрели в самое недавнее время, так как они лишены традиционных зачинов, концовок. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» - «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» - «Мур, мур, кисонька»).

Большинство мордовских колыбельных песен построено как обращение к ребенку. В них поется о будущем ребенка, о занятиях родителей, о заботах, обременяющих женщину. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь - проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.

Женщина, живущая в нужде, чаще всего, со всеми своими горестями обращалась к ребенку. Со временем из колыбельных песен исчезли слова, говорящие о нужде и заботах. Над колыбелью ребенка в наши дни поются нежные, полные ласки песни.

Нередко колыбельными становятся песенки из сказок. Прозаический текст или совсем забывается, или еще продолжает бытовать, а песня обретает самостоятельность, изменив первоначальную функцию.

Отшлифованные временем колыбельные песни знакомят ребенка с красотой родного языка. Их высокохудожественные тексты имеют неповторимую эмоциональную окраску, которая достигается путем умелого использования народом различных художественных приемов и средств. Мордовские колыбельные песни представляют собой прекрасные образцы устного народного творчества. В них оживает каждая строчка. Особенно удачно подбираются сравнения,

эпитеты, которые играют особую роль в создании ярких и красочных образов, особенно привлекательных для детей. Любовь матери к ребенку выражается обычно с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Все окружающие предметы и животные называются обычно ласково, в уменьшительной форме.

Как правило, стихи в мордовских колыбельных песнях рифмованные. Для них характерна смежная и многократная рифмовка.

Мордовские колыбельные песни отличаются своеобразием и в композиционном отношении. Во всех текстах, за редким исключением, имеется традиционный зачин. Слова зачина могут и замыкать тексты. Колыбельные могут строиться как монолог матери, обращенный к ребенку, различным животным, птицам.

Ухаживая за ребенком, взрослые, как правило, сопровождают свои действия различными словами. Наряду с колыбельными песнями, вызывающие и малыша желание заснуть, в мордовском детском фольклоре заметное место занимают пестушки, потешки, прибаутки.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа с давних пор привлекает внимание деятелей науки и культуры. Ещё участники русской академической экспедиции 1768 - 1774 гг. - И. Лепехин, П. Паллас, И. Георги - отметили разнообразный характер народной словесности мордвы. Так же исследование мордовской песни проводил историк-краевед и педагог В. А. Ауновский. В последующие годы его работу продолжили М. Е. Евсевьев, Х. Паасонен, академик А. А. Шахматов, Л.П. Кирюков, Ю. М. Соколов.

Первые публикации отдельных образцов мордовского фольклора и краткие замечания к ним восходят к тридцатым годам XIX века и отчасти даже к концу XVIII века.

К сожалению, в настоящее время мордовская культура представлена только несколькими популярными исполнителями, которые поют современные песни на мокшанском и эрзянском языках, а также несколькими коллективами, исполняющими традиционную национальную музыку.






Эксперимент

В рамках исследования был проведён эксперимент. В нем участвовали 25 учеников из 1- 4 классов и 25 учащихся старшей школы. Для прослушивания были предложены три народные мелодии (мордовская, русская и башкирская). Меня интересовало, смогут ли участники эксперимента на слух определить мордовскую народную песню.





Из гистограммы видно, что учащиеся старшей школы справились с заданием лучше. Можно предположить, что большую роль в этом сыграл жизненный опыт и изучение мордовской национальной культуры на уроках музыки.








Анкетирование

В анкетировании участвовали 25 учеников 1- 4 классов. Им были предложены следующие вопросы:

  • Знаете ли вы мордовские песни?

  • Часто ли вы их слышите в жизни?

  • Где вы слышите мордовские песни?

  • Влияют ли мордовские песни на ваше настроение?

Результаты анкетирования


















По результатам анкетирования можно сделать вывод, что лишь некоторые мои одноклассники ознакомлены с национальным творчеством нашего села. Мне бы очень хотелось, чтобы в школьной программе больше уделялось УНТ, где глубже изучалась самобытная культура и традиции наших предков. Это позволило бы нам быть более компетентными в этих вопросах.


Заключение

Ученый-медик доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось в сваренное «всмятку»). Рыба от рок музыки гибнет и всплывает на поверхность водоема.

По словам ученых, организм человека работает по определенным биоритмам, которые совпадают с ритмами классической или народной музыки. Поэтому такая музыка может успокаивать, вызывать воспоминания, утешать боль.

Мы родились в Республике Башкортостан, Бижбулякский район в мордовском селе Каменка здесь живут наши родители, жили предки. Здесь даже сама природа с нами на мордовском языке говорит. Мордовская песня способна сплотить людей, внушить уверенность. Она помогает пережить грусть, развеселит во время праздника, убаюкает маленького ребенка.

Мы должны сохранить песенное наследие прошлого и овладеть умением исполнять мордовские песни нашего времени. Как полезнее те овощи и фрукты, которые растут на родной земле, так нужнее те песни, которые поются на родном языке.





Литература

  1. «Мордва», Мордовское книжное издательство, 2010 г.

  2. «Всё о Мордовии», Мордовское книжное издательство, 2011 г.

  3. «Мордовское народное музыкальное искусство» Н. И. Бояркин, Мордовское книжное издательство, 1983 г.

  4. «Традиционное воспитание детей у мордвы» Н. Ф. Беляева, Саранск,

2000 г.

  1. «Мордовское устное народное творчество», Саранск, 1987 г.

  2. «Устно - поэтическое творчество мордовского народа», Саранск, 1963 г.

  3. Интернет - ресурс: portal.do.mrsu.ru/info/folklore/mordvin_folklore/










Приложение


Старинные мордовские музыкальные инструменты


Исследовательская работаМордовская народная песняИсследовательская работаМордовская народная песня

Исследовательская работаМордовская народная песня









Исследовательская работаМордовская народная песня



















Современные коллективы, исполняющие мордовские народные песни

Ансамбль «Торама»

Исследовательская работаМордовская народная песня


Ансамбль «Келу»

Исследовательская работаМордовская народная песня





Исследовательская работаМордовская народная песня


Арт-фолк группа «Морденс»


Исследовательская работаМордовская народная песня

Ансамбль «Умарина»





Мои достижения на конкурсах, где я исполняла мордовские песни



© 2010-2022