СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Проблема качества кадрового потенциала становится все более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования. Мо­дернизация профессионального образования определяет необходимость принципиаль­ного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов с на­чальным профессиональным образованием.Сегодня главной целью начального профессионального образования является не с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Социальное партнерство как форма воспитания гражданской

позиции молодёжи»

Проблема качества кадрового потенциала становится все более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования. Мо­дернизация профессионального образования определяет необходимость принципиаль­ного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов с на­чальным профессиональным образованием.

Сегодня главной целью начального профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для бедующей профессии, сколько развитие творческой активной, социально адаптиро­ванной, конкурентоспособной личности. Современная российская система профессио­нального образования пока не обеспечивает конкурентоспособности своих выпускни­ков на рынке труда, имеет место механический характер планирования подготовки спе­циалистов, воспроизводства рабочей силы, зачастую не находящей спроса на рынке труда.

Пока еще не сложилась практика, когда при формировании и выполнении обра­зовательного заказа учитываются конъюнктура рынка труда, требования работодателей и работников к профессии, и, соответственно, к содержанию образовательных про­грамм. Одним из отрицательных результатов этого, является ситуация, когда обучаю­щиеся не проявляют должной мотивации в освоении знаний, умений и навыков, а за­тем, завершив обучение, не выдерживают условий отбора при трудоустройстве.

Вместе с тем, конкурентоспособность выпускников становится сегодня стержневым показате­лем уровня квалификации любого специалиста, успешности его карьерного роста, вос­требованности в обществе. Профессиональное образование должно сформировать у молодого человека готовность к конкурентной борьбе, обеспечить развитие необходи­мой гаммы адаптивных механизмов и стратегий, позволяющих относительно легко войти в профессию, а при необходимости - освоить новую.

Проведенный анализ структуры, содержания и организационно - педагогических условий образовательного процесса в учреждениях СПО позволил выделить ряд проти­воречий между:

-возрастающей требовательностью работодателей к уроку профессиональной го­товности специалистов - выпускников с одной стороны, и пассивным от­
ношением работодателей к процессу разработки и корректировки содержания образования будущих специалистов, с другой стороны;

потребностью лицеев в социальном партнерстве со всеми заинтересованными в подготовке будущих специалистов сторонами и недостаточным научным осмыс­лением организационно - педагогических и дидактических аспектов социального партнерства в процессе подготовки соответствующих требованиям рынка труда конкурентоспособных специалистов на основе государственного образователь­ного стандарта начального профессионального образования.

Выделенные противоречия выдвигают на первый план в современной системе СПО проблему организации системы социального партнерства для каждого конкретно­го учебного заведения с целью подготовки конкурентоспособных специалистов.

подготовка конкурентоспособного специалиста на основе социального партнер­ства успешна, если:

а)содержание и организационные формы образовательного процесса в ОУСПО будут основаны на сопряжении требований к компетентности и потенциям бу­дущего специалиста - выпускника предъявляемыхгосударством, работодате­
лем, лицеем , студентами;

б) взаимодействие ПЛ с социальными партнерами будет строиться на основе моде­ли социального партнерства, адаптированной к региональному рынку труда, об­разовательным и учебно -призводственным возможностям СПО;

в)удастся установить соответствующие критерии и параметров конкурентоспо

соб­ности и критериев и параметров качества профессионального образования бу­
дущих специалистов - выпускников ПЛ посредством включения социальных па­
раметров в мониторинг процесса профессионального образования и обеспечения
системного единства образовательного мониторинга и обратной связи с работо­
дателем и выпускником - специалистом;

  • интеграция усилий социальных партнеров будет основана на принципах лично-
    стно - ориентированного подхода к организации процесса профессионального
    образования в лицее.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и инструментами ранка труда, государственными и местными органами власти, общественными организация­ми, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех участников этого про­цесса.

В логике развития партнерских связей между профессиональным образованием и экономикой складываются новые подходы к профессиональному ориентированию студентов, управлению их карьерным ростом. Социальный диалог необходим системе профессионального образования в связи с тем, что только в его русле партнерские свя­зи образования и экономики могут стать действенным средством повышения качества и эффективности образования.

Социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среде образовательных учреждений. Социальный диалог и социальное партнерство в профес­сиональном образовании становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации профессионального образования к современным социально - экономическим условиям.

В процессе создания модели социального партнерства можно выделить 3 этапа:

  1. Подготовительный - необходимо организовать сбор данных о региональном рынке
    труда и образовательных услугах. Для этого в нашем лицее создана маркетинговая
    служба.

  2. Организационный - теоретическая разработка модели социального партнерства,
    создание условий ее функционирования, определение круга социальных партнеров,
    заключения необходимых договоров.

  3. Функциональный - организация апробации и корректировки модели, организация
    регулярного мониторинга эффективности системы социального партнерства.

Основной целью создания маркетинговой службы в лицее является формирование условий деятельности социальных партнеров по развитию системы образования и ее ориентации на удовлетворение образовательных потребностей населения (как каждой отдельной личности, так и общества в целом) с учетом потребностей регионального рынка труда (см. схема № 1).

Создание оптимальных условий возможно в том случае, когда проводится предва­рительная диагностическая работа по изучению образовательной ситуации, в которой функционирует образовательный комплекс. Дана аналитическая деятельность должна включить в себя:

  • качественный анализ состояния системы образования;

  • изучение потребностей и запроса на образовательные услуги;

  • анализ состояния и прогноз изменения рынка труда в регионе.

На основе результатов проведенной аналитической деятельности происходит вы­работка управленческого решения по организации функционирования образовательно­го учреждения и системы социального партнерства.

Маркетинговая служба в ПЛ№10 организована на основе приказа директора учи­лища "Об упорядочении маркетинговой деятельности" от 04.09.2000 №118 - осн.

Ответственной за организацию маркетинговой деятельности назначена заместитель директор по УПР Руденко Т.В. В должностные инструкции заместителя директора по УПР, заместителя директора по УПР, главного бухгалтера, диспетчера учебного про­цесса внесены обязанности по осуществлению маркетинговой деятельности.

Руководитель маркетинговой деятельности Руденко Т.В. имеет второе высшее об­разование, ей присвоена квалификация "менеджер образования". Заместитель директо­ра по УПР Никитина Н.Н. с сентября по декабрь 2000 года прошла обучение на курсах повышения квалификации в Международном институте рынка по теме "Маркетинг об­разовательных услуг" в объеме 200 часов.

Ежегодно проводится занятия с мастерами и преподавателями лицея, занятыми в маркетинговой деятельности.

Основной целью маркетинговой службы является обеспечение полного и эффек­тивного удовлетворения потребностей заказчиков образовательных услуг через: 1). Оп­ределение тенденций развития рынка труда; 2). Создание спроса на образовательные услуги У НПО.

Ранок образовательных услуг - система отношений спроса и предложения форм и средств удовлетворения потребностей в образовании, основанная на тесном взаимодей­ствии производителей и потребителей образовательных услуг. Он включает номенкла­туру и ассортимент образовательных услуг, предлагаемых учреждениями различных форм собственности и самостоятельными предпринимателями в определенный интер­вал времени и географически определенном месте, а также совокупность факторов, обеспечивающих оказание этих услуг (преподавательский состав, сервисное сопровож­дение программно - методическое обеспечение).

Изменение тенденций развития рынка труда

  1. Изучение аналитических статей о тенденциях в развитии отрасли в профессиональ­
    ных журналах "Ресторанные ведомости", "Питание и общество". Определение по­
    требностей в кадрах и уровне квалификации специалистов, требующихся на отрас­
    левом рынке.

  2. Анализ данных городской и областной служб занятости о потребности в кадрах и
    наличии стоящих на учете в службе занятости, изучение причин невостребованно­
    сти стоящих на учете в службе занятости, изучение причин невостребованности
    стоящих на учете специалистов при наличии вакансий.

  3. Анализ заявок предпринимательской на выпускников и практикантов, их замечаний
    и пожеланий.

  4. Ознакомление с результатами исследования рынка труда, проведенные Торгово-
    промышленной палатой Самарской области.

  5. Совместная работа с Департаментом потребительского рынка и услуг г. Самары и
    МУП "Самарахлебпрод".

Создание спроса на образовательные услуги

ОСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАсновные потребители образовательных услуг училища

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Молодежь 15-20 лет

Учащиеся ПЛ№10

Взрослое население 20 -

35 лет, нуждающиеся в

переобучении или не

имеющие профессии

Руководители образовательных учреждений

Предприятия разных форм собственности

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАДепартамент науки и обра­зования Администрации Самарской области

Службы занятости

городов и районов

области

Департамент потребитель­ского рынка администра­ции г.Самары

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАБолее 15 лет успешно работает лицей со взрослым населением, но с переходом к рынку в экономике подход к этой работе изменился. Современное состояние сферы общественного питания потребовало расширить спектр сервисных профессий, по кото­рым ведется подготовка. Так были введены профессии бармен, официант, администра­тор.

В 2000 году Федеральная служба занятости Самарской области перешла на дого­ворные отношения с профессиональными училищами,лицеями и объявила конкурс на право обучения и переподготовки безработных граждан. Служба занятости выбора на­шего училища. Залогом успеха стали:

  • востребованность специалистов данного профиля на рынке труда;

  • педагогическое мастерство и компетентность мастеров и преподавателей воз­
    можность постоянного повышение квалификации преподавателей и мастеров;

  • признание работодателями документа лицея об уровне квалификации;

  • авторитет в среде работодателей;

  • гарантированное трудоустройство выпускников, успешная профессиональная
    адаптация;

Работа со взрослыми требует основных методик. Широко применяются активные методы обучения, большое внимание уделяется лабораторным работам, 50 % учебного времени отводится на производственное обучение и производственную практику.

Анализ последних лет показывает, что расчет интерес к курсам повышения квали­фикации.

Это вызвано желанием, обновить профессиональные знания, умения и навыки, по­знакомиться с новыми технологиями, тенденциями в кулинарном искусстве.

Слушатели курсов повышения квалификации особенно требовательны к содержа­нию образования. Специалист востребован, если правильно определен социальный за­каз и подготовка построена в соответствии с запросами работодателей; востребован­ность находится в прямой зависимости от уровня овладения прогрессивными техноло­гиями, способности быстро адаптироваться к требованиям современного производства.

Создание спроса на образовательные услуги

ОСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАсновные потребители образовательных услуг училища

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Молодежь 15-20 лет

Учащиеся ПЛ№10

Взрослое население 20 -

35 лет, нуждающиеся в

переобучении или не

имеющие профессии

Руководители образовательных учреждений

Предприятия разных форм собственности

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАДепартамент науки и обра­зования Администрации Самарской области

Службы занятости

городов и районов

области

Департамент потребитель­ского рынка администра­ции г.Самары

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАБолее 15 лет успешно работает лицей со взрослым населением, но с переходом к рынку в экономике подход к этой работе изменился. Современное состояние сферы общественного питания потребовало расширить спектр сервисных профессий, по кото­рым ведется подготовка. Так были введены профессии бармен, официант, администра­тор.

В 2000 году Федеральная служба занятости Самарской области перешла на дого­ворные отношения с профессиональными училищами,лицеями и объявила конкурс на право обучения и переподготовки безработных граждан. Служба занятости выбора на­шего училища. Залогом успеха стали:

  • востребованность специалистов данного профиля на рынке труда;

  • педагогическое мастерство и компетентность мастеров и преподавателей воз­
    можность постоянного повышение квалификации преподавателей и мастеров;

  • признание работодателями документа лицея об уровне квалификации;

  • авторитет в среде работодателей;

  • гарантированное трудоустройство выпускников, успешная профессиональная
    адаптация;

Работа со взрослыми требует основных методик. Широко применяются активные методы обучения, большое внимание уделяется лабораторным работам, 50 % учебного времени отводится на производственное обучение и производственную практику.

Анализ последних лет показывает, что расчет интерес к курсам повышения квали­фикации.

Это вызвано желанием, обновить профессиональные знания, умения и навыки, по­знакомится с новыми технологиями, тенденциями в кулинарном искусстве.

Слушатели курсов повышения квалификации особенно требовательны к содержа­нию образования. Специалист востребован, если правильно определен социальный за­каз и подготовка построена в соответствии с запросами работодателей; востребован­ность находится в прямой зависимости от уровня овладения прогрессивными техноло­гиями, способности быстро адаптироваться к требованиям современного производства.

Создание спроса на образовательные услуги

ОСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАсновные потребители образовательных услуг училища

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Молодежь 15-20 лет

Учащиеся ПЛ№10

Взрослое население 20 -

35 лет, нуждающиеся в

переобучении или не

имеющие профессии

Руководители образовательных учреждений

Предприятия разных форм собственности

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАДепартамент науки и обра­зования Администрации Самарской области

Службы занятости

городов и районов

области

Департамент потребитель­ского рынка администра­ции г.Самары

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАСОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМАБолее 15 лет успешно работает лицей со взрослым населением, но с переходом к рынку в экономике подход к этой работе изменился. Современное состояние сферы общественного питания потребовало расширить спектр сервисных профессий, по кото­рым ведется подготовка. Так были введены профессии бармен, официант, администра­тор.

В 2000 году Федеральная служба занятости Самарской области перешла на дого­ворные отношения с профессиональными училищами,лицеями и объявила конкурс на право обучения и переподготовки безработных граждан. Служба занятости выбора на­шего училища. Залогом успеха стали:

  • востребованность специалистов данного профиля на рынке труда;

  • педагогическое мастерство и компетентность мастеров и преподавателей воз­
    можность постоянного повышение квалификации преподавателей и мастеров;

  • признание работодателями документа лицея об уровне квалификации;

  • авторитет в среде работодателей;

  • гарантированное трудоустройство выпускников, успешная профессиональная
    адаптация;

Работа со взрослыми требует основных методик. Широко применяются активные методы обучения, большое внимание уделяется лабораторным работам, 50 % учебного времени отводится на производственное обучение и производственную практику.

Анализ последних лет показывает, что расчет интерес к курсам повышения квали­фикации.

Это вызвано желанием, обновить профессиональные знания, умения и навыки, по­знакомится с новыми технологиями, тенденциями в кулинарном искусстве.

Слушатели курсов повышения квалификации особенно требовательны к содержа­нию образования. Специалист востребован, если правильно определен социальный за­каз и подготовка построена в соответствии с запросами работодателей; востребован­ность находится в прямой зависимости от уровня овладения прогрессивными техноло­гиями, способности быстро адаптироваться к требованиям современного производства.

  • Кто будет учить - проблема кадрового обеспечения;

  • На чем учить - проблема учебно-материальной базы образованных учрежде­
    ний.

Для решения этих проблем необходима государственная поддержка, комплексное программно-целевое управление деятельностью учреждений начального и среднего профессионального образования.

О принципиальном согласии российских товаропроизводителей участвовать в соци­альном партнерстве говорил Н. И. Рыжков, президент Российского союза товаропроиз­водителей, он также обратил внимание на то, что "готовящееся вступление России в ВТО обострить проблему подготовки рабочих кадров, и мы должны быть к этому гото­вы. Российским предприятиям нужен конкурентоспособный рабочий с высоким общим образованием, способный воспринимать и новые технологии, и новую организацию труда".

Взаимодействие профессионального лицея и его социальных партнеров будет ус­тойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса.

Задача образовательного учреждебния состоит в том, чтобы найти точки пересече­ния интересов всех субъектов партнерства, создать педагогические условия их обеспе­чения, реализуя интегрированный потенциал.

Если сегодня ведущую роль в управлении профессионального образования России продолжает играть государство, то научный прогноз рисует бесспорную перспективу перераспределения ведущей роли в пользу работодателей и их ассоциаций. Это видно из опыта развития стран, где социальное партнерство является естественной формой существования системы профессионального образования.

Одно из направлений социального партнерства - участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников лицея 77% руководителей учреждений НПО, по данным социологического исследования, считают, что оценку качества подготовки выпускников должны давать именно работодатели и лишь 10% эту функцию доверили бы выпускающему образовательному учреждению. За этими цифрами стоят глубокие процессы изменения общественного сознания, переосмысления основных критериев оценки работы учреждения профессионального образования. В условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции на рынке труда главным экспертом становить­ся работодатель. На сколько объективными являются его критерии оценок? Процесс взаимодействия двух звеньев одной цепи - образовательного учреждения и работодате­ля - образовательного учреждения и работодателя - сложен. Критерий оценки качества подготовки выпускников должны быть определены обеими сторонами социального партнерства. Образовательные учреждения должны не только нести ответственность за качество подготовки своих выпускников, но и должны уметь их защитить от необосно­ванно завышенных или, наоборот, заниженных требований со стороны работодателей.

Абсолютно единодушны работодатели в предпочтительности уровней квалифика­ции для своих рабочих. Все 100% опрошенных хотели бы, чтобы их работники имели 5-6 разрядов, т.е. высокий уровень квалификации. Подавляющее большинство считает, что современный рабочий должен обязательно иметь полное среднее (общее) образова­ние.

Работодатели выделяют ряд дополнительных навыков, которыми должны владеть выпускники: НПО

  • Владение смежными специальностями - 60%.

  • Знание основ экономики - 48%.

  • Знание основ менеджмента - 42%.

  • Владение компьютером - 26%.

  • Кто будет учить - проблема кадрового обеспечения;

  • На чем учить - проблема учебно-материальной базы образованных учрежде­
    ний.

Для решения этих проблем необходима государственная поддержка, комплексное программно-целевое управление деятельностью учреждений начального и среднего профессионального образования.

О принципиальном согласии российских товаропроизводителей участвовать в соци­альном партнерстве говорил Н. И. Рыжков, президент Российского союза товаропроиз­водителей, он также обратил внимание на то, что "готовящееся вступление России в ВТО обострить проблему подготовки рабочих кадров, и мы должны быть к этому гото­вы. Российским предприятиям нужен конкурентоспособный рабочий с высоким общим образованием, способный воспринимать и новые технологии, и новую организацию труда".

Взаимодействие профессионального лицея и его социальных партнеров будет ус­тойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса.

Задача образовательного учреждебния состоит в том, чтобы найти точки пересече­ния интересов всех субъектов партнерства, создать педагогические условия их обеспе­чения, реализуя интегрированный потенциал.

Если сегодня ведущую роль в управлении профессионального образования России продолжает играть государство, то научный прогноз рисует бесспорную перспективу перераспределения ведущей роли в пользу работодателей и их ассоциаций. Это видно из опыта развития стран, где социальное партнерство является естественной формой существования системы профессионального образования.

Одно из направлений социального партнерства - участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников лицея 77% руководителей учреждений НПО, по данным социологического исследования, считают, что оценку качества подготовки выпускников должны давать именно работодатели и лишь 10% эту функцию доверили бы выпускающему образовательному учреждению. За этими цифрами стоят глубокие процессы изменения общественного сознания, переосмысления основных критериев оценки работы учреждения профессионального образования. В условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции на рынке труда главным экспертом становить­ся работодатель. На сколько объективными являются его критерии оценок? Процесс взаимодействия двух звеньев одной цепи - образовательного учреждения и работодате­ля - образовательного учреждения и работодателя - сложен. Критерий оценки качества подготовки выпускников должны быть определены обеими сторонами социального партнерства. Образовательные учреждения должны не только нести ответственность за качество подготовки своих выпускников, но и должны уметь их защитить от необосно­ванно завышенных или, наоборот, заниженных требований со стороны работодателей.

Абсолютно единодушны работодатели в предпочтительности уровней квалифика­ции для своих рабочих. Все 100% опрошенных хотели бы, чтобы их работники имели 5-6 разрядов, т.е. высокий уровень квалификации. Подавляющее большинство считает, что современный рабочий должен обязательно иметь полное среднее (общее) образова­ние.

Работодатели выделяют ряд дополнительных навыков, которыми должны владеть выпускники: НПО

  • Владение смежными специальностями - 60%.

  • Знание основ экономики - 48%.

  • Знание основ менеджмента - 42%.

  • Владение компьютером - 26%.

© 2010-2022