Зачем учителю свободное время?

То, что ученик и его проблемы являются центром «школьной вселенной», никто оспоривать не собирается. Но искусственно препарировать школьные проблемы на отдельные фрагменты также непродуктивно. Поэтому говорить о проблемах детей в отрыве от проблем учителей не имеет смысла. Так что свободное время ученика тесно и органично связано со свободным временем учителя и воспитателя. Об этом мы и поговорим в данной статье.По поводу свободного времени учащихся, хотя бы на словах, проявляется иногда и некот...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Губин Геннадий Александрович,

учитель истории

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

ул. Дружбы, 39, с. Ромашкино,

Сакский р-он, Респ. Крым, 296516

ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?

То, что ученик и его проблемы являются центром «школьной вселенной», никто оспоривать не собирается. Но искусственно препарировать школьные проблемы на отдельные фрагменты также непродуктивно. Поэтому говорить о проблемах детей в отрыве от проблем учителей не имеет смысла. Так что свободное время ученика тесно и органично связано со свободным временем учителя и воспитателя. Об этом мы и поговорим в данной статье.

По поводу свободного времени учащихся, хотя бы на словах, проявляется иногда и некоторая озабоченность. По поводу свободного времени учительства дела обстоят, прямо скажем, неважнецки. Если в прежние времена этой проблематикой занимались, хотя и не столь уж рьяно, профсоюзы, педагогические чиновники и академическая наука, то похоже сейчас до этой проблемы никому нет никакого дела… И совершенно напрасно. Именно от количества и качества этого «свободного времени педагога» зависит успешность и эффективность процесса воспитания и обучения.

В общеобразовательной школе острый дефицит не только свободного времени испытывают абсолютно все. Начнём с администрации школы и учителей. Вы, в самом деле, полагаете, что у директора школы, завуча, учителей есть необходимое время, чтобы оглядеться вокруг и самую малость поразмышлять о том, что творим и что творится? Вы очень наивны или совершенно не знакомы со школьной жизнью: администрация школы и учителя погребены процессом воспроизводства абсолютно никому не нужных (кроме педчиновников снизу доверху) бумаг. Вот и имеем то, что имеем: на бумаге у нас с образованием тишь да благодать, а в реальной жизни - вселенская катастрофа.

Отсутствие необходимого свободного времени негативно отражается на качестве подготовки учителя к уроку. О том, что для качественной подготовки учителя к уроку необходимо это время, законодатель совершенно «забыл» и время на это не предусматривает. Между тем, очевидно, что для качественной подготовки учителя к каждому уроку необходимо снизить учебную нагрузку на учителя до 12-14 учебных часов в неделю. При этом ограничив предельную нагрузку 18 часами в неделю, и, конечно же, значительно увеличив оплату труда учителя. Учитель не должен вести уроки один за другим. Между его уроками обязательно должно быть т.н. «окно» - пауза. Это будет способствовать повышению качества подготовки к следующему уроку. Имеющуюся паузу между своими уроками учитель может использовать и для посещения уроков своих коллег. Законодатель должен предусмотреть оплату этих посещений, как рабочего времени.

Повышение мастерства учителя требует от него постоянного самообразования, которого нынче от учителя требуют все, но создавать условия для этого никто не торопится. Проведение исследования проблем самообразования учителей показало, что в конце 60-х гг. более 30% городских учителей и около 40% сельских не удавалось систематически работать над собой, т.е. самообразованием. Когда же через десять лет спустя повторили обследование, то с удовлетворением обнаружили, что доля таких учителей заметно сократилась. Количество не имеющих возможности систематически повышать свою квалификацию стало составлять примерно 25% и в городах и в селах. Однако в масштабах страны (СССР) это составляло около полумиллиона педагогов. Самая же большая доля не работающих над собой педагогов - это учителя со стажем свыше 5 лет, семейные женщины и те, у кого маленькие дети.

Но это было в прошлом. Сейчас проблема вновь обострилась, но изучением и разрешением её никто не занимается. Упоминавшееся выше обследование показало, что у педагогов того времени заметно увеличилось время, которое они отводили на самообразование. В конце 60-х гг. сельские учителя затрачивали на самообразование около 7 часов в неделю, городские - около 8 часов, а к концу 70-х гг. эта величина поднялась до 11 часов в неделю. Основное время в процессе самообразования (7-8 часов в неделю) учителя затрачивали на просмотр специальных телепередач и чтение художественной литературы; около 3 часов - на чтение газет и общественно-политических журналов; около одного часа - на чтение научной и методической литературы; около 0,7 часа - на занятия в сети политического просвещения и посещение лекций. Телевидение, являясь мощным источником информации, все больше участвовало в самообразовании педагогов.

Конечно же, время наложило свой отпечаток на структуру времени, затрачиваемого ныне педагогами на самообразование и не всегда в лучшую сторону. «Продвинутая» часть педагогов непропорционально много времени тратит на «сидение в Интернете», а большая часть - либо ничего не читает, либо ограничивается минимальным чтением того, что подвернётся под руку. Массовое чтение педагогами методических журналов исчезло практически полностью, ввиду их высокой стоимости. О чтении «толстых» общественно-политических, литературно-художественных изданий и газет вспоминается как о далёком и прекрасном прошлом.

И опять же в организации самообразования вопрос упирается, прежде всего, в свободное время учителя и его материальную обеспеченность. «Как воздух для здоровья, оно необходимо для постоянного духовного обогащения учителя. Отсутствие свободного времени педагога - настоящий бич школы», - писал ещё В.А. Сухомлинский. По мнению специалистов, время на самообразование, повышение уровня образования и квалификации педагогов должно составлять 18 - 20 часов в неделю. Эта величина считается минимумом, необходимым для успешной профессиональной деятельности и духовного роста. Но где найти это «свободное время», если каждую свободную минуту педагог должен думать о дополнительном заработке, чтобы свести концы с концами.

Профессию педагога отнести к разряду «лёгких» язык не поворачивается. Важным условием снятия усталости, эмоционального напряжения является свободное время. О нем мечтают многие учителя. Свободное время как часть внерабочего времени во многом определяется величиной рабочего дня. Уже упоминавшееся выше обследование бюджетов времени учителей показало, что. в конце 60-х гг. оно составляло 52 часа в неделю, а в конце 70-х гг. достигло 54 часов. За этот же период внерабочее время, как у городских, так и у сельских учителей в среднем уменьшилось на 3,5 часа и составляло 65-66% недельного бюджета времени, тогда как у большинства трудящихся Советского Союза оно составляло 75-76% и имело тенденцию к росту. Вот когда началось наступление на свободное время учителя. Теперь о свободном времени учителя не принято упоминать вообще.

Внерабочее время - это время в течение суток (недели, месяца, года) за вычетом рабочего времени; оно включает время на: а) домашний труд; б) удовлетворение физиологических потребностей; в) свободное время.

Время на домашний труд определяется путем сложения затрат, на такие виды деятельности, как покупка промтоваров и продуктов питания, приготовление пищи, уборка помещений, стирка, уход за детьми; труд в личном подсобном хозяйстве и прочие виды повседневной бытовой деятельности. За период с 60-х до 70-х годов прошлого ХХ века время, которое тратили педагоги на домашний труд, сократилось в среднем на 3,5 часа в неделю (с 23,43 часа до 19,33 - у городских учителей и с 24,44 часа до 20,92 часа в неделю у сельских. Это произошло у сельских и у городских учителей главным образом за счет сокращения времени на приготовление пиши и уборку домашних помещений, а у сельских, также за счет некоторого уменьшения времени на ведение личного подсобного хозяйства. В наше же время структура времени на домашний труд наверняка претерпела некоторые изменения, но сведений об этом мы не имею.

Молодые педагоги затрачивают времени на домашний труд примерно на два часа в неделю меньше, чем остальные. Около 70% молодых учителей еще не имеют детей; около 80% городских и 50% сельских молодых учителей не имеют сада, огорода и других элементов личного подсобного хозяйства. Эти два часа в неделю у молодых педагогов распределились на такие виды жизнедеятельности, как сон и уход за собой, а также на самообразование.

Время на удовлетворение физиологических потребностей - это время на сон, питание, уход за собой… В те годы время на эти виды жизнедеятельности увеличилось у педагогов: приблизительно на 1 час и составляло 63,2 часа в неделю. Расходы времени учителей на сон составляли в сельской местности 51 час, в городе 50 часов в неделю; у молодых педагогов почти на час больше. Время на питание на селе также немного больше, чем в городе (7,6 и 7,2 часа соответственно); у молодых педагогов не меньше, хотя многие из них питались не дома, а в столовых н буфетах. На уход за собой городские учителя тратят времени больше (4,9 часа), чем сельские (4,6 часа в неделю); молодые педагоги на уход за собой тратят 5 - 5,3 часа в неделю.

Свободное время, в отличие от первых двух видов внерабочего времени, включающих необходимые виды бытовой деятельности, состоит из таких элементов, выполнение которых в гораздо большей степени зависит от интересов, предпочтений, желаний человека. В структуру свободного времени входят такие виды деятельности, как обучение в заочных и вечерних учебных заведениях, самообразование, общественная работа, воспитание своих детей, физкультура и спорт, отдых и развлечения, творческая деятельность и любительский труд.

По данным ленинградских исследователей, досуг учителя составлял в среднем 25,5 часа в неделю. Причем у педагогов в возрасте 21-23 лет свободного времени больше (30 часов), а у 27-30-летних - меньше (23,6 часа) .

Представляет интерес вопрос и о том, чем и сколько занимались учителя того времени в часы досуга? Какие изменения произошли за эти годы в использовании свободного времени? Время отдыха и развлечений включает время на просмотр телевизионных передач, посещение кино, театров, музеев, прием и посещение гостей, беседы с друзьями, прогулки. По данным обследования, за период с 60-х по 70-е годы ХХ века это время у учителей сократилось вдвое: в городе - с 12 до 6,4 часа; на селе - с 11,8 до 5,1 часа в неделю. На просмотр телевизионных передач (кроме тех, которые вошли в раздел «самообразование») и посещение кино уходило в среднем 3,2 часа в неделю (у молодых учителей 2,8 часа), на общение в кругу семьи - 1,8 часа (у молодых учителей 0,7 часа), на общение с гостями - 0,4 часа, на посещение театров, музеев, выставок - 0,3 часа (у молодых учителей 0,8 часа). Существенных различий в затратах времени на эти виды отдыха у городских и сельских учителей нет. Проведение обследования использования свободного времени современных педагогов ещё ожидает своего исследователя.

К. Маркс рассматривал свободное время как простор для свободной деятельности и развития. Именно таковым свободное время становится, когда в его использовании диалектически сочетаются общественное и личное, когда оно используется для «возвышенной деятельности».

Около 50% годового фонда свободного времени учителей приходится на отпуск. Его продолжительность 48 рабочих дней плюс 8 воскресных; итого почти два месяца и обязательно в самый хороший для отдыха сезон - летом. Это одно из важных социальных благ, предоставленных в нашей стране учителям за их напряженный труд.

По-разному проводили отпуск педагоги разных возрастов; различен характер отпуска у городских и сельских учителей. В ходе указанного исследования были рассмотрели восемь вариантов проведения отпуска: три «домашнего» типа (дома, на даче, в гостях у родных или знакомых) и пять общественно организованных (санаторий, дом отдыха, туристский поход, туристская поездка по стране или за границу).

Большинство учителей того времени (городских и сельских, молодых и старших) проводили свой отпуск дома или в гостях. В санаториях и домах отдыха бывали в основном учителя со стажем свыше 15 лет (среди сельских учителей этого возраста было обеспечено путевками около 12%, среди городских - около 18%). Нынешние педагоги такого блага, хотя полностью и не лишены, но значительно ограничены. В туристских поездках по стране проводили отпуск в основном молодые учителя и педагоги среднего возраста (со стажем от 6 до 15 лет). За границей бывали 3% городских учителей и 2% сельских, в основном среднего возраста. Современный учитель, совершающий туристическую поездку по стране, а тем более за границей - явление почти единичное.

Неожиданно малым оказалось количество учителей того времени, особенно молодых, побывавших в дни своего отпуска в туристических походах. Всего 3-4% городских учителей со стажем до 5 лет и 2-3% педагогов сельских школ предпочли отправиться в поход. Много ли вы знаете нынешних молодых педагогов, прошагавших свой отпуск с рюкзаком за плечами? Я не знаю никого. Возможно, Вам повезло больше.

О полезности и даже необходимости организации туризма в педагогических коллективах говорит не только то, что это активный вид отдыха, способствующий укреплению физических сил, нервной системы, сплочению коллектива, но и то, что он дает большой познавательный эффект, способствует приобретению навыков физического труда, опыта общения и жизни в коллективе. Учителя крайне нуждаются в специальных занятиях и видах отдыха, связанных с двигательной активностью. Физическая культура и спорт, особенно для людей умственного труда, - это не только здоровье и хорошее настроение, но и непременное условие творческой активности, всестороннего развития.

Улучшение культурно-бытовых условий жизни, с одной стороны, возрастание гиподинамии и осознание ее отрицательного действия на здоровье, с другой, в нашем обществе, к сожалению, не ведет к увеличению числа людей, занимающихся физической культурой. В.А. Сухомлинский, придавая большое значение здоровью и настроению педагогов, считал, что не только молодой учитель, но и имеющий 25 - 30-летний стаж педагогического труда должен быть бодрым, неутомимым, для него должно быть не тяжестью, а удовольствием пойти с детьми в поход, заночевать под стогом душистого сена. Во, даёт! Что это - неисправимое прожектёрство педагога-гуманиста? Каждый ответит по-своему.

Стаж (лет)

да

нет

город %

село %

город %

село %

До 5 лет

40

36

36

50

6 - 15

35

30

46

50

16 - 25

35

27

50

55

Свыше 25

36

41

50

44

Почему все-таки вопреки всему - доступности, полезности, жизнерадостности такого вида отдыха он оказался практически на одном из последних мест у учителей? Одной из причин, видимо, является отсутствие молодых мужчин во многих педагогических коллективах. Какой поход, тем более длительный, да еще в суровой природе, без мужчин?

Напряженный труд учителя в течение учебного года и неудовлетворительный отдых летом отражаются на здоровье и настроении. Если плохо прошел один отпуск - не так страшно, а если из года в год одно и то же монотонное времяпрепровождение отпуска, и, чаще всего - дома, без новых знакомых и впечатлений? Удовлетворенность тем, как прошел отпуск, - важный показатель душевного и физического состояния человека, залог высокой работоспособности. На вопрос: «Удовлетворены ли вы своим последним отпуском?» - учителя тех уже далёких лет ответили следующим образом (см. таблицу).

Как видно из таблицы, что большой отпуск далеко не всегда приносит ожидаемое удовлетворение. Особенно не удовлетворены отпуском сельские учителя, оно и понятно: для сельского учителя отпуск чаще всего это время отданное, в подавляющем большинстве случаев, подсобному домашнему хозяйству.

Конечно, нельзя только требовать oт профсоюза и государства организации рационального и полезного отдыха, надо и самим проявлять организаторские способности, инициативу, изобретательность, но для этого педагог должен иметь соответствующее материальное обеспечение. Очевидно, что свободное время как один из важнейших источников, обогащающих личность учителя, нуждается и в существенном увеличении, и в улучшении организации его проведения. Сокращение и упорядочение рабочего времени и трудовых функций педагогов является насущной необходимостью.

«Свободный день» учителя. Да, в педагогической практике существует и такое понятие. Наивно думать, что учитель в школе существует, как в вакууме. Такое ложное представление складывается у посторонних потому, что они знают: учитель работает в классе, где, кроме него и ребят, никого нет. Пришел, дал уроки, ушел, и у него свободное время. Но все это не так.

В свободный от уроков день. И тот же шум, и те же лица.

Иду по улице без цели И долго еще будет длиться

И это вроде панацеи Все та же школа, тот же класс

В свободный от уроков день От детского прикосновенья,

Не думать вовсе ни о чем - Пока живу, не уберечь.

Как соблазнительно безделье! От муки и от озаренья,

Но это чистое безумье - Нет, мне себя не уберечь.

Не думать вовсе ни о чем. A говоришь: свободный день,

Иду куда глаза глядят. А говоришь: идешь без цели.

Мы сами не подозреваем, Звонок. Примолкли этажи.

Куда глаза у нас глядят. Что ж мысль моя по школе бродит?

Мои глаза глядят в меня, Что ищет? Что она находит,

Обозначая их приметы Пока примолкли этажи?

А видят внешние предметы О наши бедные лицеи,

А что во мне? Все тот же класс, Когда у нас свободный день...

Богуславский С.

В этом незатейливом стихотворении достаточно точно показана специфика учительской профессии: думать о школьных делах, мучиться над решением множества школьных проблем практически постоянно. «Часто случается так, - пишет одна учительница,- что где бы ни собрались учителя, говорят только о школе. Не потому ли это, что школа поглощает все время учителя, не оставляя его на увлечения, на развитие личности? Создается впечатление, что учителям и поговорить-то больше не о чем! Интересны ли мы - такие - ученикам?» Есть повод для раздумий.

Казалось бы, все просто: там, где сумели организовать активную и разностороннюю деятельность учеников, творческое взаимодействие педагогов, нет проблем дисциплины. Но и тут нас подстерегают свои опасности. В последние годы мы видим чуть ли не главную задачу школы в том, чтобы до предела занять свободное время ребят: дескать, чем больше они будут у учителей на глазах, тем меньше неприятностей. Один ироничный педагог назвал это педагогикой утомления плоти (добавим, что не только детской, но и собственной… учительской).

Из тысячи лиц в толпе всегда узнаешь учителя по особой печати непреходящей усталости. О каких же интересных делах, о какой радости в школе может идти речь в условиях растущей перегрузки педагогов? Вероятно, не стоило бы так вскользь говорить об этой проблеме, которая ранее не сходила со страниц печати, а сейчас просто никому не нужная, если бы она не имела прямого отношения к теме наших рассуждений. Анализируя так называемые конфликтные ситуации в школе, вы многократно можете убедиться: в девяноста случаях из ста они возникают как результат издерганности и перегруженности учителя.

После шести-семи часов, а то и более, проведенных в школе, еще часа три тратишь дома на подготовку к урокам, да еще проверка тетрадей и дневников, да всевозможные классные и школьные мероприятия - в сумме получается довольно прилично. Это только видимость, что учитель рано освобождается, отведя свои уроки. Дело даже не во времени. Вот то, что после работы многим педагогам не удается отключиться от проблем, связанных со школой, это, действительно, верно. Даже занимаясь совершенно посторонними вещами, вспоминаешь прошедший день и планируешь следующий, вечером звонишь родителям учеников. Даже сны снятся на школьную тематику.

Отсутствие временных критериев воспитательной и учебной работы приводит к тому, что у учителя не остаётся времени на восстановление сил, на пополнение своего педагогического багажа, а в ряде случаев вследствие перегрузок происходит деградация педагога по мере роста его трудового стажа. «Чем меньше у учителя свободного времени... тем скорее наступит время, когда ему нечего будет отдавать воспитанникам», - справедливо предупреждал В.А. Сухомлинский.

Проблема многофункционального характера деятельности педагогов имеет ещё и такую сторону: в связи с тем, что педагоги - чуть ли не единственная социально-профессиональная группа, рабочее время которой не уменьшается, а возрастает, возникает проблема высвобождения времени для не только делового, но и неформального общения. Традиционно сложилось, что роль центра общения учителей в школе играла учительская. Однако в последние годы учителя все реже заглядывают туда (разве для того, чтобы взять или положить журнал, тетради), не рискуя оставить без присмотра свои учебные кабинеты, за которые они отвечают головой и кошельком. В результате в ряде школ учительские переоборудованы в т.н. методические кабинеты.

Но потребность в неформальном общении всё равно востребована. Свыше 70% опрошенных нами педагогов высказались за то, чтобы проводить вместе с коллегами свободное время - коллективно посещать театры, кино, совершать туристические походы и прогулки выходного дня. Высокий процент учителей, выразивших такое желание, связан, видимо, и с тем, что у 40% опрошенных учителей неблагополучно сложилась личная жизнь. И это также одна из издержек профессии.

Перегрузка учителей, вне всякого сомнения, отрицательно сказывается как на психологическом состоянии педагогического коллектива (неудовлетворенность результатами работы, тревожность), так и на его качественном составе. Исследования социологов показали, что школы теряют (потенциально и реально) значительную часть лучших учителей, у которых желание сменить профессию встречается чаще, чем у других. С перегрузками связана и довольно распространенная «болезнь» педагогических коллективов - замыкание на узкопрофессиональных интересах (поскольку на удовлетворение других интересов времени не хватает).

Литература:

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. III

2. Бубнова Н. И., Лесохина Л. Н., Милюкова Л. В. Свободное время учителя. - В кн.: Профессиональная деятельность молодого учителя. М., 1982

3. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. - М.: Знание, 1983

4. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. Т. 4. Киев, 1980

© 2010-2022