• Преподавателю
  • Другое
  • Тема самообразования Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках химии

Тема самообразования Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках химии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования учителя химии и биологии Каневой Зои Анатольевны

Аннотация

«Учитель учится всю жизнь»- это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает методическая деятельность.

Тема: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии».

Цель: собрать накопленный учителями химии материал, который можно использовать при объяснении тем на уроках с использованием технологии ТРКМЧП;

освоить и внедрить новую педагогическую технологию в свою деятельность.

Задачи: обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся;

использование технологии ТРКМЧП в разработке уроков химии;

подготовка поурочных разработок по химии, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием технологии ТРКМЧП.

Основные формы и методы работы

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

Редактирование конспектов уроков, составление презентаций, прохождение курсов повышения квалификации, открытые уроки, выступление МО учителей.

Срок реализации 2009-2015 год

Содержание:

Тема

Сроки

Результат

1

Курсы повышения квалификации по теме: «Современные педагогические технологии»

Ноябрь 2009 год

Получение свидетельства. Участие в мастер-классе по теме «ТРКМ через чтение и письмо»

2

Изучение методической,

педагогической и предметной литературы.

2010-2011 год

Накопление теоретического материала.

3

Участие в мастерской, проводимой на сайте «Центр развития молодежи» по теме «Современные педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)»

2014 год

Получение свидетельства. Знакомство с опытом коллег, работающих в технологии ТРКМЧП. Публикация конспекта урока в копилку мастерской.

4

Разработка уроков химии по технологии ТРКМЧП

2011-2015 год

Открытые уроки химии с приглашением коллег и администрации

5

Участие в конкурсе «Учитель года»

2014 год

Открытый урок с применением технологии критического мышления

6

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи

2013-2015 год.

Распространение опыта работы по технологии ТРКМЧП

«Что такое критическое мышление?»

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

По определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление - «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения».

Данная технология является общепедагогической, надпредметной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Особенности организации

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

За 2011-2015 год были созданы конспекты уроков и презентации с применением ТРКМ по следующим темам:

«Одноатомные спирты, состав, свойства. Их влияние на организм человека» 10 класс

«Мыла и синтетические моющие средства» 10 класс

«Коррозия металлов и способы защиты от коррозии» 9 класс

«Соли» 8 класс

«Жиры, состав, свойства, применение» 10 класс

Крахмал и целлюлоза, свойства, применение» 10 класс

«Оксиды углерода» 9 класс

«Вода» 8 класс

«Металлы и сплавы» 11 класс

«Природные источники углеводородов» 10 класс и др.

Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.


© 2010-2022