- Преподавателю
- Другое
- Тема самообразования Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках химии
Тема самообразования Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках химии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канева З.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема самообразования учителя химии и биологии Каневой Зои Анатольевны
Аннотация
«Учитель учится всю жизнь»- это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает методическая деятельность.
Тема: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии».
Цель: собрать накопленный учителями химии материал, который можно использовать при объяснении тем на уроках с использованием технологии ТРКМЧП;
освоить и внедрить новую педагогическую технологию в свою деятельность.
Задачи: обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся;
использование технологии ТРКМЧП в разработке уроков химии;
подготовка поурочных разработок по химии, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием технологии ТРКМЧП.
Основные формы и методы работы
Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
Редактирование конспектов уроков, составление презентаций, прохождение курсов повышения квалификации, открытые уроки, выступление МО учителей.
Срок реализации 2009-2015 год
Содержание:
№
Тема
Сроки
Результат
1
Курсы повышения квалификации по теме: «Современные педагогические технологии»
Ноябрь 2009 год
Получение свидетельства. Участие в мастер-классе по теме «ТРКМ через чтение и письмо»
2
Изучение методической,
педагогической и предметной литературы.
2010-2011 год
Накопление теоретического материала.
3
Участие в мастерской, проводимой на сайте «Центр развития молодежи» по теме «Современные педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)»
2014 год
Получение свидетельства. Знакомство с опытом коллег, работающих в технологии ТРКМЧП. Публикация конспекта урока в копилку мастерской.
4
Разработка уроков химии по технологии ТРКМЧП
2011-2015 год
Открытые уроки химии с приглашением коллег и администрации
5
Участие в конкурсе «Учитель года»
2014 год
Открытый урок с применением технологии критического мышления
6
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи
2013-2015 год.
Распространение опыта работы по технологии ТРКМЧП
«Что такое критическое мышление?»
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
По определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Критическое мышление - «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения».
Данная технология является общепедагогической, надпредметной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Особенности организации
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
За 2011-2015 год были созданы конспекты уроков и презентации с применением ТРКМ по следующим темам:
«Одноатомные спирты, состав, свойства. Их влияние на организм человека» 10 класс
«Мыла и синтетические моющие средства» 10 класс
«Коррозия металлов и способы защиты от коррозии» 9 класс
«Соли» 8 класс
«Жиры, состав, свойства, применение» 10 класс
Крахмал и целлюлоза, свойства, применение» 10 класс
«Оксиды углерода» 9 класс
«Вода» 8 класс
«Металлы и сплавы» 11 класс
«Природные источники углеводородов» 10 класс и др.
Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.