Доклад Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений учащихся и педагогов

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Р.Г. Каримова,

преподаватель татарского языка и литературы,

Государственное автономное образовательное учреждение «Нижнекамский индустриальный техникум»


В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, несмотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в учебном заведении. От выбора стиля педагогического общения зависит весь процесс обучения.

Необходимость демократизации взаимоотношений между преподавателем и обучающимися обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на обучающихся огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.

На уроках татарского языка и литературы, изучая произведения древних поэтов и писателей, мы затрагиваем общечеловеческие, гуманистические качества.

Каждое общение преподавателя с учащимся в группе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь педагога и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между преподавателем и учащимся.

Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание учащихся учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам преподаватель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с группой.

С каждым днем педагоги подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.

Преподаватель и обучающийся - являются важными фигурами в обучении. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Иногда в учебных заведениях можно столкнуться со следующей ситуацией: преподаватели стремятся улучшить учебу и дисциплину, стремятся подчинить учащихся своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: преподаватели и учащиеся, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - учащиеся отвергают требования преподавателей и школы.

И на преподавателе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого преподавателю необходимо постоянно изучать особенности учеников.

Все начинается с преподавателя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

Преподаватели не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении преподавателя и обучающихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение преподавателя и обучающихся должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса".

Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.

Выделяют два вида общения:

1. Социально-ориентированное.

2. Личностно-ориентированное общение.

В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда преподаватель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учащимся один на один, то общение личностно ориентированно.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого преподавателя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учащихся - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учащимися. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.

Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

В психологии и педагогике разработаны четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Рассмотрим основные стили руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействие.

Авторитарный стиль (разящие стрелы).

Демократический стиль (возвращающийся бумеранг).

Либеральный стиль (плывущий плот)

Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений преподавателя с учащимися. Демократизация здесь это творческий и деловой подход, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.

И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:

"Система образования должна:

- носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.

- создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.

- носить демократический характер управления образованием".

Немаловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, так как интуиция это результат длительной практической работы над собой.

Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях преподавателя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.

В процессе образования необходимо создать следующие условия:

1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.

2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.

3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.



© 2010-2022