Реферат Библиотека как творческая лаборатория

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Қызылжар аудандық білім бөлімі»

Мемлекеттік мекемесінің

«Шаховское орта мектебі»

коммуналдық

мемлекеттік мекемесі

Республика Казахстан

Коммунальное государственное

учреждение

«Шаховская средняя школа»

Государствеенного учреждения

«Кызылжарский районный отдел

образования»






Реферат

«Школьная библиотека-творческая лаборатория

в образовании, общении, досуге детей»





Выполнила

библиотекарь школы

Джамбиесова А.Б.











Шаховское 2014 год

«Школьная библиотека - творческая лаборатория в образовании, общении, досуге детей»

В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и школьного библиотекаря.

Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

В наш век научно-технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи, стереотипы теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл. Ведь теперь, чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на все вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача учителя и нас с вами / библиотекарей/ А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно-технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше, ведь нам - библиотекарям всё сложнее приобщить ребёнка к книге, научиться любить её, дать понять учащимся, что чтение - это духовная пища каждого воспитанного человека. . На сегодняшний день библиотеки приспособились к новым условиям, нашли или находятся в поиске своей ниши, своего пути. Посмотрите, какие существуют разнообразные модели современных школьных библиотек: это музеи, клубы и пр., работающие над созданием различных проектов.

На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в современной цивилизации, стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. Учёные всё ещё продолжают спорить о преимуществах и пагубных последствиях грядущего информационного общества, но бесспорным остаётся его неотвратимость и неизбежность. Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией.

Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой .Главной задачей школьной библиотеки является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях» Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки:

• комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;

• пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

• осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;

• организация и ведение картотек

Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями. Информационная культура личности - это одна из составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий), является информационное мировоззрение - это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе.

И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека. Иными словами, речь идёт об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки: «Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации?

Конечно, школьный библиотекарь сталкивается с серьёзными проблемами, решение которых сегодня - это перспективное видение будущего развития образования в целом. Для получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий, школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай Интернет и персональный компьютер.

Многие думают, что в библиотеку, пусть даже она очень хорошая, идут в основном по заданию. Много ли есть в школе детей, которые сами пойдут за дополнительным материалом просто для себя? И так все перегружены.

На самом деле именно в школьную библиотеку часто идут совсем за другим. Это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима жизни. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, нечаянно, зайдя за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. Ученица 4 класса девочка однажды сказала мне: «В классе нас много, а в библиотеке каждый - один». Я не сразу поняла. В смысле: единственный. Хотя бы потому, что пришёл сюда не строем, не со всеми. И потому, что ты сам выбираешь книжку и за неё расписываешься в формуляре, а значит, - ты большой и самостоятельный. Даже интерьер библиотеки, какая бы маленькая она ни была, в принципе отличается от всех других в школе. Это место релаксации и неформального общения.

И ещё одно. В библиотеке работает человек, с которым у ученика нет официальных отношений учебного процесса. За отношениями с библиотекарем не стоят не сделанные вчера задания (здесь о них не спросят!) или сегодняшняя двойка. Библиотекарь не знает (во всяком случае, может не знать и обычно успешно делает вид, что это так), что ты в классе самый слабенький или самый толстый, что тебя считают занудой или ты подрался с ненавистным Вовкой. Ты пришёл - и ты здесь такой же единственный, как и все другие. Вот почему библиотека в школе зачастую приют именно тех, кому трудно в классе.

Здесь «неожиданно» становятся лидерами застенчивые, лучшими помощниками и консультантами - троечники.

Конечно, библиотекари не обязаны заниматься снятием всяких проблем общения или отношений в классе. Да и не занимаются, как правило. Это дело психологов. Но что библиотека - место психологической разгрузки и изменения социальной роли, это всем известно. И любой профессиональный библиотекарь скажет вам, что своими, библиотечными, средствами может немало помочь ребятам в преодолении их проблем. Конечно, главное его «орудие труда» - книга. Которая вовсе не только источник знания. Она источник той самой общей культуры, которой часто так не хватает в школе.

Библиотека - совершенно особое место в школе. Наши читатели всегда могут познакомиться с книжными новинками, периодическими изданиями, а учителя - с методической литературой. Но, кроме этого, библиотека это совершенно особый мир - мир книг. В нашей школьной библиотеке к сожалению отсутствует читальный зал, но несмотря на это в библиотеке создается особенная атмосфера, настраивающая читателя на работу с книгой и на чтение, которое приносит удовольствие. В библиотеке учащиеся имеют возможность почитать газеты, поработать с энциклопедиями и справочниками. Так же есть возможность взять домой почитать понравившуюся книгу. В нашей библиотеке имеется большая подборка справочной литературы и энциклопедий и многое-многое другое. Эти книги помогают учащимся пополнить свою копилку знаний, написать реферат, выполнить домашнее задание.

Я считаю, что наша библиотека является информационным и культурным центром школы, творческой лабораторией в общении, досуге детей непосредственно участвующим в учебном процессе, а не только обеспечивающим учебными пособиями и текстами конкретные запросы. Ребята любят приходить сюда, иногда даже просто посидеть, обсудить свои проблемы. Им здесь комфортно. Попадая в библиотеку, общаясь со сверстниками, с библиотекарем, подростки развиваются, приобретают знания и умения, а без них, в свою очередь, невозможно творчество или шире, креативность. Можно просто выразить себя, решить свои проблемы, решить не на улице, не в подворотне по советам непрофессионалов, а грамотно, получив (в том числе и в библиотеке) новое знание, которое поможет в этом. Но для этого, как уже говорилось, библиотека должна быть центром такого равноправного общения, а не «храмом», центром современным и «модным». Для моих читателей библиотека сегодня - настоящий информационный центр, где создаются все условия для творческой и научной работы.

И в заключении хочется отметить, что с приходом ребенка в школу перед учителем и библиотекарями стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы, а в современных условиях это сделать всё гораздо сложнее. При этом мы должны помнить, что каждый ребенок - это вновь родившаяся планета.

Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир - вот это главная задача, в решении которой помогает литературное образование.

Эффективность литературного образования зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности на различных этапах учебной деятельности, будь то урок литературы, внеклассного чтения или внеклассной работы. В реализации этой задачи во многом способствует культура чтения . Как заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого к чтению.?

Изучив эту проблему, мы убедились, что этому способствует разнообразие видов нашей работы.












АВТОРСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ

АНСАМБЛЬ



Возраст обучающихся - с 9 до17 лет.

Срок реализации программы - 3 года.

Количество групп - 2 группы.

Количество учащихся в группе - 10 человек.


Автор программы:

Библиотекарь школы

Джамбиесова Ажар Божкеновна












Шаховское 2012




© 2010-2022