Организация управления воспитательным процессом

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация управления воспитательным

процессом как способ повышения его эффективности

Общеизвестно, что социализация молодого человека - это процесс усвоения им в течение жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Однако стихийная социализация индивида может иметь негативный характер и привести к непредсказуемым результатам. Общество заинтересовано в планомерной и целенаправленной, то есть организованной, социализации каждого человека с заранее определенными и заранее прогнозируемыми положительными результатами. Такой организованной формой социализации индивида является воспитание как процесс целенаправленной трансляции социокультурных норм, правил и ценностей, а также исторического опыта от поколения к поколения, который обеспечивает формирование всесторонне развитой личности - полноправного члена общества, обладающего предсказуемыми формами поведения в соответствии с присущими этому обществу.

Деятельность общества, направленная на воспитание нового поколения, реализуется, в частности, и через разветвленную систему воспитательных и учебно-воспитательных заведений. Поэтому управление учебно-воспитательными заведениями предусматривает одновременно и управление процессом воспитания, осуществляемое в пределах этих учреждений.

Управление процессом воспитания в широком смысле этого понятия имеет сложную структуру, что определяется несколькими уровнями.

  1. Микроуровень управления - касается воспитательного процесса, происходящего в системе "воспитатель-воспитанник" и планируется, осуществляется и контролируется лично воспитателем.

  2. Мезоуровень управления - касается воспитательного процесса, происходящего в рамках учебно-воспитательного заведения в системе "администрация заведения - коллектив воспитателей - коллектив воспитанников", и планируется (направляется и контролируется) руководством этого учебно - воспитательного заведения.

  3. На макроуровне управления воспитательным процессом определение генеральных целей и задач воспитания, осуществления общего контроля и применения санкций к его субъектам реализуются специально уполномоченными государственными и общественными органами, которые действуют в интересах всего общества.

В связи с современными тенденциями к усилению процессов экономической глобализации, международной интеграции, формирование единого мирового информационного и социально-культурного пространства, а также декларирование Украиной намерений стать неотъемлемой частью мирового сообщества, в наше время особенно возрастает роль международных организаций, прежде всего ООН, ЮНЕСКО, Европарламента и других, которые формируют глобальные цели и задачи воспитания новых граждан нашей планеты в духе уважения к общечеловеческим демократическим ценностям. Эти организации контролируют выполнение различными государствами, в том числе и Украиной, взятых на себя обязательств по воспитанию собственных граждан согласно мировых общественных норм и ценностей.

Итак, мы приходим к выводу, что в XXI веке управление воспитательным процессом выходит на мегауровень.

В связи с этим необходимо четко представлять рост ответственности за оптимальную организацию управления воспитательным процессом. Особенно это касается микро - и мезоуравней управления воспитательным процессом, ведь именно на этих уровнях происходит непосредственный контакт субъектов и объектов их воспитательного воздействия.

Анализируя деятельность руководства различных учебно-воспитательных учреждений и обобщая собственный опыт работы, мы пришли к выводу, что организацию управления воспитательным процессом в этих заведениях можно условно разделить на несколько типов.

  1. Директивная организация управления воспитательным процессом. Она предусматривает постоянный контроль и вмешательство руководства заведения в деятельность подчиненных на всех этапах осуществления воспитательного процесса, что воспринимается последними как недоверие к их профессиональной компетентности, снижает инициативу и ухудшает моральный климат в коллективе.

  2. Директивно-опосредованная организация управления воспитательным процессом. В этом случае руководство учреждения распределяет обязанности управления воспитательным процессом между его участниками, не вмешивается в ход выполнения воспитательных задач на низовых звеньях и одновременно усиливает контроль руководства за промежуточными результатами процесса.

Такой подход несколько стимулирует инициативу воспитателей, но почти не обращает внимания на воспитанников (учеников, студентов), видя в них не равноправных участников воспитательного процесса, а только объекты воспитательного воздействия. В свою очередь, воспитанники, чувствуя игнорирование своих прав, могут воспринимать инициативу воспитателей как прямое давление и сопротивляться их действиям.

Поэтому более целесообразным, по нашему мнению, является третий тип организации управления воспитательным процессом - опосредованно-косвенный по характеру.
Что это означает?

Осуществляя управление воспитательным процессом на микро - и мезоуровнях, необходимо учитывать, что управление любым процессом - это, прежде всего, его рациональная организация, имеющая целью получение желаемого результата при меньшем количестве затрат. Что касается воспитания, то оно уже само по себе является организованной формой социализации личности.

Социальная активность воспитанников, например учащихся высшего учебного заведения, реализуется через такой демократический институт, как разветвленная система ученического самоуправления. Но довольно часто эта система в учебных заведениях существует лишь номинально, не имея реальных рычагов влияния на ход воспитательного процесса, а лишь служа односторонним проводником воли руководства заведения относительно ученической общественности.

На наш взгляд, такое положение обусловлено именно преобладанием директивного типа организации управления воспитательным процессом, когда руководство учебного заведения рассматривает ученическое самоуправление, или как назойливый раздражитель, или как лишние хлопоты, или даже как досадное бремя или помеху в осуществлении воспитательного процесса по своему усмотрению.

И лишь часть руководителей учебных заведений пытается привлечь ученическое самоуправление до реального участия в воспитательном процессе. И здесь именно от руководителя зависит создать такие условия организации управления воспитательным процессом, с помощью которых этот процесс должен приобрести опосредованно-косвенный характер. С одной стороны, это проявляется в широком привлечении органов ученического самоуправления к организации и управлению воспитательным процессом (то есть органы ученического самоуправления становятся посредником между администрацией и ученическим целом), а с другой - в снятии прямого давления со стороны руководства, что стимулирует инициативность и социальную активность учащихся.

Формирование социальной активности учащихся, создание условий для выявления у каждого из них качеств лидера, способного самореализоваться и повести за собой других, является на сегодня актуальной задачей, когда речь идет об определении главной цели деятельности ученического самоуправления и его роли в воспитательном процессе учебного заведения.

Только при такой организации управления воспитательным процессом, а именно: определение цели и задач воспитательной работы, составления четкого плана, распределению обязанностей, максимального привлечения органов ученического самоуправления, а также обращение внимания руководства на контролирование воспитательного процесса, а на его конечный результат, можно реально повысить эффективность воспитательного процесса.

От этого выиграют как учебное заведение, так и его непосредственный руководитель. Ведь общеизвестно, что постоянный единоличный контроль за меняющейся ситуацией функционирования учебного заведения и ходом всех процессов, которые в нем происходят, является очень утомительным для руководителя.

Вследствие этого организация управления процессом воспитания, которая предусматривает контроль только по результатам этого процесса, потребует значительно меньших затрат, а следовательно, станет более эффективной.

© 2010-2022