• Преподавателю
  • Другое
  • АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В настоящее время школьная практика стремится выйти за рамки традиционного обучения. В развитии теории учебного процесса в современной педагогике можно выделить два основных направления:

- технологическое обучение с четко обозначенными, детально описанными ожидаемыми результатами;

- инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся способности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения личностных смыслов.

Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности.

Известно, что предложенное всем учащимся содержание обучения, усваивается детьми по-разному:

- один не может продемонстрировать усвоенных ранее знаний;

- другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности;

- третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться.

Перед педагогами, психологами встает вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться. Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе.

Познавательная деятельность - сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений к системе познания. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.

Какова позиция самого школьника в познавательной деятельности? Г.И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всегда зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря потрачены сила и энергия учителя.

Функциональное назначение познавательной деятельности:

1. Вооружает знаниями, умениями и навыками.

2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных и эстетических качеств учащихся.

3. Развивает их познавательный интерес, активность, самостоятельность.

4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.

5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Творческая познавательная деятельность характеризуется:

1) высоким уровнем активности учащихся, быстротой обучаемости, смекалки и изобретательности;

2) стремлением добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельностью в выборе и решении задачи, способностью видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях;

3) системой работ, связанных с исследовательской деятельностью.

Г.И. Щукина указывает, что определением активизации познавательной деятельности можно считать следующее: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к ее энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания.

Активизация познавательной деятельности - побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь).

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью. К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и др.

Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Степень включенности в учебный процесс и проявления познавательной активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель от нулевого до самого высокого. Зная психолого-педагогические особенности учащихся, можно выбрать основные направления работы с ними, включить в учебный процесс самые различные виды деятельности, поощряя проявление творчества. Итак, попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся разного уровня активности и определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с ними.

Организация работы с детьми разных уровней активности

Нулевой уровень активности


Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

- пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;

- нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;

- медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно.

- не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;

- проводить минутки психологической разгрузки;

- создавать особую эмоциональную атмосферу урока;

- обращение только по имени, похвала, одобрение, добрый, ласковый тон.


Относительно активный уровень


Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

- заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания;

- охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют

интерес к учению;

- торопливы.

- их внимание можно «держать» вопросами, которые задают сами учащиеся;

- охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом;

- для них очень важна эмоциональная поддержка;

- эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок.


Исполнительно активный уровень


Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

- систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;

- предлагают оригинальные пути решения;

- работают преимущественно самостоятельно;

- начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.

- побуждать к самостоятельности в учении;

- их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации (роль

эксперта, наблюдателя, хранителя знаний);

- формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний.


Творческий уровень


Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

- любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи;

- стремятся к самовыражению через различные

виды творчества.

- специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность;

- создание условий для самореализации личности.


Организация и проведение уроков в классе с различными по уровню активности учащимися предусматривает три основные модели:

- учебные взаимодействия могут реализоваться линейно: последовательная работа педагога с каждой отдельной группой учащихся;

- урок может быть построен на «мозаичном» взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи;

- урок может быть активно-ролевым, когда ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.

«Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении, он будет направлен на делание того, что требует ситуация. Тогда как обучение является результатом, методом учителя. С другой стороны, становится отыскание условий, которые побуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». (Д. Дьюи).

Организация познавательной деятельности обучаемых может решаться как непродуктивными, так и продуктивными приемами.

Непродуктивные приемы


Продуктивные приемы

Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем.

Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос.

Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем.

Даются только самые общие рекомендации: быть внимательными.

Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование.

Преобладают фронтальные формы работы.

Частые паузы в ожидании тишины. Деятельность носит репродуктивный характер.

Активность преподавателя превышает активность обучаемых.

Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися.

Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии.

Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации.

Используются игровые ситуации, соревнование.

Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышления вслух и др.

Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание.

Организуется проблемно-поисковая деятельность.

Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение, приводить в его защиту аргументированные доказательства;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

- рецензировать ответы товарищей, другие творческие работы;

- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, выращивания кристаллов и др.);

- находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

По данной проблеме среди учащихся 5 - 11 классов было проведено анкетирование. В анкетировании участвовало43 учащихся. На вопрос анкеты «Часто ли на уроках Вам предлагаются на выбор разной сложности задания?» получены следующие ответы:

На вопрос «Назовите наиболее запомнившиеся формы работы на уроках» ответы распределились следующим образом:

На вопрос «Часто ли предлагают на дом творческие задания?» данные анкет свидетельствуют:

На вопрос «Каким учащимся предлагают выполнить творческие задания?» получены следующие ответы:

На вопрос «Как, на ваш взгляд, нужно организовать учебный процесс, чтобы было интереснее учиться?» учащиеся предложили следующее:

Анализ посещенных уроков, анкетирование учителей показало, педагоги школы применяют в работе разнообразные приемы, методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

На вопрос «Какие приемы (методы), направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, Вы используете?» ответы распределились следующим образом:

1.

Самостоятельная работа

2.

Дидактические игры

3.

Задания развивающего характера

4.

Дифференцированные и индивидуальные задания

5.

Творческие домашние задания

6.

Практические методы

7.

Проблемные ситуации

8.

Взаимопроверка

9.

Нестандартные уроки

10.

Групповые формы обучения

11.

Поисково-исследовательские методы

12.

Создание учебных презентаций

13.

Учебные дискуссии

14.

Метод проектов не звучал

На вопрос «Каково Ваше мнение о необходимости разработки и апробации приемов педагогической техники, направленных на индивидуализацию обучения?» получены следующие данные:

- дает возможность совершенствовать профессиональное мастерство:

- создать комфортные условия для обучения и совместной деятельности с учащимися:;

- возможность личностно ориентированного подхода к учащимся:

На вопрос «Какие трудности возникают у Вас при использовании этих приемов на уроках?» Большинство учителей указали, что трудностей не возникает. Среди причин, которые затрудняют применение продуктивных приемов и методов, были названы: разноуровневая подготовленность учащихся по предметам, пассивное отношение некоторых учащихся к процессу обучения, недостаточно сформирована речь учащихся.

Все учителя считают, что применение этих приемов активизирует познавательную деятельность учащихся.

На вопрос «Какую роль Вы отводите применению приемов индивидуальной работы с учащимися?» учителя называли все предложенные варианты

- развлекательную, игровую:

- активизирующую внимание школьников:

- разноуровневую организацию образовательного процесса:

- возможность заинтересовать учебным материалом (занимательную):;

- доступность подачи сложного учебного материала:

- отвлекающую от продуктивной работы.

На вопрос «Как часто Вы используете эти приемы?» получены следующие ответы:

- если есть время на уроке;

- индивидуально, с учетом темпа работы учащихся;

- систематически.

Стимулирование творческой активности учащихся требует от учителя кропотливой работы, создания психологического микроклимата на уроке, пробуждения интереса к учебной деятельности и желания добывать знания в процессе самостоятельной работы со стороны учеников. «Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если учитель вокруг себя распространяет дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет. Умеет учить тот, кто учит интересно». (А. Эйнштейн).

Поиски педагогов нашей школы направлены на превращение урока в живое, заинтересованное решение проблемы - в обучение с высокой результативностью. Предлагаем Вам познакомиться с опытом работы наших коллег.

6

© 2010-2022