Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цели деятельности учителя: Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.  Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели деятельности учителя

Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.
Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

Тип урока

практическая работа с источниками с элементами критического мышления.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Научатся определять понятия: законы, ростовщик.

  • Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

Метапредметные:

  • Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляютпоиск необходимой информации для выполнения задания.

  • Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

  • Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Личностные:

  • Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Методы и формы обучения

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.

Образовательные (цифровые) ресурсы

История Древнего мира. Под ред. Годера Г.И.-М:, Просвещение, 2012., карта «Передняя Азия в древности», карточки с текстом законов, инструкция по написанию синквейна.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1444-vavilonskiy-car-hammurapi-i-ego-zakony.

Основные понятия и термины

Законы, ростовщик.Тема урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон?

Что вы знаете о законах?

Зачем нам эти правила поведения? Для чего они создаются?

Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете?

Какие бывают законы?

Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране.

Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:

Закон-это строгое непререкаемое предписание, правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.

Записывают определение в тетрадь.

Фронтальная, записывают определение в тетрадь

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы.

Устные ответы

3. Объяснение нового материала.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1.Вавилонское царство и его расцвет.

Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию - от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).
-Назовите самые крупные города Вавилонии . Покажите их на карте.

Все они подчинились Вавилонскому царю.
Выгодное положение Вавилона давало возможность вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.

2.Личность в истории-Хаммурапи.

Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет, царство хеттов. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.
3.Как нашли законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, собственные мысли;

Записывают тему урока и план урока. .


Показывают на карте города Ур, Урук, Ниппур, Киш.

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы.

Устные ответы,

4. Динамическая пауза.

Выполняют ряд физических упражнений. Это позволяет снять напряжение и переключить внимание на новый вид работы.

5. Самостоятельная работа учащихся с документом

Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца ему отрубали руку. Верите ли вы в это?

Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.
Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним. (Приложение 1)

Читают текст, обдумывают ответы на вопрос, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Фронтальная, групповая, самостоятельная, индивидуальна

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в текстах раздаточного материала

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием.

Представители от групп предлагают ответы на поставленные вопросы. По окончании работы групп организуется обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Действительно ли это были очень суровые законы? Можно ли их назвать справедливыми? Почему? Кого защищали законы царя Хаммурапи?

На основе сообщений группам предлагается написать краткое пятистишие - синквейн, посвятив его законам или Хаммурапи. Если дети не знакомы с технологией написания синквейна, на доске составить инструкцию (Приложение 2) Преподаватель выступает в качестве ведущего, помогает группам составить синквейн.



1. Законы
Вавилонские, древние,
Придуманные, составленные мудрым царем,
Устанавливающие порядок в стране,
Правила.
2. Закон
Жестокий, но справедливый,
Разрешает, запрещает, наказывает,
Карает провинившихся сурово всегда,
Необходимость.
3. Хаммурапи
Знаменитый и мудрый,
Покорял, управлял, укреплял
Могучего государства достойный
Правитель.

Самостоятельная, индивидуальная, фронтальная

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: развивают умение использовать приобретенные знания и умения

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

7. Домашнее задание

§ 14, рабочая тетрадь на печатной основе задания 52,55

В справочнике найти определение понятия «ростовщик» и запишите его в конспект и запомнить его.

Записи в дневниках.

8. Рефлексия учебной деятельности

Что я узнал сегодня нового по данной теме?
Что меня более всего удивило, заинтересовало?

Что вызвало затруднение? Что нужно предпринять, чтобы тема была освоена полностью?

На вертикальном отрезке отметьте уровень освоенности вами темы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Беседа

Приложение 1


Задание для группы №1 Трудовое население страны и законы.

Прочитайте текст (статьи из законов Хаммурапи) и ответьте на вопросы.

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля.
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: "Поле я вновь обработаю", то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.

1.Что составляло основу хозяйства Вавилона, судя по этим законам?

2.Какой труд поощряли законы?

3.Предположите каким было отношение в Вавилона к частной собственности?

4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?

6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?


Задание для группы №2 Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

Прочитайте текст (статьи из законов Хаммурапи) и ответьте на вопросы.

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря.

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?


Задание для группы №3 Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
Прочитайте текст (статьи из законов Хаммурапи) и ответьте на вопросы.

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?

Примерные ответы учащихся.

I группа. Трудовое население страны и законы.
Вопросы к группе:

1.Что составляло основу хозяйства Вавилона, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)
2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)
3.Предположите: каким было отношение в Вавилоне к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)
4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)

II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
Вопросы группе:

1.За какие преступления наказывали в Вавилоне? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Обычно преступников заставляли испытать тоже самое, что они причинили своей жертве, действовало правило «око за око ,зуб за зуб» )
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.

Вопросы группе:

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилоне люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).
2.Как относились в Вавилоне к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра)
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей.
Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей, если были обучены мастерству .За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)
4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?

Приложение 2



Правила написания синквейна

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением

отдельных предметов школа №5»

городского округа город Фролово













Методическая разработка урока

«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

( для 5 класса.)








Автор:
Гриневич Ирина Борисовна, учитель истории,

МКОУ «Средняя общеобразовательная

с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»

городского округа город Фролово; ул.Революционная,17.

Факс:8(84465)2-10-26; е-mail: [email protected]

Телефон: 89608793863











Фролово 2015


© 2010-2022