Статья Здоровьесбережение средствами хореографии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьезбережение школьников средствами хореографии.

ЦЕЛИ работы:

1.Определить значимость физического развития ребенка в становлении гармонично-развитой личности.

2.Обосновать влияние уроков ритмики хореографии на формирование основ здорового образа жизни и полезных привычек школьника.

3.Доказать способность уроков ритмики и хореографии в формировании высокоинтеллектуальной, творческой и физически развитой личности.

4.Сделать вывод соответствуют ли уроки ритмики и хореографии задачам укрепления и сохранения здоровья школьников.

ЗАДАЧИ:

1.Показать роль уроков ритмики и хореографии в становлении физического здоровья школьников.

2.Показать роль уроков ритмики и хореографии в становлении психического здоровья школьников.

3.Проанализировать влияние уроков ритмики и хореографии на повышение адаптивной способности к неблагоприятным факторам внешней среды, развитие согласованности действий зрительного и слухового анализаторов и других факторов здорового детского организма.

ПЛАН:

1.Убедительные проценты.

2.Ритмика, танец и мой опыт:

а)теоретические выводы;

б)пример урока.

3.Хореография учит мыслить, как быть здоровым.

4.Наука: движение и здоровье.

5.Вывод

В настоящее время, когда здоровые дети, согласно данным разных медицинских институтов и учреждений, составляют не более 10 % от общего числа детей, необходимость двигательного развития детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость. Философской концепцией воспитания и образования детей должен стать принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового образа жизни должен быть осознанным. Одним из путей такого направления работы является развитие темпо-ритмических, ритмо-пластических способностей школьников с помощью дополнительного образования по ритмике и хореографии.

Поступление в хореографический класс это - осознанный выбор родителей и детей с надеждой на то, что в процессе обучения в классе с углубленным изучением хореографических дисциплин систематические и регулярные уроки ритмики и хореографии в течение нескольких лет, будут способствовать процессу становления у школьника стойкой жизненной установки на здоровый образ жизни.

Используя свою способность двигаться, человек познавал окружающий мир, тренировал тело и совершенствовал работу мозга. На всех этапах эволюция человека осуществлялась в неразрывной связи с его активной мышечной деятельностью. Особенно существенно значение двигательного режима для формирования здоровья детей и подростков.

Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии.

Между тем у детей, занятых двигательным развитием:

• повышается ферментативная активность крови,

• улучшаются показатели иммунитета,

• уменьшается частота функциональных изменений осанки,

• средняя за год заболеваемость снижается,

• уровень физической и умственной работоспособности повышается.

Валеология выявляет два опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Уроки ритмики и хореографии делают свой и весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения. Ритмика в этом роде уникальна. Цель ее - активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия положительно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Профессор Женевской консерватории и основатель музыкальной ритмики Э.Ж. Далькроз замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».

Ритмика и хореография для школьников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать выше и метать дальше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.

Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать двигательный образ. Занятия ритмикой и хореографией в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.

Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике и хореографии способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка, создает условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни, формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

В своей работе я использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально - ритмическая гимнастика. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно - двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Составляю образно - танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Для развития мышечной силы и гибкости детей использую нетрадиционную методику раздела игропластика, которая основана на элементах древних гимнастических движений и упражнений стретчинга, а также рабочие тетради, где дети графически изображают выученные упражнения. Для реализации поставленных задач на основе программ «Ритмика и танец» А.А.Телегина и «Стретчинг» А.И.Константиновой я разработала программу «Ритмическая гимнастика». Для реализации поставленных целей и задач, я использую нетрадиционные методы и средства преподавания, основанные на личностно - ориентированном обучении. А также использую рабочие тетради на печатной основе, где дети графически отображают изученные движения.

Задачи программы:

1.Формирование хореографических и актерских навыков.

2.Развитие музыкально-ритмического слуха.

3.Формирование навыков совершенного управления своим телом, психо-энергетической саморегуляции.

4.Развитие оздоровительных возможностей организма.

5.Развитие ассоциативного мышления и двигательной памяти.

Занятие длится 40минут.

Примерный план урока:

1.Вводная часть. Разминка. (8 мин.)

Задача разминки - подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующих частях занятия. В нее входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

2.Основная часть. (22мин.)

В данной части дети обучаются новым упражнениям стретчинга и закрепляют уже изученные. Стретчинг - это система работы мышц, суставов и связок тела используемая в качестве прикладной физической дисциплины, существенно повышающей эффективность тренировок танцоров и снижающей спортивный травматизм. Упражнения стретчинга сокращают восстановительный период после тренировок, улучшают координацию движений, гибкость суставов и увеличение амплитуды их движений, повышают тонус мышц, увеличивают их силу, выносливость, выравнивают осанку, стабилизируют психоэмоциональный фон. За одно занятие ученики выполняют упражнения для мышц живота, спины и тазового пояса, укрепления позвоночника, силы мышц ног, плечевого пояса и упражнения для равновесия. И в конечном итоге готовит костный и мышечный корсет к восприятию основ классического танца. Вводятся упражнения балетной гимнастики.

3.Заключительная часть (8мин.)

В этой части решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводится рефлексия через игровой танец.

4.Домашнее задание в рабочих тетрадях (2мин.)

Со второго года обучения в классах с углубленным изучением хореографических дисциплин в нашей школе вводится классический танец, с третьего года обучения народный танец. На этом этапе вводятся более сложные упражнения. Основное условие - все упражнения должны быть доступны физически и понятны детям. Решается и еще одна немаловажная проблема психологического здоровья - это национальное самосознание, гордость за этническую принадлежность.

Весь курс обучения хореографии делиться на практический и теоретический. Этого нет ни в одном танцевальном коллективе, везде преимущественно занимаются только практикой. В теоретической части нашего курса учащиеся осваивают не только методику исполнения того или иного движения, но и то, как правильное или неправильное его исполнение может отразиться на состоянии его здоровья.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды.

Наблюдения показывают, что у младших школьников от 55,5 до 59 % времени каждого урока осанка находится в неоптимальном состоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе.

На уроках хореографии очень много времени как раз отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Постановка корпуса и развитие чувства апломба, т. е. баланса является непрерывной задачей каждого урока хореографии. Так как по последним данным науки, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести, т. е. нарушение осанки и искривление позвоночника (сколиоз) возникают как компенсация нарушений устойчивости позы.

Движение человека - сложный двигательный процесс, осуществляемый посредством взаимодействия человека с окружающей средой. Анализ движений человека опирается на три крупные науки: анатомию, физиологию и механику материальных тел. Анатомия аппарата движения (строение и функции костей, суставов и мышц) дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология раскрывает закономерности деятельности органов движения. Механика учитывает законы, по которым движения осуществляются.

Основные общешкольные предметы, обучая ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, обращаясь к его сознанию, обходят жизненно важное и социально необходимое - так называемое телесное самосознание, эмоционально-эстетическое физическое развитие. «Лучшая гимнастика - это танец!» утверждает М. Плисецкая. Процесс обучения хореографии компенсирует этот пробел, так как непосредственно развивает двигательное самосознание школьника, что значительно расширяет его социальные возможности.

Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% - ко второй, а 14% детей серьезно больны.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь у каждого третьего школьника наблюдаются отклонения в виде плоскостопия или сколиоза. И в этой связи трудно не отметить значение урока хореографии для профилактики данных заболеваний. В своем уроке я как можно больше стараюсь использовать упражнения помогающие избавиться детям от этих недугов. Это разнообразные упражнения для стопы и различные виды шагов. Да буквально каждое движение в уроке призвано положительным образом влиять на опорно-двигательный аппарат. Поэтому урок хореографии в нашей школе имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм школьника.

В рамках школьного МОУ мной были проведены исследования, которые показали, что показатели здоровья у детей хореографических классов на 12-15% лучше чем в остальных классах. Что подтверждает значительный здоровьесберегающий ресурс уроков ритмики и хореографии.

Группы дошкольной подготовки к поступлению в первый хореографический класс, где я работаю, каждый год успешно набираются, их потребительская привлекательность очевидна. И не в последнюю очередь именно потому, что родители делают выбор в пользу здоровьесбережения своих детей.

Родители хорошо понимают, что их ребенок помимо того, что получит в нашей школе достойное базовое образование, он еще научиться быть красивым и здоровым. Последнее время стало очень модно говорить о здоровом образе жизни, люди стали больше уделять внимания своему здоровью и здоровью своих детей. Родители понимают, что посредством физических нагрузок можно поддержать и улучшить состояние здоровья ребенка, поэтому они ведут его в бассейн, спортивную секцию или в хореографический класс.

ВЫВОД: Подводя итог к вышесказанному, необходимо отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей - их здоровья.

Использованная литература:

1.Котельникова.Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Ленинград,1980г.

2.Черникова.Н.М. Система движений классического танца и пути ее изучения. Самара,2008г.

3. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении 2010г.

4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты. // Школа здоровья. -2001. -№ 1.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997.


© 2010-2022