• Преподавателю
  • Другое
  • Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

В связи с тем, что развитие компьютерных технологий затронуло практически все области науки и техники. Не является исключением и школа. В последнее время наряду с традиционными заданиями, нам все чаще предлагаются задания, развивающие творческие способности, самостоятельность, способность самоорганизации, задания, которые учат оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки. Кроме того, наряду с традиционными уроками, в последнее...
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

ТЕСТИРОВАНИЕ, КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ………………..

6

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ……………………………….

8

ПРОГРАММА HOTPOTATOES…………………………………………….

10

1.1Общие сведения о программе…………………………………………

10

1.2Ввод данных…………………………………………………………….

11

1.3Назначение кнопок на панели инструментов…………………………

12

1.4Тестирующие системы, созданные в программе Hotpotatoes………

13

1.5Экспериментальная часть………………………………………………

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий затронуло практически все области науки и техники. Не является исключением и школа. В последнее время наряду с традиционными заданиями, нам все чаще предлагаются задания, развивающие творческие способности, самостоятельность, способность самоорганизации, задания, которые учат оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки. Кроме того, наряду с традиционными уроками, в последнее время интенсивно развивается идея автоматизированного обучения.

Особую актуальность приобретают программы для создания компьютерных тестов. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты авторских систем. Однако широкое распространение получают, как правило, те программные средства, которые просты и не трудоемки в составлении тестовых заданий.

Цель работы: рассмотреть возможности программы HotPotatoes через создание тестирующих систем по информатике.

Задачи:

  1. Изучить популярные на данный момент времени программы для составления тестов.

  2. Рассмотреть программу HotPotatoes.

  3. Разработать и создать электронные тестирующие системы.

Гипотеза: предположим, что с помощью программы HotPotatoes разнообразить формы контроля и оценки знаний учащихся.

Представленная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех разделов. В первом рассматриваются особенности тестирования, как формы контроля знаний. Второй раздел содержит сравнительные характеристики наиболее популярных в настоящее время программ для создания тестов. Третий раздел включает общие сведения о программе HotPotatoes, особенности ввода данных и интерфейс программы. Кроме того представлены примеры тестирующих систем, созданных в программе HotPotatoes и экспериментальная часть.

ТЕСТИРОВАНИЕ, КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Что такое тест? В переводе с английского - испытание, проба, исследование. Тесты известны своей универсальностью и точностью.

Своеобразные проверки используются во всех видах деятельности. Зачем нужны тесты? Они определяют некий уровень способностей человека, правильность работы программ или приборов, состояние здоровья человека и т. д. Для чего нужны тесты в образовании? В сферах образования очень распространенные тесты, ведь учитель может одновременно опросить множество учеников, узнать их мнение о сочинении и т. п. В психологии тесты помогают определить склонность человека к чему-либо, его эмоциональное состояние, адекватность. Можно определить суть проблемы на подсознательном уровне. В медицине используют тест на ВИЧ, различные тест для выявления заболеваний их стадию или склонность. Используют некоторые тесты для определения водительских навыков. С помощью тестов можно самостоятельно определить уровень знаний языка, что важно для тех, кто самостоятельно его изучает.

В целом ответ на вопрос, зачем нужны тесты прост. Тесты они, как и большинство, созданных человеком вещей помогают сэкономить время, найти быстрое решение проблемы и быстро и точно оценить знания человека.

Школьный тест выполняет три основные взаимосвязанные функции.

Во-первых, тест позволяет выявить уровень знаний ученика. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. Во-вторых, функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Кроме того могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста. Третья функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность ученика.

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро определить результаты усвоения материала.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

  • осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

  • обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

  • правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

  • позволяет индивидуализировать работу с учениками;

  • экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов;

  • применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:

  • тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

  • выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ

Существует огромное количество программ для создания тестов, все они отличаются в основном интерфейсом, возможными типами заданий, количеством тестовых вопросов, платным или бесплатным распространением и т.п. Рассмотрим таблицу сравнения некоторых программ для создания тестов:

Таблица 1.

Критерии сравнения

My Test

HotPotatoes

ЕasyQuizzy

Кол-во вопросов в тесте

Не ограничено

Не ограниченно

Не ограничено

Кол-во вариантов ответов в каждом вопросе

10

Не ограниченно

Не ограничено

Возможность прикрепить рисунок, звуковой файл

+

+

Только рисунок

Стоимость программы

бесплатно

бесплатно

~25.00$

Типы вопросов

9 типов

- одиночный выбор,

- множественный выбор,

- установление порядка следования,

- установление соответствия,

- указание истинности или ложности утверждений,

- ручной ввод числа (чисел),

- ручной ввод текста,

- выбор места на изображении,

- перестановка букв.

10 типов

- Викторина (4 типа заданий)

- Заполнение пропусков

- Установление соответствий (3 типа заданий)

- Кроссворд

- Восстановление последовательности

6 типов

- Альтернативный выбор

- Выбор одного правильного ответа

- Выбор нескольких правильных ответов

- Установление правильной последовательности

- Установление соответствия

- Свободный ответ

Возможность установки в операционной системе Linux

возможно

возможно

нет

Особенности

Организация локального и сетевого тестирования

Созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы.

-

Из сводной таблицы оценивания по выделенным нами критериям, мы можем видеть, что наиболее предпочтительна по сравнению с другими конструкторами тестовая оболочка HotPotatoes, поскольку она дает возможность создавать задания различных типов, кроме того задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, поэтому для их использования необходим только веб-браузер (например Internet Explorer).

ПРОГРАММА HOTPOTATOES

  1. Общие сведения о программе

Программа «Hot Potatoes» предназначена для создания интерактивных упражнений разных видов. Все что требуется - это ввести данные (вопросы, ответы…) и нажать нужную кнопку. Все остальное программа сделает за Вас. Упражнения сохраняются в виде Web-страниц (файлы с расширением .htm), которые и следует загружать на компьютеры учеников.

Настройки программы можно перевести на любой язык, в том числе и русский.

Программа «Hot Potatoes» состоит из 5 основных блоков:

  • Викторина JQuiz. Этот блок программы создает викторины, основанные на вопросах. Вопросы могут быть 4 типов: альтернативные, короткие ответы, множественный выбор, смешанные.

  • Заполнение пробелов JCloze. Программа создает упражнения на заполнение пропусков.

  • Кроссворд JCross. Программа создает кроссворд.

  • Восстановление последовательности JMix. Программа создает упражнения с перемешанными буквами в словах или перемешанными словами в предложении.

  • Поиск соответствий JMatch. С помощью этого блока программы можно создать упражнение на соотнесение или порядок. Слева расположены вопросы в виде слов, текста или картинок, а справа - перепутанные соответствия.

  • Шестой блок программы называется Инструменты The Masher. Этот раздел программы позволяет объединить между собой упражнения, созданные в разных блоках.

Все упражнения выполняются в режиме тренировки. Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Есть возможность взять подсказку в форме 1 буквы ответа. Неудачные попытки и подсказки приводят к снижению оценки.

Общие для всех заданий настройки позволяют изменить:

  • подзаголовки и инструкции к заданиям (Название/ Инструкции);

  • тексты помощи и обратной связи названия кнопок и их использование/не использование в упражнении (Кнопки);

  • комментарии (Подсказки/Комментарии);

  • оформление заданий - шрифт, цвет фона, текста и т.п. (Внешний вид);

  • установка таймера, ограничивающего время выполнения задания (Таймер).

Дополнительные изменения представлены в окне вкладки (Другое).

  1. Ввод данных

  1. Запустить программу Hot Potatoes;

  2. Выбрать необходимый блок программы с помощью значков (картофелин) на экране или с помощью пункта меню «Potatoes» (Упражнения);

JCloze - Заполнение пропусков

JMix - Восстановление последовательности

JMatch -
Установление соответствий

JQuiz -Вопросы с множественным выбором ответа

JCross - Кроссворд

The Masher -
Инструменты

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»



  1. В рабочей области выбранного блока ввести языковой материал упражнения, а также дополнительные тексты, гиперссылки и иллюстративный материал (изображения, звук, видео). Тексты заданий можно ввести с помощью клавиатуры или скопировать из готовых файлов.

  2. При необходимости внести изменения в настройку конфигурации упражнения.

1.3. Назначение кнопок на панели инструментов

Кнопки на панели инструментов позволяют реализовать быстрый доступ
к основным операциям создания упражнений, представленных в различных пунктах меню программы:

  1. Редактирование текста упражнения - «Редактировать» - стандартные кнопки: «вырезать», «копировать», «вставить», «удалить»;

  2. Настройка конфигурации упражнения - «Выбор»

  3. Преобразование данных в веб-страницу (сохранение и просмотр упражнения) - «Файл» - «создать Вебстраницу» - «Вебстраница для браузеров версии 6»;

  4. Сохранение файла данных - «Файл» - «сохранить»;

  5. Выход из программы - «Файл» - «выход»,

а также ряду дополнительных функций:

  1. Сохранение файла данных под другим именем - «Файл» - «сохранить как»;

  2. Включение текста в упражнение - «Файл» - «добавить текст»;

  3. Открытие файла данных существующего упражнения для редактирования - «Файл» - «открыть»;

6. Сохранить
файл под другим именем

1. Редактирование
текста задания

2. Изменить конфигурацию

10. Справка

9. Создать новое упражнение

8. Открыть файл данных

4. Сохранить файл данных

3. Преобразовать
в веб-страницу (файл упражнения)

5. Выход
из программы

7. Включить
в упражнение текст

Создание нового упражнения в этом же блоке программы «Файл» - «новый»;

  1. «Помощь».



Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»



Кроме того, в ряде блоков программы на панель инструментов выносятся и другие кнопки - для быстрого доступа к операциям, необходимых только для создания определенных типов упражнений (например, автоматическое создание сетки кроссворда в JCross, выполнение заданий с помощью перемещения мышью в JMatch, вставка гиперссылок, рисунков, объектов и др.)

1.4. Тестирующие системы, созданные в программе Hotpotatoes

В программе Hotpotatoes нами было разработано несколько тестирующих систем, включающих тесты разного уровня сложности и разного оформления, кроссворды с выводом на экран результатов работы.

Примеры тестов:

Тест с выбором ответов (JQuiz)

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

В программе JQuiz предоставляются дополнительные возможности для настройки конфигурации заданий:

  • изменять порядок вопросов при каждой загрузке задания;

  • показывать количество вопросов, на которых был дан правильный ответ с первой попытки;

  • показывать общую оценку после каждого правильного ответа;

  • учитывать регистр букв (строчные, прописные) при проверке ответа.

  • показывать список других возможных верных ответов;

  • установить количество попыток ввода короткого ответа, после которых задание трансформируется в вопрос с множественным выбором ответа (настройка используется в вопросах смешанного типа);

  • использовать экранную клавиатуру (для коротких ответов);

  • выводить на экран заданное количество вопросов.

Заполнение пропусков (JCloze)


По желанию составителя теста пропущенные слова могут выводить в отдельной строке вопроса, а могут не выводиться. На рисунках приведены два варианта одного и того же задания.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Кроме того можно использовать выпадающий список вместо текстового окошка, тогда пропущенное слово необходимо выбирать из предложенных вариантов. Настройки программы позволяют выводить в тесте набор клавиш с буквами, которые используются для ввода пропущенных слов.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Восстановление последовательности (JMix)

Задания предполагают составление последовательности с помощью щелчка по слову или букве, а так же с помощью перетаскивания слов (букв) в определенном порядке.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Установление соответствий (JMatch)

В этой программе возможно применение трех разных форматов тестов:

  • установление соответствия используя перетаскивание мышью;

  • использование раскрывающегося списка, из которого выбирается нужный пункт;

  • использование карточек для запоминания слов и выражений.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

При выполнении задания, созданного с использованием карточек, на экране сначала появляется карточка с текстом из одного поля задания, после нажатия на кнопку Следующий - две карточки с правильным вариантом соответствия.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

Кроссворд ( JCross)Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»



Для размещения слов в кроссворде существуют два режима:

  • ручное размещение слов;

  • автоматическое размещение слов.

При ручном размещении слов положение слов в сетке определяется пользователем: слова буква за буквой вводятся в поле кроссворда.

Определения к каждому слову могут появляться все сразу, как в кроссвордах, публикуемых в газетах и журналах, или же по одному определению.

Выполнение задания - кроссворда заключается в следующих действиях. Ученик выбирает первую клетку слова в кроссворде. При щелчке на этой кнопке появляется определение соответствующего слова, вне зависимости от того, есть полный список слов и определений или нет. Последовательность заполнения кроссворда произвольная. После заполнения всех клеток кроссворда можно проверить верность заполнения.

Инструменты (The Masher)

Этот раздел программы позволяет объединить между собой упражнения, созданные в разных блоках.

Урок информатики по теме «Исследование функциональных возможностей программы HotPotatoes для создания электронных тестирующих систем»

1.5. Экспериментальная часть

С целью выявления преимуществ тестов, созданных в программе HotPotatoes перед традиционными формами тестирования, нами был проведен ряд экспериментов.

Эксперимент 1. Исследование проводилось в двух классах. В 6А классе тестирование проводилось традиционным способом. В 6Б классе использовались тесты, разработанные нами в программе HotPotatoes. По своему содержанию тесты не отличались.

Результат эксперимента: значительно сократилось время на проверку работ учеников, так как результат высвечивался на экране в процентном соотношении, и было достаточно, установив в соответствие процентам оценки перенести их в журнал.

Эксперимент 2. Для проверки знаний по изученной теме ученикам 7 класса было предложено самостоятельно выбрать форму контроля. Из 16 человек 11 предпочли решать тестовые задания на компьютере. Трое решили пройти традиционный тест. Двое не выразили никаких предпочтений.

Результат эксперимента: ученикам гораздо интереснее проходить компьютерное тестирование, что способствует росту их познавательной активности. Для ученика интересно не столько само знание, сколько метод его приобретения, в процессе активной мыслительной и познавательной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе рассматривалась программа для создания электронных тестирующих систем HotPotatoes.

Программа HotPotatoes расширяет возможности традиционного обучения, делает учебный процесс более разнообразным, дополняет привычные средства обучения, помогает улучшить и закрепить получаемые знания, увеличить интерес к урокам.

Данная программа дает возможность создавать и применять на уроках тестирующие системы разных типов: тесты разных уровней сложности и разной формы, электронных кроссвордов.

Создание кроссворда служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Способствует развитию творческих способностей и тренировки памяти.

Особенностью программы является возможность сохранять задания в стандартном формате веб-страницы, что позволило нам опубликовать созданные тесты на сайте школы. Ученики имеют возможность самостоятельно оценить свои знания по темам, а родители уровень подготовки своего ребенка, т.к. задания могут выполняться с домашнего компьютера. Созданные тесты учитель может применять на уроке для оценки знаний учеников.

В ходе выполнения работы были применены следующие основные методы исследования: описательный и сравнительный методы. Кроме того, важным методом данного исследования является эксперимент.

Гипотеза, которая ставилась в начале работы, оправдалось, все цели работы достигнуты, задачи выполнены.

Планируется продолжить изучение программы HotPotatoes и создать электронный учебник по информатике, включающий теоретический материал, практические задания и контрольную работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. - М.: АСТ-ПРЕСС:Инфорком-Пресс. 2001. - 336 с.

  2. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. - М.: «Интеллект-Центр». 2006. - 96 с.

  3. e-crossword.ru (дата обращения 13.09.2012)

  4. nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library (дата обращения 13.09.2012)

  5. sites.google.com/site/masterklassy/master-klass-hotpotatoes (дата обращения 24.09.2012)

  6. hotpot.uvic.ca (дата обращения 03.10.2012)

  7. papshuli.narod.ru/load/hot_potatoes.html (дата обращения 03.10.2012)

  8. mytest.klyaksa.net/htm/download/ (дата обращения 18.10.2012)

  9. g-sv.ru/drupal/node/20 (дата обращения 18.10.2012)

  10. easyquizzy.ru/ (дата обращения 24.09.2012)

19


© 2010-2022