- Преподавателю
- Другое
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чепикова М.А. |
Дата | 18.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего и полного (среднего) образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», современная Концепция ФГОС о Духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Комплексная региональная программа «Духовно-нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области на 2012-2015 годы».
Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени основного общего и полного (среднего) образования:
Целью духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени основного общего и полного (среднего) образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего основного общего и полного среднего образования и предусматривают:
в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
воспитательной деятельности
Направления воспитания
Ценностные установки
Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- учащиеся имеют представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- учащиеся имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Развитие нравственных чувств и этического сознания.
Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,
равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности
- учащиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие
- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
- учащиеся имеют представления о различных профессиях;
- учащиеся обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- учащиеся имеют опыт участия в различных видах деятельности;
- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое.
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
- учащиеся имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- учащиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- у учащихся есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- учащиеся имеют представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- учащиеся имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- у учащихся есть опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания
Задачи воспитания
Виды и формы воспитательных мероприятий
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- духовно-нравственное становление личности;
-развитие ценностно-смысловой сферы личности,
-развитие у ребенка способности делать осознанный нравственный выбор, оценивать свои поступки с точки зрения нравственных ориентиров и ценностей;
воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
-формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;
-формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания; формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.
- беседа, экскурсия
- классный час
- туристическая деятельность, краеведческая работа - просмотр кинофильмов - путешествия по историческим и памятным местам.
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования - изучение вариативных учебных дисциплин;
- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детским объединением
- встречи с ветеранами и военнослужащими
Формирование нравственных чувств и этического сознания
- развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;
- повышение уровня воспитанности обучающихся;
- развитие умений и навыков социального общения;
воспитание культуры общения, культуры поведения;
- создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;
- формирование социальной активности личности учащихся.
- сформировать представления о базовых национальных российских ценностях;
- сформировать представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
- беседа, экскурсии, заочные путешествия
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции
- художественные выставки, уроки этики
- встречи с религиозными деятелями - классный час
- просмотр учебных фильмов
- праздники, коллективные игры
- акции благотворительности, милосердия
- творческие проекты, презентации
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать представления о профессиях;
- сформировать навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий
- беседа
- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические
- праздники труда, ярмарки,
- конкурсы
- реализация проекта «Территория»
- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции
Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
- создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- сформировать представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
- беседа, просмотр учебных фильмов
- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий
- прогулки на природе для укрепления своего здоровья
- урок физической культуры
- спортивные секции
- подвижные игры
- туристические походы
- спортивные соревнования
- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- сформировать опыт природоохранительной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- предметные уроки
- беседа, просмотр учебных фильмов
-экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты
- участие в деятельности детско-юношеских
общественных экологических организаций
- волонтерская деятельность
Формирование ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
-овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды
предметные уроки
- беседа, просмотр учебных фильмов
-экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамбле; посещение музеев, выставок
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных
- участие в художественном оформлении помещений
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
-
воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
-
эффекта - последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы и в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
В результате реализации Программы ожидается:
-
В школе, как в образовательной системе:
создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
-
В образе выпускника:
-
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-
в историко - краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
они способны к изменению самих себя.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Критерии успешности нравственного образования
-
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников - положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
-
Результаты исследования формирования классных коллективов - рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
-
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
-
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой - положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
-
Результаты внешней экспертизы работы школы - успешное участие школы в национальном проекте «Образование».