Применение деятельностного подхода в преподавании фармакологии в ССУЗе

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение деятельностного подхода в преподавании фармакологии в ССУЗе

Кузьмина Лилия Петровна,

ОБОУ СПО «Щигровский медицинский колледж»,

преподаватель

Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала - всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Современная экономика требует применения на рынке труда работников, обладающих профессиональными компетенциями и высокой мобильностью, что влечет за собой качественную подготовку выпускников профессиональных образовательных учреждений.

ФГОС предполагают качество обучения, которое обеспечивается не столько усвоением студентами определенной суммы знаний, сколько умением приобретать новые умения и навыки и применять их для решения конкретных производственных задач.

При организации занятий изменился сам характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Эти отношения приобрели характер «наставничества», партнерства.

Преподавателю необходимо:

  1. увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

  2. проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

  3. стараться избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

Арсенал используемых лекарственных средств увеличивается постоянно, что создает определенные проблемы для обучения - фармакология всегда была и есть одной из наиболее «трудных» учебных дисциплин, требующей много времени и сил для освоения и актуализации огромного объема необходимой информации.

Современная фармакология находится на стыке многих наук - фармацевтических, химических, биологических, медицинских. Как и все эти дисциплины, она «обслуживает» ведущий метод профилактики и лечения заболеваний - фармакотерапию, и развивается чрезвычайно динамично. Это связано с тем, что в настоящее время появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические методы получения лекарственных веществ и новые технологии лекарственных форм. Номенклатура зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов составляет несколько десятков тысяч наименований.

Такое прогрессивное увеличение объема информации по фармакологии ставит перед преподавателем серьезные задачи по совершенствованию педагогического процесса.

Эта система обучения общепринята, то есть является универсальной. Она проводится по единой схеме, которая включает в себя лекционный курс, самостоятельную подготовку с использованием учебно-методической и справочной литературы, практические занятия (включающие экспериментальную часть), завершающиеся экзаменом. Перечень, порядок и содержание лекций, практических занятий также везде универсальны - от общей фармакологии к частной.

Особую сложность в преподавании фармакологии составляет именно постоянно меняющаяся номенклатура - динамичный перечень зарегистрированных, то есть разрешенных к обращению, лекарственных препаратов. Так, в Российской Федерации установлен 5-летний срок государственной регистрации, после которого лекарственный препарат может быть или перерегистрирован (причем часто - с существенными изменениями в описании), или же «исчезнуть» из номенклатуры - временно или навсегда. Периодически реестр препаратов пополняют новые лекарственные средства и даже новые группы лекарственных средств. Поскольку ежегодные печатные справочные издания (РЛС, Видаль и др.) содержат информацию, как правило, 9-месячной и более давности (цикл подготовки этих книг), информация о лекарственном средстве может быть актуальной только в случае ее ежедневного получения с использованием Интернета (на drugreg.ru, rlsnet.ru и др.).

Большую сложность также представляют постоянно меняющиеся представления о механизмах действия лекарственных веществ, их зарегистрированных показаниях и противопоказаниях к применению, побочных эффектах, формах выпуска, режимах дозирования и других аспектов обращения лекарственных средств. Это связано с тем, что прогресс фармакологии, подкрепленный колоссальной финансовой подпиткой фармацевтических компаний, стремящихся найти конкурентные преимущества своей продукции, приводит к постоянному изменению информации о лекарственных средствах.

Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить «один раз и навсегда». Фактически, добросовестным преподавателям фармакологии приходится каждый год заново готовиться и к лекциям, и к текущим занятиям, постоянно актуализируя и анализируя информацию, получаемую из самых разных источников.

К сожалению, по разным причинам на занятиях практически прекратились постановки экспериментов, что сделало обучение фармакологии менее доказательным (как науки), и менее наглядным (как предмета обучения). Использование видеоматериалов и муляжей снимает эту проблему лишь частично, поскольку не позволяет дать студентам полноценные практические навыки экспериментальной части фармакологии.

Поэтому, применяя элементы деятельностного подхода, стараюсь на занятиях максимально использовать возможности эксперимента, что позволяет студентам воочию убедиться в действии многих препаратов или даже испытать их действие на себе. Можно сколько угодно раз объяснять, что такое, например, вяжущее действие лекарств, но если студенты прополощут рот отваром коры дуба, они это действие ощутят на себе. Я приведу несколько примеров возможных экспериментов на практических занятиях по фармакологии: влияние различных концентраций этилового спирта на белок; действие адреналина на капилляры языка лягушки; действие сердечных гликозидов на сердце лягушки; влияние нитроглицерина на АД; влияние натрия цитрата, гепарина и неодикумарина на процесс свертывания крови; адсорбционная способность активированного угля; действие горчичников на кожу; рефлекторное действие аммиака на дыхание и сердечную деятельность.

Организация подобных экспериментальных исследований на занятиях по фармакологии позволяет студентам самостоятельно реализовывать один из основных принципов медицины - доказательность.

Подобная организация занятий позволит студентам в дальнейшей их деятельности самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по фармакологии; знать базовую, и критически оценивать новую информацию о лекарственных средствах; давать консультацию о рациональном применении лекарственных средств.

Для успешного решения этих целей необходимы не только базовые знания различных общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, но и глубокая систематическая самоподготовка студентов, базирующаяся на оптимальной форме методики преподавания предмета.

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно - коммуникативной культуры студентов. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию прочных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

© 2010-2022