Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













Рабочая ПРОГРАММа




Учебной дисциплины ОП.12 Экономика отрасли

Для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)























2015

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией гуманитарных и обществоведческих дисциплин, физической культуры и ОБЖ

Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель ________Плющова М.А.

Соответствует с квалификационной характеристикой по специальности среднего профессионального образования 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Заместитель директора по УР и ТО _____________

_____________ 20____г

Заместитель директора по УПР _____________ Ф.М.Чистяков

_____________ 20____г



Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»



Разработчики: Куприенкова Л.А. - преподаватель ОБПОУ «Железногорский ПК»










СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экономика отрасли


Вариативная часть


1.1. Область рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствует с квалификационной характеристикой по специальности среднего профессионального образования 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть)

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

иметь представление:

  • об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

знать:

  • организацию производственного и технологического процессов;

  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

уметь:

  • рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности,

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


  • систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий);

  • подготовка и оформление рефератов;

  • создание мультимедийных презентаций по темам рабочей программы

10



5

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета























2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Отрасль в условиях рынка

6


Тема 1.1

Отрасль в системе национальной экономики

Содержание

1

1

Отрасли экономики. Особенности и направления структурной перестройки экономики России.

1


2

Тема 1.2.

Трудовые и финансовые ресурсы отрасли

Содержание

1


1

Трудовые и финансовые ресурсы отрасли, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над материалом учебника 33-37 [1] , 166-171 [2] конспектом лекций.

Темы для рефератов:

Рыночная экономика на современном этапе

Особенности перехода России на рыночную экономику

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы

5


Раздел 2.

Производственная структура организации (предприятия)

6

Тема 2.1.

Организации (предприятия) как хозяйственный субъект в рыночной экономике

Содержание

1

1

Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования.

1

2

Тема 2.2.

Производственная структура организации

Содержание

1


1

Типы производства, их технико-экономическая характеристика. Производственная структура организации (предприятия). Инфраструктура организации (предприятия).

1

2

Тема 2.3.

Производственный и технологические процессы

Содержание

1


1

Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника 6-12 [1], 57-62 [1], 80-84[1] конспектом лекций.

5


Раздел 3.

Экономические ресурсы организации (предприятия)

16

Тема 3.1.

Основные средства организации

Содержание

3


1

Экономическая сущность, состав и классификация основных средств. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Износ и амортизация. Показатели использования и пути улучшения использования основных средств организации (предприятия).

1

2

Практические занятия «Анализ расчета показателей использования оборотных фондов и средств

2


Тема 3.2.

Оборотные средства организации

Содержание

3

1

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средств. Показатели использования оборотных средств.

1

2

Практические занятия «Анализ расчета показателей использования оборотных фондов и средств

2


Тема 3.3

Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Содержание

8

1

Производительность труда. Нормирование труда в организации (предприятии): цели, задачи. Сущность заработной платы, формы и системы заработной планы

4

2

Практическое занятия «Анализ показателей производительности труда»

Практическое занятия «Анализ расчета заработной платы различных категорий работников»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника130-139[2],378-389 [1], конспектом лекций, оформление практических работ

Тематика самостоятельной работы:

Амортизация. Показатели основных средств. Минимальная заработная плата. Пути повышения производительности труда.

6

Раздел 4.

Маркетинговая деятельность организации (предприятия)

9


Тема 4.1.

Маркетинг, его основы и концепции

Содержание

1

1

Маркетинг, его основы. Понятие и концепция маркетинга концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта. Принципы и цели маркетинга.

1

2

Тема 4.2

Реклама

Содержание

3



1

Реклама назначение, классификация, требования к рекламе; правовая база рекламной деятельности; планирование и проведение рекламных кампаний; виды рекламы; эффективность рекламы разных видов

1

2

Практическое занятия « Составление рекламы на радио»

2


Тема 4.3.

Качество и конкурентоспособность продукции

Содержание

1


1

Сущность и значение повышения качества продукции. Система показателей качества продукции.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника150-360[2],455-459 [2], конспектом лекций,

Тематика самостоятельной работы: Маркетинг - основа успеха предприятия. Реклама- двигатель торговли. Контроль качества

5


Раздел 5.

Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации

12

Тема 5.1

Себестоимость продукции

Содержание

3

1

Понятие себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Виды себестоимости, работ, услуг

1


2

Практическое занятия « Составление калькуляции изделия, сметы затрат»

2

2

Тема 5.2

Ценообразования в рыночной экономике

Содержание

3


1

Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификации. Ценовая конкуренция

1

2

Практическое занятия «Анализ определения цены и стоимости товара»

2


Тема 5.3

Прибыль и рентабельность


Содержание

3

1

Прибыль организации (предприятия)- основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Доходы и прибыль организации (предприятия). Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Пути повышения рентабельности.

1

2


2

Практическое занятия. «Анализ расчета прибыли и рентабельности отдельных видов товаров»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника 454-564[1],491-496 [1], конспектом лекций, оформление практических работ

Тематика самостоятельной работы:

Снижение себестоимости продукции. Ценовая политика предприятия. Прибыль - главная цель предприятия.

5


Раздел 6.

Планирование деятельности организации (предприятия)

8

Тема 6.1

Бизнес-план

Содержание

3

1

1

Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана

2

Практические занятия « Составление бизнес-плана»

2


Тема 6.2

Финансы организации (предприятия)

Содержание

1



1

Финансы организации (предприятия), отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации

2

Тема 6.3

Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия)

Содержание

3


1

Показатели по производству продукции натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

1

2

Практическое занятия «Анализ расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия».

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника485-486 [1], конспектом лекций, оформление практических работ

Тематика самостоятельной работы:

  • Мощность предприятия. Бизнес-план, его роль для предприятия.

5


Раздел 7.

Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

6

Тема 7.1

Организация (предприятие) на внешнем рынке

Содержание

1

1

Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход организаций (предприятий) на внешний рынок. Конвертируемость рубля

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника644-649[2], конспектом лекций, оформление практических работ

7


Курсовая работа

20

Дифференцированный зачет

2

Всего:

90

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики отрасли.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебно-методические материалы;

  • нормативно-техническая документация;

  • плакаты по экономике отрасли.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательное учреждение- 6-е изд., -М.: Вита-Пресс, 2010.-256 с.

  2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М., 2011.

  3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М., 2011.

  4. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. - 2-е изд., стер. - М., 2010.

  5. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2012.

  6. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. - М., 2013.

Дополнительные источники:

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

  2. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. - М., 2008.

  3. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

  4. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

  5. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб., 2007.

Интернет-ресурсы:

edu - "Российское образование" Федеральный портал

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

allbest - "Союз образовательных сайтов"

fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Портал "ВСЕОБУЧ"

vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.

rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.





4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения контрольных работ

Усвоенные знания:

организацию производственного и технологического процессов

Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения контрольных работ

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования

Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения контрольных работ

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях

Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения контрольных работ

знать методику разработки бизнес-плана

Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения контрольных работ




























© 2010-2022