- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли
Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куприенкова Л.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая ПРОГРАММа
Учебной дисциплины ОП.12 Экономика отрасли
Для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
2015
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией гуманитарных и обществоведческих дисциплин, физической культуры и ОБЖ
Протокол № ____ от ________ 20____г
Председатель ________Плющова М.А.
Соответствует с квалификационной характеристикой по специальности среднего профессионального образования 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Заместитель директора по УР и ТО _____________
_____________ 20____г
Заместитель директора по УПР _____________ Ф.М.Чистяков
_____________ 20____г
Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчики: Куприенкова Л.А. - преподаватель ОБПОУ «Железногорский ПК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
Вариативная часть
1.1. Область рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствует с квалификационной характеристикой по специальности среднего профессионального образования 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
иметь представление:
-
об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
знать:
-
организацию производственного и технологического процессов;
-
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
-
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
-
знать методику разработки бизнес-плана;
уметь:
-
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности,
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
20
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
-
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий);
-
подготовка и оформление рефератов;
-
создание мультимедийных презентаций по темам рабочей программы
10
5
15
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Отрасль в условиях рынка
6
Тема 1.1
Отрасль в системе национальной экономики
Содержание
1
1
Отрасли экономики. Особенности и направления структурной перестройки экономики России.
1
2
Тема 1.2.
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли
Содержание
1
1
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа над материалом учебника 33-37 [1] , 166-171 [2] конспектом лекций.
Темы для рефератов:
Рыночная экономика на современном этапе
Особенности перехода России на рыночную экономику
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
5
Раздел 2.
Производственная структура организации (предприятия)
6
Тема 2.1.
Организации (предприятия) как хозяйственный субъект в рыночной экономике
Содержание
1
1
Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования.
1
2
Тема 2.2.
Производственная структура организации
Содержание
1
1
Типы производства, их технико-экономическая характеристика. Производственная структура организации (предприятия). Инфраструктура организации (предприятия).
1
2
Тема 2.3.
Производственный и технологические процессы
Содержание
1
1
Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника 6-12 [1], 57-62 [1], 80-84[1] конспектом лекций.
5
Раздел 3.
Экономические ресурсы организации (предприятия)
16
Тема 3.1.
Основные средства организации
Содержание
3
1
Экономическая сущность, состав и классификация основных средств. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Износ и амортизация. Показатели использования и пути улучшения использования основных средств организации (предприятия).
1
2
Практические занятия «Анализ расчета показателей использования оборотных фондов и средств
2
Тема 3.2.
Оборотные средства организации
Содержание
3
1
Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средств. Показатели использования оборотных средств.
1
2
Практические занятия «Анализ расчета показателей использования оборотных фондов и средств
2
Тема 3.3
Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда
Содержание
8
1
Производительность труда. Нормирование труда в организации (предприятии): цели, задачи. Сущность заработной платы, формы и системы заработной планы
4
2
Практическое занятия «Анализ показателей производительности труда»
Практическое занятия «Анализ расчета заработной платы различных категорий работников»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника130-139[2],378-389 [1], конспектом лекций, оформление практических работ
Тематика самостоятельной работы:
Амортизация. Показатели основных средств. Минимальная заработная плата. Пути повышения производительности труда.
6
Раздел 4.
Маркетинговая деятельность организации (предприятия)
9
Тема 4.1.
Маркетинг, его основы и концепции
Содержание
1
1
Маркетинг, его основы. Понятие и концепция маркетинга концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта. Принципы и цели маркетинга.
1
2
Тема 4.2
Реклама
Содержание
3
1
Реклама назначение, классификация, требования к рекламе; правовая база рекламной деятельности; планирование и проведение рекламных кампаний; виды рекламы; эффективность рекламы разных видов
1
2
Практическое занятия « Составление рекламы на радио»
2
Тема 4.3.
Качество и конкурентоспособность продукции
Содержание
1
1
Сущность и значение повышения качества продукции. Система показателей качества продукции.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника150-360[2],455-459 [2], конспектом лекций,
Тематика самостоятельной работы: Маркетинг - основа успеха предприятия. Реклама- двигатель торговли. Контроль качества
5
Раздел 5.
Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации
12
Тема 5.1
Себестоимость продукции
Содержание
3
1
Понятие себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Виды себестоимости, работ, услуг
1
2
Практическое занятия « Составление калькуляции изделия, сметы затрат»
2
2
Тема 5.2
Ценообразования в рыночной экономике
Содержание
3
1
Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификации. Ценовая конкуренция
1
2
Практическое занятия «Анализ определения цены и стоимости товара»
2
Тема 5.3
Прибыль и рентабельность
Содержание
3
1
Прибыль организации (предприятия)- основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Доходы и прибыль организации (предприятия). Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Пути повышения рентабельности.
1
2
2
Практическое занятия. «Анализ расчета прибыли и рентабельности отдельных видов товаров»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника 454-564[1],491-496 [1], конспектом лекций, оформление практических работ
Тематика самостоятельной работы:
Снижение себестоимости продукции. Ценовая политика предприятия. Прибыль - главная цель предприятия.
5
Раздел 6.
Планирование деятельности организации (предприятия)
8
Тема 6.1
Бизнес-план
Содержание
3
1
1
Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана
2
Практические занятия « Составление бизнес-плана»
2
Тема 6.2
Финансы организации (предприятия)
Содержание
1
1
Финансы организации (предприятия), отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации
2
Тема 6.3
Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия)
Содержание
3
1
Показатели по производству продукции натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
1
2
Практическое занятия «Анализ расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника485-486 [1], конспектом лекций, оформление практических работ
Тематика самостоятельной работы:
-
Мощность предприятия. Бизнес-план, его роль для предприятия.
5
Раздел 7.
Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)
6
Тема 7.1
Организация (предприятие) на внешнем рынке
Содержание
1
1
Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход организаций (предприятий) на внешний рынок. Конвертируемость рубля
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника644-649[2], конспектом лекций, оформление практических работ
7
Курсовая работа
20
Дифференцированный зачет
2
Всего:
90
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики отрасли.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
учебно-методические материалы;
-
нормативно-техническая документация;
-
плакаты по экономике отрасли.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательное учреждение- 6-е изд., -М.: Вита-Пресс, 2010.-256 с.
-
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М., 2011.
-
Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М., 2011.
-
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. - 2-е изд., стер. - М., 2010.
-
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2012.
-
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. - М., 2013.
Дополнительные источники:
-
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
-
Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. - М., 2008.
-
Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.
-
Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
-
Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб., 2007.
Интернет-ресурсы:
edu - "Российское образование" Федеральный портал
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
allbest - "Союз образовательных сайтов"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Портал "ВСЕОБУЧ"
vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения контрольных работ
Усвоенные знания:
организацию производственного и технологического процессов
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения контрольных работ
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения контрольных работ
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения контрольных работ
знать методику разработки бизнес-плана
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения контрольных работ