- Преподавателю
- Другое
- Конструкт урока ОРКиСэ на тему Нравственный поступок (4 класс)
Конструкт урока ОРКиСэ на тему Нравственный поступок (4 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ивакина Д.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конструкт урока ОРКиСэ по производственной практике
ПМ.01. «Преподавание по программам начального
общего образования в начальных классах»
студентки 36 группы специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Ивакиной Дарьи Андреевны.
Дата: 1.04.2015
ОУ: СОШ №40
Класс: 4 «В»
УМК: «Школа 2100»
ФИО учителя класса: Багина Жанна Юрьевна; Потапова Наталья Ивановна
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна Подпись_________________
Тема урока: «Нравственный поступок»
Цель: формирование понятия «нравственный поступок»
Планируемые результаты:
-
Личностный:
-
оценивает жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-
чувствует ответственность за свой выбор, понимает, что человек всегда несет ответственность за свои поступки;
-
развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
объясняет и обосновывает с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
-
-
Метапредметный:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
-
способен самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-
демонстрирует умение, в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся;
-
способен совместно с учителем сформулировать учебную задачу.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-
развивает умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобиться для решения учебной задачи;
-
формирует умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунки)
-
демонстрирует умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-
способен доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
-
формирует умение слушать и слышать других людей, рассматривать точки зрения, относиться к ним с уважением;
-
демонстрирует умение договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
-
Предметный:
-
развивает умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям;
-
формирует умение договариваться с людьми, предотвращать или преодолевая конфликты в учебных ситуациях;
-
излагает своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества.
Задачи:
-
Воспитательная:
-
-
воспитывать навыки оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-
воспитывать чувство ответственности за свой выбор, понимание, что человек всегда несет ответственность за свои поступки;
-
воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
формировать умение объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
-
-
Развивающая:
-
развивать способность самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-
формировать умение, в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся;
-
развивать способность совместно с учителем формулировать учебную задачу.
-
содействовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобиться для решения учебной задачи;
-
формировать умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунки)
-
развивать умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-
развивать способность доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
-
формирование умения слушать и слышать других людей, рассматривать точки зрения, относиться к ним с уважением;
-
развивать умение договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
-
Образовательная:
-
развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям;
-
формировать навык договариваться с людьми, предотвращать или преодолевая конфликты в учебных ситуациях;
-
развивать умение излагает своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества.
Принципы обучения:
-
принцип научности
-
принцип прочности
-
принцип доступности
-
принцип наглядности
-
принцип систематичности и последовательности
Принципы системно - деятельностного подхода:
-
принцип деятельности
-
принцип непрерывности
-
принцип психологической комфортности
Специфические принципы:
-
принцип коммуникативности
-
принцип ситуативной коммуникации
Принципы воспитания:
-
воспитание через взаимодействие
-
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Методы обучения:
-
По источнику получения новых знаний:
-
Словесные (объяснение, работа с книгой, беседа)
-
Наглядные (иллюстрация)
-
По дидактическим целям:
-
Наглядные (демонстрация, иллюстрация)
Методы воспитания:
-
-формирования социального опыта детей:
-
педагогическое требование
-
пример
-
-осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
-
беседа
-
художественное слово
-
-стимулирования и коррекции действий:
-
создание ситуации успеха
-
поощрение
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оснащение:
-
Демонстрационные: доска, презентация, карточки с терминами
-
Индивидуальные: учебник
Информационные источники:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст изм. И доп. На 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978 - 5 - 09 - 025287 - 4.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.
-
Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В.Чащина. - Каменск-Уральский, 2015. - 26с.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики. Методические рекомендации для учителя / И.И.Кремлева, Е.А.Уразова, В.Г.Петрович. - М. : Баласс, 2013. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
Макет доски:
1 апреля.
Классная работа.
НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
ПОСТУПОК
РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЙСТВИЕ
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
ЦЕЛЬ
МОТИВ
особые признаки:
Структура урока:
-
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
-
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы ( мин.)
-
Решение проблемы ( мин.)
-
Первичное закрепление ( мин.)
Физминутка (2 мин.)
-
Организация самостоятельной работы ( мин.)
-
Информация о домашнем задании (3 мин.)
-
Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Ход урока:
Этапы урока, задачи
Методы и приёмы
Деятельность учителя и обучаемых
Планируемые результаты УУД:
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу
По источнику получения знаний: словесные (беседа),
художественное слово
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков
Методы контроля и самоконтроля.
-Здравствуйте, ребята!
-Сначала сядут девочки, а затем сядут мальчики.
-Меня зовут Дарья Андреевна, я проведу у вас урок ОРКиСэ.
-Улыбнулись друг другу и пожелайте мысленно удачи.
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: повторить ранее изученную тему; выявить проблемы, сформулировать тему урока
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа).
-Внимательно посмотрите на доску, я зашифровала тему сегодняшнего урока. Сейчас от каждого из вас будет зависеть успех. На ваших столах лежит кроссворд - я буду задавать вопросы, а ваша задача отгадать кроссворд. Выполнив кроссворд, верно, вы сможете узнать тему урока.
С
П
А
С
И
Б
О
Р
О
Д
С
О
В
Е
С
Т
Ь
А
Л
Ь
Т
Р
У
И
З
М
Д
Р
У
Ж
Б
А
С
П
Р
А
В
Е
Д
Л
И
В
О
С
Т
Ь
М
О
Р
А
Л
Ь
П
О
Р
О
К
-Итак, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? (Поступок)
-Если точнее, то тема нашего урока «Нравственный поступок».
-Какие задачи мы можем поставить?
-1.Знакомство с понятием «Поступок»
-2.Что называют нравственным и безнравственным поступком
Работа с учебником.
-Как вы думаете, что такое поступок? (Ответы детей)
-Давайте подумаем: почему не каждое действие можно назвать поступком? (рассуждения детей)
-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое поступок, как его оценить, как управлять своими поступками? На странице 40 учебника дано понятие, кто прочитает, что такое поступок.
Поступок - непосредственное выражение морали, т.е. поступок, показывает, морален человек или нет. В большинстве случаев поступки - это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий. При этом не всякое действие - поступок.
-Как вы думаете, правильно ли вы думали, что такое поступок?
-Посмотрите на доску, у меня есть схема, с которой сейчас мы попробуем разобраться.
СДЦ
Р
Д
СДЦ
Ц
М
СДЦ
Личностные УУД:
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
умение работать с классом;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
3. Решение проблемы
Задача: найти решение проблемы, решить задачи, поставленные в начале урока
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа)
практические (упражнения)
Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
-К нравственному поступку ведёт несколько шагов.
-У меня есть схема, понять её можно только при помощи учебника.
-Я предлагаю поработать с текстом на странице 40 - 41
-Прочитайте текст. А после, мы с вами попробуем разобраться со схемой.
-1 - МОТИВ ПОСТУПКА (ЗАЧЕМ?)
-2 - ЦЕЛЬ ПОСТУПКА (ДЛЯ ЧЕГО?)
-3 -СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ (Цель оправдывает средства». Что это значит? Что для достижения цели любые средства хороши? Любые ли?)
-4 -ДЕЙСТВИЕ (ГДЕ? КОГДА? КАКИМ ОБРАЗОМ?)
-5 - РЕЗУЛЬТАТ (Ради чего действовал человек. Может быть положительным принести пользу или отрицательным - принести вред)
-Что же обозначает буква М? (Мотив)
-(ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО)
-Что обозначает буква Ц? (Цель)
-(ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО)
- Что обозначает СДЦ? (Средства достижения цели)
-(ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО)
-Что обозначает буква Д? (Действие)
-(ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО)
-Что обозначает Р? (Результат)
-Как вы думаете, с чем должен быть связан результат? (Результат должен быть связан с целью поступка)
-Какой поступок можно назвать нравственным? Безнравственным?
-Что будет, если один из компонентов поступка станет безнравственный, какой будет результат?
-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?» (ОБСУЖДЕНИЕ)
Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Первичное восприятие
Задача: закрепить ранее изученный материал
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение). Методы контроля и самоконтроля.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы контроля и самоконтроля.
-Вы уже, наверное, знаете, что такое притча?
-Что это?
-Сейчас я предлагаю поработать с притчей.
-Как называется притча? (КАПЛЯ ВОДЫ)
-Прочитайте притчу про себя.
-Итак, давайте обсудим прочитанный текст, но для этого давайте прочитаем текст вслух еще раз.
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом,
подошла группа школьников. Они возвращались из туристического
похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Вопросы для обсуждения:
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
-А какой это поступок? (безнравственный)
Личностные УУД:
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Физминутка
Задача: снять напряжение с глаз, и физическое утомление
5.Организация самостоятельной работы
Задача: закрепить пройденный материал, с помощью самостоятельной работы
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы контроля и самоконтроля.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
-Следующую работу мы будем выполнять в парах.
-Внимательно рассмотрите, иллюстрацию на странице 41 и обсудите, какой поступок будет нравственным, а какой безнравственным.
ОБСУЖДЕНИЕ
-Сейчас я предлагаю вспомнить все свои поступки и ситуации, которые случались с вами. (ОБСУЖДЕНИЕ ЛИЧНЫХ ПОСТУПКОВ, ПРИМЕРОВ)
-На ваших партах лежат листы с заданием: вспомните и запишите, какие добрые дела можно совершить во благо других людей.
ЗЛО ДОБРО
Злость
Жестокость
Равнодушие
Жадность
Вредность
Мстительность
Безразличие
Война
Предательство
Лживость
Коварство
Грубость
Хамство
Личностные УУД:
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
6.Информация о домашнем задании
Задача: дать инструкцию по выполнению д/з
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа)
-Дома вас следует подобрать пословицы о добре и
зле, подходящие к притче, к этой работе подготовить презентацию.
-Кому не понятно домашнее задание.
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию деятельности
Метод мотивации деятельности и поведения: диалог.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создания ситуации успеха, рефлексия учебной деятельности.
-Ребята, вот наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.
-Что нового вы сегодня узнали?
-А что вы знали уже и просто сегодня повторили?
-Интересна ли вам эта тема?
-Какие задачи мы ставили, _________ назови их, пожалуйста.
-Достигли ли мы всех поставленных задач в начале урока?
-Что на ваш взгляд было самым интересным?
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
-Чем?
-А чем урок вам не понравился?
-Всё ли у вас получилось?
-Над чем вам следует поработать?
-Спасибо за работу, до свидания!
Личностные УУД:
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других.