Адаптированная программа по трудовому обучению 3 класс

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Целинная основная школа-интернат

СОГЛАСОВАНО:

Зам по УР: _ __________

«____»_______________2015г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

___________

«____»_________________2015г.


Адаптированная образовательная программа

по предмету «Трудовое обучение» 3 класс


Выполнила:




2015

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015-2016 уч. год

и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Учебного плана образовательного учреждения.

3.Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;

4.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Трудовое обучение является главным предметом в коррекционной школе VIII вида, так как способствует не только формированию трудовых умений и навыков обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, но и исправлению недостатков их физического и психического развития.

Целью уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:

развитие самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Основные задачи уроков:

1.Сообщение элементарных знаний по видам труда.

2.Формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда.

3.Формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.

5.Развитие самостоятельности в труде, уважения к людям труда.

6.Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.)

7. Коррекция недостатков умственной деятельности, психических процессов, физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:

1.Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

2.Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять прием работы и инструменты, нужные для выполнения);

3.Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Коррекционная работа включает следующие направления:

1.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации).

2.Развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического).

3.Развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность).

4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств).

5.Коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).

Программа по трудовому обучению построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной деятельности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. На уроках трудового обучения идет формирование тех ключевых жизненных компетенций, которые являются основой существования личности в обществе (учебно - познавательной, социально - трудовой, коммуникативной, общекультурной, информационной). Разделы программы содержат дидактические единицы, обеспечивающие формирование компетенций:

1.Развитие коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции: сведения о свойствах материалов, используемых на уроках труда, о безопасных приемах работы с различными инструментами;

2.Развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно - смысловой компетенции: сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления изделий;

3.Становление и формирование ценностно - смысловой компетенции: знакомство учащихся с работой школьных мастерских.

4.Развитие общекультурной компетенции: познавательные сведения, касающиеся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, материалы выставок, демонстрация изделий декоративно - прикладного искусства, экскурсии в школьные мастерские.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно - коммуникационных и игровых технологий.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд» 3класс, Л.А.Кузнецова, Санкт - Петербург: филиал издательства «Просвещение» , 2012 г.

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Уроки трудового обучения позволяют учащимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков завершается, но по-прежнему в течение всего учебного года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Используются различные методы подачи учебного материала, обучение происходит с элементами занимательности и игры, обучающимся предлагаются посильные и общественно значимые задания.

Начиная с 3-го класса, усиливается работа по пробуждению интереса учащихся именно к тем профессиям, обучение которым организовано в школе, в доступной для таких детей форме раскрывается их важность и привлекательность.

Содержание учебного материала в третьем классе включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность обучающихся, которые направлены на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.

Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образца изделия школьникам предлагается провести самостоятельно, поскольку они обучались этому с первого класса.

На уроках трудового обучения придаётся особое значение художественной деятельности, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, выполнение расчетов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами; счёт в пределах 100; вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку).

Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности - связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Чтение и развитие речи - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,

самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры

человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,

обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.

Академический компонент.

Обучающиеся должны:

1.Получить знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (природных материалов, бумаги, ткани, ниток, древесины, проволоки и материалоотходов), свойствах и видах этих материалов;

2.Получить знания о названии инструментов, используемых в работе;

3.Получить знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами, напильником, молотком, отвёрткой, проволокой и клеем; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами;

4.Научиться соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции;

5.Уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке;

6.Научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги;

7.Уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы;

8.Научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым);

9.Научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их;

10.Уметь делать обработку углов изделия при окантовке;

11.Научиться сгибать картон и склеивать по стыкам;

12.Научиться склеивать бумагой объемные изделия;

13.Получить знания о способах обработки древесины;

14.Научиться зачищать древесину напильником и наждачной бумагой;

15.Уметь вбивать и извлекать гвоздь из древесины, ввёртывать шуруп;

16.Научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон;

17.Научиться правильной хватке инструмента;

18.Уметь сгибать и резать проволоку при помощи инструментов;

19.Уметь подбирать планки металлоконструктора по счету отверстий;

20.Уметь соединять детали изделия винтами и гайками;

21.Научиться завинчивать и отвинчивать гайки рукой и инструментами;

22.Научиться выполнять косой обмёточный стежок;

23.Уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком;

24.Научиться сметывать изделие по краям;

25.Уметь вышивать по линиям рисунка;

26.Научиться оформлению вышитой салфетки бахромой;

27.Научиться комбинировать в одном изделии различные материалы;

28.Получить элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.

Жизненные компетенции.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет обучающимся получать следующие умения:

1.Позитивно относиться к труду и людям труда,

2.Осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;

3.Осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;

4.Воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков;

5.Уважительно относиться к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России;

6.Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;

7.Работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;

8.Подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

9.Производить измерительные действия при изготовлении изделий;

10.Соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно - гигиенические требования;

11.Экономно расходовать материалы;

12.Осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении изделия;

13.Осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки;

14.Работать по инструкциям, алгоритму;

15.Анализировать свое изделие и изделие товарища;

16.Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

17.Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)

18.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов);

19.Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов

20.Общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

21.Сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами

22.Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

23.Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

24.Адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей;

25.Взять на себя ответственность;

26.Работать самостоятельно;

6.Содержание учебного предмета.

Работа с природными материалами(6ч)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление аппликации из засушенных листьев.

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха.

Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей.

Изготовление бабочки из сухих листьев, желудя, пластилина, ягод шиповника, хвоинок ели, веточек.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

Работа с бумагой и картоном(5ч)

Практические работы

Изготовление аппликации из обрывной бумаги.

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые обучающиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, - переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

Работа с проволокой(4ч)

Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

Работа с древесиной(3ч)

Практические работы

Экскурсия в столярную мастерскую.

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

Изготовление по образцу колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

В т о р а я ч е т в е р т ь

Работа с природными материалами(2ч)

Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.

Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

Работа с металлоконструктором(3ч)

Практические работы

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9.

Разборка собранных изделий.

Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

Работа с бумагой и картоном(8ч)

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком, шлем). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы - поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

Т р е т ь я ч е т в е р т ь

Работа с бумагой и картоном(6ч)

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

Работа с текстильными материалами(10ч)

Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Завязывание узелков.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

Работа с древесиной(4ч)

Практические работы

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

Обработка древесины. Экскурсия в столярную мастерскую.

Изготовление аппликации из древесных опилок.

Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами.

Сообщение сведений о способах обработки древесины и использовании древесных опилок. Инструменты для работы с деревом (нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка). Их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах.

Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь

Работа с бумагой и картоном(8ч)

(Объемные изделия из бумаги и картона)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Конструирование объёмных игрушек из бумаги (матрёшка, собака).

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Способы конструирования объёмных игрушек.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Разметка деталей объёмных изделий по шаблонам, вырезывание по линиям разметки. Склеивание бумагой объемных изделий.

Работа с текстильными материалами(6ч)

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

Работа с металлоконструктором(2ч)

Практические работы

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обучающиеся выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.

Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

Академический компонент.

1.Расширять знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (природных материалов, бумаги, ткани, ниток, древесины, проволоки и материалоотходов), свойствах и видах этих материалов.

2.Расширять знания о названии инструментов, используемых в работе.

3.Формировать знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами, напильником, молотком, отвёрткой, проволокой и клеем; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами.

4.Формировать умения и навыки соединения деталей изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции.

5.Формировать умение делать рациональную разметку по шаблону и линейке.

6.Совершенствовать умения в разметке картона и бумаги с помощью циркуля.

7.Совершенствовать умения и навыки работы с клеем.

8.Развивать умения резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым).

9.Формировать умение размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их.

10.Формировать умение делать обработку углов изделия при окантовке.

11.Формировать умения сгибать картон и склеивать по стыкам.

12.Формировать приемы соединения объемных изделий путем склеивания бумагой.

13.Расширить знания о способах обработки древесины.

14.Формировать умения и навыки обработки древесины.

15.Формировать умения вбивать и извлекать гвоздь из древесины, ввёртывать шуруп.

16.Формировать навыки работы с материалоотходами при изготовлении изделий.

17.Формировать приемы правильной хватки инструмента;

18.Формировать умение сгибать и резать проволоку при помощи инструментов;

19.Формировать умение подбирать планки металлоконструктора по счету отверстий.

20.Формировать приемы соединения деталей металлоконструктора винтами и гайками.

21.Совершенствовать умения в завинчивании и отвинчивании гайки рукой и инструментами.

22.Формировать умение выполнять косой обмёточный стежок.

23.Формировать умение обметывать края изделия косым обметочным стежком.

24.Совершенствовать навыки сметывания изделий по краям.

25.Развивать умение вышивать по линиям рисунка.

26.Формировать умение оформлять вышитую салфетку бахромой.

27.Расширять представления учащихся о профессиях: слесаря, столяра.

Жизненные компетенции.

1.Формировать позитивное отношение к труду и людям труда.

2.Формировать потребность в понимании необходимости и практической значимости труда, который они выполняют.

3.Формировать умение осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике.

4.Формировать умение воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков.

5.Формировать уважительное отношение к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России.

6.Формировать понимание учащимися правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность.

7.Формировать умение работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

8.Формировать умение подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.

9.Формировать умение производить измерительные действия при изготовлении изделий.

10.Формировать умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно - гигиенические требования.

11.Формировать умение экономного расходования материалов.

12.Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении изделия.

13.Формировать умение осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки.

14.Формировать умение работать по инструкциям, алгоритму.

15.Формировать умение анализировать свое изделие и изделие товарища.

16.Формировать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.

17.Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в правильности выбранного способа и т.д.).

18.Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов).

19.Расширять словарный запас обучающихся путем введения слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов.

20.Формировать умение общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.

21.Формировать потребность в сотрудничестве соблюдении правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

22.Формировать умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

23.Формировать умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

24.Формировать умение адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей.

25.Формировать умение взять на себя ответственность.

26.Формировать умение работать самостоятельно.

7. Тематическое планирование (Приложение).

8. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Трудовое обучение».

1. Основная адаптированная общеобразовательная программа на 2015-2016 уч. год

2. Учебник: Л.А.Кузнецова, Технология. Ручной труд 3класс, СПб.: Филиал издательства: «Просвещение», 2012г.

3. Методические рекомендации: Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд класс»: Пособие для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей - СПб.: Филиал издательства: «Просвещение», 2012г.

4. Рабочая тетрадь: Л.А.Кузнецова, Технология. Ручной труд 3класс, СПб.: Филиал издательства: «Просвещение», 2012г.

Наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения и воспитания, включающие наглядные пособия, оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). На уроках используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы готовых изделий, рисунки, коллекции материалов:

1.Раздаточная коллекция «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, крашеная, папирусная).

2.Раздаточная коллекция «Виды картона» (толстый, тонкий; гладкий, рифленый; серый, желтый, белый).

3.Раздаточная коллекция «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные).

4.Раздаточная коллекция «Виды и сорта ткани» (шерстяные, хлопчатобумажные; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом; гладкоокрашенные, с рисунком).

Образовательный процесс оснащается:

измерительными приборами (сантиметровыми линейками, циркулями);

инструментами для работы (ножницы, иголки, кусачки, шило, плоскогубцы, напильники, молотки, отвёртки);

различными материалами для выполнения практических работ.

9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать:

правильность приемов работы; степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта); качество готового изделия; организацию рабочего места.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока); дан устный полный отчёт о проделанной работе;

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия; устный отчёт о проделанной работе неполный и неточный;

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия; устный отчёт о проделанной работе дан с помощью учителя.

Мониторинг динамики обучения являются составной частью общего мониторинга школы - интерната, осуществляемого в соответствии с Положением « Об инспекционно - контрольной деятельности (внутришкольном контроле) МКОУ «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида.

Приложение. Тематическое планирование.

Тема урока.

Кол-во часов

Академический компонент

Область развития жизненных компетенций

I четверть

18

Расширять знания о назначении, применении материалов, используемых в работе, свойствах и видах этих материалов.

Формировать умения и навыки соединения деталей изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции. Формировать приемы правильной хватки инструмента.

Формировать умение воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков.

Формировать умение работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий,

подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты, умение работать самостоятельно.

Работа с природными материалами.

6

1

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

2-3

Изготовление аппликации из засушенных листьев.

2

4

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха.

1

5

Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей.

1

6

Изготовление бабочки из сухих листьев, желудя, пластилина, ягод шиповника, хвоинок ели, веточек.

1

Работа с бумагой и картоном.

5

Расширять знания о назначении, применении материалов, свойствах и видах этих материалов. Уметь работать с клеем.

Формировать умение делать обработку углов изделия при окантовке.

Формировать умение производить измерительные действия при изготовлении изделий.

Формировать умение работать по инструкциям, алгоритму.

Умение анализировать свое изделие и изделие товарища.

7-8

Изготовление аппликации из обрывной бумаги.

2

9

Окантовка картона полосками бумаги.

1

10-11

Изготовление по образцу картины прямоугольной формы на окантованном картоне.

2

Работа с проволокой.

4

Расширять знания о названии инструментов, используемых в работе.

Формировать знания о правилах безопасной работы с проволокой и клеем. Формировать умения и навыки соединения деталей изделия. Расширять представления о профессиях: слесаря, столяра.

Формировать умение общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата. Формировать умение осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике. Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

12

Познавательные сведения о проволоке. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

13-14

Приёмы работы с проволокой. Изготовление по образцу и контуру стилизованных фигурок животных, знаков, букв.

2

15

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.

1

Работа с древесиной.

3

Расширить знания о способах обработки древесины.

Формировать умения и навыки обработки древесины, знания о правилах безопасной работы с напильником.

Формировать позитивное отношение к труду и людям труда.

Формировать потребность в понимании необходимости и практической значимости труда, который они выполняют.

16

Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

17

Способы обработки древесины.

Изготовление флажка из бумаги и палочек способом зачистки и шлифовки.

1

18

Изготовление по образцу колышка для растений.

1

II четверть.

Формировать умения и навыки соединения деталей изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек.

Формировать умение осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Работа с природными материалами.

3

19

Изготовление объемных изделий из природных материалов.

1

20-21

Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.

2

Работа с металлоконструктором.

3

Формировать умение подбирать планки металлоконструктора по счету отверстий; приемы соединения деталей металлоконструктора винтами и гайками.

Формировать умение адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей.

22

Познавательные сведения о металлоконструкторе.

1

23

Соединение планок винтом и гайкой. Сборка треугольника.

1

24

Сборка по образцу квадрата.

1

Работа с бумагой и картоном.

8

Формировать умение делать рациональную разметку по шаблону и линейке. Развивать умения резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым). Формировать умения сгибать картон и склеивать по стыкам; соблюдать правила безопасной работы с клеем.

Формировать уважительное отношение к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России; понимание учащимися правил создания предметов рукотворного мира.

25

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление складной гирлянды.

1

26

Изготовление ёлочных украшений. Цепочка из бумажных колец.

1

27

Изготовление карнавальной полумаски из тонкого картона и плотной бумаги.

1

28

Изготовление каркасной шапочки.

1

29-30

Изготовление карнавальных головных уборов. Кокошник.

2

31-32

Изготовление карнавальных головных уборов. Шлем.

2

III четверть.

20

Формировать умение делать рациональную разметку по шаблону и линейке. Развивать умения резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым).

Формировать потребность в сотрудничестве соблюдении правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Работа с бумагой и картоном.

6

33-34

Разметка картона по линейке. Изготовление складной доски для игры.

2

35-36

Изготовление обложки для проездного билета с использованием переплетных материалов.

2

37-38

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

2

Работа с текстильными материалами.

10

Расширять знания о назначении, применении материалов, используемых в работе, свойствах и видах этих материалов. Формировать умение выполнять косой обмёточный стежок;

умение обметывать края изделия косым стежком.

Совершенствовать навыки сметывания изделий по краям.

Формировать умение осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз. Формировать потребность в понимании необходимости и практической значимости труда, который они выполняют. Формировать умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

39-40

Косой обмёточный стежок. Упражнения на картоне по готовым проколам.

2

41-42

Выполнение строчки косыми стежками. Вешалка к полотенцу.

2

43-44

Изготовление закладки из фотоплёнки. Оформление концов закладки кисточками.

2

45-46

Изготовление кармашка из бархатной бумаги для ножниц. Обмётывание боковых срезов косым стежком.

2

47-48

Изготовление по образцу подушечки - прихватки из квадратов разноцветной ткани и ватина. Сшивание краёв строчкой косого стежка.

2

Работа с древесиной.

4

Формировать умения вбивать и извлекать гвоздь из древесины, ввёртывать шуруп.

Формировать навыки работы с материалоотходами при изготовлении изделий.

Формировать умение анализировать свое изделие и изделие товарища. Умение планировать, работать самостоятельно.

49

Инструменты для работы с древесиной. Упражнения по вбиванию и извлечению гвоздя из древесины мягкой породы, ввёртывание шурупа.

1

50

Обработка древесины. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

51-52

Изготовление аппликации из древесных опилок.

2

IV четверть.

16

Формировать умение делать рациональную разметку по шаблону и линейке. Развивать умения резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым). Формировать умения сгибать картон и склеивать по стыкам. Формировать приемы соединения объемных изделий путем склеивания бумагой.

Формировать позитивное отношение к труду и людям труда.

Формировать потребность в понимании необходимости и практической значимости труда, который они выполняют.

Формировать умение анализировать свое изделие и изделие товарища; умение работать по инструкциям, алгоритму.

Работа с бумагой и картоном.

8

53-54

Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами.

2

55-56

Изготовление из тонкого картона открытой коробки с бортами, соединёнными встык.

2

57-58

Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Матрёшка.

2

59-60

Конструирование объёмных игрушек из бумаги. Собака.

2

Работа с текстильными материалами.

6

Формировать умение выполнять косой стежок.

Развивать умение вышивать по линиям рисунка.

Формировать умение оформлять вышитую салфетку бахромой.

Формировать потребность в сотрудничестве соблюдении правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

61

Строчка прямого стежка в два приёма на листе бумаги в клетку.

1

62

Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Зигзаг.

1

63

Строчка косого стежка в два приёма на бумаге в клетку. Крестик.

1

64

Изготовление закладки с вышивкой.

1

65-66

Изготовление салфетки с вышивкой и оформление бахромой.

2

Работа с металлоконструктором.

2

Совершенствовать умения в завинчивании и отвинчивании гайки рукой и инструментами.

Формировать умение анализировать свое изделие и изделие товарища.

67

Сборка по образцу и рисунку стола с перекрещенными ножками.

1

68

Самостоятельная сборка по рисунку дорожного знака.

1


© 2010-2022