• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан





Музыкально-литературная композиция

как форма организации внеклассной

работы в детской школе искусств


(методические рекомендации для

организации внеклассной работы

в детских школах искусств)









Заяц Евгения Николаевна,

преподаватель по классу

фортепиано,

клавишный синтезатор



Межгорье

2014 г.

Пояснительная записка

Преподавание в детской школе искусств направлено на всестороннее гармоничное развитие личности детей и подростков, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Организация внеклассной работы при этом не носит обязательный характер, роль ее в достижении целей образовательного процесса дополнительная, вспомогательная. Однако, правильно организованная и тщательно продуманная внеклассная работа способствует подъему общей музыкальной культуры обучающихся, формированию сферы духовных интересов и убеждений. Участвуя во внеклассных мероприятиях, ученики получают возможность свободной реализации своих художественных идей, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми, умение понимать, различать, чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой деятельности. Не секрет, что в современном мире, где темп жизни так стремителен, дети испытывают недостаток во внимании и понимании. Организация же свободного времени обучающихся в спокойной, доверительной, доброжелательной атмосфере, где каждый может выразить свои личностные качества, найти единомышленников, имеет особенную ценность. Только проявляя внимание к интересам подрастающего поколения, мы, взрослые, сможем понять наших детей, помочь им в самореализации и воспитать их добрыми, отзывчивыми людьми. Кроме того, организация внеклассной работы имеет большое значение для повышения качества образовательного процесса, осознания его смысла. Применяя свои навыки и умения, приобретенные в процессе обучения, дети понимают значимость своей творческой деятельности и находят область ее применения. Это является мотивацией для дальнейшего обогащения своих знаний, стремления развиваться и повышать уровень своего мастерства.

Цель данной работы: объединение детей и подростков, обучающихся в детских школах искусств, а также их преподавателей в творческие группы, разрабатывающие и реализующие собственные художественные проекты.

Задачи работы:

- приобщение обучающихся к культурным и общепринятым ценностям;

- развитие у детей и подростков собственного видения художественных образов, способностей воплощения их с помощью различных видов искусства;

- формирование навыков общения, коллективного творчества, проявления уважения к интересам окружающих.

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Преподаватели и дети, обучающиеся в школах искусств, владеют определенными знаниями в различных областях искусства, которые они смогут объединить в совместной творческой деятельности. Разрабатывая новые формы организации внеклассной работы, следует руководствоваться следующими принципами: воспитательное значение, художественная целостность предлагаемой информации, доступность музыкального и литературного текста, разнообразие тематики и приемов художественного воплощения. Внеклассная работа должна проводиться на материале, доступном обучающимся. Возраст участников внеклассных мероприятий, представленных в данной работе, различен. Музыкально-литературная композиция «Кто в лесу живет?» адресована начинающим музыкантам и самым маленьким зрителям. Программа композиции «В мире сказок» рассчитана на участников средних и старших классов и не ограничивает зрительскую аудиторию. Композиция «Говорят погибшие герои» носит патриотический характер, предполагает совместное участие в ней учеников и преподавателей и рекомендована для учеников средних и старших классов. В целом форма музыкально-литературной композиции предоставляет безграничный выбор тематики и возрастной доступности материала, исходя из интересов и степени подготовленности учеников.

Музыкально-литературная композиция, как форма организации внеклассной работы представлена в виде трех подготовленных сценариев различной тематики и возрастной принадлежности, а также нотных приложений к ним. Это позволит желающим непосредственно преступить к реализации данной формы, затем, оценив полученные результаты, начать разработку собственных художественных планов в этом направлении. Данную форму отличает обязательное коллективное участие детей и преподавателей в выборе темы композиции и способов ее художественного воплощения, составлении сценария, распределении ролей участников. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекраснейших вида искусства музыку и литературу. Более того, в одном проекте могут объединяться обучающиеся различных отделений детской школы искусств, что, несомненно, будет способствовать взаимопроникновению различных видов искусства и взаимообмену интересами между детьми. Практика применения данной формы организации внеклассной работы показала, что дети с удовольствием и заинтересованностью относятся ко всем новым свежим идеям и планам, ярко и индивидуально проявляют свои творческие и артистические способности.





Музыкально-литературная композиция как форма

организации внеклассной работы в детской школе искусств

(методические рекомендации для организации

внеклассной работы в детских школах искусств)

В условиях сегодняшнего дня, когда перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования разносторонне развитой личности, для преподавателей учреждений дополнительного образования, а именно детской школы искусств - это, прежде всего, организация совместной деятельности взрослых и детей, партнерские, равноправные отношения, творчество и забота. В детской школе искусств, как нигде, творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. «Сила ее,- как отмечает Карлак,- не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно веришь. Творишь сам, не дожидаясь, нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм". В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности. В младшем возрасте у детей идет поиск своей творческой индивидуальности в различных сферах деятельности. В среднем - выбор области приложения своих творческих возможностей, развитие устойчивых интересов. В старшем возрасте - творческое отношение к собственной жизни, потребность в самоопределении и саморазвитии.

Дополнительное образование - это вид образования, изначально ориентированный на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Дополнительное художественное образование раскрывает способности ребенка, реализует его стремления к познанию, творчеству, организовывает содержательный досуг и решает главную задачу дополнительного образования - развивающее обучение детей и подростков. В достижении целей и решении задач дополнительного образования важную вспомогательную роль играет организация внеклассной работы. На первый взгляд может показаться, что в условиях сложных и объемных образовательных программ средней школы, а также насыщенных программ в учреждениях дополнительного образования, внеклассная работа является обременительной и излишней для обучающихся. Однако это не так.

Организация внеклассной работы в детской школе искусств - это организация совместной, коллективной деятельности учеников и преподавателей вне учебного процесса, предполагающая применение знаний, умений, способностей, талантов детей, а также их развитие и упрочение. А потому необходимость и целесообразность тщательно продуманной и грамотно организованной внеклассной работы нельзя недооценивать. Определенно, подобная организация детей и подростков носит позитивный и благоприятный характер для их образования, воспитания, и развития.

Процесс организации и функционирования внеклассной работы формируется в учреждениях дополнительного образования индивидуально, исходя из опыта работы и творческой активности преподавателей. Потому формы внеклассной работы могут быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием, что дает позитивные и благоприятные результаты как для детей, так и для преподавателей. Пусть некоторые формы зарекомендовали себя и стали традиционными, некоторые появились совсем недавно, но уже продемонстрировали свою эффективность и большой потенциал. Все они имеют единое предназначение - несут в себе основные функции дополнительного образования: познавательную, воспитательную, творческую.

Организация внеклассной работы в детской школе искусств позволяет обучающимся:

- получить новую, дополнительную информацию помимо учебного материала;

- проявить свои артистические таланты и исполнительские качества, что значительно повышает самооценку учащихся и формирует высокий уровень мотивации;

- получить удовольствие от приложенного труда (дети, как правило, чувствуют себя более непринужденно, выступают ярко, динамично в атмосфере свободной от оценок, что имеет огромное значение в личностноориентированном образовании);

- проявить и развить свои способности общения и сотрудничества в определенном коллективе, группе, объединенных общими интересами и общей целью;

- расширить музыкально- художественный кругозор, формировать и развивать свое творческое мышление, эстетическое воспитание, а также высокий музыкально- художественный вкус;

- иметь возможность участия в концертной деятельности и реализации своих творческих способностей, независимо от их уровня, что обеспечивает индивидуализированный подход в организации внеклассной работы, а также помогает в реализации многоуровнего подхода в дополнительном образовании;

- участвовать в мероприятиях вместе с друзьями и преподавателем, что дает ощущение равноправия, партнерства, собственной значимости и осознание востребованности своей творческой деятельности.

Рассмотрим процесс организации и функционирования внеклассной работы на примере Детской школы искусств №1 ЗАТО г. Межгорье, где внеклассная работа успешно проводится на протяжении многих лет и стала неотъемлемой частью жизни школы. А в последнее время, благодаря разнообразию форм внеклассной работы, их четко определенной методической направленности, процесс организации внеклассной работы в школе заметно активизировался. Все больше и больше детей и преподавателей охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях с новыми яркими, интересными, хорошо подготовленными номерами, что, несомненно, поднимает организацию внеклассной работы на принципиально новый качественный уровень. В настоящее время организация внеклассной работы в Детской школе искусств №1 ЗАТО г. Межгорье осуществляется в следующих формах:

- тематические лекции-концерты, приуроченные к юбилеям композиторов;

- выездные концерты в организации города;

- тематические лекции-концерты в дошкольных учреждениях;

- ежегодные праздники первоклассника на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях;

- конкурсы на лучшее исполнение музыкальных произведений различных жанров (виртуозных, полифонических, джазовых и др.) среди обучающихся ДШИ;

- ежегодные отчетные концерты ДШИ;

- постановка музыкальных и хореографических спектаклей;

- выставочная деятельность образцовой художественной галереи «пАРТа»;

- чествование победителей конкурсов «Путешествие по городам и странам наших побед»;

- ежегодные праздничные мероприятия для выпускников школы;

- кукольный театр (стилизованные тематические постановки);

- праздничные представления для детей;

- мероприятия, посвященные текущим и знаменательным датам, а также событиям в жизни школы на протяжении учебного года;

- клуб предвыходного дня «Веселые почемучки»;

- дни открытых дверей.

Большую роль организация внеклассной работы играет в поддержке престижа школы и профориентационной агитации, как взрослого населения, так и детского. Этому способствуют выездные концерты в организации города, а так же в дошкольные учреждения. При отборе номеров для таких мероприятий особое внимание уделяется высокому уровню исполнительского мастерства обучающихся, их творческим и артистическим способностям, качеству, яркости и оригинальности концертного материала, так как подобные выступления демонстрируют высокий уровень дополнительного музыкально- художественного образования, привлекают новый контингент. Организация внеклассной работы в ДШИ№1 имеет в своем арсенале разнообразные, интересные формы. Как показала практика, участие детей в процессе внеклассной работы несет иную, более свободную и радостную эмоциональную нагрузку, нежели в рамках образовательного процесса. Юные артисты попадают в атмосферу творческой свободы и раскрепощенности, легче и быстрее преодолевают волнение, ярче раскрывают свои способности. В то же время дети, принимающие активное участие во внеклассных мероприятиях, относятся к себе и своему творчеству самокритично, сами замечают недостатки в своих выступлениях, выявляют ошибки, которые допускают, стараются их исправить и в дальнейшем совершенствовать свое мастерство. Приятно отметить, что такие дети умеют и желают учиться, позитивно воспринимают замечания и критику преподавателя, руководителя и используют новые выступления для роста своего творческого потенциала. Такой глубокий, многосторонний подход к собственной творческой деятельности, безусловно, благоприятно сказывается и на учебном процессе, формирует собственные представления о путях достижения главной цели своего образования, позволяет осознать его смысл. Именно поэтому организация внеклассной работы не только не мешает образовательному процессу, но и служит мостиком для достижения его целей.

Для успешного функционирования любого процесса, необходимо определять перспективы его дальнейшего развития. Так, организация внеклассной работы может осуществляться как минимум по двум направлениям. Первое направление - это сохранение и усовершенствование уже существующих форм, не меняя их смысла и направленности, но деликатно дополняя отдельными деталями. Второе направление - это поиск принципиально новых, современных, актуальных, свежих форм и введение в их содержание максимальной методической наполненности, целостности, разнообразия. Другими словами, осуществляя то или иное внеклассное мероприятие, необходимо точно определять пути достижения ожидаемых результатов и не допускать моментов формальных, не имеющих смысловой, педагогической и творческой нагрузки. Для этого необходимо как можно шире овладевать спектром необходимой информации, которая в достаточно больших объемах доступна сегодня как в методических изданиях, периодической специализированной литературе, так и в интерактивных источниках. Очень важно максимально подключать собственный педагогический и методический опыт, опираться на ценный опыт коллег и привлекать новое, отличное мышление молодого поколения. Но главное - чем больше мы, преподаватели, вдохновим и поведем за собой своих воспитанников, тем больше творчески активных и целеустремленных детей мы вырастим.

В данной методической работе предлагается форма музыкально-литературной композиции для организации внеклассной работы в детских школах искусств. Данная форма объединяет в себе два вида искусства - музыку и литературу, что дает возможность детям и подросткам реализовать свои музыкальные и литературные способности, понять и раскрыть связь между различными видами искусства, расширить свое художественное мышление. Форма рассчитана на разновозрастную аудиторию в зависимости от выбранной темы, а участие в мероприятии могут принимать ученики всех классов и отделений Детской школы искусств вместе со своими преподавателями. Кроме того, большая свобода в выборе темы, сюжета и процесс наполнения их содержанием предполагают широкий и активный творческий поиск. В результате, каждая музыкально-литературная композиция будет нести в себе художественную индивидуальность и новаторство. Музыкально-литературная композиция-это объединение текстовой информации и музыкальных зарисовок одной тематикой и сюжетом. Тема и сюжет композиции могут быть выбраны преподавателем самостоятельно или вместе с детьми. Источники информации могут быть самыми разнообразными - от литературных и интерактивных до авторских (собственного сочинения). Форма же текстовой информации выбирается произвольно (стихотворная, прозаическая, комбинированная). Музыкальные произведения для иллюстраций целесообразно продумать заранее, так как на их изучение потребуется время и их необходимо будет включить в репертуарный план. Участниками музыкально-литературных композиций могут быть ученики класса одного преподавателя, ученики нескольких преподавателей, обучающиеся как на инструментальном, так и на вокальном, хореографическом отделениях детской школы искусств, а также их преподаватели. Количество участников может быть выбрано в зависимости от предназначения мероприятия. Если планируется масштабное выступление на большой сцене, количество номеров и участников необходимо расширить. Если же мероприятие подразумевает камерный характер, состав участников может быть небольшим. Например, очень удобно и полезно объединить обучающихся различного возраста в классе одного преподавателя. При этом уровень сложности музыкальных произведений должен соответствовать уровню подготовки каждого ребенка, или старшие могут «помогать» младшим, исполняя более простые произведения в ансамбле с ними. Подобная организация детей, объединение их одной целью и одинаковыми задачами способствует формированию коллективного творчества, дети и подростки действуют сообща, сопереживают, поддерживают друг друга, находят общие точки соприкосновения, открываются навстречу доброму общению. Преимуществом камерной композиции является легкость ее показа. Несколько участников под руководством преподавателя-организатора имеют возможность посещать учреждения дошкольного образования, общеобразовательные учреждения и другие организации, где приветствуется творчество детей. Если представление будет костюмированным, интерес зрителей от этого только возрастет, а впечатления их будут красочными и незабываемыми! Следует отметить, что следуя сценарию, действие композиции продолжается непрерывно. А потому, по окончании мероприятия, необходимо представить всех участников, вызвать их на «поклон», как это делается в настоящем спектакле. Этот момент не только приятен для юных исполнителей, но и создает торжественную обстановку, в которой дети чувствуют значимость своей деятельности.

Музыкально-литературная композиция «Кто в лесу живет?» разработана для показа аудиториям дошкольного и младшего школьного возраста. Целью композиции является оживление в воображении детей очень любимых ими образов животных посредством простых, легких детских стихов для литературного оформления и самых несложных примеров программной музыки для их художественного воплощения. Тема и сюжет понятны и близки маленьким зрителям, а потому полностью захватывают их внимание и способствуют свободному восприятию и осмыслению. Взаимосвязь названия и внутреннего содержания в программных пьесах с помощью музыкального языка легко пробуждает в детском воображении фантазии и образы. Очень важно, чтобы музыкальный материал для начинающих звучал в исполнении начинающих исполнителей. Когда маленькие зрители видят на сцене артистов такого же возраста, как и они сами, у них возникает живой интерес к музыке, а вместе с этим желание вот так же выступать на сцене перед своими друзьями. Кроме того, эта композиция - своего рода маленькая, веселая презентация музыкального отделения детской школы искусств и предпочтительнее, если стихи будут читать сами дети. Большого количества участников здесь не требуется, так как длительность композиции не должна превышать 25-30 минут, ведь речь идет о самых маленьких зрителях.

Следующая музыкально-литературная композиция «В мире сказок» подготовлена для более широкой и разновозрастной аудитории, ведь сказки любят и дети, и взрослые. В данной композиции также использована программная музыка, объединенная одной темой и иллюстрирующая сказочных персонажей. Исходя из уровня сложности используемого музыкального материала, для участия в мероприятии необходимо подготовить обучающихся средних и старших классов. Количество музыкальных номеров не ограничивается. Так как они являются иллюстрациями сказочных героев, то и исполняться должны в виде самостоятельных произведений, а не в виде фонового оформления. В качестве литературного материала использованы фрагменты известных и всеми любимых произведений, дополненные авторским текстом. И поскольку сказочный мир полон волшебства и чудесных превращений, без элементов театрализованности и костюмированного представления здесь, конечно, не обойтись. Это могут быть даже маленькие детали из костюма того или иного персонажа, характерные для него и делающие его узнаваемым. Знакомые всем с самого раннего возраста сказочные герои и их яркая, динамичная, красочная музыкальная иллюстрация не оставит равнодушных в зрительном зале. Данная композиция также направлена на знакомство детей и взрослых с лучшими примерами программной музыки, однако имеет свою тематику, внутреннее содержание, иной уровень информации и более развернутые методы реализации.

Музыкально-литературная композиция «Говорят погибшие герои» была подготовлена и приурочена к конкретному событию и знаменательной дате - 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне и посвящена памяти советских людей, героически павших в этой страшной битве. Целью композиции стало приобщение подрастающего поколения к национальным ценностям, осмысление им величины и мирового значения данного события. Мероприятие ориентировано на аудиторию детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте у человека формируются жизненные ценности. Воспитывать патриотические чувства в детях - обязанность взрослых, так как от знания и понимания исторических подвигов своей страны зависит и дальнейший образ мышления и активная жизненная позиция юных граждан Российского государства. В качестве литературного оформления были использованы очерки, записки, письма, обращения погибших Героев Великой Отечественной Войны, стихи о войне и текст автора. Музыкальное оформление в композиции состоит из сольных инструментальных, ансамблевых, камерных ансамблевых и вокальных произведений, в том числе и башкирских композиторов. Музыкальные произведения можно использовать как в виде самостоятельных номеров, так и в виде фонового оформления литературного текста. Для достижения глубины и проникновенности в композиции желательно совместное участие детей и преподавателей. Это подчеркнет связь поколений и символизирует вечность памяти.








«Кто в лесу живет?»

музыкально-литературная композиция

(представление детской музыкальной школы)

Действующие лица: ведущий, чтецы, исполнители.

Первый ученик:

Мы из школы музыкальной,

Мы с концертом в гости к вам.

Но сначала мы расскажем,

Чем же заняты мы там.

Второй ученик:

Отделенье фортепиано.

Пианистов учат тут.

Все играют на рояле,

В дружбе с музыкой живут.

Третий ученик:

На народном отделении

Есть баян, аккордеон.

Много сил потратить надо,

Чтоб звучал красиво он.

Четвертый ученик:

Если очень захотите

Вы рок-группам подражать,

То гитарные аккорды

Приходите изучать.

Первый ученик:

Если голос дан вам с детства,

То научат вас, друзья,

На вокальном отделении

Петь не хуже соловья.

Второй ученик:

Для игры на инструментах

Детям надо подрасти.

В первый класс берут не всяких,

А лишь только лет с шести.

Третий ученик:

Среди сказочных мелодий,

Звонких нот и умных книг,

Не успеешь оглянуться,

Как уже ты выпускник.

Четвертый ученик:

Если только захотите,

Попросите ваших мам

В сентябре, после каникул,

Привести вас в школу к нам!

Ведущий:

А теперь мы начинаем

Наш концерт для вас, друзья!

Может, глядя на артистов,

Скажешь ты: «Хочу и я!»?

Дорогие ребята! Сегодня для вас, наших самых маленьких зрителей, мы приготовили концерт-загадку, который называется «Кто в лесу живет?». Загадки же будут не простые, а музыкальные! Дело в том, что музыка, так же, как кисть и краски художника, умеет изображать самые разные и яркие картинки! Вот наши артисты и нарисуют для вас несколько музыкальных образов, а вы послушайте и попробуйте отгадать, кто же «изображен» на этих музыкальных картинках?

Первый ученик:

Рано утром на опушке

Собрались в лесу зверюшки.

А давайте мы, ребята,

Будем с вами наблюдать,

Как зверята будут дружно

Веселиться, танцевать.

Музыка нам тут поможет,

И любой из вас поймет,

Рассказать знакомым сможет,

Кто же там в лесу живет?

Исполняется пьеса И. Беркович. «На опушке»

Второй ученик:

Я гуляю по лугу и кукушку стерегу.

На высоком на суку

Где ты прячешься? Ку-ку?

Я присяду на пенек,

Твой послушать голосок.

На высоком на суку

Спой мне песенку! Ку-ку!

Исполняется одна из пьес:

М. Красев. «Кукушка»

Ч. Остен. «Кукушкин вальс»

Э. Сигмейстер. «Кукушка танцует вальс»

Третий ученик:

Зайчик-трусишка:

Хвост коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета:

На зиму и лето.

Исполняется одна из пьес:

«Зайчик» Украинская народная песня

Г. Финаровский. «Зайки»

«Заинька». Русская песня Обработка А. Гедике.

Г. Орлянский. «Зайчик»

Четвертый ученик:

Ежик, ежик колкий,

Дай свои иголки,

Надо бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки

Драчуну зайчишке.

Фыркнул ежик: «Отойдите!

И не ждите, не просите!

Если дам иголки,

Съедят меня волки!»

Исполняется одна из пьес:

В. Ренев. «Ежик»

А. Пресленев. «Ежик»

Д. Кабалевский. «Ежик»

Первый ученик:

Ох - ох - ох - ох,

Ох - ох - ох - ох…

Ох, тяжело мне

В берлоге лежать,

Всю-то зиму лежать,

И лежать и скучать…

Только лапу сосать,

Только спать и ворчать.

Исполняется одна из пьес:

Г. Фрид. «Мишка»

Г. Галынин. «Медведь»

Второй ученик:

Чики-рики, чик-чирик!

С ветки - вжик! На ветку - прыг!

Птички разные в лесу,

Я им зерен принесу.

Пусть резвятся и поют!

Своим деткам гнезда вьют.

Исполняется одна из пьес:

Н. Руднев. «Щебетала пташечка»

А. Караманов. «Птички»

А. Руббах. «Лесные птицы»

Н. Владыкина-Бачинская. «Селезень»

Третий ученик:

Очень грустный целый день

Ходит по лесу олень.

Потерялся олененок,

Непослушный он с пеленок.

Как с бельчонком спозаранку

Играл в прятки на полянке,

Пропустил обед и ужин.

Воспитанье ему нужно!

Исполняется пьеса «Большой олень» Французская народная песня

Четвертый ученик:

Бабочка нежная-

Лета цветок.

Крылья воздушные,

Как ветерок!

Исполняется пьеса И. Иордан. «Охота за бабочкой»

Ведущий:

Вот кончается день,

Удлиняется тень.

Полыхает закат.

Что ж, пора нам назад.

Луч последний исчез.

До свидания, лес!

Первый ученик:

Вот на этом самом месте

Выступлениям конец.

Как поэт сказал стихами-

«А кто слушал - молодец!»

Второй ученик:

Вы о нашем приглашении

Постарайтесь не забыть.

Мы желаем вам, ребята,

Все чтецы вместе:

Вечно с музыкой дружить!

Ведущий:

А теперь, ребята, я хочу у вас спросить, кого из лесных жителей вы сегодня повстречали на нашей музыкальной прогулке? (Свободная беседа и общение со зрителями на тему композиции).

Рекомендуемые нотные сборники: «Первые шаги маленького пианиста», А. Николаев. «Фортепианная игра», Т. Смирнова. «Аллегро» Тетрадь №1, «Юному музыканту - пианисту». Хрестоматия для учащихся детской музыкальной школы. 1 класс.

«В мире сказок»

музыкально-литературная композиция

Действующие лица: Сказочник, Царь-Горох, Сеньор Помидор, Бармалей, Баба-Яга, Царь-Девица, Дюймовочка, Русалочка, Колдун, исполнители музыкальных номеров.

Рекомендуемые музыкальные произведения:

1. Р. Щедрин. «Танец Царя - Гороха» из балета «Конек-Горбунок»

2. Р. Щедрин. «Вариация Царь - Девицы» из балета «Конек-Горбунок»

3. П. Чайковский. «Баба - Яга» из «Детского альбома»

4. А. Хавелев. «Баба - Яга»

5. Г. Свиридов. «Колдун»

6. С. Губайдулина. «Дюймовочка»

7. К. Хачатурян. «Помидор» из балета «Чиполлино»

8. И. Хисамутдинов. «Веселый помидор» Рэгтайм

9. М. Меерович. «Бармалей»

10.С. Баневич. «Танец Русалочки на балу» из Альбома фортепианных пьес и ансамблей по сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка»

Сказочник:

Приветствую вас, дамы и господа! Разрешите представиться, я - сказочник.

Скажите - ка мне, дорогие мои друзья, любите ли вы сказки так, как люблю их я?

Сказки - это наиболее популярный жанр народного творчества, огромное богатство народной фантазии еще с давних времен. А знаете ли вы, какие бывают сказки? А сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных.

Волшебно - фантастические сказки полны удивительных чудес и таинственных превращений с помощью различных волшебных предметов. Примерами волшебных сказок могут служить сказки: «Царевна - лягушка», «Морозко», «По щучьему велению», «Сказка об Иване - царевиче и Сером волке», «Золушка», «Конек - Горбунок».

Сказки о животных - это короткие по объему, но очень яркие повествования о приключениях животных, которые положили начало развитию литературы для детей. Это такие сказки, как «Терем - теремок», «Колобок», «Репка», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят».

Бытовые сказки - это истории из жизни людей. Очень часто в таких сказках высмеиваются глупые, жадные, хитрые, ленивые люди. И, напротив, добрые, щедрые, трудолюбивые герои находят выход из любых, часто смешных или самых безвыходных ситуаций и всегда остаются на высоте. Наши любимые сказки «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Сказка о попе и работнике его Балде» относятся как раз к бытовым сказкам.

Богатырские сказки - это сказки о могучих богатырях, обладающих огромной силой. Их враги - Змей Горыныч, Соловей - разбойник, Кощей Бессмертный. От их господства и освобождают богатыри родную землю. Еще такие сказки называют героическими. Эти сказки все мы знаем: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Марья Моревна», «Кощей Бессмертный».

Сказочные сюжеты, так любимые детьми и взрослыми, неоднократно вдохновляли композиторов разных стран и разных времен на создание самой удивительной и прекрасной музыки в мире! В копилку шедевров мировой музыкальной культуры входят сказки - оперы: «Снегурочка», «Сказка о Царе - Салтане», «Садко», «Руслан и Людмила», «Золотой петушок» русского композитора Н.А. Римского - Корсакова, которого особенно притягивали сказочные образы и сюжеты; «Русалка» А.С. Даргомыжского; «Кольцо Нибелунгов» немецкого композитора Р.Вагнера; «Волшебная флейта» гениального В.А.Моцарта. Не менее известны легендарные сказки - балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И.Чайковского; «Конек - Горбунок» Р.Щедрина; «Золушка», «Любовь к трем апельсинам» С.С.Прокофьева; «Петрушка» И.Ф.Стравинского и многие другие. Современные композиторы написали большое количество музыки к фильмам - сказкам. Это музыка А.Рыбникова к фильмам «Буратино» и «Про Красную Шапочку», чудесные песни М.Дунаевского к фильму «Мери Поппинс, до свидания». Необычайно яркие и незабываемые образы героев сказок рисует нам огромное количество инструментальной музыки.

И вот сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по страницам наших любимых сказок и встретиться с их героями. Поможет же нам в этом наш друг, прекрасный и гордый инструмент - рояль, потому, что герои будут не простые, а музыкальные! Итак, вы готовы? Тогда - вперед, навстречу приключениям! Откроем мою волшебную книгу сказок… Будьте внимательны и постарайтесь угадать название сказок, с персонажами которых мы встретимся! А сопровождать вас в мир сказок будут мои верные друзья…

Царь - Горох:

Царь умылся, нарядился

И на рынок покатился;

За царем стрельцов отряд.

Вот он въехал в конный ряд.

На колени все тут пали

И «ура» царю кричали

Царь раскланялся и в миг

Молодцом с повозки прыг…

Глаз своих с коней не сводит,

Справа, слева к ним заходит,

Словом ласковым зовет,

По спине их тихо бьет,

Треплет шею их крутую,

Гладит гриву золотую,

И, довольно насмотрясь,

Он спросил, оборотясь

К окружавшим: «Эй, ребята!

Чьи такие жеребята?

Кто хозяин?» - тут Иван,

Руки в боки, словно пан,

Из-за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

«Эта пара, царь, моя,

И хозяин-тоже я».

- «Ну, я пару покупаю!

Продаешь ты?» - «Нет, меняю».

- «Что в промен берешь добра?»

- «Два-пять шапок серебра».

- «То есть это будет десять».

Царь тот час велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

Царь-то был великодушный!

Дюймовочка:

Цветок распустился, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, вот ее и прозвали Дюймовочкой. Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькою, голубые фиалки - матрацем, а лепесток розы - одеяльцем. На стол женщина поставила тарелку с водою, а по краям положила венок из цветов. На лепестке тюльпана Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую. Все это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!

Сеньор Помидор:

Облако пыли с треском и грохотом прокатилось по деревне. В середине облака оказалась карета, которую тянула четверка лошадей. Собственно говоря, это были не совсем лошади, а скорее огурцы, потому, что в стране, о которой идет речь, все люди и животные были сродни каким-нибудь овощам или фруктам.

Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зеленое. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут, как перезрелый помидор. Это и был кавалер Помидор, управитель и эконом богатых помещиц графинь Вишен. Он подошел к мастерской сапожника и ударив дубиной в дверь, прорычал:

- Я прекрасно знаю, мастер Виноградинка, что в вашей мастерской зачастую произносятся дерзкие, мятежные речи против меня и благородных графинь Вишен! Но погодите, придет и ваш черед. Посмотрим, кто будет смеяться последним!

Русалочка:

Русалочка ходила по ночам на берег моря, спускалась по мраморной лестнице. Окунала свои пылавшие огнем ноги в холодную воду и думала о родном доме и о дне морском. День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только, как милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она должна была превратиться в морскую пену. Он обнимал ее, играл ее длинными волосами и клал свою голову к ней на грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной души.

Бармалей:

Из лесу вышел какой-то лохматый старик с длинной седой бородой и закричал:

- Что вы тут делаете? Кто вы такие? И зачем вы сюда пришли?

- Я Доктор Айболит, - сказал доктор - я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян…

- Ха-ха-ха! - засмеялся лохматый старик. - А знаете ли вы, куда попали?

- Куда? - спросил доктор.

- К разбойнику Бармалею!

- К Бармалею! - воскликнул доктор. - Бармалей - самый злой человек на всем свете! Но мы лучше умрем, а не сдадимся разбойнику! Бармалей убивает каждого, кто попадет к нему в плен! Мы можем спастись! Мы спасемся!

Но тут появился перед ними сам Бармалей и, размахивая саблей, закричал:

- Эй, вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решетку! Завтра я разделаюсь с ними!

Подбежали слуги Бармалея, схватили доктора, Крокодила, всех зверей и повели их в тюрьму, заперли своих пленников на ключ, а ключ отдали Бармалею. Бармалей унес его с собой и спрятал у себя под подушкой.

Баба - Яга:

Прошла Василиса всю ночь и весь день и вышла на поляну, где стояла избушка Бабы - Яги. Забор вокруг избы - из человеческих костей; на заборе торчат черепа с глазами; вместо ворот - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Настала ночь, темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба - Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Обратилась к воротам и вскрикнула:

- Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие - отворитесь!

Царь - Девица:

Царь в затылке почесал

И, нахмуряся, сказал:

«Что же делать - то, царица?

Страх как хочется жениться;

Ты же, ровно на беду:

Не пойду да не пойду!» -

«Не пойду я за седого,

За беззубого такого!

Стань, как прежде, молодец, -

Я тот час же под венец.

Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться-

Ты, без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде вареной,

А потом еще в студеной.

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец!».

Колдун:

Уж утро хладное сияло

На темени полнощных гор;

Но в дивном замке все молчало.

В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.

Со взором, полным хитрой лести,

Ей карла руку подает,

Вещая: «Дивная Наина!

Мне драгоценен твой союз.

Мы посрамим коварство Финна;

Но мрачных козней не боюсь:

Противник слабый мне не страшен;

Узнай чудесный жребий мой:

Сей благодатной бородой

Недаром Черномор украшен.

Доколь власов ее седых

Враждебный меч не перерубит,

Никто из витязей лихих,

Никто из смертных не погубит

Малейших замыслов моих».

Сказочник:

Ну вот, дорогие мои друзья, закончилось наше путешествие по страницам сказок. Вам понравилось? Я очень рад! Читайте сказки, верьте в чудеса и пусть над миром торжествует добро, а зло будет побеждено и наказано! До новых встреч!

«Говорят погибшие герои»

музыкально-литературная композиция


Ведущий:

Добрый день, юные друзья, дорогие гости и уважаемые ветераны!

Мы рады встрече с вами в нашей музыкальной гостиной! Сегодня вашему вниманию будет представлена музыкально-литературная композиция «Говорят погибшие герои», посвященная событию всемирного масштаба и огромного исторического значения-65-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной Войне.

Быстро летит время. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их цена - цена жизней миллионов людей. Войны начинаются, когда одни люди стремятся вершить судьбы других людей. Так, ради желания господствовать над всем миром фашистская Германия во главе с Адольфом Гитлером готовилась захватить и уничтожить население планеты. Провозгласив себя высшей расой, немцы отвели всем людям Земли роль рабов. Это страшное слово-война советские люди услышали 22 июня 1941 года, когда войска фашистской Германии вероломно вторглись на территорию Советского Союза. Разработав план «молниеносной войны» под названием «Барбаросса» немецкие генералы отводили на разгром СССР от 6 до 8 недель, так как считали советский государственный строй непрочным, а вооруженные силы слабыми. Главными целями захватчиков были: полное уничтожение городов Москва и Ленинград, захват месторождений нефти Северного Кавказа, оккупация территории до Урала, раздел завоеванных земель, обращение части населения в рабство и уничтожение остальных людей голодом. На защиту своей Родины от оккупантов советские люди поднялись от мала до велика. Несмотря на огромные тяжелейшие потери Советской Армии в живой силе, самолетах, танках, на нехватку вооружения, немецкие войска были остановлены под Ленинградом и у стен Москвы, а молниеносный план захвата СССР провалился еще до наступления русской зимы и стало ясно, что немецкая армия - победима! 1418 дней и ночей наша Родина была объята пожаром войны, на многочисленных фронтах Советская Армия вела ожесточенные бои, освобождая родные земли от вражеского плена. История войн еще не знала такой самоотверженности и высокого героизма, такой отваги и мужества, какие проявили советские солдаты и офицеров боях против фашистских захватчиков, благодаря им враг был побежден и в мае 1945 года знамя победы реяло над поверженным Рейхстагом! Советские воины освободили 13 стран Европы и Азии и спасли от гибели мировую культуру и цивилизацию. Великая Отечественная Война унесла жизни 26 млн.600 тыс. советских людей.

А. Твардовский. «В час мира»

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Еще теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог…

М. Фрадкин. М. Матусовский. «Вернулся я на родину».

Немеркнущими золотыми страницами вписаны в героическую летопись нашей Родины богатырские подвиги ее сыновей. Ничто не забыто, никто не забыт! Вот уже 65 лет в день Великой победы, 9 мая над Россией воцаряется торжественно- величавая и вместе с тем щемяще - горькая тишина: в святую минуту молчания люди склоняют головы в вечную память о героях, отдавших самое дорогое- жизнь во имя счастья и свободы Родины, ради спасения цивилизации от фашистской чумы. Вспомним же сегодня их имена и тот тяжелейший путь, которым следовали освободители прославленные и неизвестные.

А. Новиков. «Дороги» (исполняется в качестве фонового сопровождения к следующему литературному отрывку).

Павел Абрамов и Александр Голиков 28 июня 1941 года вели ожесточенный, неравный бой на улицах города Ровно до последнего патрона и погибли в горящем танке.

Из письма Александра Голикова к жене: «Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда - нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем - Павел Абрамов и я. Мы не думаем о спасении своей жизни, мы воины и не боимся умереть за Родину, мы думаем, как бы подороже заплатили немцы за нас, за нашу жизнь. Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие- яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она - могила-то?»

Павлу Абрамову было 26 лет. А Александру Голикову 24 года. Похоронили их местные жители, на могиле героев установлен обелиск. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны 2 степени.

Р. Хейф. «У памятника герою».

24 летняя Комсомолка Вера Поршнева, окончив курсы пулеметчиц, добилась назначения в Молодотудский партизанский отряд Калининской области и стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении ответственного задания в тылу врага Веру выдал предатель. Гестаповцы схватили, допрашивали и жестоко пытали девушку: загоняли расклеенные иглы под ногти, выводили на мороз, морили голодом, но Вера ничего не сказала врагам. Перед тем, как расстрелять ее, озверевшие гестаповцы на теле героини раскаленным железом выжгли пятиконечную звезду. Вера погибла21 декабря1941 года и была похоронена местными жителями за околицей, а когда пришла Красная армия, тело девушки перенесли в братскую могилу и только тогда была обнаружена под подкладкой ее пальто записка. «Завтра я умру, мама. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья- партизаны. Они уничтожат захватчиков. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдала победе. За народ умереть не страшно. Наша победа недалека!»

Н. Богословский. «Темная ночь» песня из кинофильма «Два бойца» (исполняется в качестве фонового сопровождения к следующему литературному отрывку).

«Дорогая Лида! Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю… Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Александр. » Легендарный Александр Матросов… О короткой, завершившейся ярким подвигом жизни которого известно, кажется, почти все. Но это письмо к любимой девушке дополняет замечательный облик 19- летнего воина- героя. Прорывая оборону противника у деревни Чернушки, юноша закрыл огневую точку своим телом, освободив путь штурмовой группе. Александр Матросов награжден орденом Ленина, а так же имеет звание Героя Советского Союза посмертно.

К. Листов. «В землянке».

Муса Джалиль. «Последняя песня»

Земля!.. Отдохнуть бы от плена,

На вольном побыть сквозняке…

Но стынут над стонами стены,

Тяжелая дверь на замке.

О, небо с душою крылатой!

Я столько бы отдал за взмах!..

Но тело на дне каземата

И пленные руки в цепях.

Как плещет дождями свобода

В счастливые лица цветов!

Но гаснет под каменным сводом

Дыханье слабеющих слов.

Я знаю - в объятиях света

Так сладостен миг бытия!

Но я умираю… и это-

Последняя песня моя.

Муса Джалиль, известный татарский поэт, в самом начале войны стал воином 2 ударной армии Волховского фронта. Попав в окружение, тяжело раненый, он был взят в плен и помещен в лагерь военнопленных сначала в Польше, а позже в Германии. Все годы плена поэт вел подпольную деятельность по подготовке восстания военнопленных, но по доносу провокаторов все подпольщики были арестованы и отправлены в тюрьмы Тегель и Шпандау. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а его творчество отмечено высокой наградой - Ленинской премией.

З. Исмагилов. «Песня батыров» (исполняется в качестве фонового сопровождения к следующему литературному отрывку).

Черной бедой ворвалась война и в мирный Башкортостан, обожгла горем каждую семью. Тысячи воинов республики в ожесточенную схватку с врагом. Было сформировано и направлено на фронт 6 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 2 стрелковые бригады, 12 отдельных полков и несколько батальонов. За храбрость и отвагу 278 воинам из Башкирии присвоено звание Героя Советского Союза, а 35 бойцов стали полными кавалерами Ордена славы. Среди героических имен сынов Башкирии Мусса Гареев. Свой боевой путь он начал рядовым летчиком и закончил войну в звании гвардии майора - штурмана полка, имея на счету 164 боевых вылета. Среди наград Муссы Гареева звание Героя Советского Союза, вручение Ордена Ленина и медали Золотая Звезда двукратно. Национальным героем башкирского народа по праву считается генерал Тагир Кусимов, Герой советского Союза, профессиональный военный, в годы ВОВ находился в действующей армии и командовал полком 112 Башкирской, 16 гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии в составе войск Брянского, Воронежского, Юго-Западного, Степного, 1 и 2 Белорусских фронтов.

З. Исмагилов. «Генерал Шаймуратов».

«Солдаты Родины моей»

Когда он подвиг совершает, то не заботится ничуть,

Узнает кто, иль не узнает о нем самом когда- нибудь.

Но мир подарен всей планете, и светит солнышко над ней

Лишь потому, что есть на свете солдаты Родины моей.

И в селах Сербии и Польши, и на дунайском берегу

Доныне помнят Сашу, Колю, и Вани снимок берегут.

Нет, не чужих земель воитель моей державы рядовой,

И высший чин- освободитель - ему присвоил шар земной.

Вокруг него всегда воркует детей восторженных орда…

Какую армию другую вот так любили и когда?

Ведь жизнь подарена планете и небо мирное над ней,

Поскольку есть на этом свете солдаты Родины моей.

Феликс Чуев.

«Попурри на темы военных песен».

Ведущий:

Завершая нашу, встречу я хочу поздравить вас, дорогие друзья с юбилеем Великой Победы! Вечная светлая память павшим героям, честь и слава ветеранам! Ничто не забыто, никто не забыт!






Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств



Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств







Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств


Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Вернулся я на Родину. Шумят березки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною

И нашей тихой улицы совсем не узнаю.

Здесь вырос сад над берегом с тенистыми дорожками.

Окраины застроились, завода не узнать.

В своей домашней кофточке, в косыночке с горошками,

Седая, долгожданная, меня встречает мать.

Здесь столько нами прожито, здесь троп исхожено,

Здесь столько испытали мы и радостей и гроз.

Пусть плакать в час свидания солдату не положено,

Но я любуюсь Родиной и не скрываю слез.

Вернулся я на Родину. И у пруда под ивою

Ты ждешь, как в годы давние, прихода моего…

Была бы наша Родина богатой да счастливою,

А выше счастья Родины нет в мире ничего!

Методические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусствМетодические рекомендации для организации внеклассной работы в детской школе искусств по теме: Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств

Шли полки башкир в атаки,

Провожал сынов Урал.

Впереди, на аргамаке,

Шаймуратов - генерал.

Шаймуратов в битву рвался,

Горячил уздой коня,

На врага в бою бросался,

Вихрем грома и огня.

Сыновьям своим в сраженье

Силу Родина дала.

Шли джигиты в наступленье,

Шли на славные дела.

Весь народ советский свято

Честь Отчизны охранял

И врагов своих заклятых

Из родной страны изгнал.

Победителей по праву

Встретил с гордостью Урал.

Заслужил навеки славу

Шаймуратов - генерал.


© 2010-2022