• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на тему Деятельность направленная на получение профессионально-трудовых навыков

Выступление на тему Деятельность направленная на получение профессионально-трудовых навыков

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Левшина Вера Алексеевна учитель ПТО ГКОУ РО школы-интерната VIII вида

п. Орловского


Деятельность направленная на получение профессионально-трудовых навыков.


Лица с умственной отсталостью в настоящее время - наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, лёгкая умственная отсталость составляет 72-75%, умеренная -23-25%, тяжёлая - 5%. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность - основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике всё более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.

Профессиональная подготовка рассматриваемой группы лиц осуществляется в учреждениях различных типов и ведомственной подчинённости: профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях начального профессионального образования, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах и специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство - важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становиться всё более актуальной.

При профессиональной ориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности учитывается не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики.

Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с лёгкой умственной отсталостью и с основным типом дефекта психики. Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.

При трудоустройстве признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда с участием здоровых работников. Трудовая адаптация бывает затруднена только при длительном отрыве от трудовой деятельности в связи с обострением болезни, а также при отсутствии трудовых навыков вследствие неправильного воспитания.

Полноценную профессиональную подготовку способны получить только лица с лёгкой умственной отсталостью.

Интеллектуальная деятельность у таких лиц имеет специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушения памяти (особенно низок объём кратковременной оперативной памяти); замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций и скорости протекания психических процессов; нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причины и следствия, связей отношений; расстройство аналитико-синтетической деятельности. При решении любых вопросов они исходят из конкретной ситуации, при этом у них преобладает конкретно-ситуационная оценка действительности.

Учитывая эти особенности, можно сделать следующие выводы по методике обучения лиц с лёгкой умственной отсталостью:

низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания воспитанников на существенных признаках;

необходимо сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор делается на наглядно-практические методы обучения);

замедленное произвольное и зачастую более развитое механическое запоминание диктуют необходимость многократного повторения наиболее важного материала в течение длительного времени;

низкий уровень владения такими процессами, как анализ, синтез, абстрагирование, требуют опоры на практически-действенное мышление, однако при этом необходимо продолжать развивать эти мыслительные процессы;

из особенностей восприятия и речи вытекает необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов, большого количества пространных записей в тетради, в тоже время педагог должен говорить, чётко выговаривая слова, особенно термины;

учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию.

Отсутствие целеустремлённости, воли, мотивации, любознательности и инициативы, низкая активность требуют постоянного побуждения к целенаправленной деятельности, что может быть достигнуто введением элементов проблемности.

Поставленная перед воспитанниками проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию, что служит важным условием формирования произвольного внимания (особенно в процессе теоретического обучения, где мотивация и интерес, как правило, снижены).

Эффективная профессиональная подготовка лиц со сниженным интеллектом возможна с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации, что требует выполнения следующих условий:

изучение учебных групп (класса) с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей учебно-познавательной и практической деятельности;

выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;

составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам;

осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приёмов, средств организации занятий;

осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения.

Трудовое обучение в коррекционной школе содержит ряд этапов. Каждый из них решает наряду с общими, специфические для данного этапа задачи.

Первый этап охватывает обучение в 0 - 3 классах. На этом этапе у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам данного этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. В основе программы лежит обучение использованию различных поделочных материалов. Сложность работы определяется свойством исходного материала. Более податливые материалы применяются в начале обучения (глина, пластилин, бумага), а в последующем учащиеся работают с материалами, предъявляющими более высокие требования к двигательной системе ребёнка (проволока, металлоконструктор, древесина).

Второй этап - трудовое обучение в 4 классе. К задачам, отражающим специфику данного этапа, прежде всего относится формирование некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской. Учащиеся этого класса способны выполнять более сложные задания с использованием инструментов, приспособлений, применяемых в профессиональном труде.

К другой задаче данного этапа относится необходимость сделать окончательный вывод о трудовых возможностях ребёнка, о его профессиональной ориентации. Материал, собранный в 1-3 классах, и сведения, полученные в 4 классе, позволяют с большей степенью прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Специфические задачи третьего этапа (5-9 классы) обусловлены переходом к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определённой профессии.

Программные темы профессионального этапа обучения построены по операционно-предметному принципу: содержание большинства тем составляет обучение технологическим операциям, а уровень сложности практических заданий определяется сложностью изделий, предложенных для изготовления.

Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путём упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготавливаемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.

На данном этапе более широко, чем на предыдущих, решается задача развития качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности. Порядок проведения экзамена определяется инструкцией министерства образования. Перед экзаменом учащиеся проходят производственную практику на базе школьных мастерских.

В школе созданы четыре профиля трудового обучения: обувное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд и подготовка младшего обслуживающего персонала.

В основе построения программ по трудовому обучению лежит связь между предметами из областей, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы: технологии и искусство, математика. Такой подход позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики.

Трудовое обучение строится на следующих принципах:

  1. Комплектование групп с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача

  2. Поэтапное реформирование системы трудового обучения лиц с умственной недостаточностью.

  3. Единство трудового обучения и самообслуживания. Трудовая практика учащихся проходит в условиях школы.

4. Единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарно-технического состояния здания школы и пришкольного участка.

5. Ответственность за качество выполненных работ.

6. Индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, сувениров, выставочных работ, ремонт обуви и одежды для интерната, оформление и озеленение приусадебного участка, уборка помещений.

Два года практикуется итоговая аттестации учащихся, обучающихся на дому (два человека), которая проводилась в виде экзамена по обслуживающему и с/х труду. Экзамен прошёл в щадящей, комфортной для учащихся обстановке, учащиеся показали хорошее знание предмета.

По окончании 9 класса учащиеся могут продолжить обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида с 10-, 11-летним сроком обучения. А затем в профессиональных училищах общего типа, где организуются специализированные группы отделения с учётом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) к профессиональной подготовке.


© 2010-2022