Методическая разработка для преподавателей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство здравоохранения Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

для преподавателей

по теме:

«Сестринский уход при ревматизме»


МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Специальность Сестринское дело

Курс 3










Балаково

2016 г







Тема: «Сестринский уход при ревматизме».

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Автор: Преподаватель ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Кабдуш АйслуНурбулатовна, Балаково, 2016 г., 46 страниц издания.

«Утверждено»

на заседании ЦМК ______________

Протокол №__ от «__» ____ 2016г.

Председатель ЦМК (Ф.И.О.)______ Каширова В. Ю.

(подпись председателя)


«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

(Ф.И.О.)_______Каширова В. Ю.

(подпись методиста)

Рецензент К.м.н, заслуженный врач РФ, главный врач ГУЗ СО «ДГБ г. Балаково», Балашов Владимир Иванович





























Рецензия

На методическую разработку преподавателя ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Кабдуш Айслу Нурбулатовны по УТ «Сестринское дело в терапии»

Представленная на рецензию методическая разработка практического занятия для преподавателей по УТ «Сестринское дело в терапии» на тему: «Сестринский уход при ревматизме».

Методические разработки практического занятия составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы профессионального модуля 02. «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» (для студентов отделения «Сестринское дело).

Методическая разработка содержит характеристику темы, включающую в себя цели занятия, умение студентов, освоение практических навыков полученных на занятие и осваиваемые на занятии общие и профессиональные компетенции. Имеется теоретический материал, теоретические вопросы для контроля знаний студентов, тестовые задания ситуационные задачи по теме, алгоритмы манипуляций. Практический материал доступен для понимания, изложен подробно, научно, последовательно.

Творческая работа способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, согласно ФГОС; способствует формированию у студентов системы знаний, ответственности и обеспечивают преподаванию раздела «Сестринское дело в терапии» на научном методическом уровне. Методическая разработка нацелена на оказание помощи преподавателям при подготовке и проведении практических занятий в процессе изучения УТ «Сестринское дело в терапии».

Заслуженный врач Российской Федерации

Гл. врач ГУЗ СО ДГБ г. Балаково

К.м.н. В.И.Балашов












СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………..5

  2. Технологическая карта доклинического занятия…….……………. 6

  3. Теоретический материал по теме занятия …………………………. 9

  4. Практическая часть по теме занятия……….……………………… 14

  5. Контрольно - оценочный материал………………………................. .24

  6. Критерии оценок различных видов работ на занятии..………… 35

  7. Список рекомендуемой литературы……………….……………… 38















































  1. Пояснительная записка


Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01.«Сестринское дело» и программой ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Сестринский уход при ревматизме». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи по теме, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствии с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Основы микробиологии», «Психология». Не лишним являются знания основ сестринского дела.

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, буклетов, памяток на темы: «Патогенез ревматизма», «Роль медсестры в профилактике ревматизма», «Проведение диспансеризации при ревматизме», составление студентами кроссвордов по теме.
















2.Технологическая карта доклинического занятия

Учебные цели занятия: закрепить и расширить теоретические знания, помочь студентам в приобретении практических навыков.

Студент должен знать: определение понятия «ревматизм», причины и факторы риска, клинические проявления ревматизма, возможные проблемы пациента, принципы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации.


Уметь владеть навыком: осуществить сестринский процесс, выполнить манипуляции: аускультацию сердца, подсчет ЧДД, определение и подсчет пульса, измерение АД, измерение температуры тела, выполнение в\м, п\к, в\в инъекций. Обучить пациента правилам питания в соответствии с диетой №10, оформить медицинскую документацию, подготовить к методам исследования (ЭКГ, ЭХО-КГ, тредмил тест, ВЭМ и др).


Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Осваиваемые общие компетенции:

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Материальное обеспечение учебного занятия:

1.Методическая разработка

2.Ноутбук

3.Тестовые задания

4.Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы)

5. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций


Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организация занятия

2 минуты

Уточнить готовность студентов к занятию, отметить отсутствующих студентов, уделить внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 минуты

Сообщить тему занятия, особое внимание акцентировать на её значимость, сообщить план занятия

3. Определение целей занятия

5 минут

Сообщить цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Контроль исходного уровня знаний

10 минут

Провести тестовый контроль

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

5 минут

Проверить наличие выполненной внеаудиторной работы у студентов

6. Вводный инструктаж

20 минут

Сообщить теоретический материал, ознакомить с картой самостоятельной работы, инструктировать по работе с ней.

7.Самостоятельная работа

120 минут

Выполнить поэтапно

Повторить теоретический материал по теме: «Сестринский уход при заболеваниях почек и мочевыделительной системы»

30 минут

При изучении теоретического материала использовать методическое пособие.

Решить ситуационную задачу

20 минут

Решение в виде карты сестринского процесса записать письменно.

Подготовка квыполнению практического задания

10 минут

Для выполнения практического задания, студенты разделяются на малые группы с распределением роли медсестры и пациента

Выполнение практического задания

30 минут

Отрабатывают практический навык в соответствие с алгоритмом действия.

Подготовка к ответу на теоретические вопросы по теме

15 минут

При подготовке рекомендуется использовать материал учебного пособия

Ответ на теоретические вопросы

15 минут

Ответ строится на основе материала методического пособия.

8. Подведение итогов занятия.

10 минут

Оценить деятельность каждого студента, отметить слабые стороны. Оценить достижение целей занятия. Выставить оценки в журнал.

9. Задание на дом.

5 минут

Озвучить тему следующего занятия с указанием дополнительной литературы для подготовки домашнего задания, дать задание для выполнения внеаудиторной работы.

















3.Теоретический материал по теме занятия

Ревматизм - это системное воспалительное заболевание соединительной ткани инфекционно-аллергического типа с преимущественным поражением сердечнососудистой системы, развивающееся у лиц, предрасположенных к нему, вследствие инфицирования бета-гемолитическим стрептококком группы А. Авторское название ревматизма - болезнь Сокольского-Буйо.

По образному выражению отечественного патологоанатома Абрикосова: «Ревматизм лижет суставы, а кусает сердце». Ревматизмом болеют преимущественно женщины молодого возраста (в 3раза чаще, чем мужчины).

Причины: В настоящее время достоверно считается, что возбудителем ревматизма является бета-гемолитический стрептококк группы А. Инфекция (гемолитический стрептококк группы А): тонзиллит, фарингит как пусковой механизм, а далее активизация аутоиммунного механизма - появления аутоантител к миокарду, формирование иммунных комплексов.

Патологические изменения протекают в течение полугода и состоят из 4-х фаз реорганизации соединительной ткани:

мукоидное набухание;

фибриноидное набухание;

гранулематозАшофф-Талалаева;

склероз (образование рубца).

Классификация ревматизма (А.Н. Нестеров, 1964).

Фаза заболевания (активная 1, 2, 3 степени, неактивная)

Клинико-анатомическая характеристика поражения сердца:

В активной фазе:

  • ревмокардит первичный (без пороков клапанов);

  • ревмокардит возвратный (с пороком клапана).

В неактивной фазе:

  • ревматический миокардиосклероз;

  • порок сердца (какой).

Клинико-анатомическая характеристика поражения других органов и систем:

  • полиартрит, серозиты (плеврит, перитонит, абдоминальный синдром);

  • хорея, энцефалит, менингоэнцефалит;

  • нефрит, гепатит, ирит, иридоциклит, тиреоидит.

Характер течения:

  • острый (до 2-х мес.);

  • подострый (3-6 мес.);

  • затяжной, вялый;

  • непрерывно рецидивирующий;

  • латентный.

Состояние кровообращения: недостаточность кровообращения 1, 2, 3 степени.

Клиническая картина и диагностические критерии

Клинические проявления ревматизма сгруппированы следующим образом:

1-ая группа - большие критерии диагностики, к которым относится:

Ревматический полиартрит развивается у 40% пациентов через 2-3 недели после перенесенной ангины или скарлатины и характеризуется поражением крупных и средних суставов, симметричностью их изменения, «летучестью» болей в суставах, доброкачественностью артрита (никогда не оставляет деформаций).

Ревмокардит, который развивается одновременно или вслед за полиартритом. Поражаются все слои сердца, но характерно преобладающее поражение миокарда. При этом отмечается:

  • ноющая боль в области сердца;

  • сердцебиение;

  • одышка;

  • ощущение перебоев в работе сердца.

Врач при осмотре выявляет увеличение размеров сердца, глухость тонов, ослабление 1-го тона, мягкий систолический шум.

Эндокардит проявляет себя более грубым систолическим шумом.

Ревматический перикардит встречается реже, может быть сухим (фибринозным) и выпотным (экссудативным).

Аннулярная (кольцевидная) эритема представлена в виде плоских безболезненных колец без зуда и шелушения, которые чаще локализуются на коже внутренней поверхности бедер и предплечий. Могут появляться и исчезать в течение нескольких часов бесследно.

Ревматические узелки представляют собой подкожные безболезненные плотные образования размером с горошину. Чаще располагаются вокруг суставов. В области апоневрозов, то есть в местах, богатых соединительной тканью.

Малая хорея(«пляска святого Витта») является проявлением васкулита мелких мозговых сосудов и обычно наблюдается в детском возрасте, проявляясь гиперкинезами (насильственные движения, гримасы, изменения почерка, эмоциональная лабильность).

Поражение остальных органов и систем встречается реже.

2-я группа - малые критерии диагностики:

лихорадка;

артралгии, ревматизм в анамнезе;

увеличение СОЭ;

повышение содержания С-реактивного белка;

лейкоцитоз;

удлинение интервала PQ на ЭКГ.

3-я группа - дополнительные критерии: указания на перенесенную стрептококковую инфекцию (высокие титры противострептококковых антител, антистрептолизинов, антистептокиназы), высева из зева бета-гемолитического стрептококка группы А.

Диагноз считается достоверным при наличии двух больших или одного большого и двух малых критериев с обязательным подтверждением предшествующей стрептококковой инфекции.

Лабораторная диагностика.

  • общевоспалительная реакция крови (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, повышение СОЭ до 30-50 мм/час);

  • острофазовые биохимические реакции (повышение уровня гамма-глобулинов, фибриногена, С-реактивного белка, мукопротеинов);

  • повышение титров антистрептолизина, антистрептокиназы, антигиалуронидазы.

Инструментальная диагностика. Электрокардиография:

  • замедление проводимости по миокарду (удлинение интервала PQ> 0,20 сек.);

  • снижение вольтажа зубцов ЭКГ.

Лечение

1. Лечение должно быть стационарным, с постельным режимом весь лихорадочный период.

2. Проводится этиотропная (антибактериальная) и патогенетическая терапия (стероидными гормонами и нестероидными противовоспалительными препаратами).

Принципы лечения (схема):

Базовое

- антибиотики группы пенициллина на 2 недели, для борьбы с инфекцией

- при воспалении соединительной ткани неспецифические противовоспалительные препараты (аспирин, пироксикам, индометацин, вольтарен)

Диета

- ограничение соли и углеводов

- питьевой режим: жидкости не более 1,5 л/сутки, а при выраженной сердечной недостаточности до 1 л/сутки.

Режим постельный, при наличии высокой активности патологического процесса

Дополнительно

Проводить профилактику первичную - по предупреждению заболевания ревматизмом и вторичную - у лиц ранее перенесших атаки ревматизма.

В осенне-зимний период 2-3 недели противоревматические средства (обычно в половинной дозе)

Профилактика рецидивов в течение 5-ти лет после перенесенной атаки (круглогодичная, сезонная, текущая) является обязательной.

В настоящее время яркой клинической картины атаки ревматизма обычно не бывает. Поражение суставов, высокая температура тела обычно отсутствует, и болезнь распознается на основании признаков поражения сердца и данных лабораторных исследований.

После атаки ревматизма может сформироваться порок сердца: недостаточность митрального клапана - через 0,5 года стеноз левого атриовентрикулярного отверстия - через 1,5-2 года.

Профилактика первичная:

улучшение социальных условий (питание, жилищно-бытовые условия, нормализация режима труда и отдыха) и условий труда;

закаливание;

санация очагов хронической инфекции (хронический гайморит, тонзиллит);

правильное лечение заболеваний вызванных стрептококком (ангина, обострение хронического тонзиллита).

Профилактика вторичная: Профилактика рецидивов в течение 5-ти лет после перенесенной атаки (круглогодичная, сезонная, текущая) является обязательной (бициллином). Для этого пациентов, перенесших ревматизм, ставят на диспансерный учет в кардиоревматологических кабинетах районной поликлиники.

Сестринский уход

Наблюдение

За пульсом, АД, температурой, кожей, суставами, одышкой, отеками

Независимый

- соблюдение и обеспечение постельного режима в период атаки

- рекомендации по диете и контроль за ее выполнением

- аэрация и соблюдение комфортных условий в палате пациента

Зависимый

- выполнение введения ЛВ в/мышечно: НСПВП, бициллина.

- через рот, учитывая особенности дачи НСПВП: принимать только после еды, в измельченном виде с водой или холодным молоком.

- участие в проведении профилактических мероприятий (бициллином и т. д.)



































4. Практическая часть по теме занятия

Алгоритмы практических манипуляций


ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА

Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка с красным стержнем.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.

  2. Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2,3,4 пальцы находились над лучевой артерией (2 палец - указательный, у основания большого пальца) и почувствовать пульс.

  2. Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм. Продолжить исследование на одной руке, где лучше прощупывается пульс.

  3. Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Пульс ритмичный, если интервалы равны между собой.

  4. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн. Считать в течение 30 сек, умножить на 2, если пульс ритмичный, или 60 сек, если неритмичный.

  5. Оценить наполнение пульса. Определяется по величине объема артериальной крови, образующей пульсовую волну. Если волна хорошо ощущается, пульс удовлетворительного наполнения.

  6. Оценить напряжение, сдавливая лучевую артерию до исчезновения пульса. Если пульс исчезает при умеренном сдавлении - он удовлетворительного напряжения; при сильном сдавлении - пульс напряженный; при легком - ненапряженный (нитевидный).

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Провести регистрацию качеств пульса в температурном листе графическим, а в листе наблюдения цифровым способом.

  2. Сообщить пациенту результаты исследования.






ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70% этиловый спирт, ватные шарики, бумага.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала

  2. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки.

  2. Выбрать правильный размер манжетки.

  3. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только1 палец.

  4. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на ней.

  5. Проверить положение стрелки манометра относительно отметки «0» на шкале манометра.

  6. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа.

  7. Закрыть вентиль «груши», нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм.рт. ст

  8. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра.

  9. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующей систолическому АД.

  10. «Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.

  11. Выпустить весь воздух из манжетки.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Снять манжетку.

  2. Уложить манометр в чехол.

  3. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70% спиртом.

  4. Оценить результат высоты АД и пульсового давления.

  5. Сообщить пациенту результат измерения.

  6. Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе систолическое давление, в знаменателе - диастолическое).





ПОДСЧЕТ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Цель: оценка состояния сердечно-сосудистой системы и общего состояния пациента

Показания: контроль за состоянием пациента

Противопоказания: нет

Оснащение:

· Секундомер или часы с секундной стрелкой

· Лист наблюдения за пациентом

Алгоритм действий:

1. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его

2. Положить свою руку на лучевую артерию пациента, как для подсчета пульса (чтобы отвлечь внимание пациента)

3. Подсчитать число движений грудной клетки или эпигастральной области за 1 минуту (вдох и выдох считается за 1 дыхательное движение)

4. Внести полученные цифровые данные в лист наблюдения

Примечание:

Частота дыхания у взрослого в норме 16-18 в минуту. Частое дыхание - тахинноэ. Редкое дыхание - брадипноэ

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

Противопоказания: опрелости, воспалительные процессы в подмышечной области.

Оснащение: медицинский термометр, индивидуальная салфетка, емкость с дезраствором, температурный лист, ручка с черным стержнем, часы, температурный журнал.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие.

  2. Вымыть и осушить руки.

  3. Достать термометр из футляра, встряхнуть его так, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35

  4. Осмотреть подмышечную впадину.

  5. Вытереть насухо кожу в подмышечной впадине салфеткой.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Поместить термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину так, чтобы он со всех сторон соприкасался с кожей.

  2. Фиксировать руку пациента, прижав ее к грудной клетке, или попросить пациента удерживать термометр прижатием согнутой руки.

  3. Фиксировать время измерения температуры

  4. Извлечь термометр через 10 минут.

  5. Оценить результат.

  6. Сообщить результат пациенту.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Записать показания цифровым способом в температурном журнале (листе наблюдений), затем графическим способом в температурном листе.

  2. Продезинфицировать термометр методом полного погружения в дезраствор

  3. Надеть перчатки

  4. Извлечь термометр из дезраствора, ополоснуть проточной водой, дать высохнуть.

  5. Снять перчатки

  6. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар

  7. Поместить термометр в футляр

  8. Вымыть и осушить руки.

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ

Оснащение:

  • Стерильные: шприц однократного применения (5-10мл), иглы для инъекции длиной 60-80 мм, сечением 0,8-1,0 мм, игла для набора лекарственного средства;

  • Лоток стерильный, накрытый стерильной салфеткой в 4 слоя, с марлевыми тампонами под первым слоем и пинцетом - под вторым слоем салфетки;

  • 70% этиловый спирт

  • Ампула с лекарственным средством

  • Перчатки латексные, стерильные

  • Емкости с дезрастворами

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Установить доброжелательные отношения с пациентом. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, уточнить информированность о лекарственном средстве, получить согласие.

  2. Надеть маску, подготовить руки к работе, надеть перчатки.

  3. Проверить пригодность лекарственного средства (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, внешний вид).

  4. Обработать шейку ампулы тампоном, смоченным спиртом, двукратно.

  5. Вскрыть ампулу , поставить аккуратно на манипуляционный стол.

  6. Вскрыть пакет, собрать шприц.

  7. Набрать в шприц необходимое количество лекарственного средства.

  8. Надеть на конус шприца другую стерильную иглу для в\м инъекции, закрепить по часовой стрелке, выпустить воздух из шприца так, чтобы из иглы выделилось только 1-2 капли лекарственного средства, надеть колпачок на иглу.

  9. Положить шприц на стерильный лоток.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Уложить пациента в удобную позу (в положении лежа)

  2. Взять шприц в правую руку иглой вниз, фиксируя конус иглы мизинцем

  3. Определить место для в\м инъекции (верхний наружный квадрант ягодицы, наружная поверхность бедер)

  4. Пропальпировать место инъекции, обработать дважды разными тампонами кожу пальцами левой руки, сбросить в дезраствор

  5. Растянуть кожу в месте инъекции пальцами левой руки

  6. Ввести иглу под прямым углом на глубину 5-6 см к поверхности тела пациента.

  7. Ввести лекарственное средство, надавливая на поршень первым пальцем левой руки (не менять руку при введении лекарственного средства)

  8. Приложить стерильный тампон, смоченный спиртом, к месту инъекции.

  9. Извлечь иглу быстрым движением, придерживая ее за канюлю.

  10. Придержать тампон, не отнимая его от кожи, 1-2 мин.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Провести дезинфекцию шприца, иглы, ватных тампонов

  2. Снять перчатки, поместить в дезраствор

  3. Вымыть и осушить руки

  4. Помочь пациенту занять удобное положение (оценить реакцию пациента на процедуру)

  5. Сделать запись о выполнении процедуры в листе назначения и реакции пациента на процедуру.


ВЫПОЛНЕНИЕ П/К ИНЪЕКЦИЙ

Цель: ввести лекарственное вещество подкожно.
Оснащение

Шприц стерильный 1-2 мл, ампулы с лекарственным веществом, лоток стерильный, иглы стерильные для подкожного введения, иглы стерильные для набора лекарственного вещества, шарики ватные стерильные, спирт 70%-ный, перчатки резиновые, емкости с дезинфицирующими растворами.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

  2. Сообщите пациенту необходимую информацию о лекарственном препарате.

  3. Прочитайте название и срок годности препарата.

  4. Вымойте руки, наденьте перчатки, обработайте их шариком со спиртом.

  5. Обработать шейку ампулы тампоном, смоченным спиртом двукратно

  6. Наберите в шприц назначенное лекарственное вещество.

  7. Набрать лекарственное средство в шприц в нужной дозе

  8. Снять иглу, сбросить в емкость с дезраствором

  9. Надеть иглу для п\к инъекции, выпустить воздух

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Усадить пациента на кушетку или уложить

  2. Пропальпировать место инъекции (места для инъекции - наружная поверхность плеча, передне-боковая поверхность бедра, подлопаточные области, передняя брюшная стенка)

  3. Обработайте место инъекции площадью 10х 10 см стерильным шариком, смоченным спиртом, в одном направлении.

  4. Обработайте место инъекции площадью 5x5 см вторым стерильным шариком, смоченным спиртом, в одном направлении.

  5. Возьмите шприц в правую руку, вторым пальцем придерживайте муфту иглы, пятым пальцем поршень, а остальными цилиндр.

  6. Возьмите кожу в месте инъекции в складку первым и вторым пальцами левой руки.

  7. Введите иглу под кожу в основание кожной складки под углом 30-45° к поверхности кожи срезом вверх на 2/3 длины иглы.

  8. Перенесите левую руку на поршень.

  9. Оттяните слегка поршень на себя, убедитесь, что игла не попала в сосуд (отсутствие крови в шприце).

  10. Введите медленно лекарственное вещество.

  11. Приложите тампон, смоченный спиртом, на область инъекции и быстрым движением извлеките иглу.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Поместите шприц, иглы, шарики, перчатки в емкость с дезраствором.

  2. Снимите перчатки и также поместите в дезраствор.

  3. Вымойте и осушите руки.

  4. Помочь пациенту занять удобное положение.

  5. Оценить реакцию пациента на процедуру.

  6. Сделать отметку о проделанной процедуре в листе назначений.

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИВЕННОЙ ИНЪЕКЦИИ

Оснащение: стерильный шприц однократного применения 10мл, длина иглы 40мм, сечение 0,8мм; лоток, накрытый 4х слойной бязевой салфеткой, пинцет, стерильные салфетки; лекарственное средство; 70% этиловый спирт, ватные шарики, жгут, клеенчатый валик, перчатки; емкости с дезрастворами.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Подготовить все необходимое оснащение.

  2. Установить доброжелательные отношения с пациентом.

  3. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие.

  4. Надеть маску. Подготовить руки к работе, надеть перчатки.

  5. Вскрыть пакет, собрать шприц, обработать двукратно шейку ампулы тампоном, смоченным спиртом.

  6. Набрать лекарственное средство.

  7. Снять иглу, сбросить в емкость с дезраствором.

  8. Надеть иглу для в\в инъекции, выпустить воздух, надеть колпачок на иглу.

  9. Положить шприц в лоток.

  10. Усадить пациента на кушетку или уложить.

  11. Наложить венозный жгут на плечо, покрытое салфеткой.

  12. Под локоть поместить клеенчатую подушку.

  13. Исследовать вену.

  14. Обработать дважды кожу внутренней поверхности локтевого сгиба спиртом.

  15. Взять шприц, снять колпачок.

  16. Проверить отсутствие воздуха в шприце, держать шприц срезом вверх, фиксируя иглу указательным пальцем за канюлю.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Зафиксировать вену большим пальцем левой руки, проколоть кожу, войти в вену на 1\3 длины иглы, параллельно вене.

  2. Оттянуть поршень на себя, увидеть появление крови.

  3. Снять жгут.

  4. Ввести лекарство медленно, надавливая на поршень первым пальцем левой руки.

  5. Приложить к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлечь иглу.

  6. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Промыть шприц, не снимая иглы, в дезрастворе.

  2. Погрузить шприц в дезраствор, находящийся в другой емкости, заполняя полости шприца и разбирая его.

  3. Взять у пациента через 1-2 мин ватный шарик, сбросить в дезраствор.

  4. Снять перчатки.

  5. Вымыть руки, осушить.

  6. Наблюдать за состоянием пациента.

  7. Провести регистрацию проведенной процедуры и реакции пациента на нее.

ВНУТРИВЕННОЕ КАПЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Цель - медленное, 40-60 капель в минуту, поступление в кровеносное русло лекарственных растворов.

Показания: восстановление объема циркулирующей крови, нормализация водно-электролитного баланса и кислотно - щелочного состояния организма, устранение явлений интоксикации, парентеральное питание.

Оснащение: стерильные: лоток, салфетка, пинцет, ватные шарики; одноразовая система для введения жидкостей, штатив для капельницы, клеенчатая подушечка, лейкопластырь; дезинфицирующий раствор в емкостях для дезинфекции, 70% этиловый спирт.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход и суть процедуры, получить согласие.

  2. Обработать руки, надеть стерильный халат, маску, перчатки.

  3. Подготовить одноразовую систему для капельного ведения (проверить срок годности и герметичность упаковки, сдавив ее с обеих сторон).

  4. Подготовить стерильный лоток с салфетками, ватными шариками и пинцетом.

  5. Подготовить флакон с лекарственным раствором для инфузии (проверить срок годности, внешний вид, сверить с врачебными назначениями).

  6. Снять с флакона металлический колпачок ножницами.

  7. Обработать пробку флакона двукратно спиртом.

  8. Закрыть зажим на системе

  9. Перевернуть флакон вверх дном, подвесить на штативе.

  10. Перевернуть капельницу, снять иглу с колпачком, положить в стерильный лоток

  11. Заполнить капельницу раствором, держа длинный конец системы выше перевернутой капельницы.

  12. Заполнить капельницу примерно наполовину.

  13. Опустить конец системы вниз и заполнить систему раствором, закрыть зажим.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Уложить пациента в удобное положение.

  2. Положить под локоть пациента клеенчатую подушку, исследовать вену.

  3. Обернуть плечо салфеткой и наложить венозный жгут на среднюю треть плеча. Пациент при этом сжимает и разжимает кулак.

  4. Обработать место пункции вены 70% спиртом двукратно разными ватными шариками.

  5. Снять колпачок с иглы.

  6. Фиксировать вену большим пальцем левой руки ниже места введения.

  7. Предложить пациенту сжать кулак.

  8. Ввести иглу в вену на 1\3 ее длины, подложив под канюлю стерильную салфетку

  9. Снять жгут, предложить пациенту разжать кулак.

  10. Открыть зажим на системе.

  11. Отрегулировать скорость поступления капель зажимом.

  12. Закрепить иглу лейкопластырем и прикрыть стерильной салфеткой место введения.

  13. Наблюдать за состоянием и самочувствием пациента во время внутривенного вливания.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Закрыть зажим, прижать к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлечь иглу.

  2. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе (можно зафиксировать шарик бинтом).

  3. Снять иглу с системы, положить в лоток, подвесить трубку системы на штатив.

  4. Погрузить систему, иглу в дезраствор.

  5. Взять у пациента (через 5-7 минут) ватный шарик, положить его в дезраствор.

  6. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

  7. Наблюдать за состоянием пациента, рекомендовать не вставать в течение 2 часов.

  8. Провести регистрацию проведения процедуры и реакции пациента на процедуру.

ВЗЯТИЕ КРОВИ ИЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ ВЕНЫ

Цель - определить количество некоторых биохимических показателей крови.

Оснащение: шприц для однократного применения, лоток стерильный с тампонами и пинцетом, жгут резиновый, салфетка, 70% этиловый спирт, спецодежда, чистые пробирки в штативе.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Объяснить пациенту цель и ход исследования и получить его согласие. Забор крови проводится утром натощак, до приема лекарственных средств, накануне не принимать жирной пищи.

  2. Подготовить оснащение, пронумеровать пробирку и направление (имеют одинаковый порядковый номер).

  3. Помочь пациенту занять удобное положение для венепункции - лежа или сидя.

  4. Вымыть и осушить руки, надеть спецодежду, перчатки.

  5. Подложить под локоть пациенту клеенчатый валик.

  6. Наложить резиновый жгут в области средней трети плеча и завязать так, чтобы петля жгута была направлена вниз, а свободные концы вверх (под жгут подложить салфетку).

  7. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак. Найти наиболее наполненную вену.

  8. Обработать вену в области локтевого сгиба ватными шариками или салфетками, смоченными 70% спиртом, не менее двух раз, меняя их и соблюдая правила асептики.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Выполнить венепункцию.

  2. Убедиться, что игла находится в вене: потянуть поршень на себя.

  3. Продолжать тянуть поршень на себя, набирая нужное количество крови и не снимая жгута.

  4. Развязать жгут, прежде чем извлечь иглу из вены.

  5. Прижать место пункции стерильным ватным шариком, смоченным 70% спиртом, извлечь иглу. Фиксировать шарик в течение 1-2 минут, затем сбросить в дезраствор.

  6. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе, удерживая ватный шарик на месте пункции.

  7. Снять иглу со шприца и сбросить в дезраствор.

  8. Выпустить медленно кровь по стенке пробирки, находящейся в штативе.

  9. Положить шприц в лоток для дезинфекции.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Помочь пациенту встать или лечь удобно.

  2. Установить штатив в контейнер, затем в бикс

  3. Доставить бикс с кровью в лабораторию.





















5. Контрольно - оценочный материал (с эталонами ответов)

Теоретические вопросы для контроля знаний

1. Определение понятия «ревматизм».

2. Эпидемиология, этиология, факторы риска ревматизма.

3. Клинические проявления ревматизма.

4. Принципы диагностики ревматизма.

5. Принципы лечения ревматизма.

6. Профилактика ревматизма и реабилитация.

7. Возможные проблемы пациента (дефицит информации о заболевании, боль, одышка, лихорадка, страх инвалидизации).

Эталоны ответов:

1.Ревматизм - это системное воспалительное заболевание соединительной ткани инфекционно-аллергического типа с преимущественным поражением сердечнососудистой системы, развивающееся у лиц, предрасположенных к нему, вследствие инфицирования бета-гемолитическим стрептококком группы А.

2.Эпидемиология наиболее часто заболевают молодые люди (7-15 лет).

Заболевание начинается спустя 1,5-2 недели после перенесенной острой стрептококковой инфекции (ангина, тонзиллит, ОРЗ и др).

Способствуют развитию ревматизма переохлаждение, эмоциональные и физические перегрузки, неполноценное питание. Женщины болеют в 3 раза чаще, чем мужчины.

Предрасположенность к ревматизму может носить наследственный характер: в семьях больных ревматизмом повторные случаи заболевания встречаются в 3 раза чаще, чем в популяции, а ревматические пороки сердца - даже в 4 раза. Исследования показали, что среди больных ревматизмом чаще встречаются лица с группами крови А (II), B(III).

При ревматизме в организме больного происходит образование антител к стрептококку и аутоантител к собственной соединительной ткани (сердце, суставы, ЦНС).

3. Клинические проявления ревматизма сгруппированы следующим образом:

1-ая группа - большие критерии диагностики, к которым относится:

Ревматический полиартрит развивается у 40% пациентов через 2-3 недели после перенесенной ангины или скарлатины и характеризуется поражением крупных и средних суставов, симметричностью их изменения, «летучестью» болей в суставах, доброкачественностью артрита (никогда не оставляет деформаций).

Ревмокардит, который развивается одновременно или вслед за полиартритом. Поражаются все слои сердца, но характерно преобладающее поражение миокарда. При этом отмечается:

  • ноющая боль в области сердца;

  • сердцебиение;

  • одышка;

  • ощущение перебоев в работе сердца.

Врач при осмотре выявляет увеличение размеров сердца, глухость тонов, ослабление 1-го тона, мягкий систолический шум.

Эндокардит проявляет себя более грубым систолическим шумом.

Ревматический перикардит встречается реже, может быть сухим (фибринозным) и выпотным (экссудативным).

Аннулярная (кольцевидная) эритема представлена в виде плоских безболезненных колец без зуда и шелушения, которые чаще локализуются на коже внутренней поверхности бедер и предплечий. Могут появляться и исчезать в течение нескольких часов бесследно.

Ревматические узелки представляют собой подкожные безболезненные плотные образования размером с горошину. Чаще располагаются вокруг суставов. В области апоневрозов, то есть в местах, богатых соединительной тканью.

Малая хорея («пляска святого Витта») является проявлением васкулита мелких мозговых сосудов и обычно наблюдается в детском возрасте, проявляясь гиперкинезами (насильственные движения, гримасы, изменения почерка, эмоциональная лабильность).

Поражение остальных органов и систем встречается реже.

4.1-ая группа - большие критерии диагностики, к которым относится:

Ревматический полиартрит, Ревмокардит, Аннулярная (кольцевидная) эритема, Ревматические узелки Малая хорея («пляска святого Витта»)

2-я группа - малые критерии диагностики:

лихорадка;

артралгии, ревматизм в анамнезе;

увеличение СОЭ;

повышение содержания С-реактивного белка;

лейкоцитоз;

удлинение интервала PQ на ЭКГ.

3-я группа - дополнительные критерии: указания на перенесенную стрептококковую инфекцию (высокие титры противострептококковых антител, антистрептолизинов, антистептокиназы), высева из зева бета-гемолитического стрептококка группы А.

Диагноз считается достоверным при наличии двух больших или одного большого и двух малых критериев с обязательным подтверждением предшествующей стрептококковой инфекции.

Лабораторная диагностика.

  • общевоспалительная реакция крови (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, повышение СОЭ до 30-50 мм/час);

  • острофазовые биохимические реакции (повышение уровня гамма-глобулинов, фибриногена, С-реактивного белка, мукопротеинов);

  • повышение титров антистрептолизина, антистрептокиназы, антигиалуронидазы.

Инструментальная диагностика. Электрокардиография:

  • замедление проводимости по миокарду (удлинение интервала PQ> 0,20 сек.);

  • снижение вольтажа зубцов ЭКГ.

5.Лечение

1. Лечение должно быть стационарным, с постельным режимом весь лихорадочный период.

2. Проводится этиотропная (антибактериальная) и патогенетическая терапия (стероидными гормонами и нестероидными противовоспалительными препаратами).

Принципы лечения (схема): Базовое

- антибиотики группы пенициллина на 2 недели, для борьбы с инфекцией

- при воспалении соединительной ткани неспецифические противовоспалительные препараты (аспирин, пироксикам, индометацин, вольтарен)

6.Профилактика первичная:

улучшение социальных условий (питание, жилищно-бытовые условия, нормализация режима труда и отдыха) и условий труда;

закаливание;

санация очагов хронической инфекции (хронический гайморит, тонзиллит);

правильное лечение заболеваний вызванных стрептококком (ангина, обострение хронического тонзиллита).

Профилактика вторичная: Профилактика рецидивов в течение 5-ти лет после перенесенной атаки (круглогодичная, сезонная, текущая) является обязательной (бициллином). Для этого пациентов, перенесших ревматизм, ставят на диспансерный учет в кардиоревматологических кабинетах районной поликлиники.

Профилактика рецидивов в течение 5-ти лет после перенесенной атаки (круглогодичная, сезонная, текущая) является обязательной.

В настоящее время яркой клинической картины атаки ревматизма обычно не бывает. Поражение суставов, высокая температура тела обычно отсутствует, и болезнь распознается на основании признаков поражения сердца и данных лабораторных исследований.

После атаки ревматизма может сформироваться порок сердца: недостаточность митрального клапана - через 0,5 года стеноз левого атриовентрикулярного отверстия - через 1,5-2 года.

7. Проблемы пациентов:

  • дефицит информации о заболевании

  • лихорадка

  • боль в сердце, суставах

  • страх инвалидизации.

  • Нарушены потребности: есть, пить, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым, двигаться, общаться,

  • учиться. Проблемы пациента:

  • настоящие:

  • - боли в суставе;

  • - лихорадка;

  • - неприятные ощущения в области сердца;

  • - снижение аппетита;

  • - слабость;

  • - плохой сон;

  • потенциальные:

  • - формирование порока сердца;

  • - риск развития ревмокардита;

  • - сердечная недостаточность.

  • Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.






Тестовые задания

1. Этиология ревматизма:

а) бета- гемолитический стрептококк группы А

б) золотистый стрептококк

в) кишечная палочка

г) пневмококк

2. Ревматизм развивается после ангины:

а) 1-2 дня

б) 3-4 дня

в) 1-3 недели

г) 1-3 месяца

3. Повышение температуры, эндомиокардит, полиартрит наблюдается при:

а)атеросклерозе

б) гипертонической болезни

в) ишемической болезни сердца

г) ревматизме

4. При ревматизме чаще поражается клапан:

а) аортальный

б) митральный

в) пульмональный

г) трехстворчатый

5. Воспаление крупных суставов, летучесть болей наблюдается при:

а) деформирующем остеоартрозе

б) ревматоидном артрите

в) ревматическом полиартрите

г) подагре

6.Исход ревматического полиартрите: а) анкилоз

б) стойкая деформация кисти

в) кровоизлияние в полость суставов

г) все явления проходят бесследно

7. Наиболее частый исход ревмакардита: а) атеросклероз

б) гипертоническая болезнь

в) порок сердца

г) выздоровление

8. При вторичной профилактики ревматизма применяют:

а) ампициллин

б) бициллин

в) верошпирон

г) супрастин

9. Ревматизм относится к группе:

а) инфекционных заболеваний

б) обменных заболеваний

в) инфекционно - аллергических

г) аллергических заболеваний

10. Предрасполагающий фактор развития ревматизма:

а) физическая нагрузка

б) нерациональное питание

в) гиподинамия

г) снижение реактивности организма

11. Ревматизм поражает: а) суставы

б) сердце

в) кожу

г) все перечисленное

12. При ревматизме чаще поражаются:

а) мелкие суставы кистей

б) крупные и средние суставы конечностей

в) мелкие суставы стоп

г) все суставы

13. Установите соответствие: Проблема пациента при ревмакардите

Проблема

1. Приоритетная

а) боль в области сердца

2. Потенциальная

б) головная боль

в) сердечная недостаточность

г) слабость

д) легочная недостаточность

е) легочное кровотечение

14. Исходом эндокардита при ревматизме является:

а) выздоровление

б) атеросклероз

в) инфаркт миокарда

г) порок сердца

15. Установите соответствие: При лечении ревматизма применяются:

Группа препаратов

Название

лекарственного

средства


1. антибиотики

2. нестероидные противовоспалительные средства

3. глюкокортикоиды

а)индометацин

б)пенициллин в)преднизолон

16. Ацетилсалициловую кислоту медсестра рекомендует принимать:

а) за 10 мин до еды

б) за 20 мин до еды

в) за 30 мин до еды

г) после еды

17. Первичный ревматизм возникает:

а) преимущественно в детском и юношеском возрасте

б) преимущественно в среднем возрасте

в) преимущественно в пожилом возрасте

18. Установите соответствие:

Для профилактики ревматизма применяют:

Вид профилактики

Мероприятия

1. Первичная

2. Вторичная

а) профилактика развития стрептококковой инфекции

б) назначение аспирина при ангинах, фарингитах

в) санация хронических очагов инфекции

г) назначение бензилпенициллина 1 раз в месяц в течение 5 лет и более

19.Нормальный уровень холестерина в крови у взрослых:

а) 2,8 ммоль/л

б) 4,0 ммоль/л

в) 5,2 ммоль /л

г) 6,9 ммоль/л

20. Поражение кожи при ревматизме:

а) диффузный цианоз

б) кольцевидная эритема

в) «сосудистые звездочки»

г) акроцианоз


Эталоны ответов на тестовые задания: « Сестринский уход при ревматизме»



1. А

2. В

3. Г

4. Б

5. В

6. Г

7. В

8. Б

9. В

10.Г

11. Г

12. Б

13.1А2В

14. Г

15. 1Б2АЗВ

16. Г

17.А

18.1 АВ2БГ

19. В

20. Б























Ситуационные задачи

Задача 1

Пациент 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом: ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры до 37,8°С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах, которые носят летучий характер, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДЦ=18 в мин. Границы сердца не увеличены, тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена. Пациенту назначено: строгий постельный режим, диета № 10;общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови; ЭКГ; индометацин по 1 табл. 3 раза в день; ампициллин по 0,5 4 раза в день в/м;витамины В1 5%-1,0 п/к; витамины В6 5%-1,0 п/к; аскорбиновая кислота по 1 таблетке 3 раза в день.

Задания:

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте проблемы пациента. 2. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАЧЕ

1. Нарушены потребности: есть, пить, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым, двигаться, общаться,

учиться. Проблемы пациента:

настоящие:

- боли в суставе;

- лихорадка;

- неприятные ощущения в области сердца;

- снижение аппетита;

- слабость;

- плохой сон;

потенциальные:

- формирование порока сердца;

- риск развития ревмокардита;

- сердечная недостаточность.

Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.

2. Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

План

Мотивация

1. Обеспечить лечебно-охранный режим пациенту

Для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболевания

2. Укрыть теплым одеялом, обеспечить его теплом

Для снятия болей

3. Обеспечить пациенту обильное, витаминизированное питье (2-2,5 л)

Для снятия интоксикации и повышения защитных сил организма

4. Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача

Для снятия воспаления

5. Следить за диурезом пациента

Для контроля водно-электролитического баланса

6. Следить за деятельностью кишечника

Для профилактики запоров

7. Осуществлять контроль за гемодинамикой пациента

Для ранней диагностики возможных осложнений

8. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с диетой № 10

Для уменьшения задержки жидкости в организме

9. Выполнять назначение врача

Для эффективного лечения

Оценка: пациент отмечает исчезновение болей, отеков, восстановление функций пораженных суставов, демонстрирует знание по профилактике ревматизма. Цель достигнута.

Задача 2

Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы с диагнозом: "ревматоидный полиартрит". Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, синдром утренней скованности, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С трудом обслуживает себя, не может самостоятельно умыться, причесаться, застегнуть пуговицы, особенно утром. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения состояния.

Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены из-за их деформации.


Задания:

1.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.


ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАЧЕ 2


Проблемы пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, синдрома утренней скованности, тревога о своём состоянии.

Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, синдрома утренней скованности.

Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры до улучшения состояния


ПЛАН

МОТИВАЦИЯ

1. М/с обеспечит пациентке физический и психический покой

Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах

2. М/с придаст удобное положение суставам, положит подушки и валики под пораженные суставы.

Для фиксации сустава в физиологическом положении и уменьшении боли

3. М/сбудет помогать пациентке при осуществлении мероприятий личной гигиены, переодевании, приёме пищи и питья, физиологических отправлениях в первой половине дня.

Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суставов

4. М/сбудет контролировать соблюдение пациенткой предписанного режима физической активности.

Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах

5. Сестра будет беседовать с пациенткой о необходимости постепенного расширения двигательной активности, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Во второй половине дня пациентка должна стараться самостоятельно справляться с самоуходом там, где это возможно.

Для профилактики анкилозов.

Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с активностью повседневной жизни. Возможности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута.










6. Критерии оценок различных видов работ на занятии

Устный опрос

«5» - грамотный логичный полный ответ в соответствии с учебным материалом, умение увязывать знания теории с практикой.

«4» - грамотно изложенный ответ на основе усвоенного материала с характеристикой основных понятий, но с отдельными неточностями в содержании.

«3» - в ответе прослеживается знание основных разделов материала, но изложение неполное, непоследовательное с неточностями в определении понятий.

«2» - ответ неуверенный, неполный, беспорядочно излагается, не выделяется главное, допускаются ошибки в определении понятий.


Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.



Критерии оценивания тестового задания:

 91-100% правильных ответов - "отлично";

 81-90% правильных ответов - "хорошо";

 71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

 70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно





Оценочный лист

Список

студентов

Теоретический

опрос

Тестовые задания

Ситуационные

задачи








7. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

1.Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи.- Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.-473с

2.Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум.- Изд. 3-е, стер.- Ростов н\Д: Феникс, 2013.-412 с.: ил.- (Медицина)

3. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. - «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». - М.: Форум, 2011г;

Дополнительная литература:

1.Щукин Ю. В. Методы исследования пациента.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-287 с.: ил.- (Медицина)

2. Сединкина Р. Г.- «Сестринское дело в терапии». Раздел «Кардиология» - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г;

Интернет - ресурсы:

1.vmede.org/index.phpboard=1.0

2.sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_delе






ПРИЛОЖЕНИЯ










Приложение 1

Таблица

Особенности диетического питания при ревматизме

Диета №10

Рекомендуемые продукты

Не рекомендуемые продукты

Хлеб и мучные изделия. Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го сорта вчерашней выпечки или слегка подсушенный

Свежий хлеб; изделия из сдобного и слоеного теста, блины, оладьи

Супы.250-400 мл на прием, вегетарианские с разными крупами, картофелем, овощами (лучше с измельченными), молочные, фруктовые. Холодный свекольник.

Супы из бобовых, мясные, рыбные, грибные бульоны

Мясо и птица. Разрешаются нежирные сорта говядины, телятины, мясной и обрезной свинины, кролика, курицы, индейки. После зачистки от сухожилий и фасций мясо отваривают, а потом запекают или обжаривают. Готовят блюда из рубленого или кускового отварного мяса, заливное из отварного мяса.

Жирные сорта мяса, гуся, утку, печень, почки, мозги, копчености, колбасные изделия, мясные консервы.

Рыба. Можно употреблять нежирные сорта рыб в отварном виде или с последующим обжариванием, куском и рубленые. Блюда из отварных продуктов моря.

Жирные виды рыб, соленую, копченую, икру, консервы.

Молочные продукты. Молоко употреблять по переносимости, можно кисломолочные напитки, творог и блюда из него с крупами, морковью, фруктами. Ограниченно применяются сметана и сливки (только в блюда), сыр.

Соленые и жирные сыры

Крупы. Блюда из различных круп, приготовленные на воде или молоке (каши, запеченные пудинги и др.). Отварные макаронные изделия.

Бобовые.

Овощи. В отварном, запеченном, реже в сыром виде. Можно картофель, цветную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, томаты, салат, огурцы. Белокочанную капусту и зеленый горошек следует ограничивать. Зеленый лук, укроп, петрушку можно только в блюда.

Соленые, маринованные, квашеные овощи, шпинат, щавель, редьку, редис, чеснок, репчатый лук, грибы.

Мягкие спелые фрукты и ягоды в свежем виде. Сухофрукты, компоты, кисели, муссы, самбуки, желе, молочные кисели и кремы, мед, варенье, не шоколадные конфеты.

Плоды с грубой клетчаткой, шоколад, пирожные

Напитки. Некрепкий чай, кофейные напитки с молоком, фруктовые и овощные соки, отвар шиповника, ограниченно можно виноградный сок.


Натуральный кофе, какао.































Приложение 2

Методическая разработка для преподавателей























Приложение 3

Методическая разработка для преподавателей

Поражение кожи. Кольцевидная эритема

Методическая разработка для преподавателей

Приложение 4Методическая разработка для преподавателей





Приложение 5Методическая разработка для преподавателей

© 2010-2022