- Преподавателю
- Другое
- Внедрение ФГОС ООО. Роль учительского потенциала
Внедрение ФГОС ООО. Роль учительского потенциала
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гайденкова З.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заседание педагогического совета школы №2.
5.10.2014г.
Тема:
Внедрение ФГОС ООО . Роль учительского потенциала.
Цели:
-
Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей стандартов нового поколения.
Задачи:
-
1.Повышение уровня квалификации учителей с целью эффективного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
-
2.Создание условий для совершенствования методической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
«Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти»
О. Бальзак.
С 1 сентября 2015 года на ФГОС нового поколения переходит основное общее образование - 5 классы. Эта информация уже доводилась до вашего сведения. По - разному каждый из вас воспринимает эту «новость», кто-то с интересом, т.к. давно готов и понимает, что все новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта, а всякая новизна относительна, а кого - то вовсе не волнуют никакие изменения.
Мы много внимания уделяем новым стандартам, их сути, вопросам реализации, проблемам. И, наверняка, вы подумали: «Опять о ФГОСах…». Да, опять, т.к. сегодня мы еще только в начале пути, никакого целостного опыта в стране не существует, а у нас с вами тем более.
У немецкого ученого А. фон Гумбольта есть мудрая, основанная на опыте шутка, о том, что каждое нововведение проходит 3 стадии своего признания:
1.Сначала говорят: «Это - чушь».
2.Когда люди вникнут, что-то поймут и получат не плохие результаты, говорят: «А в этом что-то есть!».
3.Когда новшество освоено и становится общеупотребимым, эти же люди говорят: «Кто же этого не знает!»
Новые стандарты систематизировали опыт и научные труды прогрессивных теоретиков и практиков, известных психологов, облекли их в современную языковую форму, придали необходимую теоретическую фундаментальность.
После чего были изданы приказы о введении в действие ФГОС по всем уровням общего образования:
Ступени общего образования
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
Введение в действие
НОО (1-4 классы)
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373
С 1 января 2010г.
ООО (5 - 9 классы)
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897
Со дня вступления в силу настоящего Приказа - 11.03.2011г.
С(п)ОО (10 - 11 классы)
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413
Со дня вступления в силу настоящего Приказа - со 2 июля 2012г.
Как бы мы не относились к новому стандарту, он введен в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», который мы обязаны с вами выполнять.
Поэтому, вдумайтесь в молитвенные слова немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702-1782)
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не смогу изменит, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого»
Сегодня мы обсудим основные механизмы введения ФГОС ООО и услышим о наработках наших педагогов в данном направлении.
Вопросы:
1.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО.
2.Управление процессом введения ФГОС ООО в школе.
3.Предметные, метапредметные и личностные результаты - новое в работе педагога.
4.Система оценивания уровня сформированности УУД
5.Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
6.Особенности проектирования основной образовательной программы
основного общего образования
7.Принципиальное отличие нового образовательного стандарта. Портрет ученика ООО.
Выбрать 5 главных направлений, важных моментов перехода на новые ФГОС
1.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО:
В качестве одного из приоритетных признаков эффективного управления введением ФГОС ООО определяется использование необходимых нормативно-правовых документов и материалов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
1. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня.
К федеральному уровню относятся:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении ФГОС ООО».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
К региональному уровню относятся:
Все Постановления Правительства Брянской области по введению ФГОС ООО в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в Брянской области.
2. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством РФ в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
(В соответствии с целями и требованиями ФГОС изменения (при необходимости - дополнения) возможны в следующих разделах устава:
цели образовательного процесса, например обеспечение равных возможностей для получения качественного общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, укрепления физического и духовного здоровья).
3. Примерный перечень приказов в школе:
Приказ «О создании и полномочиях Координационного совета по введению ФГОС ООО»;
Приказ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС ООО»;
Приказ «Об утверждении плана-графика введения ФГОС ООО в школе»;
Приказ «Об утверждении ООП ООО школе»;
Приказ «Об утверждении годового календарного учебного плана»;
Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности»;
Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к ис-пользованию в образовательном процессе школы»;
Приказ «Об утверждении плана-графика повышения уровня профессиональной ква-лификации педагогических работников школы»;
Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических работников»;
Приказ «Об утверждении режима работы школы» (с учетом организации внеурочной деятельности и/или работы групп продленного дня).
4. Примерный перечень локальных актов в школе (вновь созданных или с внесенными изменениями):
Положение о Координационном совете по введению ФГОС ООО;
Положение о психолого-педагогической службе (при наличии);
Положения о новых структурных подразделениях, возникших в условиях введения ФГОС и реализации ООП ООО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса;
Положение о внутришкольном контроле;
Положение о методическом (научно-методическом) совете ОУ;
Положение о рабочей программе педагога;
Положение об организации внеурочной деятельности;
Положение о системе оценки достижений планируемых результатов обучающихся в ОУ;
Положение о промежуточной аттестации.
2.Управление процессом введения ФГОС ООО в школе.
Стандарт второго поколения апробировался в виде эксперимента в 5-х классах с 1 сентября 2012 года в разных регионах. Исходя из нормативно - правовой документации определим, какая работа нам предстоит по подготовке к ведению ФГОС ООО:
-провести мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2015 году. Мониторинг включает изучение уровня готовности материально-технического и кадрового потенциала, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы. Результаты мониторинга необходимо проанализировать на заседаниях методических объединений, педагогическом и методическом советах школы. Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения образовательной среды.
Школа сегодня располагает соответствующей материально-технической базой и достаточным уровнем оснащения учебных кабинетов необходимой техникой. Около 90% педагогов уже активно используют информационные технологии, владеют информационными источниками, ИКТ-средствами.
Конечно, для успешного внедрения новых ФГОС нужны высоко квалифицированные кадры. Поэтому учителя нашей школы прошли и продолжают проходить целевые курсы по вопросам введения нового ФГОС ( 28 учителей=50)%.
В ходе подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения необходимо решить следующие задачи:
-изучить всю нормативно - правовую базу по внедрению и реализации ФГОС ООО;
-дополнить нормативно-правовую базу школы локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов, членов администрации с целью сопровождения внедрения ФГОС ООО;
-организовать работу с педагогическим коллективом по изучению методических материалов ФГОС второго поколения;
-создать инициативные группы по разработке основной образовательной программы ООО, рабочих учебных программ по предметам учебного плана,
-разработать Программу внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, регламентирующую организацию внеурочной деятельности обучающихся с учётом пожеланий родителей пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования;
-разработать систему ознакомления с ФГОС ООО родителей (законных представителей) пятиклассников;
-на родительских собраниях будущих пятиклассников довести до родителей
цели и задачи ФГОС второго поколения;
-определить УМК, обсудить их с родителями (законными представителями), с целью продолжения преемственности между начальной школой и средним звеном,
-разработать систему мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
Второй этап деятельности школы по введению нового стандарта:
-издать приказ по школе, согласно которому будут назначены учителя, наиболее подготовленные к работе в новых условиях;
-создать координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС;
-разработать и провести стартовую диагностику обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу учебного года в 5-х классах;
-разработать планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;
Проблема достаточно непростая. Но мы можем использовать свой опыт и уже достигнутые результаты в образовательном процессе, в методической работе. Главная проблема, над которой работает наш коллектив: «Формирование ключевых компетенций на основе деятельностного подхода».
Если проследить темы наших педагогических советов за последние 5 лет, мы давно уже подковали себя теоретическими знаниями.
Компетентностны подход - основа развития адаптивной учебно - воспитательной среды
Роль учебной мотивации в повышении эффективности познавательного процесса
ФГОС НОО в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа»
Повышение учебной мотивации школьников, как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Современный урок в аспекте содержания новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности
Активные формы обучения в системе личностно - ориентированного обучения. Их влияние на качество образования.
Технологии деятельностного типа как средство достижения планируемых результатов
В 2012 году в школе были сформированы творческие группы, куда вошли не только учителя начальных классов, реализующие новый стандарт НОО, но и учителя - предметник 5-11 классов. Что позволило изучить требования и подходы новых стандартов к современному уроку.
Но существует ряд проблем, которые зависят только от самого учителя.
Технологиями развития учащихся учителя овладели, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и методику работы самого учителя - взрослого человека в повседневной работе - это есть самая серьезная проблема, судя по урокам, которые мы сегодня наблюдаем во время посещения, да и проверка рабочих планов говорит о многом.
Не могут!? Не хотят!? Разберемся чуть позже. Но в связи с этим необходима в каждом МО программа систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы наши учителя смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.
3.Предметные, метапредметные и личностные результаты - новое в работе педагога.
Федеральный государственный образовательный стандарт - документ, который ориентирует на достижение предметных образовательных результатов, на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Но самое важное - ФГОС законодательно закрепили обязательность для каждого учителя и администратора взаимосвязь предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников ставить перед собой как цель и добиваться этой цели в своей повседневной работе.
В «Великой дидактике» Я.-А. Каменский утверждал, что альфой и омегой школы должно быть изыскание метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились; в школах бы было меньше одурения, а больше основательного успеха. Именно так была предугадана идея «учить учиться», идея оптимизации учебного труда через учение - развитие - воспитание метопрдметным и личностным компетенциям. О том, как предметные результаты образования рождают метапредметные и личностные, описано 60 лет назад в ЭССЭ А.Я. Хинчина «О воспитательном эффекте уроков математики».
(запланировать семинары по изучению предметных, метапредметных и личностных
результатов)
4.Система оценивания уровня сформированности УУД
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают и новые подходы к системе оценивания. Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий нам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий. Результаты посещений уроков показывают, что, несмотря на огромную подготовительную работу к введению ФГОС вопросы формирования и оценки УУД являются наиболее сложным. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки разработать единую диагностику предметных, личностных и метапредметных результатов. На заседаниях МО разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
В части оценочной деятельности: оценочный опыт у обучающихся уже имеется из начальной школы, где они обучаются по ФГОС НОО, это должно помочь эффективному введению новой системы контроля в оценочной деятельности обучающихся учителям - предметникам; кроме того: сегодня достаточно диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий, необходимо только отметить, что учителям-предметникам в 5-х классах нужно поддерживают преемственность между начальной школой и средним звеном.
Хочу обратить внимание еще на 1 момент. Все слышали высказывание В.А. Сухомлинского:
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Следует помнить, что главные принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта является ведущим и системообразующим.
Для достижения планируемых результатов нового качества образования при введении ФГОС ООО необходимо решить целый ряд системных задач:
- учитель обязан сегодня владеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, иметь высокую мотивацию на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение, т.к.
для качественного образования он:
- создает новую образовательную среду;
-организует образовательный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС;
-создает эффективную систему оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся.
5.Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО должно стать освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. С целью освоения педагогами новых требований к уроку в школе постоянно проходят обучающие консультации, семинары, педсоветы.
Сегодня мы все должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной!!!!!
Современные уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания приемов, методов и технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик - учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности (имеется в виду своей личной - учительской).
Меняется и сама типология урока:
то с точки зрения деятельностного подхода это уроки:
«открытия» нового знания;
рефлексии;
развивающего контроля и т.д.
Стандарты вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
6.Основная образовательная программа. Особенности проектирования.
Основная образовательная программа разрабатывается педагогическим коллективом школы и включает в себя:
-требования к результатам подготовки выпускников;
-учебный план;
-рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
-перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
-методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии,
-программу внеурочной деятельности.
В содержательном разделе ООП программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
7.Принципиальное отличие нового образовательного стандарта. Портрет ученика ООО.
А в целом, принципиальное отличие нового образовательного стандарта заключается в таких его составляющих, как: идеология, структура и содержание. А если внимательно всмотреться в идеологию ФГОС общего образования, то мы увидим, что она включает в себя:
1) духовно-нравственное развитие и воспитание;
2) гражданскую идентичность;
3) системно - деятельностный подход.
Все это нашло свое отражение при моделировании портрета выпускника основной школы:
1) любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
2)осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, граждан-ского общества, многонационального российского народа, человечества;
3)активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
4)умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
5)социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
6)уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7)осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8)ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональ-ной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Федеральные государственные стандарты - один из главных документов системы образования, определяющих базовые нормы и правила, по которым должна жить школа. Это касается не только педагогов, завучей, детей, но и всех участников образовательного процесса. Новые стандарты задают новый вектор движения и развития школы, которая должна в первую очередь формировать универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, а не просто давать предметные знания. Многие задачи еще находятся в стадии решения, много проблем, требующих решения, еще появятся, поэтому обмен уже имеющимся опытом столь необходим и актуален сегодня.
Слово учителям - предметникам с обменом опытом.
А девизом к их выступлениям мне хотелось бы предложить высказывание Арнольда Шварценегера: «Когда сталкиваешься с трудностями и решаешь не сдаваться - это и есть сила»
РЕШЕНИЕ:
1.Издать по школе приказ на основании нормативно - правовых документов о подготовке школы к введению ФГОС ООО.
2.Подготовить локальные акты к введению ФГОС ООО.
3.Составить дорожную карту, план методической работы по введению ФГОС ООО.
4.Изучить в рамках МО нормативные документы введения ФГОС ООО.
5.Изучить проблемы готовности учителей предметников к введению ФГОС ООО. Провести семинары с целью совершенствования методической культуры педагогов как средства повышения качества образования.