• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс по теме: Использование технических средств обучения на уроках и во внеурочное время

Мастер-класс по теме: Использование технических средств обучения на уроках и во внеурочное время

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер-класс по теме:

Использование технических средств обучения для занятий со слепыми и слабовидящими детьми.







Ход мероприятия.

  1. Введение.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, средствами, необходимыми им для социальной адаптации. В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене. Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе информационного обмена осложняется не совпадением имеющихся в них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. Преодоление этих осложнений является одной из сложнейших задач реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием реализации их личностного и интеллектуального потенциала.

Эффективным средством решения информационных проблем инвалидов по зрению могут служит современные технологии, которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование информации доступные для восприятия не зрячих и слабовидящих формы ( рельефно-точечный вид, звуковое воспроизведение, укрупнённый текст.), что позволяет им самостоятельно овладевать информацией, получая возможности, не имеющие принципиальных отличий от возможностей лиц с нормальным.

Современное развитие адаптивных технологий расширяет возможности не зрячих в области освоения компьютерной техники общего назначения. Специальные пакеты экранного доступа обеспечивают штатную работу инвалида по зрению с офисными приложениями и другими сервисными пакетами.

Для детей с глубокими нарушениями зрения эти возможности имеют компенсаторный эффект, позволяя изучать многое из того, в чём раньше приходилось прибегать к посторонней помощи. В результате дети с нарушениями зрения приобретают навык овладения эффективными инструментами доступа к общественной информационной среде как равноправные граждане.

В современных условиях всё более важную роль в обеспечении лицам с глубокими нарушениями зрения реальных возможностей участия в различных сферах социокультурной жизни ( включая образование и профессиональную деятельность ) играют инновационные средства, опирающиеся на тактильный материал. Средство обучения служат для передачи информации.

Тактильные средства обучения- это средства коммуникации, которые служат для передачи учебного материала, при этом в качестве носителей информации выступают материалы, воспринимаемые тактильно, с помощью осязания.

К таким средствам обучения относится универсальный цифровой планшет.

Назначение универсального цифрового планшета.

Цифровой планшет предназначен для использования в качестве средства обучения детей с нарушениями зрения на уроках математического цикла, а также черчения, изучения графического языка общения, передачи и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её на плоскости и правилах считывания, для создания рельефно-графических пособий и раздаточного материала, записи счёта игры.

Обучающие возможности универсального цифрового планшета.

Цифровой планшет применяется для освоения правил и приёмов выполнения и чтения чертежей различного назначения; развития логического, пространственного и творческого мышления, статических, динамических пространственных представлений; формирования элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение в пространстве; изучения графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её на плоскости и правилах считывания.

Цифровой планшет способствует формированию у незрячих и слабовидящих детей учебных навыков работы с измерительными ( линейка, транспортир ) и другими приборами ( лекала, трафарет ), которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни, развивая у детей компетентность «физической независимости», связанной с выполнением разнообразных ежедневных дел с минимальной посторонней помощью.

Обзор универсально цифрового планшета. Основные функции.

Основа-планшет. Описание: планшет представляет собой плоское устройство с откидывающейся рамкой ширина рамки 3,5 см. Планшет имеет закруглённые края. Он выполнен из пластика. Не боится температурных перепадов. Чертёжная поверхность планшета выполнена из резины. Под четырёхмиллиметровым резиновым слоем расположена тонкая металлическая пластинка. Обратная сторона планшета выполнена из прочного материала. Основа имеет четыре плоские ножки, стабилизирующие положение планшета на столе.

Рабочая поверхность планшета формата А 4 имеет тактильную разметку в виде витков и рельефных штрихов. Планшет снабжён подвижным крепежом для фиксации чертёжных инструментов. Диаметр круглых подвижных ручек составляет примерно 2 см, а их высота-8мм. Они расположены на расстоянии 1 см от внешней стороны рамки. Пазы расположены на каждой из четырёх сторон рамки планшета. В каждом пазе есть две круглые подвижные ручки. Всего таких ручек 8. Разметкой в сантиметрах служат ветки шириной 9 мм, которые расположены на не большом расстоянии от края рамки. Впадины образуют между собой точки деления, которые находятся на расстоянии 1 см друг от друга. Эти отметки помогают легко и точно просчитать необходимое расстояние в сантиметрах. Расстояние между рельефными штрихами составляет 5 см.

Рабочие сменные листы.

Сменные листы изготовлены из специальной плёнки толщиной 4 мм с рельефной поверхностью. Формат листов соответствует размеру рабочей поверхности цифрового планшета.

Линейка-трафарет с отверстиями разного размера.

Длинна линейки 43 см, ширина 4 см. По длине линейки проходит продолговатое отверстие шириной 2 см, прерывающееся двумя «мостиками». Линейка изготовлена из гибкого пластика. На внешней стороне линейки нанесена разметка в виде витков диаметром 1 см и рельефные штрихи, отмеряющие 5-сантиметровые отрезки. Применение линейки-трафарета аналогично работе с обычной линейкой.

Угольник-трафарет с отверстиями разного размера.

Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет такую же разметку, как и чертёжная доска. Каждая из двух его равных сторон-10 см. Третья сторона-14 см; углы-45 и 90 градусов. С помощью угольника можно чертить углы, геометрические фигуры с углами 30, 45, 60 и 90 градусов.

Транспортир с отверстиями разного диаметра.

Транспортир-180 градусов, линейка-12 см. По центру линейки- полукруглая выемка для правильного ориентирования инструмента на планшете. На внешней стороне транспортира нанесена рельефная разметка в виде полукругов диаметром 1 см и штрихов.

Циркуль с магнитом для крепления к планшету.

Длинна циркуля-120 мм. Позволяет выполнять окружности диаметром с выше 300 мм. Состоит из двух частей: основы и ножки. С помощью циркуля можно по часовой стрелки и против часовой стрелки чертить окружности на поверхности рабочего листа. Наименьший возможный радиус-3 см, а наибольший-12 см.

Практическая работа с планшетом.

Изготовление рельефной открытки, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне.


© 2010-2022