Конкретизация общих компетенций при планировании образовательного процесса

Обеспечение результата освоения программы ПМ или ОП  зависит от различных составляющих. Одна из них  находит отражение в поурочном планировании при формулировании целей урока. При планировании уроков и формулировке целей, для реализации ФГОС по профессии делопроизводитель,  использую анализ общих компетенций,  разложив их на общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения;   Разбивая формулировки общих компетенций на аспекты, можно четко добиваться поставленной на уроке цели,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сервисный методический комплекс

Образовательных организаций профессионального образования

Западного региона Иркутской области







Педагогическая конференция

«Инновационная деятельность в образовательных организациях

Профессионального образования как ресурс повышения

Качества подготовки конкурентноспособных специалистов»







Конкретизация общих компетенций при планировании

образовательного процесса









Автор работы: Аникина Антонина Васильевна

Занимаемая должность: преподаватель ПМ и ОП

Место выполнения работы:

ОГАОУ НПО ПУ50 п.Залари




Залари,2014

Аннотация


Обеспечение результата освоения программы ПМ или ОП зависит от различных составляющих. Одна из них находит отражение в поурочном планировании при формулировании целей урока. При планировании уроков и формулировке целей, для реализации ФГОС по профессии делопроизводитель, использую анализ общих компетенций, разложив их на общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения;

Разбивая формулировки общих компетенций на аспекты, можно четко добиваться поставленной на уроке цели, при этом урок от урока усложнять уровни усвоения деятельности.











Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по различным специальности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации.

В ФГОС НПО/СПО используются следующие термины и определения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также с международными документами в сфере профессионального образования.

Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Как образовательный результат, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Чтобы оценить сформированность общих компетенций, необходимо спланировать их формирование в образовательном процессе, конкретизируя их в поурочных планах.

Для того, чтобы обеспечить результат освоения программы ПМ или ОП необходимо проверить овладение профессиональных и общих компетенций. Если для профессиональных компетенций разрабатываются Контрольно-оценочные средства, сориентированные на проверяемый результат, заложенный в стандарте по профессии, то проверить все общие компетенции, как на уроке, так и на итоговой аттестации, очень сложно.

Для этого необходимо преподавателю:

  • Спланировать их формирование в образовательном процессе, разложив их на общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения;

  • Оценить сформированность ОК.

Я считаю, для этого преподаватель должен четко отразить в плане урока в части целеполагания конкретное действие, которое обеспечит формирование общей компетенции у студентов в итоге. Разбивая формулировки общих компетенций на аспекты, можно четко добиваться поставленной на уроке цели, при этом урок от урока усложнять уровни усвоения деятельности.

При планировании уроков и формулировке целей, для реализации ФГОС по профессии делопроизводитель, я использую следующий анализ общих компетенций. Примеры по темам и целям урока приведены по ОП 03. Основы делопроизводства.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес.

Формулировка понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии не указывает на деятельность. Поэтому получение результата демонстрируется обучающимся через объяснение, приведение произвольных примеров и т.п. Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе обучения следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из способов ее достижения, определенных руководителем.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, означает, во-первых, планирование деятельности в соответствии с заданным способом и, во-вторых, определение ресурсов для ее осуществления.

Таким образом, получены формулировки:

ОК 2.1 Организация (планирование) деятельности:

- планирует деятельность, применяя технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно);

- разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач;

- планирует деятельность в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии;

- корректно воспроизводит технологию по инструкции.
ОК 2.2 Организация деятельности (планирование ресурсов):
- анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи ;

- называет ресурсы для решения поставленной задачи в соответствии с заданным способом деятельности.

Например:

Тема: Внесение изменений в трудовые книжки.

Цель: корректно воспроизводит технологию внесения изменений в трудовую книжку, согласно инструкции заполнения трудовых книжек.

Тема: Заполнение трудовой книжки, внесение исправлений.

Цель: разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологий - заполнения трудовой книжки, внесение исправлений в трудовые книжки, позволяющие решить каждую из задач.

Таким образом: на первом уроке студент выполняет простое действие, изучая тему урока, а на следующем уроке происходит усложнение действий, при формировании общих компетенций.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Все представленные формулировки описывают многоаспектную деятельность, поэтому, разобьем описанные формулировкой общие компетенции на аспекты.

ОК 3.:

- анализ рабочей ситуации (подготовка принятия решения);

- текущий контроль и коррекция деятельности;

- ответственность за результаты работы.

Теперь в каждом из аспектов можно определить уровни усложнения деятельности.
ОК 3.1 Анализ рабочей ситуации:

-проводит анализ причин существования проблемы;

-определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;

-самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации;

-самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе заданной эталонной ситуации;

-анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \несоответствие эталонной ситуации
ОК 3.2 Текущий контроль и коррекция деятельности:

-предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов оценки продукта;

-предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов
текущего контроля;

-планирует текущий контроль своей деятельности в соответствии с заданной технологией деятельности и определенным результатом (целью) или продуктом деятельности;

-осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму.
ОК 3.3 Оценка результатов деятельности:

продукт:

-определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности;

-оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

-оценивает продукт своей деятельности по характеристикам.
результат:

-определяет показатели результативности деятельности в соответствии с поставленной задачей деятельности;

- оценивает результаты деятельности по заданным показателям.

Например:

Тема: Оформление приказа по личному составу

Цель: анализирует рабочую ситуацию в соответствие с заданными критериями (заявление, определение причины увольнения), указывая ее соответствие/несоответствие эталонной ситуации.

Цель: определяет проблему: причину увольнения, на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации.

Цель: осуществляет текущий контроль своей деятельности, сравнивая результаты со статьями Трудового Кодекса.

Таким образом, разбив данную компетенцию на аспекты, можно наблюдать проявление каждой из них в целеполагании, осуществив, при этом и анализ рабочей ситуации (подготовка принятия решения), и текущий контроль и коррекция деятельности, и проследить ответственность за результаты работы.

ОК 4. Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Формулировка описывает многоаспектную деятельность и требует не только разделения на аспекты, но и определения уровней освоения деятельности:

ОК 4.1 Поиск информации:

-принимает решение о завершении \ продолжении информационного поиска на основе оценки достоверности \ непротиворечивости полученной информации;

-предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение;

-характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности;

-формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации;

-характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска;

- указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи;

-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета;

- выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи
ОК 4.2 Извлечение и первичная обработка информации:

-извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной структуры;

-извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре;

-извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры;

-предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска;

-извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры.
ОК 4.3 Обработка информации:

-делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных;

-делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них;

-делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях,

задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности;

-делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода;

-выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод.

Например:

Тема: Систематизация статей ТК.

Цель: Провести систематизацию статей, извлекая информацию по одному из источников (ТК) и систематизирует ее в рамках заданной структуры, статей оформления приема на работу.

Тема:Заполнение карточки формы Т-2

Цель:Осуществление поиска информации, необходимой для заполнения карточки ф.Т-2, формулируя вопросы, нацеленные на получение недостающей информации.

Из данной постановки целей видно, что в каждом конкретном случае, в соответствии с темой можно конкретизировать вид деятельности на уроке, а так же задать уровень усвоения.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Формулировка использовать (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Если мы перенесем акцент в формулировке - осуществляет профессиональную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, - то получим указание не на универсальные, а на специальные способы деятельности, которые еще нужно конкретизировать.

Поэтому при постановке целей с использованием данной общей компетенцией, необходимо учитывать профессиональную деятельность, где могут потребоваться разнообразные ИКТ.

Например, для делопроизводителя это - набор офисных программ, техника печати, подготовка мультимедийных продуктов, использование электронной почты, умение пользоваться ресурсами Интернет, что возможно не приемлемо в любой другой профессии.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

При неопределенности цели коммуникации эффективное общение \ взаимодействие целесообразно разделить на аспекты в соответствии со спецификой универсальных технологий коммуникации, связанных с формами коммуникации: монологическое выступление перед аудиторией, диалог, письменная коммуникация.

Таким образом, получается четыре аспекта ОК 6, внутри которых можно выстроить иерархию деятельности с позиции ее усложнения, следовательно, повышения уровня образовательного результата.
ОК 6.1 Работа в команде (группе):

процедура:

при групповом обсуждении:

-использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения \ деятельности;

-фиксирует особые мнения;

-принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения;

-договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды (группы);

-участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу.
содержание:
при групповом обсуждении:

-дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы;

-развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею);

-задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других;

-убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею;

-аргументированно принимает или отвергает идеи;
ОК 6.2 Эффективное общение (монолог):

-самостоятельно готовит средства наглядности;

-самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории;

-использует средства наглядности или невербальные средства коммуникации;

соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара / услуг);

-соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи;
ОК 6.3 Эффективное общение (диалог):
обмен информацией:

-работает с вопросами в развитие темы и \ или на дискредитацию позиции;

-запрашивает мнение партнера по диалогу;

-отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения (позиции);

-задает вопросы, направленные на выяснение фактической информации;

-начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами;

-отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации;
понимание:

-выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии;

-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактическую и оценочную информацию, определяя основную тему, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки;

-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логические связи, организующие эту информацию;

-извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации;
ОК 6.4 Эффективное общение (письменная коммуникация):

-самостоятельно определяет жанр продукта письменной коммуникации в зависимости от цели, содержания и адресата;

-создает продукт письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции;

-создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры;

-создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры.

Тема: Организация и проведение совещаний

Цель: принимает и фиксирует решение по вопросам проведения совещания для группового обсуждения.

Цель: соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании ) при организации проведения совещания;

Цель: выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии, отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации по организации и проведению совещаний

Для профессии Делопроизводитель необходимо уметь эффективно общаться: проявлять ораторские способности, вести диалог, участвовать в групповом обсуждении (проведение совещаний, заседаний), самостоятельно готовить средства наглядности (презентации, видео), отвечать на вопросы - прием посетителей, разговор по телефону и др. Поэтому, при подготовке урока, использую данную иерархию деятельности, что позволяет добиться желаемого и проверяемого результата при освоении общих компетенций.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Данная формулировка содержит ограничение по гендерному признаку. Так как в набранной группе по профессии Делопроизводитель юношей нет, ОК 7 не использую.



8


© 2010-2022