• Преподавателю
  • Другое
  • РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Г. Кудрявцева


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА


Исследователи XX в., рассматривая город с позиций урбанистической теории, пришли к выводу, что он представляет собой целостную социально-пространственную систему, т.е. про­странственно-организационную форму жизнедеятельности населения, включающую эколого-биологическую среду, а также сферы професси­онально-трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой и социально-бытовой дея­тельности [2, с. 9]. Как считают А. Ахиезер, Л. Коган и О. Яницкий, «урбанизация может быть понята как всемирно-исторический процесс раз­вития, концентрации, интенсификации обще­ния, как условие интеграции все более разнооб­разных форм практической жизнедеятельности.

Урбанизация выступает как момент, как резуль­тат и вместе с тем как предпосылка прогресса общения, прогресса всей жизнедеятельности общества, развития его творческого потенциала» [там же, с. 16]. Простая механическая замена термина «урбанизация» в этом определении на словосо­четание «развитие детской школы искусств» дает воз­можность рассмотреть данное явление с других, более высоких, позиций (осознавая всю прямо­линейность и некоторую некорректность такой замены, считаем, однако, что это определение может стать рабочим при более глубоком иссле­довании сути самого процесса).

Проведение параллели между городом и развитием системы дополнительного образования ДШИ позволяет оценить последнюю как явление социальное, как феномен культуры, выявить проблемы его жизнедеятельности и взаимодействия с социально-культурной средой.

Поскольку малый город - самая распространен­ная в России административно-демографическая единица, определение мо­дели школы развития, адекватной его условиям, выходит за границы локальных про­блем и приобретает универсальный характер.

Специфика условий развития личности в социокультурной среде мало­го города заключается в отсутствии искушения стать пассивным потребите­лем культурных ценностей. Дефицит культурных потоков, отсутствие разви­той культурной инфраструктуры ставят жителя малого города в ситуацию выбора между рутиной провинциальной жизни и творчеством, которое в сво­их высоких проявлениях позволяет подняться до высот вдохновения, пере­жить ситуацию совместного творческого успеха.

Актуальность школьных проблем для людей разного возраста особенно велика в условиях малого города, где школа традиционно является средото­чием духовной жизни, выполняя роль и центра образования населения, и оча­га культуры. Полифункциональность детской школы искусств, обусловленная социокультур­ной ситуацией малого города, способствует формированию самобытной об­разовательной модели, которая может рассматриваться как самостоятельный социокультурный феномен.

Детская школа искусств в малом, нередко и в среднем, городе играет определяющую человекотворческую роль, её социальный статус здесь гораздо выше, чем в мегаполисе или крупном областном центре. Детская школа искусств в малом городе, как прави­ло, является средоточием духовной жизни, к ней тянутся и находят в ней применение своим творческим силам представители городской интеллиген­ции, по роду деятельности далёкие от педагогики. Как субъект социокуль­турной деятельности, детская школа искусств (ДШИ) в условиях конкретного региона обладает высо­ким воспитательным и культуротворчееким потенциалом, реализация кото­рого обусловлена рядом факторов: социокультурной ситуацией в городе, ха­рактером человеко-средовых и социальных интеракций, возникающих в ходе деятельности ДШИ как субъекта творчества. Исследование проблемы раз­вития преобразовательной социокультурной деятельности ДШИ в условиях малого города актуализирует подробное рассмотрение каждого из трех на­званных здесь ключевых факторов.

Определим особенности социокультурной ситуации в малом городе.

М.С. Каган обратил внимание на то, что «если в России, как и в любой другой цивилизованной стране, крупный город имеет цивилизованную и ус­тойчивую структуру..., то маленький город, особенно в России, пространства которой делают неизвестной европейским странам дистанцию между боль­шими и маленькими городами, оказывается самостоятельным культурным феноменом представляющим собой слой российской культуры» (3, с. 97).

Развитие социокультурной деятельности ДШИ в условиях малого го­рода предполагает учёт его самобытности и создание условий для интегра­ции школы в городскую социокультурную среду на правах активного субъ­екта преобразовательной, культуротворческой деятельности. Поэтому ей важно уяснить, в чем специфика социально-образовательной ситуации в ре­гионе, при каких условиях она становится фактором развития социокультур­ной среды города.

Духовной доминантой малого города в России, как уже отмечалось всегда была школа - высоко организованный и охватывающий своей дея­тельностью значительную часть населения социально-образовательный ин­ститут. Она притягивает к себе не только детей, но и взрослых, жаждущих интеллектуальной беседы или художественного творчества. В силу регио­нальной специфики ДШИ часто приходится брать на себя функции и центра образования, и очага культуры.

«Провинция не очаг культуры, полный как столица огня и золы (праха). Про­винция отличается чистотой и холодом зеркала, которое все же светит и чу­точку греет» (5, с. 120). Личности созидательного типа, чувствующие ответственность за собственную жизнь и стремящиеся к самосовершенствованию не предъявляют претензий к социокультурной сре­де - они ее преобразовывают.

Преобразование социокультурной ситуации малого города - это прежде всего обогащение его духовной жизни. Только собственное активное творчество преобразует самого человека и социальное сообщество вокруг не­го. Продуктами сотворчества становятся как реальные, проявляющие себя внешне результаты совместной деятельности - например, выставки, концерты, проекты, спектакли, фестивали и т.д., так и одухотворенное общение, возни­кающее в процессе социокультурной деятельности и качественно новый этап в развитии самосознания личности, ощущающей понимание и подержку рефе-рентной группы, и стремление к индивидуальному и совместному творчеству.

В том случае, когда ДШИ становится открытой системой, механизмом её функционирования в среде города становится разновозрастная социокуль­турная коммуникация. Все субъекты образовательного процесса (в данном случае их круг расширится: ученики, учителя, жители города) оказываются в едином креативном пространстве, где создаются оптимальные условия для со­циальной самоактуализации и культурной самоидентификации, где сотворче­ство взрослого и ребенка становится фактором жизнетворчества каждого.

Таким образом, ДШИ малого города как социокультурный феномен характеризуется тем, что является средоточием духовных сил региона, про­тивостоящих рутине, консервативности провинциализма. Это полифункцио­нальный образовательный институт, выполняющий функции, несвойствен­ные ДШИ крупного города. Она - центр культурной жизни социума. Её творчество осуществляется с учетом конкретных условий специфической среды, а потому адресно и персонифицировано.

Обусловленность жизнедеятельности человека средой его развития, её природным, историко-культурным содержанием, очевидна. Это обстоятель­ство обычно учитывается при проектировании образовательного пространст­ва современной школы.

Малый город предопределяет высокий статус ДШИ как центра образования и культуры ввиду отсутствия в нем развитой культурной инфраструктуры.

ДШИ малого города в силу социальной, региональной специфики может рассматриваться как самостоятельный социокультурный феномен, и формы преломления основных тенденций развития образования в ее практи­ке будут иметь специфические черты. Её самобытность обусловлена специ­фикой культурной жизни малого города, который, как правило, автономен и, нередко, закрыт для влияний извне. Степень его «провинциальности» (как консерватизма и ограниченности возможностей развития), зависит от ряда факторов: удаленности от столиц, величины, ста­туса города, уровня его экономического развития. Духовной доминантой малого города была и является школа, как высоко организованный и охватывающий своей деятельностью широкие слои населения социально-образовательный институт.

В условиях школы социокультурная деятельность является важнейшей составляющей всей ее работы. Это понятие шире понятий «учебно-воспитательный процесс». «Соци­ально-культурная деятельность - это все то, что делается в школе для воз­вышения личности, что способствует ее самоопределению» (4, с. 124).

Занимаясь активной культуротворческой деятельностью, ДШИ неизбежно преодолевает пресловутый «школоцентризм» и выходит в социум. Продуктивная социокультурная деятельность в школе переходит в новое качество. Она становится социокультурной деятельностью школы в условиях конкретного города.

Имея опыт продуктивной социокультурной деятельности на уровне го­рода, концентрируя в своем творчестве его культурную жизнь, превратив­шись в городской центр дополнительного образования детей, ДШИ, выйдя за грани­цы своей микросреды, развивается как школа социокультурного творчества в масштабах города.

Суть ДШИ (г. Югорск), работающей в режиме развития в том, что она ориентирована как на личность, так и на социум, знаменуя собой выход локального опы­та в социальное целое. Интеграция ДШИ в социум в качестве субъекта социокультурной дея­тельности отвечает интересам и школы, и города.

В условиях малого северного города ДШИ всегда была очагом ду­ховности, привлекая к своей деятельности представителей самых разных профессии и, прежде всего - творческой интеллигенции. Тра­диционное творческое сотрудничество ДШИ и конструктивных социокуль­турных сил города получает свое развитие и конкретизацию в организации широкого спектра разновозрастных коммуникаций. Этот процесс во многом определяется спецификой социокультурной ситуации г. Югорска.

Деятельность ДШИ как одной из систем дополнительного образования детей, при условии ее интеграции в социум, может создать необ­ходимые предпосылки для культурной, социальной, профессиональной само­актуализации различных категорий населения малого города.

Ограниченность условий для оптимального развития личности как субъекта жизнетворчества в социокультурной ситуации малого города актуа­лизирует процесс внедрения в практику школы новых социокультурных и образовательных идей.

Модель развития ДШИ - перспективна для любой соци­ально-образовательной ситуации в условиях малого города. Она представляется не просто приемлемой, но жизненно необходимой. Реализация идеи органи­зации пространства школы как действующего «тренажера» (А.П. Валицкая), обеспечивающего «обживание миров родной и мировой культуры» позволит наполнить жизнь участников образовательного процесса яркими духовными переживаниями. Осмысление деятельности своей школы в контексте социо­культурной среды города, ощущение чувства причастности к культуре малой Родины и не менее реальное чувство причастности к мировому культурному процессу, опосредованное через собственную культуротворческую деятель­ность в социальной контактной группе, несет в себе мощный потенциал раз­вития личности, способствует формированию ее ценностных ориентации, поиску смысла жизни.

Создание в процессе творче­ского взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве ДШИ такой новой структуры как филармония - приведет к преобразованию социокультурной микросреды школы, она будет функцио­нировать как пространство социокультурного творчества.

В основе этой деятельности особое место занимают социальные инте­ракции. Поскольку, интегрируя в социум, ДШИ включает в процесс функционирования филармонии представителей разных сфер деятельности, разных профессий. Складывающиеся интеракции являются разновозрастными и представляют собой пространство сотворчества взрослого и ребенка.

Школьная филармония создана для решения следующих задач:

  1. восполнить и преодолеть дефи­цит культурных потоков, традиционно имеющий место в социокультурной среде города;

  2. содействовать духовному обогащению людей через приобщение их к мировым культурным ценностям;

  3. осуществлять массовое эстетическое воспитание;

  4. объединить культурно-просветительскую работу школы в целостную систему;

  5. реализовать приобретенные навыки учащихся в практической деятельности;

  6. совершенствовать детское коллективное творчество, исполнительское мастерство учащихся;

  7. способствовать повышению интереса родителей к музыкальному образованию, обеспечивающего качественный набор детей в ДШИ.

Интеграция ДШИ в социум в качестве субъекта социокультурной дея­тельности предполагает организацию по инициативе школы разнообразных координационных структур, обеспечивающих высокую интенсивность и ка­чество работы филармонии как основного механизма социокуль­турного творчества в пространстве города.

Процес­суально это представлено следующим образом. В школе (библиотеке, клубе, музее и т.д.) организуются различные формы работы филармонии (концерты, музыкальные беседы, встречи с профессиональными исполнителями и т.д.). Работа осуществляется за счет функционирования разновозрастных абонементов (для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся младших и старших классов всех общеобразовательных школ, для специализированных учреждений и т.д.) под руководством педагогов. Интеракции абонементов носят одновременно массовый, студийно-групповой и индивидуально-личностный характер. Поэтому, как итог определенного этапа развития ДШИ является организация коллективного творческого дела, предполагающего интеграцию в социум. Со временем филармония обретает в городе свою аудиторию, круг единомышленников.

Данная образовательная модель развития ДШИ жизнеспособна в силу своей ориента­ции на условия и потребности социума, в данном случае - социума неболь­шого северного города. ДШИ - открытая, саморегулируемая система. Она организует свою деятельность в соответствии с социокультур­ной ситуацией в городе, исходя из тех человеческих и материальных ресур­сов, которыми он располагает.

Рассматривая ДШИ, работающую в режиме развития, мы определяем ее как полифункциональную структуру, которая дает знания, развивает общекультурную деятельность, осуществляет допрофессиональную подготовку. Главное - она создает условия для развития личности созидательного типа с рефлексивным мышлением. Это те качества, которые способствуют осознан­ному конструированию жизненного пути. ДШИ предоставляет всем, оказавшимся в ее креативном пространстве, свободу выбора сферы и форм деятельности.

Рассмотрение ДШИ как субъекта социокультурной деятельности, т.е. анализ степени её активности в социуме по усвоению, сохранению и созданию культурных ценностей, позво­ляет в более широком диапазоне осмыслить сопутствующие культуротворческой деятельности педагогические эффекты. Такой подход открывает новые механизмы развития личности в образовательном пространстве школы. Само образовательное пространство в контексте социо­культурной деятельности его субъектов расширяется, интегрируясь в социум.

Анализ социокультурной деятельности ДШИ как объекта влияния раз­ноуровневой социокультурной среды региона (города, района, села) позволяет выбирать наиболее приемлемый вариант идеи преобразования, с учётом ре­сурсов и прогнозом возможных последствий её реализации. Однако эффек­тивность социокультурной деятельности ДШИ во многом зависит от ее го­товности адекватно реагировать на запросы личности и социу­ма. Социально-культурная среда малого города всегда требовала восполнения пустующей ниши в культурном пространстве, которая возникала в связи с отсутствием развитой инфраструктуры в сфере культуры. Там, где эту нишу «заполняла школа, активно участвуя в досуговой, образовательной деятельности жителей, выдвигая культурные инициативы, провинциальная жизнь наполнялась новым социокультурным содержанием. Благодаря школе шёл процесс окультуривания среды» (1, с. 25).

Таким образом, ДШИ малого города рассматривается в данном исследовании не как статичная образовательная модель с жесткой структурой, а как организатор процессов развития личности как субъекта жизнетворчества, которые осуще­ствляются в ходе социальных интеракций. Изменения, происходящие внутри системы в микросреде школы, связанные с гуманизацией, гума­нитаризацией, культуротворчеством и т.д., приводят к развитию системы в целом. ДШИ, интегрируясь в социум, обретает статус субъекта социокультурной деятельности в городе. Позиция школы как субъекта деятельности определяет возможность совершенствования и преобразования социокультурной среды малого города.


Список использованной литературы
  1. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. - 1997. - №7. - С. 23-29

  2. Есаков В.А. Мегаполис в зеркале социальной филосо­фии. - М., 2001. - 176с.

  3. Каган М.С. Сколько же Россий в России? // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы ежегодной междунар. Науч. Практ. конф. - СПб.: СТК ГУП, 1998. - С. 96-97

  4. Карпов Г.Г. О соотношении «социальное» и «культурное» // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы ежегодной междунар. науч. практ. конф. - СПб.: СТК ГУП, 1995. - С. 124-126

  5. Кислов Н.Г., Шапко И.В. Социально-топологическое оправдание провинции // СОЦИС. - 2000. - №8. - С. 118-122

© 2010-2022