• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ По дисциплине ОП. 08 Цветочно-декоративные растения и дендрология

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ По дисциплине ОП. 08 Цветочно-декоративные растения и дендрология

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Г.Ф.МОРОЗОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

По дисциплине ОП. 08 Цветочно-декоративные растения и дендрология.

Цикл профессиональный


основной профессиональной образовательной программы

по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»


базовой подготовки















c. Слобода

2013г






Одобрена

Цикловой предметной комиссией профессиональных дисциплин

Протокол № 5 от.30.01.2014г

Председатель ЦПК

__________________С.В.Матузова

Утверждаю

Зам.директора по учебной работе

______________А.В.Меркушева

30.01.2014 г.

Согласовано

Методист

____________ Н.И.Прошина «___» ________ 2014 г.

Разработчики:

Преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им.Г.Ф.Морозова» Круподерова Т.Г.


Методические рекомендации профессиональной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ (19 апреля 2010г.№391)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения







1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

В процессе освоения программы профессиональной дисциплины «Цветочно-декоративные растения и дендрология» обучающиеся овладевают профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Обучающиеся в результате программы освоения дисциплины должны знать :

-классификацию цветочно-декоративных растений;

-морфологические и биологические особенности цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, древесных и кустарниковых пород;

-размножение цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений, типы посадок;

-методы защиты растений от вредителей и болезней

Должен уметь:

-подбирать ассортимент растений для различных объектов озеленения.

Содержание лабораторных работ и практических по дисциплине «Цветочно-декоративные растения и дендрология» охватывает несколько профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован данная дисциплина. В дальнейшем умения закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики.

В процессе практической и лабораторной работы обучающийся также осваивает следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий


2. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение обучающимися, лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:

- формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки студентов, установленными рабочей программой дисциплины по конкретным разделам (темам);

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;

- совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Выполнению лабораторных работ (практических занятий) предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания. Кроме того, для ряда практических занятий необходимым условием является самостоятельная подготовительная работа - выполнение индивидуальных домашних заданий, проработка литературных источников по теме предстоящей работы.

Структурными элементами лабораторных работ (практических занятий), помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ, степени овладения обучающихся запланированными умениями, организация обсуждения итогов выполнения.

Задачами данных методических указаний являются:

1) систематизация и закрепление на практике знаний студентов, полученных из учебников и лекционных курсов;

2) организация деятельности обучающихся на практических занятиях (лабораторных работах) и самостоятельной работы (например, при самостоятельной подготовке и отработке пропущенных занятий);

3) упорядочение правил оформления папки по результатам практических занятий (лабораторных работ).

























3. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЙ К НИМ

Раздел 1 «Дендрология»

Тема 1.2

Систематика и характеристика покрытосемянных растений.

Лабораторная работа № 1 (6ч)

Тема: «Зарисовка побегов с хвоей, шишек и семян, основных видов семейства Сосновые, Кипарисовые, Тисовые.»

Цель занятия: научиться определять рода и виды семейства Сосновые, Кипарисовые, Тиссовые по побегам с хвоей ,шишкам ,семенам .

Средства обучения: основная литература, практикум по дендрологии ,гербарий, коллекция шишек и семян

Исходные данные. Основные рода и виды семейства Сосновые- Род Сосна: С обыкновенная,С крымская ,С сибирская ,С корейская ,С стланиковая ,С Веймутова . Род Ель: Е европейская Е голубая ,Е восточная ,Е сибирская ,Е аянская .Род Пихта: П сибирская ,П кавказская, П белая. Рол-Лиственница: Л сибирская, Л даурская ,Л Сукачева

Семейство-Кипарисовые-Род Кипарис, род Туя ,род Можжевельник

Семейство-Тисовые ,род- Тис

Задание: Зарисовать , рассмотреть ,изучить и дать пояснение к рисункам :

1)побеги с хвоей,

2) хвою и ее поперечное сечение,

3)зрелую шишку с семенами и крылышком для каждого вида .Побеги .шишки ,семена изображать в натуральную величину ,отметив основные морфологические признаки.

Тема 1.3 :Систематика и характеристика покрытосеменных растений

Лабораторная работа № 2 (18ч)

Тема: «Зарисовка побегов с листьями ,цветков ,плодов различных видов семейств Ивовые, Березовые, Лещиновые, Буковые, Липовые, Тутовые, Ильмовые, Барбарисовые, Маслиновые, Кленовые, Бобовые, Розоцветные , Лоховые, Кизиловые, Жимолостные, Бересклетовые, Крушиновые, Ореховые, Конскокаштановые

Цель занятия: научиться определять рода и виды основных семейств покрытосеменных растений по побегам с листьями ,цветам , плодам.

Средства обучения: основная литература, практикум по дендрологии, гербарий ,коллекции .

Исходные данные. Виды и рода семейств Ивовые- Тополь, Ива, Березовые- Береза, Граб, Ольха, Лещиновые -Лещина, Буковые -Дуб, Бук, Липовые -Липа, Тутовые - Шелковица, Ильмовые- Вяз, Барбарисовые -Барбарис, Маслиновые -Ясень, Сирень, Бирючина, Кленовые- Клен, Бобовые - Акация, Дрок, Ракитник, Аморфа, Розоцветные -Подсемейство Спирейные, Косточковые, Яблочковые, Розанные , Лоховые - Лох, Облепиха , Кизиловые -Свидина, Кизил, Жимолостные- Жимолость, Калина, Бузина, Бересклетовые -Бересклет, Крушиновые -Крушина, Жостер , Ореховые- Орех, Конскокаштановые -Конский каштан.

Задание: Зарисовать, рассмотреть ,изучить и дать пояснение к рисункам :

1)побеги с листьями,

2) побеги с соцветиями,

3)цветки,

4) плоды (если есть плюски).

Обратите внимание на различия форм листовой пластины, длину черешка, длину цветоноса.



Раздел 2.

Цветочно-декоративные растения.

Тема 2.1

Строение цветочно-декоративных травянистых растений.

Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Изучение морфологии вегетативных и генеративных органов, их разнообразие и видоизменение.»

Цель занятия Научиться функции вегетативных (корень ,стебель , лист ,кора ,крона) и генеративных (цветок, плод, семя) органов

Средства обучения: основная литература.

Исходные данные. Гербарии и коллекции.

Задание.1)Дать определение корень ,какую функцию он выполняет.

2)Какие бывают типы корневых систем (зарисовать и обозначить)

3)Дать определение стебель, какую функцию он выполняет. Формы ,положение, стеблей и ветвление побегов(зарисовать и обозначить)

4)Изучить строение листьев, формы листовых пластин ,типы края листовых

пластин, жилкование.(зарисовать и обозначить)

5)Кора ее функции

6)Крона, виды крон.(зарисовать и обозначить)

7)Дать определение -цветок ,разобрать строение цветка ,соцветие и типы соцветий.(зарисовать и обозначить)

8)Строение и классификация плодов( зарисовать и обозначить)


Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Изучение метаморфозов вегетативных органов травянистых декоративных растений на примере (луковицы, клубнелуковицы, клубня ,корневища)

Цель занятия . Научиться распознавать метаморфозы вегетативных органов травянистых декоративных растений

Средства обучения: основная литература.

Исходные данные .Образцы луковицы, клубнелуковицы, клубня ,корневища

Задание.

Тема 2.2

Классификация цветочно-декоративных травянистых растений.

Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Изучение различных групп травянистых декоративных растений согласно промышленной классификации.»

Цель занятия . Научиться распознавать группы травянистых декоративных растений согласно промышленной классификации.

Средства обучения: основная литература, методические пособия, каталоги с растениями.

Исходные данные .

Задание. Зарисовать и описать по 2 вида с каждой группы травянисто декоративных растений.



Тема 2.3

Размножение травянистых цветочно-декоративных растений.

Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Анализ семенного и вегетативного материала декоративных травянистых растений»

Цель занятия: Ознакомление с семенами различных видов цветочных растений и применение различных способов вегетативного размножения.

Средства обучения: основная литература.

Исходные данные. Образцы семян цветочных растений. Образцы вегетативного размножения.

Задание.

1)Рассмотрите и нарисуйте образцы семян различных видов цветочно-декоративных растений.

2)Сгруппировать семена по размерам; полученные данные занесите в таблицу:

Группы семян цветочно-декоративных растений по размеру


Мельчайшие

(длинна до 1мм)

Мелкие (длинна от 1 до 2 мм)

Средние (длинна от 2 до 3 мм)

Крупные (длинна свыше 4 мм)

















3)Рассмотрите и зарисуйте способы вегетативного размножения

4)Подобрать способ вегетативного размножения для следующих цветочных культур:

а)Роза

б)Бегония

в)Ирис

г)Георгин

д)Лилия

е)Флокс
























Тема 2.4

Культуры открытого грунта.

Лабораторная работа № (6ч)

Тема: «Однолетние декоративные растения.(красивоцветущие, декоративно-лиственные, ковровые, вьющиеся, сухоцветы)»

Цель занятия: Ознакомиться с ассортиментом цветочно-декоративных растений. Научиться разрабатывать информационную карту по выращиванию и уходу за однолетними цветочно-декоративными растениями.

Средства обучения: основная литература, выполненные домашние задания «Каталог однолетних растений»

Исходные данные.

- Виды красивоцветущих однолетних цветочных растений: агератум, антирринум, алиссум, астра, бегония, бальзамин, вербена, гвоздика Шабо, гипсофила, годеция, георгин, кларкия, лобелия, левкой, мак, настурция, петуния, тагетес, сальвия, табак, флокс, цинния, целозия, календула, космея, портулак.

-Виды декоративно-лиственных растений: капуста декоративная, клещевина, кохия, перилла, цинерария морская.

-Виды вьющихся растений: горошек душистый, ипомея, настурция, фасоль, тунбергия крылатая, кобея лазающая.

-Виды ковровых растений: альтернантера, ахирантес, гнафалиум, ирезине, клейния , пеларгония, седум, сантолина, фуксия золотистая, эхеверия

-Виды сухоцветов: Акроклиниум, аммобиум, гелехризум, гомфрена, статице. Их заготовка и использование в зимних букетах.

Задание. Изучить информационную карту выращивания красивоцветущих однолетних цветочных растений, декоративно-лиственных растений, вьющихся растений, ковровых растений, сухоцветов. Зарисовать данный вид, описать морфологические признаки, экологические свойства

по ниже приведенному плану:

Информационная карта

Семейство


Род


Вид


Синонимы


Родина


Высота(в см)


Время цветения


Тип соцветия


Окраска


Отношение к свету


Отношение к теплу


Отношение к влажности почвы


Отношение к плодородию


pH


Способы и сроки размножения


Стабильность декоративности


Партнеры


Применение


Примечания


При этом необходимо указать стабильность декоративности данного вида, применение в озеленении и партнеров.

Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Изучение двулетних декоративно-травянистых растений»

Цель занятия: научиться разрабатывать информационные карты по выращиванию двулетних декоративно-травянистых растений.

Средства обучения: основная литература, каталог двулетних растений.

Исходные данные. Виды двулетних декоративно-травянистых растений: виола, маргаритка, незабудка, гвоздика турецкая, наперстянка, шток-роза.

Задание. Изучить информационную карту выращивания двулетних декоративно-травянистых растений.

Зарисовать данный вид, описать морфологические признаки, экологические свойства

по ниже приведенному плану:

Информационная карта

Семейство


Род


Вид


Синонимы


Родина


Высота(в см)


Время цветения


Тип соцветия


Окраска


Отношение к свету


Отношение к теплу


Отношение к влажности почвы


Отношение к плодородию


pH


Способы и сроки размножения


Стабильность декоративности


Партнеры


Применение


Примечания


При этом необходимо указать стабильность декоративности данного вида, применение в озеленении и партнеров.

Лабораторная работа № (4ч)

Тема: Изучение многолетних декоративных травянистых растений зимующих в открытом

грунте.

Цель занятия: научиться разрабатывать информационные карты по выращиванию и уходу за растениями, зимующими в открытом грунте (корневищные).

Средства обучения: основная литература, каталог растений.

Исходные данные. Виды многолетних растений, зимующими в открытом грунте (корневищные) : аквилегия, рудбекия, астильба, флокса, примула, пион, ирис, ландыш, лилейник, люпин, бадан, мак восточный, дельфиниум, хоста

Задание. Изучить информационную карту выращивания многолетних декоративных травянистых растений зимующих в открытом грунте

Зарисовать данный вид, описать морфологические признаки, экологические свойства

по ниже приведенному плану:





Информационная карта

Семейство


Род


Вид


Синонимы


Родина


Высота(в см)


Время цветения


Тип соцветия


Окраска


Отношение к свету


Отношение к теплу


Отношение к влажности почвы


Отношение к плодородию


pH


Способы и сроки размножения


Стабильность декоративности


Партнеры


Применение


Примечания


При этом необходимо указать стабильность декоративности данного вида, применение в озеленении и партнеров.

Лабораторная работа № (2ч)

Тема: Изучение многолетних декоративных травянистых растений не зимующих в открытом грунте.

Цель занятия: научиться разрабатывать информационные карты по выращиванию и уходу за растениями, не зимующими в открытом грунте.

Средства обучения: основная литература, каталог растений.

Исходные данные. Виды многолетних растений, не зимующих в открытом грунте: гладиолус, георгин.

Задание. Изучить информационную карту выращивания растений, не зимующих в открытом грунте

Зарисовать данный вид, описать морфологические признаки, экологические свойства

по ниже приведенному плану:


Информационная карта

Семейство


Род


Вид


Синонимы


Родина


Высота(в см)


Время цветения


Тип соцветия


Окраска


Отношение к свету


Отношение к теплу


Отношение к влажности почвы


Отношение к плодородию


pH


Способы и сроки размножения


Стабильность декоративности


Партнеры


Применение


Примечания


При этом необходимо указать стабильность декоративности данного вида, применение в озеленении и партнеров.

Тема 2.5 Культуры закрытого грунта

Лабораторная работа № (2 ч)

Тема: «Изучение красивоцветущих горшечных растений»

Цель занятия: научиться разрабатывать информационные карты по выращиванию и уходу за красивоцветущими горшечными растениями»

Средства обучения: основная литература, каталог растений.

Исходные данные .Виды растений: антуриум, афеляндра ,каланхоэ, колокольчик, пассифлора, сенполия , бегония, спатифиллум , афеландра , олеандр, брунфельсии ,гибискус,

эхмея.

Задание. Изучить информационную карту зарисовать данные виды, описать биологические особенности, технологию выращивания и ухода, по ниже приведенному плану:

Семейство

Род, вид.

Особенности растения

Уход

Подкормка

Пересадка

Размножение

Трудности выращивания

Лабораторная работа № (2ч)

Тема: «Декоративно-лиственные горшечные растения»

Цель занятия: научиться разрабатывать информационные карты по выращиванию и уходу за декоративно-лиственными горшечными растениями»

Средства обучения: основная литература, каталог растений.

Исходные данные. Виды: Драцена ,фикус. плющ. хлорофитум , филодендрон .сансевьера.

Сансевьера ,спатифиллум, папоротники.финик,пальмы.монстера.диффенбахия.

Задание. Изучить информационную карту декоративно-лиственных горшечных , зарисовать данные виды, описать биологические особенности, технологию выращивания и ухода, по ниже приведенному плану:

Семейство

Род, вид.

Особенности растения

Уход

Подкормка

Пересадка

Размножение

Трудности выращивания









Лабораторная работа № (2ч)

Тема: «Изучение приемов оформления цветников»

Цель занятия: научиться разрабатывать эскиз плана цветника в регулярном или ландшафтном стиле.

Средства обучения: основная литература, каталоги растений, учебное пособие.

Задание. Выполнить расчетно-графическую работу-эскиз цветника ,с использованием и описанием цветочных растений














































Тема 3.1Вредители цветочных культур.

Лабораторная работа № (2ч)

Тема: Зарисовать различных вредителей цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений

Цель занятия: Научиться определять различные виды вредителей

Средства обучения :основная литература, каталоги вредителей и болезней.

Задание. Выполнить рисунки с описанием различных вредителей (насекомые ,клещи ,нематоды , моллюски):

-цветочно-декоративных растений

-древесно-кустарниковых растений.

Тема 3.2 Болезни цветочных культур

Лабораторная работа № (4ч)

Тема: Определение болезней цветочных культур

Цель занятия: научиться определять болезни цветочных культур.

Средства обучения: основная литература, Каталоги вредителей и болезней».

Задание. Выполнить рисунки с описанием различных болезней цветочных культур закрытого и открытого грунта (грибные, бактериальные, вирусные, микоплазменные, нематодные):






























4. ОЦЕНКА лабораторных и ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий учитываются как результат текущего контроля знаний обучающегося. Уровень подготовки определяется оценками «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)». Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости и участвуют, наряду с результатами тестирования и оценки индивидуальных домашних заданий, по итогам которой производиться аттестация освоения дисциплины.




13


© 2010-2022