- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Краснова Л.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 Основы философии
для специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов
Алатырь 2015 г
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов среднего профессионального образования
| УТВЕРЖДЕНО Приказом от "31" августа 2015 г. № 112
|
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом ОУ
Протокол от "29" августа 2015г. № 1
Председатель Экспертного совета __________
СОГЛАСОВАНО
Фомина Н.А. преподаватель «АТЖТ»- Филиал СамГУПС
ФИО, должность, место работы
" 27 " августа 2015 г.
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК
____________________________
Протокол №____ от "___" __________2015 г.
Председатель ЦК: __________/______________/
Разработчик:
Краснова Л.А., преподаватель истории
(ФИО, должность)
"26" августа 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………..……..…4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..….....6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……...…..13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН..............................................................................................................................14
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями: ОК 1-9
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; ПЗ - 8 часов; теоретических - 44; самостоятельной работы обучающегося 16 часа.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
работа с текстами
заполнение таблиц
написание эссе
создание презентаций
8
2
2
4
Промежуточная аттестация в 3 семестре в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Роль философии в жизни человека и
общества
32
Тема 1.1.
Основные категории, понятия и предмет философии
Содержание учебного материала
2
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.
2
Тема 1.2.
Философия Древнего
мира и средневековая
философия
Содержание учебного материала
12
1.
2.
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон Аристотель.Философия Древнего Рима.
2
2
2
Практическое занятие № 1. Философия античного мира
2
Самостоятельная работа: работа с отрывками из текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
2
3.
Средневековая философия: патристика и схоластика
2
Практическое занятие № 2. Философия Средних веков
2
Тема 1.3.
Философия
Возрождения и Нового
времени
Содержание учебного материала
10
1.
2.
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
2
2
2
Практическое занятие № 3. Философия Нового времени
2
3.
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
2
4.
Марксистская философия
2
Тема 1.4.
Современная
философия
Содержание учебного материала
8
1.
2.
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного.
Особенности русской философии. Русская идея.
2
2
Самостоятельная работа: Работа текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»
4
Раздел 2. Структура и основные направления
философии
36
Тема 2.1.
Научная, философская и религиозная картина мира. Методы философии и
ее внутреннее строение
Содержание учебного материала
8
1.
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
-
2
Практическое занятие № 4. Научная картина мира
2
Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной картины мира
2
2.
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления
2
2
Самостоятельная работа Создание презентаций по темам: «Философская картина мира», «Современная наука», «Современное общество», «Научная картина мира», «Мир в 21 веке»
2
Тема 2.2.
Философское учение о бытии и сущности процесса познания
Содержание учебного материала
8
1.
2.
3.
4.
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
Методология научного познания
Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека: теория божественного творения, трудовая теория происхождения человека, теория символизации
2
2
2
2
2
Тема 2.3.
Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Содержание учебного материала
10
1.
2.
3.
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности
2
2
4
2
Самостоятельная работа: Работа с текстом Сенека «Нравственные письма к Луцилию», подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
2
Тема 2.4.
Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды в философии
Содержание учебного материала
10
1.
2.
3.
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
2
2
2
2
Самостоятельная работа подготовка эссе «Философия и смысл жизни»
4
Всего
68
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
-
Волкогонова, О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2012. - 480 с.
-
Горелов, А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2013. - 256 с.
3. Кохановский, В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2013. - 506 с.
5. Ховрак Основы философии/Ховрак. -М.: Наука, 2010. - 354с.
6. Хрусталев, Ю.М. Основы философии / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 304 с.
Дополнительная литература:
-
Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011. - 396 с.
-
Стрельник, О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2012. - 335 с.
-
Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. - 408 с.
Интернет-ресурсы:
-
labrip.com/
-
filosofia-totl.narod.ru/
-
intencia.ru/FAQ-5.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции)
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
.
Умения:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определять значение философии
как отрасли духовной культуры для
формирования личности,
гражданской позиции и
профессиональных навыков;
-определять соотношение для
жизни человека свободы и
ответственности, материальных и
духовных ценностей;
-формулировать представление об
истине и смысле жизни
Знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Обоснованное проведение мониторинга и анализа социальных процессов;
Проведение анализа по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями действующих стандартов.
Проявление индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе освоения профессии
Демонстрация
интереса
к содержанию
профессиональных
знаний
Демонстрация
интереса
к применению
приобретенных профессиональных
знаний на практике
Решение проблем в нестандартных ситуациях;
Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий
Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации
Владение профессиональной лексикой
Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности
Демонстрация готовности к смене технологий в профессиональной деятельности
Демонстрация умения бережного относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
Демонстрация умения применения правил техники безопасности в соответствии нормативных документов и программы развития образовательного учреждения
Зачет в виде тестирования.
Оценка по эталону.
Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Наименование тем учебной дисциплины
Типы контрольного задания, номер
Контрольные работы
ПЗ
ЛПЗ
Тестовые задания, решение задач, выполнение упражнений
Самостоятельная работа
Задание промежуточной аттестации
Тема 1.1. Основные категории, понятия и предмет философии
-
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность
-
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Дисциплинарная структура философского знания, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Текущий контроль: контроль на теоретическом занятии.
Промежуточная аттестация -
зачет в форме тестирования, оценка по эталону.
1.1.2. Предмет и определение философии
-
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Функции философского познания, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая
философия
1.2.1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)
-
Заполнить табл.
Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика), выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 9 вопросов
1.2.2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима
Практическая работа
№ 1
Заполнить табл.
Вопрос о первоначале мира в досократовской философии, Основные представители римский философии
выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
работа с отрывками из текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
1.2.3. Средневековая философия: патристика и схоластика
Практическая работа
№ 2
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Спор об универсалиях и варианты его решения, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Тема 1.3. Философия
Возрождения и Нового
времени
1.3.1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения
-
Заполнить табл.
Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды,
выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
1.3.2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания
Практическая работа
№ 3
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Обзор философских взглядов и направлений эпохи Нового времени и Просвещения, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
1.3.3. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма
-
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Предмет философии в немецкой классической философии, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
1.3.4. Марксистская философия
-
Контрольные вопросы, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Тема 1.4.Современная
философия
1.4.1 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного
-
Заполнить табл.
Основные направления неклассической западноевропейской философии XIX-ХХ вв.,
выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
1.4.2. Особенности русской философии. Русская идея
-
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицы: Представители русской философии, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»
Тема 2.1. Научная, философская и религиозная картина мира. Методы философии и ее внутреннее строение
-
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век)
Практическая работа
№ 4
Контрольные вопросы, заполнить схему: Этапы философии
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной картины мира
-
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. строение философии и её основные направления
Контрольные вопросы, завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить табл. Методы философии, заполнить схему структура философии
Создание презентаций по темам: «Философская картина мира», «Современная наука», «Современное общество», «Научная картина мира», «Мир в 21 веке»
Тема 2.2.Философское учение о бытии и сущности процесса познания
2.2.1 Отнология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность
Заполнить табл.
Основные виды бытия, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.2.2. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
Контрольные вопросы, выполнить упражнение, заполнить табл. Теории истины
-
2.2.3. Методология научного познания
Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.2.4. Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека: теория божественного творения, трудовая теория происхождения человека, теория символизации
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицы: Антропологические концепции в истории философии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
Тема 2.3.Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
2.3.1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество
Контрольные вопросы, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.3.2.Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие
Контрольные вопросы, заполнить таб.: Социально-экономические формации,
тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.3.3. Философия и глобальные проблемы современности
Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
Работа с текстом Сенека «Нравственные письма к Луцилию», подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
Тема 2.4. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды в философии
2.4.1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.4.2.Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности
Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таб.: Развитие представлений о культуре в истории философии, тестовая проверка знаний 10 вопросов
-
2.4.3. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Контрольные вопросы, выполнить упражнение, комментарии,
завершить дефиницию соответствующим понятием
Подготовка эссе «Философия и смысл жизни»