РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 01 Основы философии

для специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов









Алатырь 2015 г

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов среднего профессионального образования


УТВЕРЖДЕНО

Приказом от

"31" августа 2015 г. № 112




РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом ОУ

Протокол от "29" августа 2015г. № 1

Председатель Экспертного совета __________

СОГЛАСОВАНО

Фомина Н.А. преподаватель «АТЖТ»- Филиал СамГУПС

ФИО, должность, место работы

" 27 " августа 2015 г.


РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

____________________________

Протокол №____ от "___" __________2015 г.

Председатель ЦК: __________/______________/


Разработчик:

Краснова Л.А., преподаватель истории

(ФИО, должность)

"26" августа 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………..……..…4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..….....6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……...…..13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН..............................................................................................................................14

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы философии


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями: ОК 1-9

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; ПЗ - 8 часов; теоретических - 44; самостоятельной работы обучающегося 16 часа.



  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

работа с текстами

заполнение таблиц

написание эссе

создание презентаций


8

2

2

4

Промежуточная аттестация в 3 семестре в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Роль философии в жизни человека и

общества


32


Тема 1.1.

Основные категории, понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

2


1


Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.


2

Тема 1.2.

Философия Древнего

мира и средневековая

философия

Содержание учебного материала

12


1.

2.

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон Аристотель.Философия Древнего Рима.

2

2

2

Практическое занятие № 1. Философия античного мира

2


Самостоятельная работа: работа с отрывками из текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

2


3.

Средневековая философия: патристика и схоластика

2


Практическое занятие № 2. Философия Средних веков

2


Тема 1.3.

Философия

Возрождения и Нового

времени

Содержание учебного материала

10


1.

2.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

2

2

2

Практическое занятие № 3. Философия Нового времени

2


3.

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2


4.

Марксистская философия

2


Тема 1.4.

Современная

философия

Содержание учебного материала

8


1.

2.

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и

экзистенциализм. Философия бессознательного.

Особенности русской философии. Русская идея.

2


2


Самостоятельная работа: Работа текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

4


Раздел 2. Структура и основные направления

философии

36


Тема 2.1.

Научная, философская и религиозная картина мира. Методы философии и

ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

8


1.

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

-

2

Практическое занятие № 4. Научная картина мира

2


Самостоятельная работа: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной картины мира

2


2.

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

2

Самостоятельная работа Создание презентаций по темам: «Философская картина мира», «Современная наука», «Современное общество», «Научная картина мира», «Мир в 21 веке»

2


Тема 2.2.

Философское учение о бытии и сущности процесса познания

Содержание учебного материала

8


1.

2.

3.

4.

Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

Методология научного познания

Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека: теория божественного творения, трудовая теория происхождения человека, теория символизации

2



2



2

2

2



Тема 2.3.

Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Содержание учебного материала

10


1.

2.

3.

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:

ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

2




2


4

2

Самостоятельная работа: Работа с текстом Сенека «Нравственные письма к Луцилию», подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

2


Тема 2.4.

Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды в философии

Содержание учебного материала

10


1.

2.

3.

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и

мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

Роль философии в современном мире. Будущее философии.

2


2



2

2

Самостоятельная работа подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

4


Всего

68


3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Волкогонова, О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2012. - 480 с.

  2. Горелов, А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2013. - 256 с.

3. Кохановский, В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2013. - 506 с.

5. Ховрак Основы философии/Ховрак. -М.: Наука, 2010. - 354с.

6. Хрусталев, Ю.М. Основы философии / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 304 с.

Дополнительная литература:

  1. Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011. - 396 с.

  2. Стрельник, О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2012. - 335 с.

  3. Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. - 408 с.

Интернет-ресурсы:

  1. labrip.com/

  2. filosofia-totl.narod.ru/

  3. intencia.ru/FAQ-5.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.





ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.







ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

.

Умения:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;



- определять значение философии

как отрасли духовной культуры для

формирования личности,

гражданской позиции и

профессиональных навыков;




-определять соотношение для

жизни человека свободы и

ответственности, материальных и

духовных ценностей;



-формулировать представление об

истине и смысле жизни



Знания:



- основные категории и понятия философии;


- роль философии в жизни человека и общества;


- основы философского учения о бытии;


- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;


- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.



Обоснованное проведение мониторинга и анализа социальных процессов;


Проведение анализа по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями действующих стандартов.

Проявление индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе освоения профессии



Демонстрация

интереса

к содержанию

профессиональных

знаний

Демонстрация

интереса

к применению

приобретенных профессиональных

знаний на практике




Решение проблем в нестандартных ситуациях;


Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий



Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации




Владение профессиональной лексикой


Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности


Демонстрация готовности к смене технологий в профессиональной деятельности

Демонстрация умения бережного относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.

Демонстрация умения применения правил техники безопасности в соответствии нормативных документов и программы развития образовательного учреждения

Зачет в виде тестирования.

Оценка по эталону.




















Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации

Наименование тем учебной дисциплины

Типы контрольного задания, номер

Контрольные работы

ПЗ

ЛПЗ

Тестовые задания, решение задач, выполнение упражнений



Самостоятельная работа

Задание промежуточной аттестации

Тема 1.1. Основные категории, понятия и предмет философии

  1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность


-

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Дисциплинарная структура философского знания, тестовая проверка знаний 10 вопросов


Текущий контроль: контроль на теоретическом занятии.


Промежуточная аттестация -

зачет в форме тестирования, оценка по эталону.

1.1.2. Предмет и определение философии


-

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Функции философского познания, тестовая проверка знаний 10 вопросов


Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая

философия

1.2.1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)


-

Заполнить табл.

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика), выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 9 вопросов


1.2.2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима


Практическая работа

№ 1

Заполнить табл.

Вопрос о первоначале мира в досократовской философии, Основные представители римский философии

выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов

работа с отрывками из текста: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

1.2.3. Средневековая философия: патристика и схоластика


Практическая работа

№ 2

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Спор об универсалиях и варианты его решения, тестовая проверка знаний 10 вопросов


Тема 1.3. Философия

Возрождения и Нового

времени

1.3.1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения


-

Заполнить табл.

Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды,

выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов


1.3.2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания


Практическая работа

№ 3

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Обзор философских взглядов и направлений эпохи Нового времени и Просвещения, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов


1.3.3. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма


-

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицу: Предмет философии в немецкой классической философии, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов


1.3.4. Марксистская философия


-

Контрольные вопросы, тестовая проверка знаний 10 вопросов


Тема 1.4.Современная

философия

1.4.1 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного


-

Заполнить табл.

Основные направления неклассической западноевропейской философии XIX-ХХ вв.,

выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов


1.4.2. Особенности русской философии. Русская идея


-

Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицы: Представители русской философии, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов

Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

Тема 2.1. Научная, философская и религиозная картина мира. Методы философии и ее внутреннее строение

  1. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век)


Практическая работа

№ 4

Контрольные вопросы, заполнить схему: Этапы философии


Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной картины мира

  1. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. строение философии и её основные направления




Контрольные вопросы, завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить табл. Методы философии, заполнить схему структура философии



Создание презентаций по темам: «Философская картина мира», «Современная наука», «Современное общество», «Научная картина мира», «Мир в 21 веке»

Тема 2.2.Философское учение о бытии и сущности процесса познания

2.2.1 Отнология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность




Заполнить табл.

Основные виды бытия, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов



-

2.2.2. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.




Контрольные вопросы, выполнить упражнение, заполнить табл. Теории истины





-

2.2.3. Методология научного познания



Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов



-

2.2.4. Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека: теория божественного творения, трудовая теория происхождения человека, теория символизации




Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таблицы: Антропологические концепции в истории философии, тестовая проверка знаний 10 вопросов




-

Тема 2.3.Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

2.3.1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество






Контрольные вопросы, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов





-

2.3.2.Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:

ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие




Контрольные вопросы, заполнить таб.: Социально-экономические формации,

тестовая проверка знаний 10 вопросов




-

2.3.3. Философия и глобальные проблемы современности



Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов

Работа с текстом Сенека «Нравственные письма к Луцилию», подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

Тема 2.4. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды в философии

2.4.1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.




Завершить дефиницию соответствующим понятием, выполнить упражнение, комментарии, тестовая проверка знаний 10 вопросов



-

2.4.2.Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и

мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности




Завершить дефиницию соответствующим понятием, заполнить таб.: Развитие представлений о культуре в истории философии, тестовая проверка знаний 10 вопросов



-

2.4.3. Роль философии в современном мире. Будущее философии.



Контрольные вопросы, выполнить упражнение, комментарии,

завершить дефиницию соответствующим понятием


Подготовка эссе «Философия и смысл жизни»





© 2010-2022