Рабочая программа по дисциплине Управление персоналом

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации



Рабочая программа

учебной дисциплины ОП.07. Управление персоналом

для специальности 46.02.01

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2 курс, базовая подготовка



2015

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление персоналом»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление персоналом» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Управление персоналом» входит в группу общего гуманитарного и социально - экономического цикла. В учебной дисциплине рассматриваются следующие вопросы:

  1. Персонал предприятия как объект управления.

  2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

  3. Принципы управления персоналом.

  4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  6. Анализ кадрового потенциала.

  7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

  8. Подбор персонала и профориентация. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

  10. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией в целом, а также освоение студентом навыков и умений управления персоналом организации.

Основными задачами изучения курса являются:

  1. усвоение сущности и содержания процесса управления персоналом организации;


  1. овладение понятийным аппаратом управления персоналом организации;


  1. оценка места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятием;


  1. изучение методов управления персоналом, формирование навыка использования ситуационного подхода при их выборе;


  1. формирование способности к анализу организационных проблем через призму человеческого фактора;


  1. разработка управленческого решения по совершенствованию использования человеческих ресурсов организации;


  1. оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;


  • разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом,


  • систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом;


  • проводить системный анализ управления персоналом организации;


  • обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения;


  • необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе;


  • сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала;


  • сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства;


  • цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации;


  • механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью;


  • структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих;


  • обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников;


  • трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

за 2 курс:

  • максимальная учебная нагрузка обучающегося - 120 часов,

в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов из них практических -40 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося - 40 часов.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов


Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80


Самостоятельная работа студента

40

Практических занятий

40

Консультаций

5

Итоговая аттестация в форме

экзамен

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Управление персоналом»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Концептуальные основы управления персоналом



1.1.Персонал как объект управления.

Актуальность проблемы управления персоналом предприятия. Основные признаки и характеристики персонала

Стратегия управления персоналом.

2

1

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

2

3

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

Функции управления персоналом. Факторы среды управления персоналом.

2

1

Практическое задание.

Тема . Персонал предприятия как объект управления.

Привести примеры волгоградских и других российским компаний, уделяющих повышенное внимание проблемам управления персоналом.

Существуют ли различия в макроэкономических понятиях «рабочая сила» и «экономически активное население»?

2

2

Практическое задание.

Тема . Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

Чем обусловлено повышение значения управления персоналом современного предприятия?

Привести примеры, иллюстрирующие процессы развития конкретного сотрудника, выделив три свойства развития и объяснив, каким образом они проявляются в анализируемом случае.

2

2

1.3.Принципы управления персоналом

Понятие и сущность принципов управления персоналом. Принципы построения системы управления персоналом.

2

1

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

4

3

1.4.Виды структуры: статистическая и аналитическая.

Виды структуры. Критерии структуры. Структура персонала с позиции системного подхода: штатная, организационная, ролевая, социальная.

Критерии оптимальной структуры персонала.

2

1

1.5.Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

Виды и границы разделения труда. Понятие, сущность и функции службы управления персоналом на предприятии.

Виды организационных структур службы управления персоналом.

2

1

Практическое задание.

Тема . Принципы управления персоналом.

Дайте сравнительную характеристику российской, американской и японской модели управления персоналом, заполнив следующую таблицу:

Критерий

Модель управления персоналом

Россия

Америка

Япония

Каковы современные тенденции в управлении персоналом?

2

2

Практическое задание.

Тема Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

В чем заключаются преимущества и недостатки каждого варианта включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией?

Какие факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия напрямую связаны с системой управления персоналом?

2

2

1.6. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Анализ работы. Планирование потребности в персонале. Высвобождение персонала. Понятие, содержание и структура информационного обеспечения управления персоналом. Задачи технического обеспечения системы управления персоналом. Понятие и участники трудовых отношений.

Переговорный процесс между работодателем и профсоюзом.

Дисциплинарные взыскания. Трудовые споры.

2

1

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

4

3

Практическое задание.

Охарактеризуйте понятия «работа», «рабочее место», «должность». Укажите в чем их отличия.

Поясните понятия «профессия», «специальность», «квалификация». Приведите соответствующие примеры.

Объясните взаимосвязь анализа и описания работы с должностной инструкцией.

Разработать должностную инструкцию и квалификационные требования для конкретной должности.

Учитываются ли работники, увольняющиеся в связи с выходом на пенсию, при определении текучести кадров?

2

2

1.7. Анализ кадрового потенциала

Содержание оценки кадрового потенциала. Методы оценки деятельности сотрудников. Оценочное интервью.

2

1

Практическое задание.

Тема . Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

В каких случаях возможно расторжение трудового договора по инициативе администрации?

Разработать одну ситуацию, связанную с увольнением работника. Предложить конкретные мероприятия по его высвобождению.

Какова цель создания систем автоматизированной обработки информации?

2

2

Практическое задание.

Тема . Анализ кадрового потенциала.

Какова цель и порядок проведения аттестации специалистов и руководителей?

Выделите факторы, принимающиеся в расчет при выборе того или иного метода оценки деятельности сотрудника. Ответ проиллюстрируйте примерами (для каждого метода).

Смоделируйте оценочное интервью в мини-группах (3-4 человека).

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

2

3

1.8. Трудовой потенциал работника организации; система показателей

Система показателей трудового потенциала работника.


2

2

1.9. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Управление перемещением персонала. Планирование и организация работы с кадровым резервом. Индивидуальное планирование деловой карьеры. Организационное планирование карьеры. Трудоустройство и работа в коллективе.

6

2

Практическое задание.

Тема . Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

Основополагающие цели и задачи перемещения персонала.

Специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

2

2

Практическое задание.

Какие преимущества дает организации работа по планированию и развитию резерва руководителей?

Почему организация заинтересована в развитии карьеры своих сотрудников?

Составить баланс собственных достоинств и недостатков, обзор симпатий и антипатий. Сделать выводы.

Приведите пример служебно-профессионального продвижения менеджера.

Составить собственное резюме.

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

2

3

Раздел 2. Методологические основы управления персоналом.



2.1. Подбор персонала и профориентация

Понятие и источники подбора персонала. Технология подбора персонала. Отбор и наем персонала. Задачи и виды профориентации персонала.

2

1

Практическое задание.

Тема . Подбор персонала и профориентация.

Основные методы подбора персонала.

Разработка основных оценочных критериев кандидата.

Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность.

2

2

Практическое задание.

Определите достоинства и недостатки основных методов подбора персонала, заполнив следующую таблицу:

Метод подбора персонала:

Достоинства

Недостатки

Какие тесты следует использовать для отбора работников при приеме на работу?

Какова роль профориентационной работы в управлении персоналом современной организации?

2

2

Практическое задание.

Тема . Подбор персонала и профориентация.

Минимизация ошибок при найме персонала.

Формы профориентационной работы.

Субъекты профориентации и их функции.

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

6

3

2.2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала,

Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников. Повышение квалификации и его отличие от других видов обучения.

2

1

Практическое задание.

Тема . Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Предпосылки и факторы процесса обучения персонала.

Характеристика обучающейся организации.

2

2

Практическое задание.

В чем состоит цель подготовки руководителей?

Перечислите основные цели повышения квалификации и переподготовки работников. Какие причины могут сделать обучение необходимым?

Приведите примеры из числа реально функционирующих организаций, в деятельности которых прослеживается реализация не менее трех характеристик обучающейся организации. Оцените положение рассматриваемой организации на рынке относительно основных конкурентов.

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

6

3

2.3. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

Понятие и виды мотивации. Признание и похвала. Мотивация и стимулы. Система вознаграждения персонала организации. Концепция «куда, почему, что, кому, когда». Как поддерживать мотивацию в хорошие времена. Как поддерживать мотивацию в трудные времена.

4

1

Практическое задание.

Тема . Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

Условия формирования мотива.

Классификация видов и методов мотивации.

Факторы, формирующие вознаграждение сотрудников.

Пакеты косвенного вознаграждения персонала.

2

2

Практическое задание.

Пособия - это мотивирующий или удовлетворяющий фактор?

Лучший продавец в организации никогда не выполняет свою бумажную работу вовремя. Из-за этого страдает весь офис. Как мотивировать его вовремя сдавать свою бумажную работу?

Компания только что пережила существенное сокращение штатов, и на оставшихся сотрудников наряду с их старыми обязанностями были возложены новые. Как мотивировать сотрудников?

Какова на сегодняшний день величина прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда? Каковы методики расчета данных показателей?

Приведите примеры из практики российских и иностранных компаний, иллюстрирующие подходы к формированию косвенных пакетов вознаграждения. Существует ли принципиальное различие в этих подходах у российских и иностранных компаний?

2

2

2.4.Профессиона-льная и организационная адаптация персонала.

Сущность и виды адаптации персонала. Организация работы по адаптации персонала.

2

1

Практическое задание.

Тема. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Факторы, влияющие на адаптацию персонала.

Общая программа трудовой адаптации сотрудника.

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

6

3

2.5. Конфликты в коллективе.

Сущность и понятие конфликта. Несчастные случаи на рабочем месте. Насилие на рабочем месте. Методы управления конфликтами в коллективе. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Программы обеспечения безопасности труда и поддержания здоровья сотрудников.

4

1

Практическое задание.

Тема. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Факторы, влияющие на адаптацию персонала.

Общая программа трудовой адаптации сотрудника.

2

2

Практическое задание.

Тема. Конфликты в коллективе.

Субъекты управления конфликтами в коллективе.

Направления разрешения трудового конфликта.

2

2

2.6. Оценка эффективности управления персоналом

Сущность и структура затрат предприятия на персонал. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом.

4

1

Практическое задание.

Тема. Конфликты в коллективе.

Факторы, влияющие на безопасность труда персонала.

Привести примеры.

Понятие стресса и влияние стрессового состояния на процесс работы.

Привести примеры.

2

2

Самостоятельная работа студента.

Работа с конспектом, литературой, компьютером.

8

3

Итого:

120


2.3. Условия реализации учебной дисциплины

Управление персоналом, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

код

Наименование результата обучения

ПК 1.7

Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 2.6

Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.

ПК 2.7

Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

- видеофильмы;

- электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Базовый учебник:

Веснин В.Р. Управление персоналом. - М.: Юристъ, 2003. - 340 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л, 2007. - 264 с.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.

Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.: Финстатинформ, 2005. - 356 с.

Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. - 302 с.

Основная литература:

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. 8-го англ. изд. / перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004. - 832 с.

Фут М. Введение в HR-менеджмент: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 496 с.

Дополнительная литература:

Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.

Борисова Е. А., Папонова Н.Е и др. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Метод. издание - СПб - 1999.

Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! - Новосибирск: Луч, 1999. - 169 с.

Вернер Зигерт, Лючия Ланг. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

Виханский О.С. Человек, стратегия, организация, процесс. Учебник, - М.: МТУ, 1995 - 416 с.

Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. - М.: Мир, 2000. - 254 с.

Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.

Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации, М. - 1993.

Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. - СПб.: Питер, 2004. - 219 с.

Журавлев П.В.,Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М. - 1998.

Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент), Л. - 1992.

Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. - М. Экономика, 2002. - 204 с.

Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 288 с.

Иванцевиц Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления, М. - 1993.

Классики менеджмента / Под ред. И. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. - 695 с.

Кочеткова А.И. Основы управления персоналом, - М., 1999.

Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: АРИЭЛ, 1995.

Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 115 с.

Магура М.И. Поиск и отбор персонала. - М., 2001

Майстер Дэвид. Истинный профессионализм / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 228 с.

Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А. и др. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 272 с.

Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала. - М., 2002

Основы управления персоналом / под ред. Р.Г. Яновского. - М., 2002.

Проблемы управления персоналом / под ред. В.Н. Дулькина. - М., 1997.

Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии - М.: Экономика, 2001. - 150 с.

Роджерс Ф. ИБН: взгляд из внутри: человек - фирма - маркетинг / пер. с англ. - М.: Лукачев и Ко, 1999. - 358 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала, Ростов н/Д. - 1997.

Интернет-ресурсы:

management.com.ua - Интернет портал для управленцев.

megabook.ru/business - экономический словарь.

glossary.ru - служба тематических толковых словарей.

bpm-online.ru - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.

ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы. Читальня.

eup.kulichki.net/Catalog/All-All.htm - Библиотека экономической и управленческой литературы. Бесплатная электронная библиотека (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники).

econom.nsc.ru/jep - Виртуальная экономическая библиотека.

garant.ru - Гарант.

vopreco.ru - Журнал «Вопросы экономики».

expert.ru- Журнал «Эксперт».

akdi.ru- Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь».

consultant.ru - Консультант-Плюс.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

Эффективно управлять трудовыми ресурсами;

Практикум, контрольная работа, тестирование.


Знать:

Систему государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Общие принципы и требования к прохождению государственной и муниципальной службы;

Организационно-правовые формы государственного аппарата управления.

Практикум, контрольная работа, тестирование.


23


© 2010-2022