- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Управление персоналом
Рабочая программа по дисциплине Управление персоналом
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мозжерина А.П. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.07. Управление персоналом
для специальности 46.02.01
«Документационное обеспечение управления и архивоведение»
2 курс, базовая подготовка
2015
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление персоналом»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление персоналом» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Управление персоналом» входит в группу общего гуманитарного и социально - экономического цикла. В учебной дисциплине рассматриваются следующие вопросы:
-
Персонал предприятия как объект управления.
-
Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
-
Принципы управления персоналом.
-
Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
-
Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
-
Анализ кадрового потенциала.
-
Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
-
Подбор персонала и профориентация. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
-
Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
-
Профессиональная и организационная адаптация персонала.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией в целом, а также освоение студентом навыков и умений управления персоналом организации.
Основными задачами изучения курса являются:
-
усвоение сущности и содержания процесса управления персоналом организации;
-
овладение понятийным аппаратом управления персоналом организации;
-
оценка места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятием;
-
изучение методов управления персоналом, формирование навыка использования ситуационного подхода при их выборе;
-
формирование способности к анализу организационных проблем через призму человеческого фактора;
-
разработка управленческого решения по совершенствованию использования человеческих ресурсов организации;
-
оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
-
работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
-
разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом,
-
систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом;
-
проводить системный анализ управления персоналом организации;
-
обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-
концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения;
-
необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе;
-
сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала;
-
сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства;
-
цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации;
-
механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью;
-
структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих;
-
обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников;
-
трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
за 2 курс:
-
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 120 часов,
в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов из них практических -40 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
Самостоятельная работа студента
40
Практических занятий
40
Консультаций
5
Итоговая аттестация в форме
экзамен
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Управление персоналом»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объём часов
Уровень усвоения
Раздел 1. Концептуальные основы управления персоналом
1.1.Персонал как объект управления.
Актуальность проблемы управления персоналом предприятия. Основные признаки и характеристики персонала
Стратегия управления персоналом.
2
1
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
2
3
1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
Функции управления персоналом. Факторы среды управления персоналом.
2
1
Практическое задание.
Тема . Персонал предприятия как объект управления.
Привести примеры волгоградских и других российским компаний, уделяющих повышенное внимание проблемам управления персоналом.
Существуют ли различия в макроэкономических понятиях «рабочая сила» и «экономически активное население»?
2
2
Практическое задание.
Тема . Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
Чем обусловлено повышение значения управления персоналом современного предприятия?
Привести примеры, иллюстрирующие процессы развития конкретного сотрудника, выделив три свойства развития и объяснив, каким образом они проявляются в анализируемом случае.
2
2
1.3.Принципы управления персоналом
Понятие и сущность принципов управления персоналом. Принципы построения системы управления персоналом.
2
1
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
4
3
1.4.Виды структуры: статистическая и аналитическая.
Виды структуры. Критерии структуры. Структура персонала с позиции системного подхода: штатная, организационная, ролевая, социальная.
Критерии оптимальной структуры персонала.
2
1
1.5.Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
Виды и границы разделения труда. Понятие, сущность и функции службы управления персоналом на предприятии.
Виды организационных структур службы управления персоналом.
2
1
Практическое задание.
Тема . Принципы управления персоналом.
Дайте сравнительную характеристику российской, американской и японской модели управления персоналом, заполнив следующую таблицу:
Критерий
Модель управления персоналом
Россия
Америка
Япония
Каковы современные тенденции в управлении персоналом?
2
2
Практическое задание.
Тема Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
В чем заключаются преимущества и недостатки каждого варианта включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией?
Какие факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия напрямую связаны с системой управления персоналом?
2
2
1.6. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом
Анализ работы. Планирование потребности в персонале. Высвобождение персонала. Понятие, содержание и структура информационного обеспечения управления персоналом. Задачи технического обеспечения системы управления персоналом. Понятие и участники трудовых отношений.
Переговорный процесс между работодателем и профсоюзом.
Дисциплинарные взыскания. Трудовые споры.
2
1
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
4
3
Практическое задание.
Охарактеризуйте понятия «работа», «рабочее место», «должность». Укажите в чем их отличия.
Поясните понятия «профессия», «специальность», «квалификация». Приведите соответствующие примеры.
Объясните взаимосвязь анализа и описания работы с должностной инструкцией.
Разработать должностную инструкцию и квалификационные требования для конкретной должности.
Учитываются ли работники, увольняющиеся в связи с выходом на пенсию, при определении текучести кадров?
2
2
1.7. Анализ кадрового потенциала
Содержание оценки кадрового потенциала. Методы оценки деятельности сотрудников. Оценочное интервью.
2
1
Практическое задание.
Тема . Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
В каких случаях возможно расторжение трудового договора по инициативе администрации?
Разработать одну ситуацию, связанную с увольнением работника. Предложить конкретные мероприятия по его высвобождению.
Какова цель создания систем автоматизированной обработки информации?
2
2
Практическое задание.
Тема . Анализ кадрового потенциала.
Какова цель и порядок проведения аттестации специалистов и руководителей?
Выделите факторы, принимающиеся в расчет при выборе того или иного метода оценки деятельности сотрудника. Ответ проиллюстрируйте примерами (для каждого метода).
Смоделируйте оценочное интервью в мини-группах (3-4 человека).
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
2
3
1.8. Трудовой потенциал работника организации; система показателей
Система показателей трудового потенциала работника.
2
2
1.9. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры
Управление перемещением персонала. Планирование и организация работы с кадровым резервом. Индивидуальное планирование деловой карьеры. Организационное планирование карьеры. Трудоустройство и работа в коллективе.
6
2
Практическое задание.
Тема . Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
Основополагающие цели и задачи перемещения персонала.
Специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.
2
2
Практическое задание.
Какие преимущества дает организации работа по планированию и развитию резерва руководителей?
Почему организация заинтересована в развитии карьеры своих сотрудников?
Составить баланс собственных достоинств и недостатков, обзор симпатий и антипатий. Сделать выводы.
Приведите пример служебно-профессионального продвижения менеджера.
Составить собственное резюме.
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
2
3
Раздел 2. Методологические основы управления персоналом.
2.1. Подбор персонала и профориентация
Понятие и источники подбора персонала. Технология подбора персонала. Отбор и наем персонала. Задачи и виды профориентации персонала.
2
1
Практическое задание.
Тема . Подбор персонала и профориентация.
Основные методы подбора персонала.
Разработка основных оценочных критериев кандидата.
Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность.
2
2
Практическое задание.
Определите достоинства и недостатки основных методов подбора персонала, заполнив следующую таблицу:
Метод подбора персонала:
Достоинства
Недостатки
Какие тесты следует использовать для отбора работников при приеме на работу?
Какова роль профориентационной работы в управлении персоналом современной организации?
2
2
Практическое задание.
Тема . Подбор персонала и профориентация.
Минимизация ошибок при найме персонала.
Формы профориентационной работы.
Субъекты профориентации и их функции.
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
6
3
2.2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала,
Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников. Повышение квалификации и его отличие от других видов обучения.
2
1
Практическое задание.
Тема . Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
Предпосылки и факторы процесса обучения персонала.
Характеристика обучающейся организации.
2
2
Практическое задание.
В чем состоит цель подготовки руководителей?
Перечислите основные цели повышения квалификации и переподготовки работников. Какие причины могут сделать обучение необходимым?
Приведите примеры из числа реально функционирующих организаций, в деятельности которых прослеживается реализация не менее трех характеристик обучающейся организации. Оцените положение рассматриваемой организации на рынке относительно основных конкурентов.
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
6
3
2.3. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
Понятие и виды мотивации. Признание и похвала. Мотивация и стимулы. Система вознаграждения персонала организации. Концепция «куда, почему, что, кому, когда». Как поддерживать мотивацию в хорошие времена. Как поддерживать мотивацию в трудные времена.
4
1
Практическое задание.
Тема . Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
Условия формирования мотива.
Классификация видов и методов мотивации.
Факторы, формирующие вознаграждение сотрудников.
Пакеты косвенного вознаграждения персонала.
2
2
Практическое задание.
Пособия - это мотивирующий или удовлетворяющий фактор?
Лучший продавец в организации никогда не выполняет свою бумажную работу вовремя. Из-за этого страдает весь офис. Как мотивировать его вовремя сдавать свою бумажную работу?
Компания только что пережила существенное сокращение штатов, и на оставшихся сотрудников наряду с их старыми обязанностями были возложены новые. Как мотивировать сотрудников?
Какова на сегодняшний день величина прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда? Каковы методики расчета данных показателей?
Приведите примеры из практики российских и иностранных компаний, иллюстрирующие подходы к формированию косвенных пакетов вознаграждения. Существует ли принципиальное различие в этих подходах у российских и иностранных компаний?
2
2
2.4.Профессиона-льная и организационная адаптация персонала.
Сущность и виды адаптации персонала. Организация работы по адаптации персонала.
2
1
Практическое задание.
Тема. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Факторы, влияющие на адаптацию персонала.
Общая программа трудовой адаптации сотрудника.
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
6
3
2.5. Конфликты в коллективе.
Сущность и понятие конфликта. Несчастные случаи на рабочем месте. Насилие на рабочем месте. Методы управления конфликтами в коллективе. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Программы обеспечения безопасности труда и поддержания здоровья сотрудников.
4
1
Практическое задание.
Тема. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Факторы, влияющие на адаптацию персонала.
Общая программа трудовой адаптации сотрудника.
2
2
Практическое задание.
Тема. Конфликты в коллективе.
Субъекты управления конфликтами в коллективе.
Направления разрешения трудового конфликта.
2
2
2.6. Оценка эффективности управления персоналом
Сущность и структура затрат предприятия на персонал. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом.
4
1
Практическое задание.
Тема. Конфликты в коллективе.
Факторы, влияющие на безопасность труда персонала.
Привести примеры.
Понятие стресса и влияние стрессового состояния на процесс работы.
Привести примеры.
2
2
Самостоятельная работа студента.
Работа с конспектом, литературой, компьютером.
8
3
Итого:
120
2.3. Условия реализации учебной дисциплины
Управление персоналом, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
-
код
Наименование результата обучения
ПК 1.7
Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 2.6
Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7
Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Базовый учебник:
Веснин В.Р. Управление персоналом. - М.: Юристъ, 2003. - 340 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.
Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л, 2007. - 264 с.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.
Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.: Финстатинформ, 2005. - 356 с.
Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. - 302 с.
Основная литература:
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. 8-го англ. изд. / перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004. - 832 с.
Фут М. Введение в HR-менеджмент: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 496 с.
Дополнительная литература:
Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.
Борисова Е. А., Папонова Н.Е и др. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Метод. издание - СПб - 1999.
Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! - Новосибирск: Луч, 1999. - 169 с.
Вернер Зигерт, Лючия Ланг. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.
Виханский О.С. Человек, стратегия, организация, процесс. Учебник, - М.: МТУ, 1995 - 416 с.
Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. - М.: Мир, 2000. - 254 с.
Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.
Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации, М. - 1993.
Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. - СПб.: Питер, 2004. - 219 с.
Журавлев П.В.,Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М. - 1998.
Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент), Л. - 1992.
Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. - М. Экономика, 2002. - 204 с.
Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 288 с.
Иванцевиц Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления, М. - 1993.
Классики менеджмента / Под ред. И. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. - 695 с.
Кочеткова А.И. Основы управления персоналом, - М., 1999.
Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: АРИЭЛ, 1995.
Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 115 с.
Магура М.И. Поиск и отбор персонала. - М., 2001
Майстер Дэвид. Истинный профессионализм / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 228 с.
Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А. и др. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 272 с.
Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала. - М., 2002
Основы управления персоналом / под ред. Р.Г. Яновского. - М., 2002.
Проблемы управления персоналом / под ред. В.Н. Дулькина. - М., 1997.
Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии - М.: Экономика, 2001. - 150 с.
Роджерс Ф. ИБН: взгляд из внутри: человек - фирма - маркетинг / пер. с англ. - М.: Лукачев и Ко, 1999. - 358 с.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала, Ростов н/Д. - 1997.
Интернет-ресурсы:
management.com.ua - Интернет портал для управленцев.
megabook.ru/business - экономический словарь.
glossary.ru - служба тематических толковых словарей.
bpm-online.ru - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.
ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы. Читальня.
eup.kulichki.net/Catalog/All-All.htm - Библиотека экономической и управленческой литературы. Бесплатная электронная библиотека (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники).
econom.nsc.ru/jep - Виртуальная экономическая библиотека.
garant.ru - Гарант.
vopreco.ru - Журнал «Вопросы экономики».
expert.ru- Журнал «Эксперт».
akdi.ru- Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь».
consultant.ru - Консультант-Плюс.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
Создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
Эффективно управлять трудовыми ресурсами;
Практикум, контрольная работа, тестирование.
Знать:
Систему государственных учреждений и органов местного самоуправления;
Общие принципы и требования к прохождению государственной и муниципальной службы;
Организационно-правовые формы государственного аппарата управления.
Практикум, контрольная работа, тестирование.
23