• Преподавателю
  • Другое
  • Урок-конференция по дисциплине Экономика отрасли на тему Рациональное хозяйствование с оборотными средствами

Урок-конференция по дисциплине Экономика отрасли на тему Рациональное хозяйствование с оборотными средствами

Данный материал представляет собой разработку итогового занятия по теме "Оборотные средства предприятия". Урок организован и проведён в форме конференции и предусматривает применение проектно-групповых методов обучения.Использование групповой формы организации учебного процесса целесообразно на этапе обобщения знаний по нескольким темам - в данном случае знания, полученные в ходе изучения темы "Оборотные средства" обобщаются, систематизируются и дополняются на итоговом занятии "Рациональное хозя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к проведению урока - конференции.

Одной из главных задач современного образования является интеллектуальное развитие учащихся, их подготовка к активной деятельности в различных областях жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере.

Поиски новых методов обучения для активизации познавательной деятельности студентов, развития их самостоятельности, для освоения приемы мышления в процессе учебной деятельности приводит к использованию различных форм обучения на уроках по «Экономике организации». Выстраивая специальным образом деятельность учащихся на уроке, можно создать возможность, не сдерживая развития каждого, в корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого.

Одним из путей решения этой задачи является использование развивающих методов обучения. Большое значение имеет адаптация проектно-групповых методов обучения к условиям техникума.

Групповая деятельность на уроке позволяет распределить роли в группе. Происходит обсуждение, делаются замечания, добавления, вырабатываются общие решения, происходит корректировка знаний по предмету, развивается способность к самостоятельно работе.

Использование групповой формы организации учебного процесса целесообразно на этапе обобщения знаний по нескольким темам.

Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;

  • индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;

  • дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями студентов.

Деятельность преподавателя при организации индивидуальной и групповой форм работы состоит:

  • в делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям) или корректировке состава групп (иногда имеет смысл согласиться с выбором студентов);

  • в разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями;

  • в оценивании деятельности учащихся.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляется с учетом:

  • обязательных результатов обучения;

  • межпредметных связей;

  • практической направленности.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Для метода проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

1 этап. Организационный включает постановку задач и формирование групп студентов для работы над проектом. Задачи ставятся на уроке: оформить реферат, подготовить демонстрационный материал, самостоятельно подобрать литературу, выбрать тему. Каждый студент должен участвовать в работе группы. Задание выдается за 2 недели до проведения конференции.

2 этап. Обсуждение выбранной темы, объема и качества подобранной информации (в течение недели).

3 этап. Оформление рефератов. В зависимости от выбранной темы и от разделения работ в группе студенты могут сдавать один оформленный реферат от группы или оформлять рефераты индивидуально, но как законченные части единого целого.

4 этап. Работа над созданием демонстрационного материала.

5 этап. Подведение итогов. Проведение урока-конференции. Коллективное обсуждение представленных работ.

При выполнении представленного в данной разработке мини-проекта от учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, умение структурировать информацию);

  • владение компьютерной грамотностью (умение вводить и редактировать информацию, умение форматировать текстовую и графическую информацию);

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным темам курса;

  • умение анализировать выполненную работу;

  • умение оценивать работу товарищей.

Цели предлагаемого мини - проекта:

  • формирование логического, аналитического, алгоритмического видов мышления;

  • формирование навыков совместной работы в группе;

  • формирование навыков участия в дискуссии;

  • привлечение каждого учащегося к работе.

Выполнение проекта предусматривает как самостоятельную работу учащихся, так и работу во время уроков.

Самостоятельная работа заключается:

  • в выборе темы и подборе материала;

  • в оформлении выбранного материала в виде рефератов, докладов, сообщений.

Работа на уроке представляет собой:

  • защита рефератов;

  • обсуждение достоинств и недостатков каждого доклада;

  • представление демонстрационного материала.

Результатом работы над данным проектом является проведение конференции, на которую выносятся наиболее удачные работы.






План проведения урока-конференции.

Предмет: «Экономика отрасли»

Тема: «Рациональное хозяйствование с оборотными средствами»

Дата:

Группа:

Раздел программы «Оборотные средства предприятия»

Цели урока:

  • образовательные:

- углубление и систематизация знаний по теме «Оборотные средства предприятия»;

- закрепление знаний по вопросам рационального использования оборотных средств, ускорения их оборачиваемости, снижения материалоемкости продукции, грамотного управления ими;

  • развивающие:

- формирование навыков самостоятельной работы;

Формирование логического мышления;

Развитие навыков активного слушания;

- развитие умения сравнивать;

- формирование навыков участия в дискуссии;

- формирование навыков использования современного оборудования;

  • воспитательные:

- воспитание умения корректно вести дискуссию.

Тип учебного занятия: по способу проведения и организации - урок-конференция.

Технология: развивающее обучение с элементами проектного метода.

Технические средства: ноутбук, экран, проектор.

Демонстрационный материал: схемы, иллюстрации.

Раздаточный материал: критерии оценки доклада, опорные таблицы.

Межпредметные связи: маркетинг, менеджмент.

Ход урока.

Этапы урока

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.Организационный момент.



2.Основная часть.

























































3. Подведение итогов.







4. Домашнее задание.





4












5

































8


































10


































5





2











2








2







2


















4








6













4









2



2





4












1





3












5



3




2


6



















1









2















3

Приветствие. Выявление отсутствующих.

1.Сообщение темы урока.

2.Обсуждение цели конференции, порядка проведения, регламента, критериев оценки.

3.Раздаются критерии оценки в печатном виде, приготовленные заранее, которые студенты могут дополнить.

Формулирует проблему: «Как именно сделать процесс хозяйствования с оборотными средствами рациональным?». При необходимости задает «наводящие» вопросы.

Напоминает о необходимости фиксировать выявленные пути в рабочем листе.



Выступает в роли ведущего, т.е. объявляет выступления.



1.Тема: «Управление оборотными средствами на предприятии» (сообщение).

Демонстрационный материал: схемы.

Количество студентов, работавших над темой: 4

Дополнительные вопросы к рабочей группе:

А)Докладчику: на твой взгляд, при управлении элементами оборотных средств какие именно знания такой дисциплины как «Менеджмент» могут помочь? Как именно?

Б) Группе: можете ли вы дополнить ответ докладчика еще несколькими примерами особенностей управления оборотными производственными фондами и фондами обращения?

Сообщение «Управление дебиторской задолженностью» (с использованием схем)

Дополнительные вопросы к аудитории:

Итак, обобщим услышанное:

- Какова главная цель управления оборотными средствами?

2. Тема: «Понятие логистики, ее роль и задачи» (доклад).

Демонстрационный материал: компьютерная презентация, тезисы доклада.

Количество студентов, работавших над темой: 4

Дополнительные вопросы к рабочей группе:

А) Докладчику: как ты считаешь, каким образом будет проявляться логистический подход к управлению трудовыми ресурсами на предприятии?

Дополнительные вопросы к аудитории:

Итак, обобщим услышанное:

- что означает этот термин по отношению к оборотным средствам предприятия?

- какова главная цель логистики?



Вопрос к аудитории: «Какими путями можно ускорить оборачиваемость оборотных средств?»

«Нормирование»

Вопросы к одной из рабочих групп:

- Что такое норма расхода МР?

- Что представляет собой процесс нормирования оборотных средств?

- Изменился ли подход к процессу нормирования на предприятиях в связи с переходом к рыночным отношениям?

Вопросы к аудитории:

- Назовите те элементы оборотных средств, которые являются нормируемыми.

- Какие из них относятся к ОПФ, а какие к фондам обращения?

«Материалоемкость»

Вопросы к аудитории:

- Что такое материалоемкость? Как ее определить?

- Какими путями предприятие может добиваться снижения материалоемкости продукции?

Вопросы к рабочей группе:

- Почему снижение материалоемкости продукции имеет огромное значение не только на уровне предприятия, но и на народнохозяйственном уровне?

- Что же дает снижение материалоемкости продукции на народнохозяйственном уровне?

- Объясните, почему снижение Ме позволяет существенно сократить капиталовложения на развитие добывающих отраслей промышленности?

- Какие преимущества дает снижение Ме на конкретном предприятии?

3. Тема: «Нормирование как способ решения экономических и управленческих задач».

Демонстрационный материал: ОК

Количество студентов, работавших над темой: 4

Дополнительные вопросы к рабочей группе:

А) Докладчику: поясни, что означают термины «реинжиниринг», «бизнеспроцесс».

Б) Группе: Существуют ли на современных предприятиях какие-либо специализированные ИС технического нормирования.

Сообщение «Единое информационное пространство».

Дополнительные вопросы к аудитории:

Итак, обобщим:

- Что такое техническое нормирование?

- Какова роль технического нормирования в деятельности предприятия?

6. Тема: «Контрольная система сбытовой деятельности».

Демонстрационный материал: ОК по теме.

Количество студентов, работавших над темой: 4

Вопросы к рабочей группе:

А) Докладчику: как ты думаешь - в условиях жесткой конкуренции, сложной экономической ситуации в стране, какие направления сбытовой политики являются наиболее выигрышными?

Б) Группе: какие эффективные, нестандартные формы сбыта вам стали известны в результате работы над темой?

Вопросы к аудитории:

Итак, обобщим услышанное:

- каковы главные цели системы внутреннего контроля?

Итак, мы выявили основные пути оборачиваемости оборотных средств на предприятии . конечно, наибольший интерес вызывает какая-либо конкретная, реально существующая информация по этому вопросу. Поэтому предоставим слово Мурзиной О. Она подготовила небольшой обзор экономической печати по обсуждаемому нами вопросу.

Сообщение «Обзор экономической печати».

К сегодняшнему уроку Шишкина А. собрала более конкретную информацию, обратите ваше внимание на газету «Экономист».

Краткий обзор материала газеты.

Предлагает студентам обобщить полученный материал, дополнив им ранее изученный.

Вопросы:

  1. Почему роль оборотных средств на предприятии чрезвычайно велика?

  2. Какими путями можно обеспечить рациональность в хозяйствовании с оборотными средствами?

  3. Какова роль логистики в управлении оборотными средствами?

  4. О каких элементах путей ускорения оборотных средств, ранее нам не известных, вы можете сказать?

  5. Вывод. Даже в условиях экономической дестабилизации предприятия имеет шанс выжить и даже развиваться, если грамотно подойдет к вопросу рационального хозяйствования с оборотными средствами.

Но, на уроках мы обращали внимание на такой момент: эффективную деятельность предприятия обеспечивают не только оборотные фонды, но и основные, а также рабочая сила. О значимости первых двух элементов мы уже говорили. Домашнее задание заключается в том, чтобы повторить материал, изученный нами по эти двум разделам. А вот подробное рассмотрение темы «Кадры предприятия» мы начнем на следующем уроке.

Просит сдать карточки с критериями оценки докладов.

Благодарит всех за работу.

Выставляет оценки.

Приветствие. Сообщение об отсутствующих.

Участвуют в обсуждении.


Обдумывают основные направления решения проблемы, предлагают варианты: 1) нужно грамотно управлять оборотными средствами; 2) ускорять их оборачиваемость;

3) стремиться к снижению материалоемкости продукции.

В ходе выступлений докладчиков слушают друг друга, задают вопросы, участвуют в дискуссии, заполняют таблицы с критериями оценки.

Обязательное уяснение следующей информации:

- цель управления оборотными средствами;

- субъект управления;

- направленность управления;

- конкретные примеры особенностей управления некоторыми элементами оборотных средств.




Обязательное уяснение следующей информации:

- значимость логистического метода;

- понятие логистики;

- цель логистики;

- составляющие материального потока;

- понятие логистической операции с материальными потоками;

- сущность логистической концепции;

- значимость логистической системы в современных условиях.


Предлагаются варианты ответов, в т.ч.:

- на стадии производственных запасов: установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов;

снижение материалоемкости продукции.









- на стадии производства: сокращение длительности производственного цикла;






- в сфере обращения: ускорение реализации продукции.

Уяснение экономических целей сбытовой политики, основных элементов внутреннего аудита сбыта.

Участвуют в обсуждении.



Преподаватель:

Председатель предметной комиссии:

Зам.директора по учебной работе:

© 2010-2022