- Преподавателю
- Другое
- Урок-конференция по дисциплине Экономика отрасли на тему Рациональное хозяйствование с оборотными средствами
Урок-конференция по дисциплине Экономика отрасли на тему Рациональное хозяйствование с оборотными средствами
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бочаева О.О. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к проведению урока - конференции.
Одной из главных задач современного образования является интеллектуальное развитие учащихся, их подготовка к активной деятельности в различных областях жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере.
Поиски новых методов обучения для активизации познавательной деятельности студентов, развития их самостоятельности, для освоения приемы мышления в процессе учебной деятельности приводит к использованию различных форм обучения на уроках по «Экономике организации». Выстраивая специальным образом деятельность учащихся на уроке, можно создать возможность, не сдерживая развития каждого, в корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого.
Одним из путей решения этой задачи является использование развивающих методов обучения. Большое значение имеет адаптация проектно-групповых методов обучения к условиям техникума.
Групповая деятельность на уроке позволяет распределить роли в группе. Происходит обсуждение, делаются замечания, добавления, вырабатываются общие решения, происходит корректировка знаний по предмету, развивается способность к самостоятельно работе.
Использование групповой формы организации учебного процесса целесообразно на этапе обобщения знаний по нескольким темам.
Различают следующие виды групповой деятельности:
-
кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
-
индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
-
дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями студентов.
Деятельность преподавателя при организации индивидуальной и групповой форм работы состоит:
-
в делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям) или корректировке состава групп (иногда имеет смысл согласиться с выбором студентов);
-
в разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями;
-
в оценивании деятельности учащихся.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляется с учетом:
-
обязательных результатов обучения;
-
межпредметных связей;
-
практической направленности.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
1 этап. Организационный включает постановку задач и формирование групп студентов для работы над проектом. Задачи ставятся на уроке: оформить реферат, подготовить демонстрационный материал, самостоятельно подобрать литературу, выбрать тему. Каждый студент должен участвовать в работе группы. Задание выдается за 2 недели до проведения конференции.
2 этап. Обсуждение выбранной темы, объема и качества подобранной информации (в течение недели).
3 этап. Оформление рефератов. В зависимости от выбранной темы и от разделения работ в группе студенты могут сдавать один оформленный реферат от группы или оформлять рефераты индивидуально, но как законченные части единого целого.
4 этап. Работа над созданием демонстрационного материала.
5 этап. Подведение итогов. Проведение урока-конференции. Коллективное обсуждение представленных работ.
При выполнении представленного в данной разработке мини-проекта от учащихся требуется:
-
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, умение структурировать информацию);
-
владение компьютерной грамотностью (умение вводить и редактировать информацию, умение форматировать текстовую и графическую информацию);
-
владение коммуникативными навыками;
-
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным темам курса;
-
умение анализировать выполненную работу;
-
умение оценивать работу товарищей.
Цели предлагаемого мини - проекта:
-
формирование логического, аналитического, алгоритмического видов мышления;
-
формирование навыков совместной работы в группе;
-
формирование навыков участия в дискуссии;
-
привлечение каждого учащегося к работе.
Выполнение проекта предусматривает как самостоятельную работу учащихся, так и работу во время уроков.
Самостоятельная работа заключается:
-
в выборе темы и подборе материала;
-
в оформлении выбранного материала в виде рефератов, докладов, сообщений.
Работа на уроке представляет собой:
-
защита рефератов;
-
обсуждение достоинств и недостатков каждого доклада;
-
представление демонстрационного материала.
Результатом работы над данным проектом является проведение конференции, на которую выносятся наиболее удачные работы.
План проведения урока-конференции.
Предмет: «Экономика отрасли»
Тема: «Рациональное хозяйствование с оборотными средствами»
Дата:
Группа:
Раздел программы «Оборотные средства предприятия»
Цели урока:
-
образовательные:
- углубление и систематизация знаний по теме «Оборотные средства предприятия»;
- закрепление знаний по вопросам рационального использования оборотных средств, ускорения их оборачиваемости, снижения материалоемкости продукции, грамотного управления ими;
-
развивающие:
- формирование навыков самостоятельной работы;
Формирование логического мышления;
Развитие навыков активного слушания;
- развитие умения сравнивать;
- формирование навыков участия в дискуссии;
- формирование навыков использования современного оборудования;
-
воспитательные:
- воспитание умения корректно вести дискуссию.
Тип учебного занятия: по способу проведения и организации - урок-конференция.
Технология: развивающее обучение с элементами проектного метода.
Технические средства: ноутбук, экран, проектор.
Демонстрационный материал: схемы, иллюстрации.
Раздаточный материал: критерии оценки доклада, опорные таблицы.
Межпредметные связи: маркетинг, менеджмент.
Ход урока.
Этапы урока
Время, мин
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
4
5
8
10
5
2
2
2
2
4
6
4
2
2
4
1
3
5
3
2
6
1
2
3
Приветствие. Выявление отсутствующих.
1.Сообщение темы урока.
2.Обсуждение цели конференции, порядка проведения, регламента, критериев оценки.
3.Раздаются критерии оценки в печатном виде, приготовленные заранее, которые студенты могут дополнить.
Формулирует проблему: «Как именно сделать процесс хозяйствования с оборотными средствами рациональным?». При необходимости задает «наводящие» вопросы.
Напоминает о необходимости фиксировать выявленные пути в рабочем листе.
Выступает в роли ведущего, т.е. объявляет выступления.
1.Тема: «Управление оборотными средствами на предприятии» (сообщение).
Демонстрационный материал: схемы.
Количество студентов, работавших над темой: 4
Дополнительные вопросы к рабочей группе:
А)Докладчику: на твой взгляд, при управлении элементами оборотных средств какие именно знания такой дисциплины как «Менеджмент» могут помочь? Как именно?
Б) Группе: можете ли вы дополнить ответ докладчика еще несколькими примерами особенностей управления оборотными производственными фондами и фондами обращения?
Сообщение «Управление дебиторской задолженностью» (с использованием схем)
Дополнительные вопросы к аудитории:
Итак, обобщим услышанное:
- Какова главная цель управления оборотными средствами?
2. Тема: «Понятие логистики, ее роль и задачи» (доклад).
Демонстрационный материал: компьютерная презентация, тезисы доклада.
Количество студентов, работавших над темой: 4
Дополнительные вопросы к рабочей группе:
А) Докладчику: как ты считаешь, каким образом будет проявляться логистический подход к управлению трудовыми ресурсами на предприятии?
Дополнительные вопросы к аудитории:
Итак, обобщим услышанное:
- что означает этот термин по отношению к оборотным средствам предприятия?
- какова главная цель логистики?
Вопрос к аудитории: «Какими путями можно ускорить оборачиваемость оборотных средств?»
«Нормирование»
Вопросы к одной из рабочих групп:
- Что такое норма расхода МР?
- Что представляет собой процесс нормирования оборотных средств?
- Изменился ли подход к процессу нормирования на предприятиях в связи с переходом к рыночным отношениям?
Вопросы к аудитории:
- Назовите те элементы оборотных средств, которые являются нормируемыми.
- Какие из них относятся к ОПФ, а какие к фондам обращения?
«Материалоемкость»
Вопросы к аудитории:
- Что такое материалоемкость? Как ее определить?
- Какими путями предприятие может добиваться снижения материалоемкости продукции?
Вопросы к рабочей группе:
- Почему снижение материалоемкости продукции имеет огромное значение не только на уровне предприятия, но и на народнохозяйственном уровне?
- Что же дает снижение материалоемкости продукции на народнохозяйственном уровне?
- Объясните, почему снижение Ме позволяет существенно сократить капиталовложения на развитие добывающих отраслей промышленности?
- Какие преимущества дает снижение Ме на конкретном предприятии?
3. Тема: «Нормирование как способ решения экономических и управленческих задач».
Демонстрационный материал: ОК
Количество студентов, работавших над темой: 4
Дополнительные вопросы к рабочей группе:
А) Докладчику: поясни, что означают термины «реинжиниринг», «бизнеспроцесс».
Б) Группе: Существуют ли на современных предприятиях какие-либо специализированные ИС технического нормирования.
Сообщение «Единое информационное пространство».
Дополнительные вопросы к аудитории:
Итак, обобщим:
- Что такое техническое нормирование?
- Какова роль технического нормирования в деятельности предприятия?
6. Тема: «Контрольная система сбытовой деятельности».
Демонстрационный материал: ОК по теме.
Количество студентов, работавших над темой: 4
Вопросы к рабочей группе:
А) Докладчику: как ты думаешь - в условиях жесткой конкуренции, сложной экономической ситуации в стране, какие направления сбытовой политики являются наиболее выигрышными?
Б) Группе: какие эффективные, нестандартные формы сбыта вам стали известны в результате работы над темой?
Вопросы к аудитории:
Итак, обобщим услышанное:
- каковы главные цели системы внутреннего контроля?
Итак, мы выявили основные пути оборачиваемости оборотных средств на предприятии . конечно, наибольший интерес вызывает какая-либо конкретная, реально существующая информация по этому вопросу. Поэтому предоставим слово Мурзиной О. Она подготовила небольшой обзор экономической печати по обсуждаемому нами вопросу.
Сообщение «Обзор экономической печати».
К сегодняшнему уроку Шишкина А. собрала более конкретную информацию, обратите ваше внимание на газету «Экономист».
Краткий обзор материала газеты.
Предлагает студентам обобщить полученный материал, дополнив им ранее изученный.
Вопросы:
-
Почему роль оборотных средств на предприятии чрезвычайно велика?
-
Какими путями можно обеспечить рациональность в хозяйствовании с оборотными средствами?
-
Какова роль логистики в управлении оборотными средствами?
-
О каких элементах путей ускорения оборотных средств, ранее нам не известных, вы можете сказать?
-
Вывод. Даже в условиях экономической дестабилизации предприятия имеет шанс выжить и даже развиваться, если грамотно подойдет к вопросу рационального хозяйствования с оборотными средствами.
Но, на уроках мы обращали внимание на такой момент: эффективную деятельность предприятия обеспечивают не только оборотные фонды, но и основные, а также рабочая сила. О значимости первых двух элементов мы уже говорили. Домашнее задание заключается в том, чтобы повторить материал, изученный нами по эти двум разделам. А вот подробное рассмотрение темы «Кадры предприятия» мы начнем на следующем уроке.
Просит сдать карточки с критериями оценки докладов.
Благодарит всех за работу.
Выставляет оценки.
Приветствие. Сообщение об отсутствующих.
Участвуют в обсуждении.
Обдумывают основные направления решения проблемы, предлагают варианты: 1) нужно грамотно управлять оборотными средствами; 2) ускорять их оборачиваемость;
3) стремиться к снижению материалоемкости продукции.
В ходе выступлений докладчиков слушают друг друга, задают вопросы, участвуют в дискуссии, заполняют таблицы с критериями оценки.
Обязательное уяснение следующей информации:
- цель управления оборотными средствами;
- субъект управления;
- направленность управления;
- конкретные примеры особенностей управления некоторыми элементами оборотных средств.
Обязательное уяснение следующей информации:
- значимость логистического метода;
- понятие логистики;
- цель логистики;
- составляющие материального потока;
- понятие логистической операции с материальными потоками;
- сущность логистической концепции;
- значимость логистической системы в современных условиях.
Предлагаются варианты ответов, в т.ч.:
- на стадии производственных запасов: установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов;
снижение материалоемкости продукции.
- на стадии производства: сокращение длительности производственного цикла;
- в сфере обращения: ускорение реализации продукции.
Уяснение экономических целей сбытовой политики, основных элементов внутреннего аудита сбыта.
Участвуют в обсуждении.
Преподаватель:
Председатель предметной комиссии:
Зам.директора по учебной работе: