- Преподавателю
- Другое
- Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов
Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумов О.Е. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной
школе в условиях реализации новых образовательных стандартов.
О.Е.Наумов
Воронежский государственный промышленно-технологический колледж.
Центр развития образования и мониторинга образовательной деятельности.
Воспитание ребёнка в школе всегда является основным аспектом развития личности. И особенно это становится заметным при переходе от одного образовательного стандарта к другому. Вот и сейчас, введение новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС) для общеобразовательной школы поделила общественность на два лагеря - «за» и «против». Но государственный стандарт это структура образовательного процесса, а её внутренне наполнение полностью зависит от применения нашего педагогического опыта для её наполнения.
Ранее считалось что воспитание ученика в школе в большинстве происходит на уроке, и от того как будет построен учебно-воспитательный процесс обучения такие качества личности и будут заложены. Процесс воспитания в новых Федеральных государственных стандартах (ФГОС) для общеобразовательной школы выделяется в требованиях к результату освоения программы, где воспитательная роль отведена личностным требованиям.
Образовательный процесс в новых образовательных стандартах рекомендуется строить на основе системно-деятельностного подхода, в котором воспитание является средством развития личности, а воспитательная основа, определяется следующими принципами организации воспитания учащихся[1, с.313]:
-
принцип ориентации на идеал;
-
аксиологический принцип;
-
принцип следования нравственному примеру;
-
принцип идентификации;
-
принцип диалогического общения со значимыми другими;
-
принцип полисубъектности воспитания и социализации;
-
принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;
-
принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Помимо оценки освоения основных учебных программ, в новых образовательных стандартах, вводятся освоения следующих четырёх междисциплинарных программ, которые развивают у ученика коммуникативные и исследовательские качества:
-
формирование универсальных учебных действий;
-
формирование ИКТ-компетентности обучающихся;
-
основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-
основы смыслового чтения и работа с текстом.[1, с.26 ]
Все вышеприведённые качества формируются в ходе урока и являются частью учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс на уроке строится посредством педагогических технологий. Следовательно, необходимо учителю использовать те технологии, которые раскрывают вышеприведённые принципы воспитания.
В Центре развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области с 2012 года на сорока экспериментальных площадках, где успешно внедряются новые образовательные стандарты, проводился анализ эффективность использования педагогических технологии. Было отмечено, что одни педагогические технологии позволяют в большей степени реализовать принципы воспитания системно-деятельностного подхода, друге наоборот - являются малоэффективными.
На вопрос анкетирования, какие педагогические технологии успешно используются вами в учебном процессе, из 160 респондентов ответили следующим образом (табл.№1).
Таблица №1 Результаты анкетирования учителей .
Педагогика «сотрудничества»
41,25%
Гуманно-личностная
14,37%
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека
8,75%
Игровые технологии
32,50%
Проблемное обучение
49%
Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре
11,25%
Технологии интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
11,25%
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
8,75%
Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
12,50%
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам
2,50%
Технология индивидуализации обучения
15,00%
Коллективный способ обучения
13,75%
Групповые технологии
23,75%
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
31,88%
Система развивающего обучения Занкова
3,75%
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова
3,13%
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
11,88%
Личностно-ориентированное развивающее обучение
21,87%
Технология саморазвивающегося обучения
3,75%
Как видно из анализа анкет что, ведущее место занимают шесть основных технологий, которые по содержанию в большинстве соответствую принципам воспитания в системно-деятельностном подходе новых ФГОС, и имеют большой наработанный опыт применения. При этом можно сопоставить принципы воспитания выделенных технологий :
-
Воспитательные принципы в педагогики сотрудничества: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.
-
Воспитывающие принципы игровых технологий: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
-
Воспитывающие принципы проблемной технологи: развитие творческих способностей посредством решения проблемной ситуации, связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом, воспитание сотрудничества в группе при решении общей задачи
-
Воспитательные принципы групповых технологий как коллективной деятельности предполагают: воспитание сотрудничества, коллективизма; взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. [2]
Выделенные технологии в первую очередь опираются на воспитательный процесс, в котором учитель есть сотрудник и наставник, где учебный процесс построен как игра. Кроме того большинство принципов таких как совместное решение задач, полисубектности, диалогического общения, деятельностного подхода, совпадают с требованиями ФГОС.
Из данного анализа можно сделать следующий вывод, что для реализации воспитательного процесса в условиях новых Федеральных государственных стандартов общеобразовательной школы применимы гуманистические педагогические технологии, технологии развивающего обучения и игровые технологии. Они соответствую принципам системно-деятельностного подхода, и могут успешно сочетаться с информационно -коммуникативными средствами обучения .
Литература.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.- 454с.
2. psyvision.ru/