• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов

Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности воспитательного процесса в общеобразовательной

школе в условиях реализации новых образовательных стандартов.

О.Е.Наумов

Воронежский государственный промышленно-технологический колледж.

Центр развития образования и мониторинга образовательной деятельности.

Воспитание ребёнка в школе всегда является основным аспектом развития личности. И особенно это становится заметным при переходе от одного образовательного стандарта к другому. Вот и сейчас, введение новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС) для общеобразовательной школы поделила общественность на два лагеря - «за» и «против». Но государственный стандарт это структура образовательного процесса, а её внутренне наполнение полностью зависит от применения нашего педагогического опыта для её наполнения.

Ранее считалось что воспитание ученика в школе в большинстве происходит на уроке, и от того как будет построен учебно-воспитательный процесс обучения такие качества личности и будут заложены. Процесс воспитания в новых Федеральных государственных стандартах (ФГОС) для общеобразовательной школы выделяется в требованиях к результату освоения программы, где воспитательная роль отведена личностным требованиям.

Образовательный процесс в новых образовательных стандартах рекомендуется строить на основе системно-деятельностного подхода, в котором воспитание является средством развития личности, а воспитательная основа, определяется следующими принципами организации воспитания учащихся[1, с.313]:

  • принцип ориентации на идеал;

  • аксиологический принцип;

  • принцип следования нравственному примеру;

  • принцип идентификации;

  • принцип диалогического общения со значимыми другими;

  • принцип полисубъектности воспитания и социализации;

  • принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

  • принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Помимо оценки освоения основных учебных программ, в новых образовательных стандартах, вводятся освоения следующих четырёх междисциплинарных программ, которые развивают у ученика коммуникативные и исследовательские качества:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • формирование ИКТ-компетентности обучающихся;

  • основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • основы смыслового чтения и работа с текстом.[1, с.26 ]

Все вышеприведённые качества формируются в ходе урока и являются частью учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс на уроке строится посредством педагогических технологий. Следовательно, необходимо учителю использовать те технологии, которые раскрывают вышеприведённые принципы воспитания.

В Центре развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области с 2012 года на сорока экспериментальных площадках, где успешно внедряются новые образовательные стандарты, проводился анализ эффективность использования педагогических технологии. Было отмечено, что одни педагогические технологии позволяют в большей степени реализовать принципы воспитания системно-деятельностного подхода, друге наоборот - являются малоэффективными.

На вопрос анкетирования, какие педагогические технологии успешно используются вами в учебном процессе, из 160 респондентов ответили следующим образом (табл.№1).

Таблица №1 Результаты анкетирования учителей .

Педагогика «сотрудничества»

41,25%

Гуманно-личностная

14,37%

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

8,75%

Игровые технологии

32,50%

Проблемное обучение

49%

Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре

11,25%

Технологии интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

11,25%

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

8,75%

Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

12,50%

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

2,50%

Технология индивидуализации обучения

15,00%

Коллективный способ обучения

13,75%

Групповые технологии

23,75%

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

31,88%

Система развивающего обучения Занкова

3,75%

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

3,13%

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

11,88%

Личностно-ориентированное развивающее обучение

21,87%

Технология саморазвивающегося обучения

3,75%

Как видно из анализа анкет что, ведущее место занимают шесть основных технологий, которые по содержанию в большинстве соответствую принципам воспитания в системно-деятельностном подходе новых ФГОС, и имеют большой наработанный опыт применения. При этом можно сопоставить принципы воспитания выделенных технологий :


  • Воспитательные принципы в педагогики сотрудничества: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.

  • Воспитывающие принципы игровых технологий: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

  • Воспитывающие принципы проблемной технологи: развитие творческих способностей посредством решения проблемной ситуации, связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом, воспитание сотрудничества в группе при решении общей задачи

  • Воспитательные принципы групповых технологий как коллективной деятельности предполагают: воспитание сотрудничества, коллективизма; взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. [2]

Выделенные технологии в первую очередь опираются на воспитательный процесс, в котором учитель есть сотрудник и наставник, где учебный процесс построен как игра. Кроме того большинство принципов таких как совместное решение задач, полисубектности, диалогического общения, деятельностного подхода, совпадают с требованиями ФГОС.

Из данного анализа можно сделать следующий вывод, что для реализации воспитательного процесса в условиях новых Федеральных государственных стандартов общеобразовательной школы применимы гуманистические педагогические технологии, технологии развивающего обучения и игровые технологии. Они соответствую принципам системно-деятельностного подхода, и могут успешно сочетаться с информационно -коммуникативными средствами обучения .

Литература.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.- 454с.

2. psyvision.ru/



© 2010-2022