- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа танцевального кружка
Рабочая программа танцевального кружка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рафикова В.Ф. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласовано Утверждено
заместитель директора директор школы
по ВР ___________ Гизатуллин С.А.
__________ Плетенюк Т.В. Приказ № ____
от «____» ____________2015 г от «____» ____________2015 г
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК
Программа дополнительного образования детей.
Составила Рафикова В.Ф.
Чернушка 2015г.
Пояснительная записка.
Направленность программы Танцевальный кружок по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначения-досуговой, учебно-позновательной и общекультурной; по форме организации - групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной..
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока, на первом году обучения, опирается на отдельный блок «сценическое движение», в котором по годам обучения расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это - принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель программы:
-
Обучить детей основам танцевальных элементов.
-
Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
-
Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Задачи:
-
Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.
-
Научить выразительности и пластичности движений.
-
Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу.
-
Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.
-
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
-
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
Задачи 1 года обучения:
-
Освоение партерного экзерсиса: повысить гибкость суставов, улучшить пластичность мышц связок, нарастить силу мышц.
-
Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
-
Развить выворотность ног, танцевальный шаг, правильную осанку, постановку корпуса, четкую координацию движений.
Задачи 2 года обучения:
.
-
Сформировать танцевальные знания и умения.
-
Освоить более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, пластичность и выразительность
-
Развить гибкость.
-
Задачи 3 года обучения:
-
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
-
Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы.
-
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что группа третьего года обучения самостоятельно работает с детьми первого года обучения, в роли педагога.
При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном происходит через подражательные игры. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
-
«Я учитель танцев»
-
«Я балетмейстер-постановщик»
Творческие ситуации разыгрываются как при индивидуальной, так и при коллективной работе.
Методика преподавания в кружках в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
Дети формируются в группы по возрастным особенностям:
Занятия проходят 2 раза в неделю . Продолжительность одного занятия 1 ч
Сроки реализации образовательной программы три года. Особенное внимание уделяется детям младшей и средней группы. Делается акцент на партерном экзерсисе. В первый год занятий педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности. Второй этап обучения связан с ускорением темпа. Третий этап - с усложнением курса и усовершенствование изученного.
Группы форм организации обучения: по количеству детей - групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - практикум, конкурсы, фестивали, отчетные концерты; по дидактической цели - вводное занятие, по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны, этапа соответствуют группам начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений - азбука классического, народно-сценического и эстрадного танца, что способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над постановками. Программа дана по годам обучения, в течении которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным четырем разделам:
-
азбука музыкального движения;
-
элементы классического танца;
-
элементы народно-сценического танца;
-
элементы эстрадного танца.
дополнительный этап обучения:
1) творческая деятельность; 2) актерское мастерство.
Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в хореографическом кружке границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, эстрадного и народного танца. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
В основе преподавания азбуки музыкального движения, классического, народного, эстрадного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Первый раздел включает коллективно - порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Второй раздел включает элементы классического и эстрадного танца и упражнения, подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку, способствуют развитию координации движений.
В хореографический кружок принимаются физически здоровые дети в возрасте от 7-8 лет. По мере их продвижения по программе они объединяются в возрастные группы.
Режим занятий. Занятия в каждой группе, как правило, проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с младшими школьниками по 1 академическому часу. На втором году обучения 1 час 2 раза в неделю. На третьем по 1час 2 раза в неделю.
К концу первого года обучения дети должны знать:
-
Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
-
Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
-
Приобрести пластику.
-
Знать позиции ног и рук классического танца.
-
Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
-
Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при духтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
-
Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге.
-
Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии - веселья, грусти и т.д.
-
Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца.
-
Уметь исполнить переменный шаг.
-
Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
В конце 2 года обучения дети должны знать
-
Знать правила постановки рук, группировки рук танце
-
Уметь закрыть руку, заканчивая движение в адажио.
-
Уметь акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 -м размере.
-
Слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях.
-
Иметь навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону),
-
Знать положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции.
-
Знать характерные движения рук в танцах.
-
Различать особенности маршевой музыки (спортивной, военной).
В процессе обучения применяются следующие виды контроля обучающихся:
1. Вводный, организуемый в начале учебного года.
2. Текущий, проводится в ходе учебного года.
3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.
4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме концертов, участие в новогодних представлениях для детей , смотрах и фестивалях как районного так и республиканнского значения. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, население. подводятся итоги и оценивается работа детей за учебный год.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
1.2
Партерный экзерсис
8
8
1.3
Азбука музыкального движения
4
4
1.4
Элементы классического танца
6
1
5
1.5
Элементы народно-сценического танца
6
1
5
1.6
Элементы эстрадного танца
10
10
1.7
Работа над репертуаром
20
20
2.
Сценическое движение.
2.1
Творческая деятельность.
10
10
2.2
Музыкально-танцевальные игры.
3
3
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов
4
-
4
Итого
72
3
69
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
-
1.2
Азбука музыкального движения
1.3
Элементы классического танца
1.4
Элементы народно-сценического танца
1.5
Элементы эстрадного танца
1.6
Работа над репертуаром
2.
Творческая деятельность.
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.
Итого
50
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1.2
Азбука музыкального движения
1.3
Элементы классического танца
1.4
Элементы народно-сценического танца
1.5
Элементы эстрадного танца
1.6
Работа над репертуаром
2.
Творческая деятельность.
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.
Итого
.
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
-
.Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
-
Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
-
.Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г
-
.Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964
-
.Валанова А. «Основы классического танца» М. 1964
-
.Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975
-
.Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971
-
.Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981