Текст экскурсии Пожалуйте к нам на чай

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Пожалуйте к нам на чай»

Я к столу не опоздала???
Место есть?... У самовара...
Как душевно все ж за чаем...
Ночь и день... мы все болтаем...
О Великом и о малом...
И о Новом, и о старом...
Светом делимся друг с другом...
Все за столиком - за круглым...

Нет, ты вовремя, подружка!
доставай скорее кружку.
мы чайку тебе нальем,
поболтаем и споем..


Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в музей школы №73! Вас приветствуем мы - экскурсоводы Ф.И. и Ф.И.

Чайная культура насчитывает многовековую историю. Церемония чаепития - это наполненное глубочайшим смыслом искусство, зародившееся в Китае. По мере своего развития, церемония усложнялась, обрастая деталями, требующими обязательного соблюдения. Из Китая традиции чаепития проникли в Японию, Корею и, конечно же, в Россию.

У русских особое отношение к чаю, уважительное и трепетное. Более трех веков тому назад, вошел в нашу жизнь этот напиток, расписными чашками, блюдцами, чайниками и самоварами. Без чая у нас никуда: это и перекус, и повод встретиться с друзьями, и лучшее средство от простуды.

Издавна на Руси чай почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, а с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями.

Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее".
В современном мире чаемания набирает новые обороты. Уже поступили в продажу чайная газированная вода и чайные шипучие вина, чайное мороженное и чайный бараний суп.
И все же неотъемлемым атрибутом чаепития остается емкость, из которой мы пьем чай: чашка, кружка или стакан. ПОКАЗ Именно им посвящена наша экскурсия «Пожалуйте к нам на чай».

Заглянем в бездну веков. Самые первые емкости для питья изготавливали из подручных средств. Это были рога животных, большие яйца, ореховая скорлупа, дерево, глина, янтарь, медь, бронза, серебро, золото… А чайную чашку с блюдцем - сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, - так же как и чай, миру подарил Китай.

Ча́шка (устар. - чаша; польск. czaszka - череп) - сосуд небольшого объёма (прибл. 200 мл), имеющий форму полусферы, к которой присоединена кольцевидная «ручка» для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков. В некоторых культурах из чашек принято также есть, во многих странах Азии распространена чашка без ручки - пиала. ПОКАЗ Чашки бывают: бульонные, чайные, кофейные. ПОКАЗ

Во время чаепития наряду с чашками в России использовались стаканы. ПОКАЗ

Стака́н - обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применялся для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник. ПОКАЗ

Считается, что в дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам - только из стекла… Сами понимаете, что горячий чай нагревал стекло, а значит, возникла предпосылка к появлению данного устройства для защиты нежных мужских ладоней.

Другим очень распространенным сосудом для питья становится кружка. ПОКАЗ

Кру́жка (от польского kruż, что означает «кувшин») - сосуд для хранения и потребления напитков, холодных или горячих, крупный толстостенный стеклянный или керамический стакан с ручкой на боковой поверхности. Обычная вместимость кружки - 300-500 мл жидкости.

Кружка является самым удобным и распространенным предметом кухонной утвари. Для их изготовления в наши дни используются самые разнообразные материалы: пластмасса, железо, фарфор, керамика. ПОКАЗ

Вы можете встретить кружки в виде овала, сердца, прямоугольника или футбольного мяча. ПОКАЗ. В нашей экспозиции представлена сувенирная кружка из бамбука. ПОКАЗ.

Изготавливают кружки с разнообразными рисунками, надписями и пожеланиями, вы можете поместить на неё даже свою фотографию. ПОКАЗ

Посмотрите на нашу экспозицию: она достаточно обширна, интересна и богата. В ней, как в зеркале, отразились странички истории нашей страны. Уже нет тех, предприятий, на которых когда - то производились эти чашки и кружки; канули в прошлое события, запечатленные на подстаканниках, но сами предметы живут, передаются из поколения в поколение вместе с другими семейными ценностями. И сегодня, они в центре нашего внимания. Как и где появлялись на свет эти обычные для нас вещи? Начнем с Нижегородской области, её разнообразных и уникальных промыслов.

Самый знаменитый промысел области - хохломская роспись. Он давно имеет всемирную известность. Зародилась хохломская роспись в деревнях нынешнего Ковернинского района - края, куда в ХVII в. бежали из подмосковных земель не принявшие церковную реформу Никона старообрядцы. С течением времени искусство хохломской росписи распространяется по всему Заволжью. А само село Хохлома в Ковернинском районе становится местом базаров, где оптом продаются готовые расписанные изделия, а мастера приобретают заготовки. В начале ХХ в. создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Хохлому называют золотой, но характерный ее цвет и блеск достигается использованием алюминиевой краски и льняного масла, которые сплавляются при обжиге в печи при температуре около 300 °С. Здесь вы видите красивый хохломской набор из подноса и кружек 80-х годов прошлого века. ПОКАЗ

Существуют разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне. ПОКАЗ. Сейчас традиции хохломской росписи продолжают Фабрика Ордена «Знак почета» ЗАО «Хохломская роспись» в Семенове, ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» в д. Семино Ковернинского р-на.

Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, кружки, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи. Кружки 70-х годов XX века. ПОКАЗ

В некоторых районах области - Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других - сохранились традиции гончарных промыслов. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом - здесь старинным способом делают кухонную посуду. Вашему вниманию представлены две глиняные кружки, изготовленные на настоящем гончарном круге. Это ручная работа. ПОКАЗ

Есть на нижегородской земле ювелирная фабрика, которая сложилась на основе местных промыслов, - в селе Казаково Вачского района. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек. Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши, украшения, предметы церковного быта - работы казаковских мастеров ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» очень популярны. В нашей экспозиции представлены подстаканники, изготовленные в Казаково местными мастерами. Филигрань. ПОКАЗ

Подстака́нник - подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони.
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни.

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Подстаканник рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям - например, Суворову и Пушкину. ПОКАЗ

Сегодня подстаканник - вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства.

Наиболее крупное производство подстаканников расположено в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанным купцом А. Г. Кольчугиным в XIX веке.

Современные подстаканники производятся из мельхиора, латуни и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используется серебро, золото, никель.

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Каждый человека в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара - по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде.

В России широкое распространение получает посуда из фарфора. Производится она с середины 18 века. За это время появилось много государственных и частных заводов. Некоторые из них являются гордостью страны и знамениты на весь мир. Определить, на каком заводе произведена та или иная чашка не сложно. Каждое уважающее себя предприятие ставило на нижней части её клеймо. У каждого завода был свой символ, который, правда, время от времени менялся.

Среди старинных заводов России можно выделить Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод. Это самый первый российский завод по производству фарфора. Основан в 1744г. императрицей Елизаветой. Изначально поставлял продукцию к императорскому двору. Сегодня фарфор с маркой «ЛФЗ» можно встретить в крупнейших музеях мира - Эрмитаже, в музее Виктории и Альберта в Лондоне и …в нашем музее. Перед вами этот ценный экспонат. ПОКАЗ

Вербилки - один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры. До сегодняшнего дня местные жители берегут неповторимые изделия, а мастера сохраняют прекрасные традиции и мастерство. Завод берет начало от предприятия Франца Гарднера, основанного в 1766г. До 1991 года назывался Дмитровский фарфоровый завод. Продукция завода участвовала во многих выставках, удостоена премий и наград. Вот его творения. ПОКАЗ

Дулёвский фарфоровый завод (еще его называют заводом М.С. Кузнецова) был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым, который менее чем за 20 лет сделал его ведущим фарфоровым предприятием России. Один из самых значимых фарфоровых заводов России. Высокое качество фарфора подкрепляется великолепным внешним видом. Художники завода разработали стиль росписи с акцентом на народное творчество и национальные традиции. Именно тут появились агашки и другие знаменитые дулёвские рисунки. В нашей экспозиции представлена продукция и этого завода. Вы видите чашку, производство которой датируется 20-ми годами прошлого века. Это самый старинный экспонат выставки. ПОКАЗ

Следующее предприятие - Гончарно-майоликовый завод Гжель. Более десяти заводов в Подмосковье производят знаменитую посуду и сувениры. Для гжельского фарфора характерны тонкий звон и самобытная роспись синего цвета, либо на синем фоне. ПОКАЗ

История Первомайского фарфорового предприятия началась с основания в 1884 г. купцом П.А. Никитиным в поселке Песочное Ярославской губернии "Фабрики фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске".
В 1886 фабрика была продана торговому дому "Карякин и Рахманов". В 1894 году он был приобретен товариществом М.С. Кузнецова и выпускал прекрасную фарфоровую посуду как для России, так и для восточных стран.
В 1936 г. на Первомайском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория. В 1960-1980-е гг. завод не раз принимал участие во всесоюзных, республиканских и международных выставках, где его продукция получала высокую оценку.
И поныне завод производит разнообразные изделия из фарфора и фаянса - от недорогой посуды до уникальных высокохудожественных вещей. ПОКАЗ

Фарфоровый завод АООТ "Пролетарий" имеет уже более чем 120-летнюю историю. Его основал Райхель в Новгороде.
Сначала был построен кирпичный завод, а затем в один сезон в 1882г. - гончарный. С этой даты и начинается история фарфорового завода "Пролетарий". В 1885г. была выпущена первая фарфоровая посуда на заводике Райхеля. Семь лет спустя предприятие, перешедшее к Кузнецову, начало расширяться. В новых корпусах, наряду со столовым фарфором, начали изготавливать сувениры, высокохудожественные декоративные и подарочные изделия со сложной ручной росписью. К началу Великой Отечественной войны объемы выпуска продукции возросли уже втрое. Во второй половине прошлого века "Пролетарий" стал постоянным участником выставок и ярмарок и в России, и за рубежом. Здесь представлены чашки, произведенные на этом заводе. ПОКАЗ

Отдельно хотелось бы сказать о фарфоровых заводах бывших союзных республик СССР (так до 1991г. называлась наша страна). Большое количество предприятий существовало на территории Украинской, Белорусской ССР и в Прибалтике. В нашей экспозиции представлена продукция Рижского фарфорового завода (ПОКАЗ), Полтавского, Городницкого, Тирнопольского, Полонского, Довбышевского фарфоровых заводов Украины, Добушского завода Белоруссии. (СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОКАЗОМ). Вы имеете уникальную возможность увидеть в нашем музее то, что уже никогда не будет производиться в будущем. Многие из названных мной заводов прекратили свое существование по разным причинам.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Надеемся, что вы узнали много нового и интересного о самых простых и привычных для каждого из нас предметах.



Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку.

Будьте здоровы!

Спасибо за внимание!





7


© 2010-2022