Принципы коррекционной работы, используемые на кружке «Баян»

Коррекционно-развивающая работа – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Под коррекционно-развивающей работой подразумевается система специальных мероприятий – занятий, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное место в процессе обучения музыке незрячих детей занимает кружок бая...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы коррекционной работы,

используемые на кружке «Баян».

Педагог дополнительного образования Шредер Г. Д.


Коррекционно-развивающая работа - это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных

сферах. Под коррекционно-развивающей работой подразумевается система специальных мероприятий - занятий, направленных на активизацию процессов компенсации,

преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основное место в процессе обучения музыке незрячих детей занимает кружок баяна. Цель обучения в кружке развитие навыков игры на инструменте: вооружение обучающихся знаниями в области музыкально-теоретических дисциплин. Обучение осуществляется индивидуально с учетом музыкальных данных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей с перспективой поступления выпускников в единственный в России Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Учитывая, что учащиеся, воспитанники школы-интерната инвалиды по зрению одновременно с обучением игре на баяне в кружке решаются и коррекционные задачи:

- обучение ориентировке в пространстве;

- развитие музыкального слуха, слухового внимания;

- развитие гармонического и тембрового слуха;

- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;

-выработка свободной посадки с инструментом;

- освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;

- выработка дыхательных навыков;

- развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструменте;

- развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии;

- определение кульминационных точек и др.

На занятиях музыкального кружка создаются условия для реализации личностных возможностей воспитанников на основе глубокого изучения их возрастных и психолого-физиологических особенностей. Осуществляется оптимальный отбор приемов, методов, средств и форм обучения и воспитания.

В работе применяю эффективные педагогические технологии:

- педагогического общения,

- создания психологического климата,

- создания ситуации успеха,

- развития коммуникативных способностей.

Для незрячих детей важным является умение быть в контакте.

Начиная с первых уроков, мы учимся разговаривать при помощи музыки разными способами:

- обучающийся слушает игру педагога и рассказывает словами о том, что услышал (важно точно подбирать слова);

- обучающийся слушает игру педагога и старается показать движениями рук в воздухе какая музыка (громкая - тихая, плавная - порывистая, медленная - быстрая). Звучит музыка, ученик, сидя за столом, плавной дугой в воздухе руками «обрисовывает» музыкальную фразу. Необходимо хорошо рассчитать движение, чтобы

точно в конце фразы руки снова коснулись стола. Лучше для этого задания выбирать музыку с явным движением мелодии вверх и вниз, сочетая с аналогичным движением

рук;

знакомство с интонацией в музыке происходит через сравнение с интонацией человеческой речи. Как только ребенок научился играть двух-трех ступенные мелодии,

ему предлагается «поговорить ими (сердито, ласково, гpycтно, весело). Хорошо это делать в диалоге с педагогом;

с первых же уроков ребенок слушает такой часто встречающийся элемент, как секвенция. Мы называем это «музыкальным кубиком», из которого строятся пирамиды

- вверх или вниз. Начало каждого «кубика» можно показать хлопком в ладоши.

Таким образом, с самого начала обучения ребенок, еще не обладая знаниями и умениями, активно погружается в музыку, знакомится с формой, структурой, элементами

музыкального языка, способами передачи человеческой мысли музыкальным произведением.

Восприятие происходит через активизацию слуховой, эмоциональной, моторно-двигательной систем.

Еще одно направление работы можно назвать как метод музыкально-пластической гармонизации.

Незрячие дети имеют двигательные искажения разной степени; часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музыцирования, так и для приспособления к жизни вообще.

Организация дыхания в этой связи имеет определяющее значение. Упражнения на дыхание делаются под музыку с первых уроков. Лучше эмоционально окрашивать

их, придумывать игровые сюжеты. В дальнейшем во время игры на инструменте все время обращается внимание на «дыхание» рук.

Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на:

- ощущение объема и направление движения (вверх - вниз, большое - маленькое);

- характера и скорости движения (плавно - порывисто, быстро - медленно);

- сочетание крупных движений с мелкими; объединяющих всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Данная направленность не теряет своей актуальности на всех стадиях обучения, начиная с доигрового периода, во время которого ребенок мало может играть

сам, но музицирует другими способами.

Опыт показывает, что специальной организации игровых движений с незрячими детьми надо уделять больше времени, чем со зрячими.

Особое место здесь занимает специфический способ телесноориентированного показа движения, когда рука ученика лежит на руке педагога. Таким образом, показываются

контуры движения.

Считаем два метода - эмоционально-чувственного контакта с учеником и пластической гармонизации - базисными, так как они имеют сквозное развитие через все

этапы обучения.

Особое место уделяется ориентировке на клавиатуре. Как достичь максимальной свободы в передвижении руки и пальцев во время игры незрячему ученику?

Главным препятствием является желание предварительно «нащупать» каждую клавишу. Хотя это побуждение незрячего ребенка наиболее естественно, только преодолением

у него представления о невозможности передвигаться по клавиатуре, не прощупывая ее, можно достичь свободы и независимости в игре. В своей работе я использую специальные упражнения для освоения переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувство расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Специфическим предметом в кружке является обучение нотной грамоте точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля. Эта система достаточно

сложна, ее изучение требует длительного времени. Чтобы научиться играть по нотам Брайля, ученику требуется 3-4 года, в то время как зрячие дети осваивают

плоскопечатную нотную грамоту в первые месяцы обучения. Поэтому незрячие ученики долго вынуждены играть без нот, на слух. Этот период приносит огромную

пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой

для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодии помогают, когда начинается нотный период, так как по системе Брайля приходится выучивать ноты для каждой

руки в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносить на клавиатуру.

Усвоение навыков во всех видах музыкальной деятельности является средством развития ритмического чувства, музыкально-слуховых представлений. Кроме этого

дети получают возможность участвовать в процессе активного духовного переживания в единстве с самовыражением; участвуют в конкурсах, концертах, творческих

вечерах. Ежегодно воспитанники принимают участие в городских конкурсах-фестивалях. Публичные выступления имеют большое значение для учащихся кружка. Выезжая за пределы родной школы, ребята учатся держаться среди незнакомых

людей, ориентироваться в новой, непривычной обстановке. Все это способствует решению основной проблемы, стоящей перед коллективом школы: совершенствование

коррекционно-воспитательной работы и компенсаторных процессов незрячего и слабовидящего школьника.

Коррекционные задачи воспитания средствами музыки помогают формированию пространственного представления, моторной координации, формированию

речевой функции и, в конечном результате, способствуют реабилитации и социализации личности.

Применение специальных приемов и методов обучения игре на музыкальном инструменте, позволяют детям с глубокими

нарушениями зрения овладеть в достаточной мере навыками музыкальной грамоты и умениями владеть инструментом, что приводит к успешности всего процесса

обучения. А это значит, что незрячий ребенок может в дальнейшем реализовать себя как самостоятельную личность.

© 2010-2022