• Преподавателю
  • Другое
  • Программа социализации и адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья Шаг в будущее

Программа социализации и адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья Шаг в будущее

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа - интернат»



















Программа социализации и адаптации

«Шаг в будущее»



Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет




Программа разработана

учителем социально-бытовой ориентировки I квалификационной категории Ю.Ю.Суховой

воспитателем II квалификационной категории Е.И.Евстигнеевой

Кашира 2014 год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (умеренной умственной отсталостью) для повышения качества обучения и воспитания. Целью данной программы является развитие трудовых навыков и формирования навыков самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Проблема обучения и воспитания детей с множественными нарушениями развития является актуальной на современном этапе в связи с увеличением численности детей данной категории. Такие дети имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, моторики. Однако в процессе систематического и целенаправленного обучения и воспитания есть возможность повысить их приспособленность к жизни. Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этой дисциплине отводится важное место в воспитательном процессе, направленном на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приобретая и овладевая навыками и умениями обслужить себя, организовать окружающий быт, ребёнок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.

Основные задачи программы:

- обеспечение продвижения ребёнка на пути к его социализации и адаптации;

- овладение навыками личной гигиены, самообслуживающего и общественно - полезного труда;

-формирование положительного отношения к труду;

- воспитание у детей потребности трудиться;

- коррекция психической, эмоциональной и волевой сферы.

Кроме того решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации; воспитания волевых качеств, желания трудиться, веры в свои силы и возможности. Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни.

Программа включает в себя следующие разделы:

I.Общественно - полезный труд.

II. Самообслуживающий труд.

III. Ознакомление с учреждениями - помощниками.

В реализации данной программы участвуют ученики от 11 до 17лет, не имеющие медицинские противопоказания к занятиям общественно - полезным трудом и к занятиям по самообслуживанию.

Срок реализации 1год.

Формами организации являются индивидуальные занятия, практические работы, игровые тренинги, самостоятельные работы под контролем воспитателя и учителя СБО, коллективный общественно-полезный труд и другие совместные мероприятия, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей обучающихся.

Ожидаемые результаты выражаются в социально-бытовой адаптации обучающихся, в формировании базовых навыков по труду, в возможности овладения самообслуживанием, умением организовать окружающий быт, обретением возможной самостоятельности, обретением способности быть полезным в школе и дома.

Содержание программы.


I.Общественно - полезный труд.

1. Отработка навыков уборки школьной территории.

На занятиях учащиеся знакомятся с хозяйственным инвентарём для уборки территории: метла, грабли, лопата, ведро, носилки. Их назначение и устройство, правила эксплуатации. Правила подготовки инвентаря к работе и хранению. При работе использовать спецодежду: халат, перчатки, специальную обувь. На каждом занятии проводить беседу по правилам безопасности. В уборке территорий на улице выделяют два периода - зимний и летний. В летний период с детьми проводится уборка территории от листьев, сучьев, мусора. Сгребание мусора граблями, сбор в кучи и переноска на носилках. Также, проводится подметание дорожек. В зимний период проводится расчистка дорожек от снега и наледи. Необходимо использовать инвентарь в соответствии с сезоном.

Ожидаемый результат: технически правильное использование в работе уборочного инвентаря.

2. Отработка навыков уборки спальни.

Беседы по технике безопасности. Продолжать знакомство с уборочным инвентарём: веник, совок, швабра, ведро, тряпка для пола, тряпка для пыли. Во время каждой генеральной уборки проводим удаление пыли с подоконника, тумбочек, шкафов; мытьё стен, полов, дверей, плинтусов; чистка ковра.

Ожидаемый результат: навык умения пользоваться уборочным инвентарём в повседневной жизни.

3. Отработка навыков уборки класса.

Мытьё полов, стен, дверей, плинтусов, батарей. Протирание парт, тумбочек, подоконника, шкафов. Перед каждой генеральной уборкой беседа по технике безопасности.

Ожидаемые результаты: сформированные трудовые навыки и умение применить их в повседневной жизни.

4. Отработка навыков мытья посуды.

Напомнить детям приёмы мытья посуды, развивать умение работать по инструкции, воспитывать аккуратность. Отработка навыков мытья посуды до автоматизма.

Ожидаемые результаты: умение применить в жизни полученные навыки.

5. Знакомство с профессией уборщика служебных помещений.

Наблюдение с детьми за работой уборщиц. Отметить, какой это нелёгкий труд. Подвести детей к тому, что не надо сорить.

Ожидаемые результаты: уважение к данной профессии.

II. Самообслуживающий труд.

1.Отработка навыков ухода за одеждой. Стирка белья.

Продолжить знакомство детей с последовательностью стирки белья (показ всех приёмов). Вспомнить с учащимися принадлежности для стирки белья: мыло или порошок, таз, верёвки, прищепки. На каждом занятии беседа по правилам безопасности (осторожно обращаться со стиральным порошком: не брать в рот, не вдыхать, не использовать больше нормы).

Ожидаемый результат: присвоение навыка, умения у учеников выполнять стирку белья в определённом порядке.

2. Отработка навыков ухода за одеждой.

Продолжать знакомить учащихся со средствами по уходу за одеждой , воспитывать желание выглядеть чистым, опрятным, аккуратным, формировать бережное отношение к одежде . Формирование умения следить за чистотой своей одежды, умение чистить одежду щёткой, действуя по словесной инструкции.

Ожидаемый результат: сформированные до автоматизма навыки по уходу за одеждой.

3.Отработка навыков ухода за обувью.

Продолжать знакомить школьников со способами ухода за обувью. Формирование умения следить за чистотой своей обуви, умение чистить обувь губкой, действуя по инструкции.

Ожидаемый результат: сформированные до автоматизма навыки по уходу за обувью.

4. Знакомство с профессиями кастелянши и прачки.

Продолжать знакомить детей с профессиями. Воспитывать культуру поведения во время экскурсий. Развивать интерес к данным профессиям.

Ожидаемый результат: уважение к данным профессиям.



III. Ознакомление с учреждениями - помощниками.

Знакомство с профессиями: почтальон, продавец, парикмахер, приёмщик одежды (обуви), закройщик, официант. Определение, что есть учреждения, где можно получить услуги первой необходимости. Расширять знания детей о профессиях. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ожидаемый результат: умение выбрать профессию для себя.


































Тематический план.


Перечень разделов.

Тематика.

Теория, кол-во часов, дата проведения.

Практические занятия, кол-во часов, дата проведения.

I. Общественно-полезный труд и ознакомление с профессией - уборщик служебных помещений(27ч.)

1. Отработка навыков уборки школьной территории.


2.Отработка навыков уборки спальни.



3. Отработка навыков уборки класса.



4. Отработка навыков мытья посуды.

Вводное занятие. Беседа по Т.Б. (1час)


Вводное занятие. Беседа по Т.Б. (1час)



Вводное занятие. Беседа по Т.Б. (1час)

Отработка навыков уборки территории(5 часов)


Отработка навыков уборки спальни

(6часов)



Отработка навыков уборки класса

(6часов)



Отработка навыков мытья посуды(2часа)


5. Знакомство с профессией -уборщик служебных помещений


Экскурсия по школе, наблюдение за работой уборщиц(2часа)

II. Самообслуживаю- щий труд и знакомство с профессией кастелянши и машиниста по стирке белья (10часов)

1.Отработка навыков ухода за одеждой.


2.Отработка навыков ухода за одеждой.

3.Отработка навыков ухода за обувью.

4.Знакомство с профессиями кастелянша и машинист по стирке белья.

Вводное занятие. Беседа по Т.Б.(1час)


Беседа: «Сезонная одежда и обувь» (1час)


Стирка белья(3часа)



Чистка одежды (1час)


Чистка обуви (2часа)

Экскурсия в прачечную и помещение для хранения одежды(2часа)

III. Ознакомление с учреждениями - помощниками(где можно получить услугу первой необходимости); воспитание культуры поведения в обществе.


  1. Знакомство с профессиями: почтальон; продавец; парикмахер; приёмщик одежды, обуви; закройщик; официант и т. д.



Беседы о профессиях, экскурсии в магазин (продуктовый, промышленный, строительный, мебельный) , на почту, в ателье

(8часов)




















Список используемой литературы:

1.А.Г.Галле, Е.Ю. Головинская «Подготовка младшего обслуживающего персонала», г.Самара, издательство «Современные образовательные технологии»,2013год

2.«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель - НИИ дефектологии АПН.

3.«Рабочая программа воспитателя 1 - 4 классы» Автор - составитель Е.М. Матвеева, г.Волгоград, издательство «Учитель», 2012год

































© 2010-2022