- Преподавателю
- Другое
- План коучинга Личностно-ориентированное обучение
План коучинга Личностно-ориентированное обучение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мейрманова Г.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мейрманова Г.М.
Учитель физики и математики Аралагашской СШ
Коучинг-тренинг ««Личностно ориентированный подход на уроках физики» (ЛОО)»
Цель: рассмотреть подход ЛОО, оценить его значимость в работе с учащимися для развития целостной личности ребенка
Результат: учителя:
- знают смысл аббревиатуры ЛОО, перечисляют его принципы
- понимают его значимость в работе с учащимися, приводят примеры
применения на своих уроках
- распознают подходы традиционного обучения и ЛОО
- оценивают необходимость применения ЛОО на своих уроках
Оборудование: раздаточный материал, листы бумаги А4, маркеры, стикеры
Теоретическая часть
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.
Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.
Вывод: цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
-
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
-
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
-
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
-
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
-
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
В личностно-ориентированном образовании, как и в конструктивистском подходе, ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Давайте подумаем, какую функцию выполняет учитель в данном случае?
Выслушываются мнения участников.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому»
При личностно ориентированном обучении изменяется и позиция педагога.
-
Оптимистический подход к ребёнку и его будущему и умение максимально стимулировать развитие ребёнка им же самим с помощью адекватных средств.
-
Отношение к ребёнку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.
-
Опора на личностный смысл и интересы ребёнка, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач.
Выделяют психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока.
(групповая работа учителей: деление на группы, обсуждение, приведение примеров заданий по направлениям)
1)Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося:
2)Создание условий для проведения и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося:.
3)Ориентация на формирование учебной деятельности учащегося ( а не передачу учебной информации):
4)Знание и учёт психо-физиологических особенностей учащихся:
5)Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
6)Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
7)Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
8)Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:
9)Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
10)Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
11) Личностно ориентированная позиция педагога:
Сравнительный анализ схем проведения урока при традиционном и личностно ориентированном обучении.
Характеристика
Традиционное обучение
Личностно ориентированное
Позиция учащихся
Объект обучения
Субъект обучения и собственного развития
Ключевое понятие
Предметная информация
Субъектный опыт
Основной образовательный источник
Учитель
Учебный предмет и процесс его освоения
Основная задача учителя
Передача предметной информации
Организация деятельности учащихся над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъектного опыта.
Результат, который может быть обеспечен
Личность, которая умеет работать с информацией
Личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»
1.Этап целеполагания.
При традиционном обучении на данном этапе учитель предлагает устные упражнения по учебнику или опрос учащихся. Цель и задачи урока формулирует сам учитель, а учащиеся лишь слушают его.
При личностно ориентированном обучении учитель предлагагает набор упражнений, в котором встречается незнакомое задание.
При развивающем обучении ключевым понятием является познавательная деятельность учащегося, поэтому на данном этапе цель и задачи урока ставят сами учащиеся, а учитель корректирует и организует взаимодействие. В частности, учитель через выполнение заданий подводит учеников к постановке цели -научится..
2.Этап актуализации знаний.
При традиционном обучении учитель сам предлагает задачу и задаёт вопросы, связанные с повторением понятий и определений.
При личностно ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности.
3.Этап изучения нового материала.
При традиционном обучении основным источником является учитель, он сообщает новые сведения -«излагает материал»-или говорит, какой текст следует прочитать в учебнике.
При развивающем обучении основным источником является предмет, поэтому при изучении нового материала учащиеся вовлекаются в поисковую деятельность, связанную с предметом.
4.Этап рефлексии.
На традиционном уроке учитель сам подводит итог и задаёт домашнее задание(упражнения и правила из учебника).Учащиеся записывают задание в дневник и только дома придётся решать затруднения самому.
При развивающем обучении этап рефлексии самый главный. Учащиеся сами оценивают трудность материала и предлагают ориентиры, которые помогут при решении текстовых задач
Основной признак, по которому личностно ориентированное обучение отличается от других систем обучения - позиция, которую занимают учащиеся. В конце приведу сравнительную таблицу характеристик традиционного и личностно ориентированного обучения
Вывод: Личностно-ориентированная модель образования базируется на следующих постулатах:
■ если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение;
■ если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;
■ если есть возможность не навязывать детям, ученикам что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;
■ если есть возможность принять учащихся такими, какие они сеть, то педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками;
■ если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать.
Рефлексия