План коучинга Личностно-ориентированное обучение

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мейрманова Г.М.

Учитель физики и математики Аралагашской СШ

Коучинг-тренинг ««Личностно ориентированный подход на уроках физики» (ЛОО)»

Цель: рассмотреть подход ЛОО, оценить его значимость в работе с учащимися для развития целостной личности ребенка

Результат: учителя:

- знают смысл аббревиатуры ЛОО, перечисляют его принципы

- понимают его значимость в работе с учащимися, приводят примеры

применения на своих уроках

- распознают подходы традиционного обучения и ЛОО

- оценивают необходимость применения ЛОО на своих уроках

Оборудование: раздаточный материал, листы бумаги А4, маркеры, стикеры

Теоретическая часть

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.

Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.

Вывод: цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

В личностно-ориентированном образовании, как и в конструктивистском подходе, ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Давайте подумаем, какую функцию выполняет учитель в данном случае?

Выслушываются мнения участников.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому»

При личностно ориентированном обучении изменяется и позиция педагога.

  • Оптимистический подход к ребёнку и его будущему и умение максимально стимулировать развитие ребёнка им же самим с помощью адекватных средств.

  • Отношение к ребёнку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.

  • Опора на личностный смысл и интересы ребёнка, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач.

Выделяют психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока.

(групповая работа учителей: деление на группы, обсуждение, приведение примеров заданий по направлениям)

1)Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося:

2)Создание условий для проведения и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося:.

3)Ориентация на формирование учебной деятельности учащегося ( а не передачу учебной информации):

4)Знание и учёт психо-физиологических особенностей учащихся:

5)Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

6)Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

7)Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;

8)Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:

9)Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

10)Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

11) Личностно ориентированная позиция педагога:

Сравнительный анализ схем проведения урока при традиционном и личностно ориентированном обучении.

Характеристика

Традиционное обучение

Личностно ориентированное

Позиция учащихся

Объект обучения

Субъект обучения и собственного развития

Ключевое понятие

Предметная информация

Субъектный опыт

Основной образовательный источник

Учитель

Учебный предмет и процесс его освоения

Основная задача учителя

Передача предметной информации

Организация деятельности учащихся над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъектного опыта.

Результат, который может быть обеспечен

Личность, которая умеет работать с информацией

Личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»

1.Этап целеполагания.

При традиционном обучении на данном этапе учитель предлагает устные упражнения по учебнику или опрос учащихся. Цель и задачи урока формулирует сам учитель, а учащиеся лишь слушают его.

При личностно ориентированном обучении учитель предлагагает набор упражнений, в котором встречается незнакомое задание.

При развивающем обучении ключевым понятием является познавательная деятельность учащегося, поэтому на данном этапе цель и задачи урока ставят сами учащиеся, а учитель корректирует и организует взаимодействие. В частности, учитель через выполнение заданий подводит учеников к постановке цели -научится..

2.Этап актуализации знаний.

При традиционном обучении учитель сам предлагает задачу и задаёт вопросы, связанные с повторением понятий и определений.

При личностно ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности.

3.Этап изучения нового материала.

При традиционном обучении основным источником является учитель, он сообщает новые сведения -«излагает материал»-или говорит, какой текст следует прочитать в учебнике.

При развивающем обучении основным источником является предмет, поэтому при изучении нового материала учащиеся вовлекаются в поисковую деятельность, связанную с предметом.

4.Этап рефлексии.

На традиционном уроке учитель сам подводит итог и задаёт домашнее задание(упражнения и правила из учебника).Учащиеся записывают задание в дневник и только дома придётся решать затруднения самому.

При развивающем обучении этап рефлексии самый главный. Учащиеся сами оценивают трудность материала и предлагают ориентиры, которые помогут при решении текстовых задач

Основной признак, по которому личностно ориентированное обучение отличается от других систем обучения - позиция, которую занимают учащиеся. В конце приведу сравнительную таблицу характеристик традиционного и личностно ориентированного обучения

Вывод: Личностно-ориентированная модель образования базируется на сле­дующих постулатах:

■ если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог вы­бирает просьбу и убеждение;

■ если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;

■ если есть возможность не навязывать детям, ученикам что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;

■ если есть возможность принять учащихся такими, какие они сеть, то педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми досто­инствами и недостатками;

■ если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать.

Рефлексия











© 2010-2022