- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Школьный пресс-центр «Ветер перемен»
Рабочая программа Школьный пресс-центр «Ветер перемен»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чупикова Л.Г. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ ИРМО «Малоголоустненская СОШ»
Рабочая программа
Школьный пресс-центр
«Ветер перемен»
Автор: Чупикова Любовь Григорьевна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного пресс-центра
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы дополнительного образования «Журналистика в школе». / авт.-сост. Н. А.Спирина.- Волгоград; Учитель, 2011
Данная рабочая программа представляет художественно-эстетическое направление воспитания учащихся и является адаптированной для работы школьного пресс-центра.
Подростковый возраст - это «возраст врастания индивидуума в объективный информативный дух данной эпохи» (Э.Шпангер).
Подросток ищет своѐ место в окружающем мире. Для него важна любая
возможность найти своѐ пространство для самовыражения, быть услышанным и понятым сверстниками и взрослыми. Чаще всего, имея некоторые представления об окружающем мире, ребѐнок ещѐ формирует своѐ понятие о нѐм. Таким образом, восполняя недостаток информации, общения между сверстниками, потребности в неформальном, внеучебном занятии ребятам предлагается создание школьной газеты «Ветер перемен».
Школьный пресс-центр может существовать, если в нѐм созданы условия творческого добровольного взаимодействия. В его работе главными являются следующие заповеди:
Уважение «я хочу» и «я сам» ребѐнка. Личность ребѐнка - движущая
сила, потенциал детского учреждения, которая определяет уклад жизни,
конкретные правила, определѐнные социальные механизмы. Необходимость
раскрепостить творческую энергию ребѐнка, создать условия для строительства жизни из детских «я хочу» и «я сам».Не личность для коллектива, а коллектив для личности.
Потребности ребѐнка становятся реальными, становятся движущей силой,
если они могут быть реализованы в деятельности, в общении. Детский коллектив представляет собой возможность реализовать каждому самого себя, перейти «я хочу» в «я могу», «мы вместе можем».
На первый план выходит не столько передача готового опыта, знаний,
сколько формирование способностей к социальному творчеству, самостоятельному принятию и воплощению решений. Средства коммуникации являются одним из направлений такой деятельности, где могут найти себя самые разнообразные таланты:
корреспонденты, художники, фотографы, видеооператоры, хорошие организаторы и др.
Не командовать, а согласовывать и обеспечивать общие интересы. Умение смотреть вперѐд.
Человек, отстранѐнный от определения целей, предвидения и проектирования своей жизни, тормозит саморазвитие и перестаѐт быть источником развития социума. Ребѐнок, занятый осознанной целесообразной деятельностью, определяет своѐ будущее.
Школьный пресс-центр объединяет детей, реализующих проекты в области
средств массовой информации.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения - русским языком и литературой.
Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов, на 2 года обучения.
Цели программы:
формирование разносторонней личности в рамках реализации программы школы «Воспитание Гражданина XXI века».
формирование у ребят позитивного мироощущения и активной жизненной позиции, трансляция этого опыта на широкую детскую аудиторию через издание школьной газеты;
определение личности в коллективном труде - «Я - часть
коллектива»;
Введение подростков в журналистскую профессию.
Задачи программы:
1.Обучающие:
-
Вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности.
-
Изучение истории журналистики.
-
Формирование практических навыков создания школьного издания.
Формирование практических умений работать со словом.
2.Воспитывающие:
-
Создание единого коммуникативного пространства в рамках школы,
с привлечением необходимых технических и людских ресурсов.
-
Формирование навыков совместной деятельности.
-
Воспитание толерантности, культуры общения.
-
Формирование чувства ответственности перед обществом, школой, своими товарищами.
-
Воспитание экологической культуры.
3. Развивающие:
-
Участие в школьных и городских мероприятиях с освещением
-
событий на страницах школьной газеты «Ветер перемен»
-
.Помощь в профессиональной ориентации учащихся через работу в школьном пресс-центре.
Формы и методы
Групповая работа по созданию и защите проектов, синтаксические тренинги, лабораторные работы, выполнение заданий по сбору информации на заданную тему, составление заметок в школьную газету, регулярные выпуски газеты «Ветер перемен», «Круглый стол» на актуальные проблемы, тренинги на составление заголовков в современном газетном и журнальном текстах, психологические тренинги, участие в районном конкурсе школьных экологических газет.
I год обучения
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
По окончании первого года обучения учащийся должен:
Знать:.
-
Основные жанры и отличать их друг от друга.
-
Структуру издания и требования к вёрстке газеты.
Уметь: писать заметки различных жанров информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
-
издание газеты,
-
участие в конкурсах, семинарах.
-
Знакомство с работой журналиста, корреспондента, оформителя, наборщика, редактора, распространителя;
-
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе, бесед с интересными людьми ;
-
Повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Ожидаемый результат:
-
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и
-
взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе, бесед с интересными людьми и т.д.
-
Развитие творческих способностей, снятие «зажимов» (страха ошибаться, страха представления своего творения публике), которые мешают творческому процессу;
-
Повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
(153 часа)
№п/п
Тема занятия
Всего часов
теория
практика
Дата проведения
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
2
-
2
В поисках информации
2
1
1
3
Человек как источник информации
2
1
1
4
Специфика работы с архивами
2
1
1
5
Почта. Возможности почтовой связи для сбора информации
2
1
1
6
Интернет как источник информации
2
1
1
7
Интернет. Сбор информации
2
-
2
8
Методы сбора информации
2
1
1
9
Работа с фактами
2
1
1
10
Способы проверки достоверности информации
2
1
1
11
Подбор материала для газеты
2
1
2
12
Выпуск газеты «Ветер перемен»
4
-
4
13
Вводное занятие по теме «Событие, ситуация, личность». Инструктаж по ТБ
2
2
-
14
Цели журналистского творчества
2
1
1
15
Описание предмета
2
1
1
16
Выявление причинно-следственных связей
2
1
1
17
Оценка собственной работы
2
1
1
18
Прогноз
2
1
1
19
Информационная журналистика
2
1
1
20
Событие как предмет отображения
2
1
1
21
Процесс и событие как предмет отображения
2
1
1
22
Личность как предмет отображения
2
1
1
23
Как увидеть интересное в повседневной жизни
2
1
1
24
Спецвыпуск, посвященный Дню учителя
2
-
2
25
Жанр интервью
2
1
1
26
Виды интервью
2
1
1
27
Техника ведения интервью
2
1
1
28
«Подводные камни» интервью
2
1
1
29
Обработка интервью
2
1
1
30
Написание статей с интервью
2
-
2
31
Репортаж. Особенности работы
2
1
1
32
Художественные жанры Очерк
2
1
1
33
Эссе
2
1
1
34
Заметка как жанр
2
1
1
35
Событийная заметка
2
1
1
36
Анонс
2
1
1
37
Мини-рецензия
2
1
1
38
Блиц-портрет
2
1
1
39
Мини-история
2
1
1
40
Структура заметки, требование к заметке
2
1
1
41
Особенности работы над заметкой
2
1
1
42
Сбор материала для заметки
2
-
2
43
Написание заметки
2
-
2
4445
Анализ работ
2
-
2
46
Статья. Виды статей
2
1
47
Структура статьи. Особенности работы над статьей
2
1
1
48
Аналитическая статья на экологическую тему
4
2
2
49
Аналитическая статья на нравственную тему
4
2
2
50
Аналитическая статья на этическую тему
4
2
2
51
Аналитическая статья на политическую тему
2
1
2
52
Итоговое занятие по теме «Жанры»
2
-
2
53
Предложение
2
1
1
54
Конструирование простых предложений
2
1
1
55
Конструирование сложных предложений
2
1
1
56
Конструирование сложных предложений
2
1
1
57
Текст. Структура текста
2
1
1
58
Зачин. Основная часть. Конец
2
1
1
59
Боязнь «белого листа»
2
1
1
60
Заголовок. Роль заголовка в тексте
2
1
1
61
Виды заголовков
2
1
1
62
Виды заголовков
2
1
1
63
Подбор заголовка к статьям различных жанров
2
-
2
64
Итоговое занятие по теме «Работа со словом»
2
-
2
65
Стили, их характеристика
2
2
-
66
Использование разговорного стиля в журналистике
4
2
2
67
Научный стиль
4
2
2
68
Официально - деловая лексика
4
2
2
69
Художественный стиль
4
2
2
70
Публицистический стиль
4
2
2
71
Итоговое занятие по теме «Стиль»
2
-
2
72
Структура издания
6
2
4
73
Структура издания
6
2
4
74
Типы и виды школьных газет
6
2
4
75
Работа по выпуску номера газеты
6
2
4
76
Создание шаблона
2
-
2
77
Планирование номера
4
2
2
78
Макетирование номера
4
2
2
79
Верстка номера
4
2
2
80
Верстка номера
4
2
2
81
Итоговое занятие
2
-
2
Итого: 153 часа
II год обучения
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
По окончании второго года обучения учащийся должен:
Знать:
-
Основные жанры и отличать их друг от друга.
-
Структуру издания и требования к вёрстке газеты.
Уметь: Моделировать газету, писать заметки различных жанров информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Ожидаемый результат:
-
Знакомство с работой журналиста, корреспондента, оформителя, наборщика, редактора, распространителя.
-
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе, бесед с интересными людьми.
-
Повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Содержание курса
Раздел 1
Краткое введение в историю журналистики
Газетный мир. Как и почему возникла журналистика. Профессия - журналист. Значение журналистики в современной жизни. СМИ - это целый мир. Проблемы современной журналистики.
Из истории детской прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Знакомство с иллюстрированными журналами
Раздел 2
Основы журналистики
Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров. Знакомство с различными жанрами и практические занятия по темам. Информация. Заметка. Отчет. Репортаж. Интервью. Пресс-релиз. Обозрение. Рецензия. Корреспонденция. Статья. Очерк. Зарисовка. Фельетон. Памфлет. Эссе.
Раздел 3.
Структура издания
Социология как составная часть журналистики. Культура речи. Структура издания. Заголовок. Выходные данные. Верстка газеты. Заголовки и иллюстрации. Роль заголовка. Виды заголовков. Иллюстрация и ее роль в издании. Работа с фотографией. Типы и виды школьных газет. Настенная газета. Газета-плакат. Газета-репортаж. Газета-поздравление. Газета-бегунок. Фотогазета
Учебно-тематический план
-
№
Название раздела
Количество часов
всего
теория
практика
1
Краткое введение в историю журналистики
28
7
21
2
Основы журналистики
84
16
68
3
Структура издания
51
15
36
Итого:
153
38
135
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
(153 часа)
№п/п
Тема занятия
Всего часов
теория
практика
Краткое введение в историю журналистики
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
1
1
2
Газетный мир
2
1
1
3
Как и почему возникла журналистика
2
1
1
4
Из истории детской прессы
2
1
1
5
Знакомство с детскими и подростковыми СМИ
2
1
1
6
Знакомство с иллюстрированными журналами
2
1
1
7
Знакомство с ж. «Сибирячок»
2
-
2
8
Знакомство с подшивкой газеты «Ветер перемен»
2
-
2
9
Знакомство с законами о СМИ
2
1
1
10
Итоговое занятие по теме
2
-
2
11
Выпуск газеты «Ветер перемен»
8
8
Итого:
28
7
21
Основы журналистики
11
Знакомство с древом жанров
4
1
3
12
Мастерская жанров
4
1
3
13
Информация
4
1
3
14
Сбор информации о выборах в школьную Думу, выпуск газеты
4
-
4
15
Заметка
4
1
3
16
Отчет
4
1
3
16
Выпуск газеты «Ветер перемен»
4
-
4
17
Репортаж
4
1
3
18
Интервью
4
1
3
19
Взятие интервью, обработка, написание материала для экологического выпуска газеты
4
-
4
20
Пресс-релиз
4
1
3
21
Обозрение
4
1
3
22
Рецензия
4
1
3
23
Выпуск газеты «Ветер перемен»
4
-
4
24
Корреспонденция
4
1
3
27
Статья
4
1
3
28
Очерк
4
1
3
29
Зарисовка
4
1
3
30
Фельетон, памфлет
4
1
3
31
Работа над экологическим выпуском газеты «Ветер перемен»
8
-
8
Итого:
84
16
68
Структура издания
35
Социология как составная часть журналистики
2
1
1
36
Культура речи
2
1
1
37
Структура издания
4
1
3
38
Заголовок. Выходные данные
3
1
2
39
Работа с колонтитулами
2
1
1
40
Выпуск газеты «Ветер перемен»
4
-
4
41
Верстка газеты
4
1
3
42
Заголовки и иллюстрации
4
1
3
43
Роль заголовка
4
1
3
44
Виды заголовков
2
1
1
45
Иллюстрация
2
1
1
46
Работа с фотографией
2
1
1
47
Работа с фотографией на ПК
2
-
1
48
Выпуск газеты «Ветер перемен»
2
-
2
49
Типы и виды школьных газет
2
1
1
50
Настенная газета
2
1
1
51
Газета-плакат
2
1
1
52
Газета-репортаж
2
1
1
53
Выпуск газеты «Ветер перемен»
2
-
2
58
Итоговое занятие - праздник
2
-
2
Итого:
51
15
36
Итого за год:
153
Литература
-
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
-
Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
-
Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
-
Краткий словарь по логике. М., 1992.
-
Кузин Е. Твой друг - газета. М., 1990.
-
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
-
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
-
Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
-
Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
-
Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
-
Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
-
Словарь диктора. Иркутск, 1999
-
Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
-
Стрельцов Б.В. Из серии "Теория и практика периодической печати" - "Основы публицистики. Жанры", Минск, 1990.
-
Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
-
Хольцман Б. Из серии "Библиотека редактора" - "Из дневника редактора районной газеты", М., 1936.
-
Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Профессия - журналист. Значение журналистики в современной
жизни. СМИ - это целый мир. Проблемы современной журналистики.
Психология журналистского труда и творчества. Журналист и
аудитория. Прошлое, настоящее, будущее журналистики. Интернет.
Журналистский текст: теория и практика создания. Жанры
журналистики(общая характеристика). Композиция журналистских
произведений. Сбор информации. Где? Как? Когда? Актуальные
проблемы.
Язык СМИ. Заголовок в современном газетном и журнальном
текстах. Оттачиваем мастерство: статья в газету, очерк, портретный
очерк, эссе, рецензия, корреспонденция, комментарий, отчѐт.
Условия реализации
Оборудованный кабинет, наличие оргтехники, методические пособия,
программное обеспечение для вѐрстки газеты, подшивки молодѐжных
газет, диктофоны
Предполагаемый результат
Знакомство с работой журналиста, корреспондента, оформителя,
наборщика, редактора, распространителя.
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и
взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе,
бесед с интересными людьми и т.д.
Развитие творческих способностей, снятие «зажимов» (страха ошибаться,
страха представления своего творения публике), которые мешают творческому процессу, повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Освоение ПК для развития навыков газетной вѐрстки, еѐ графического и
иллюстративного оформления.
Календарно-тематическое планирование
№заня
тия
Тема Кол-во
часов
Дата
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Обсуждение
плана работы на 1 четверть. Творческая работа:
варианты заголовка школьной газеты. Варианты
оформления.
2 Сент.
2 Подготовка номера, посвящѐнного Дню знаний.
Разработка рубрик, оформления, содержания статей.
Работа фотокорреспондентов, репортѐров.
8 Сент.
3 Вѐрстка номера. Обсуждение содержания номера
газеты, посвящѐнного Дню учителя.
8 Сент.-
10 окт.
4 Подготовка и обсуждение репортажей с Дня
самоуправления, проведение интервью с учителями,
блиц опрос учащихся «Что пожелать учителям?»
6 Окт.
5 Участие в концерте ко Дню учителя, подготовка
отчѐта о концерте.
4 Окт.
6 Работа в составе Совета старшеклассников, участие в
выборах органов самоуправления, составление отчѐта
о выборах, подготовка статей о членах Совета
старшеклассников
4 Окт.
7 Рассмотрение эскизов названия газеты, утверждение
эскиза, ознакомление с программой вѐрстки,
самостоятельная работа с ПК.
6 ноябрь
8 Жанры публицистики. Особенности газетной заметки.
Портретный очерк.
4 ноябрь
9 Литературная страничка в газете «Pro.молодѐжь».
Литературные жанры: стихотворение, рассказ,
повесть. Вѐрстка очередного номера газеты.
8 ноябрь
10 Сбор материалов для газеты к Новому году. Участие в
новогодних праздниках, подготовка репортажей с
праздников.
4 ноябрь
11 Вѐрстка номера к Новому году. 4 декабрь
12 Повторение по ТБ. Занятия для творческого развития:
разработка собственной визитки, псевдонима,
имиджа. Составление рассказа на заданную тему:
6 декабрь
«История предмета (ручка, дневник, стул...)»
13 Занятия для творческого развития: составление
ассоциативных рядов, пятистишия на заданную
тему(1существительное, 2глагола, 3прилагательных,
1предложение).
2 Янв.
14 Участие в праздновании Дня святого Валентина.
Подготовка репортажей о празднике. Вѐрстка
праздничного номера. Организация почты.
Организация конкурса на стихотворение в газету на
тему о любви.
8 Янв.-
февраль
15 Участие в спортивных и военно-патриотических
мероприятиях, посвящѐнных Дню защитника
Отечества. Обсуждение рубрик номера, подготовка
фотоотчѐта о празднике.
8 февраль
16 Подготовка праздничных поздравительных статей к
празднику 8Марта. Фотоотчѐт о празднике, о
школьном концерте.
6 март
17 Занятия для творческого развития: «Подарок» «Я
дарю, потому что...»(Любой предмет - приятный
подарок)
2 март
18 Жанры публицистики: юмореска, фельетон,
сатирическая статья. А.Аверченко - король смеха.
Знакомство с творчеством писателя.
6 март
19 Занятие с психологом. Умение смеяться над собой. 2 март
20 Коммуникативные игры: «Говорим друг другу
хорошее», «Знакомство», «Самый умный».
2 апрель
21 Творческие занятия. Рейтинг «Самый красивый
поступок», антирейтинг «Самый несправедливый
случай».
4 апрель
22 Подготовка актуального номера о подготовке
выпускников к экзаменам. Поздравления ученикам и
учителям к Последнему звонку, сбор материалов о
празднике, фотоотчѐт. Вѐрстка номера.
8 Апрель-
май
23 Подведение итогов работы кружка за год. Подготовка
портретных очерков и презентаций лучших
репортѐров, оформителей и т.д.
10 май
Предполагаемый результат
Знакомство с работой журналиста, корреспондента, оформителя,
наборщика, редактора, распространителя.
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и
взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе,
бесед с интересными людьми и т.д.
Развитие творческих способностей, снятие «зажимов» (страха ошибаться,
страха представления своего творения публике), которые мешают творческому
процессу, повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Освоение ПК для развития навыков газетной вѐрстки, еѐ графического и
иллюстративного оформления.
Контроль и оценка результатов
Ежемесячный выпуск тематического номера газеты, тираж за год.
Используемая литература
Антонова В.А. Школьная газета.
Бурменская Г.В. Одарѐнные дети.
Коллинг Дж. Компьютерная графика и основы дизайна.
Фридман М.А. Учимся играя.
«Пресс-центр в школе» . «Ровесник» №5,1999
«Грязная работа чистыми руками». «Ровесник» №8, 2000.__ программа рассчитана на учащихся 3-11-х классов, на 102 часа (на 1 учебный год). В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой "Основы редактирования".
Цель курса - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения - русским языком и литературой, работа с рекламой.
Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.
Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на кружок свободный.
Программа предполагает разные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение "Пресс-центр" предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
В течение года предполагается работа начальной школы по программе школьного "Пресс-центра", цель которой - формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.
Постановка проблемы, цель и задачи
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты. На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе - это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.
Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости - отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
-
Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
-
Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
-
Обучить приемам верстки газеты;
-
Обучить навыкам ораторского искусства.
Основные направления и содержание деятельности (методы и формы обучения)
-
лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
-
выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
-
работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
-
написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
По окончанию года обучения учащийся должен:
Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры
Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
-
издание газеты,
-
участие в конкурсах, пресс-конференциях.
Ожидаемый результат:
-
духовно-нравственное развитие личности;
-
приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
-
умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
-
приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование
школьного пресс-центра "Вверх по лестнице…"
№
Информационный блок
(теория)
Компьютерный блок
(практика)
Вид работы
Часы
Дата
теория
практика
1
Организационное занятие. Цели и задачи "Информационного центра".
Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения.
Кодекс журналиста. Составление плана работы
Современные требования к газете
Обсуждение и распределение обязанностей между учащимися Просмотр компьютерных газет
Занятие-лекция.
1
2
7.09
2
Знакомство с жанрами
Зарисовки, статьи, миниатюры
Составление плана работы над статьёй.
Работа в Word. Подборка материала для летнего выпуска
1
2
14.09
3
Как создать газету, альманах?
Как создать газету, альманах?
Работа в Microsoft Office Publisher
1
2
21.09
4
Вёрстка номеров ( №1)
Вёрстка номеров (№1)
Подборка материала для выпуска №1
1
2
28.09
5
Модель альманаха. О чём можно писать?
Модель альманаха. О чём можно писать?
Вёрстка номеров (№1)
1
2
5.10
6
Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам
Дизайн страницы.
Вёрстка номеров
Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты
1
2
12.10
7
Жанры публицистики и их особенности
Написание заметок по заданным темам Стилистическое оформление альманаха
Написание заметок по заданным темам
Практикум
1
2
19.10
8
Как взять интервью?
Как вставить фотографию?
Практикум
1
2
26.10
9
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
Практикум
Редактирование
1
2
9.11
10
Выпуск альманаха (№2)
Компьютерная вёрстка (№2)
Практикум
Редактирование
1
2
16.11
11
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
Практикум
Редактирование
1
2
23.11
12
Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию?
Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию?
Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет
1
2
30.11
13
Составление план-схемы следующего номера альманаха
Составление план-схемы следующего номера альманаха
Практикум
1
2
7.12
14
Как работать с источником информации?
Как работать с источником информации?
Практикум
1
2
14.12
15
Как работать с источником информации?
Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей
Практикум
1
2
21.12
16
Готовим новый выпуск.
Готовим новый выпуск.
Написание заметок по заданным темам
1
2
28.12
17
Выпуск №3
Компьютерная вёрстка (№3)
Практикум
Редактирование
1
2
11.01
18
Развитие умения работать со справочной литературой
Развитие умения работать со справочной литературой
Практикум
1
2
18.01
19
Учимся работать в Microsoft Office Publisher
Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха)
Практикум
1
2
25.01
20
Проведение опроса. Правила и принципы.
Проведение опроса. Правила и принципы.
Составление вопросов, распределение обязанностей
1
2
1.02
21
Виды оформления опросов
Виды оформления опросов
Практикум
1
2
8.02
22
Как получить информацию через Интернет?
Как получить информацию через Интернет?
Практикум по сбору информации
1
2
15.02
23
Журналистская "гонка" Деловая игра "Особенности деловой речи"
Журналистская "гонка"
Сбор информации. практикум Деловая игра
1
2
22.02
24
Создание фоторепортажа
Создание фоторепортажа
Практикум
Редактирование
1
2
1.03
25
Обсуждение недочётов работы. Планирование
Обсуждение недочётов работы. Планирование
Составление плана
1
2
15.03
26
Готовим новый выпуск Тренинг "Я ещё не волшебник, я только учусь"
Готовим новый выпуск
Тренинг "Я ещё не волшебник, я только учусь"
Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие
1
2
22.03
27
Выпуск №4
Выпуск №4
Практикум
Редактирование
1
2
5.04
28
Учимся писать поздравления и оформлять их
Учимся писать поздравления и оформлять их
Практикум
1
2
12.04
29
Особенности фоторепортажа
Особенности фоторепортажа
Практикум
1
2
19.04
30
Заметки информационного характера
Оформление заметок информационного характера
Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера
Практикум
Редактирование
1
2
26.04
31
Жанровые разновидности письменного и устного общения.
Жанровые разновидности письменного и устного общения
Круглый стол
1
2
3.05
32
Заметка в альманах дискуссионного характера
Заметка в альманах дискуссионного характера
Сбор и обработка информации
1
2
10.05
33
Работа со справочными источниками информации
Работа со справочными источниками информации
Практикум
1
2
17.05
34
Вёрстка и выпуск №5
Вёрстка и выпуск №5
Практикум
Редактирование
1
2
24.05
Литература
Для педагога:
-
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
-
Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
-
Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
-
Краткий словарь по логике. М., 1992.
-
Кузин Е. Твой друг - газета. М., 1990.
-
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
-
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
-
Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
-
Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
-
Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
-
Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
-
Словарь диктора. Иркутск, 1999
-
Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
-
Стрельцов Б.В. Из серии "Теория и практика периодической печати" - "Основы публицистики. Жанры", Минск, 1990.
-
Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
-
Хольцман Б. Из серии "Библиотека редактора" - "Из дневника редактора районной газеты", М., 1936.
-
Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Для учащихся:
-
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
-
Краткий словарь по логике. М., 1992.
-
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
-
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
-
Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
-
Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
-
Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов ОУ. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 272 с.: ил. - (Библиотека элективных курсов).
19