Урок по Основам православной культуры для 10 класса Поступки хорошие и плохие

Урок "Поступки хорошие и плохие" подводит кадет к пониманию серьёзного отношения к жизни, дружбе, окружающим людям, осмыслению своих поступков. В теме ключевое понятие-нравственность.На уроке использовались следующие методы: словесный (рассказ), наглядный (показ видеофильма), которые заставляют анализировать, доказывать свою точку зрения, делать выводы. Работа с "Дидактической тетрадью кадета" (молитва "Отче наш"), работа в группах и по карточкам, сообщения кадет, просмотр ви...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И

КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ 5-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО БУДАПЕШТСКОГО КОРПУСА

Методическая разработка интегрированного урока

Учебные дисциплины: Литература, Основы православной культуры

ТЕМА УРОКА: «Поступки хорошие и плохие».





РАЗРАБОТАЛИ:

Преподаватель 1категории

Балина Наталья Анатольевна

Преподаватель I категории

Ефремова Татьяна Александровна



г. Азов

2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.

2. План урока.

3. Приложение:


  1. карточки (стихи и высказывания);

3.2. дидактическая тетрадь студента (молитва Оптинских Старцев)

1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.

Урок «Поступки хорошие и плохие» подводит студентов к пониманию серьёзного отношения к жизни, дружбе, окружающим людям, осмыслению своих поступков. Все темы уроков взаимосвязаны с ключевым понятием - нравственность.

На уроке применены методы: словесный (рассказ), наглядный (показ видеофильма), которые заставляют анализировать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Таким образом, переключение внимания от одного вида работы на другой, изменение видов работы на уроке даёт возможность не только развивать внимание, но и влиять положительным образом на усвоение нового материала студентами.





Тема урока: «Поступки хорошие и плохие».

Задачи:

Образовательная - объяснить учащимся, что главным критерием всех

взаимоотношений между людьми является уважение личности каждого, независимо от его вероисповедания, пола и национальности. Развивающая- учить учащихся анализировать, обобщать, уметь доказывать свою точку зрения.

Воспитательная- воспитывать такие качества личности как: ответственность, порядочность, честность, доброта, взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи:

  1. Литература: Достоевский «Преступление и наказание » - урок

«Теория сильной личности (объяснение убийства)».

Литература:

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » М., «Художественная

литература», 1989г.

  1. А.С.Пушкин «Дубровский» М., «Художественная литература», 1989г.

3) Молитва Оптинских Старцев.

4) В.Д. Поленов картина «Христос и блудница» ( 31 ), М., ООО

«Директ-Медиа», 2011 г.

  1. Н.Г. Храмова « Культура семьи», ЗАО «Линия», 2009г.

6) DVD «Чернобыль - боль моя»





Ход урока:


  1. Организационный момент:

  • Организация группы (сдача рапорта, приветствие);

  • Целевая ориентация (объявление темы и цели урока).


  1. Формирование новых понятий:

«Тот, кто делает добро другу,

делает добро себе ».

( Э. Роттердамский )

Проблемный вопрос: Нужно ли прощать и легко ли это

делать?

Преподаватель Основ православной культуры:

Сегодня у нас очень интересный урок. Мы много говорили о молитве, о поступках людей, о Божьих заповедях, о добре и зле.

А сейчас я хочу предложить вам практическое задание: «Повернитесь друг к другу, закройте глаза на несколько мгновений и … улыбнитесь. Откройте глаза и посмотрите друг на друга». Как же стало весело и вокруг как - будто прибавилось света. От чего это происходит? Это от улыбки. Если человек улыбается, излучает доброту и доброжелательность, то с таким человеком хочется общаться.

Общение - это вовсе не только то, что говорится словами. Это ещё и язык поступков. Старайтесь ни о ком не говорить плохо. Не нравится - не ругайтесь, но и не молчите, скажите об этом, но корректно. Помните - мягкие слова разряжают напряженность, светлые и теплые приближают нас друг к другу.

Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, его идеалы, его ценности.

Преподаватель литературы - фронтальная беседа:

Пройдёт совсем немного времени, вы окончите наше училище и начнёте

самостоятельно строить свою жизнь.

Что такое жизнь в вашем понимании?

Я хочу зачитать вам 3 ответа на вопрос: «Что такое жизнь?»

Какой из них вы считаете самым правильным?


  1. Сынок, жизнь-это джунгли, где каждый только за самого себя и хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше.


  1. Жизнь, сынок, штука сложная и люди бывают очень разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Убедишься, что хороший - одно, а увидишь, что плохой - тогда другое. А пока не разобрался, к себе близко не подпускай.


  1. Жизнь - прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но ты не ошибешься, если к людям будешь подходить открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый и порядочный.

Преподаватель литературы:

(работа студентов в группах по карточкам)

Вопрос: Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

1. Поведение-это зеркало, в котором каждый показывает

свой лик.

(Гёте)

2. Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки,

не успевает видеть недостатки других.

(восточная мудрость)

3. Оскорбление - это доводы неправых.

(Ж.Ж. Руссо)

4. Покуда человек молчит,

Не виден дар его, порок сокрыт.

(Саади)

5. Не обращайте внимание на насмешки окружающих: « Не отвечайте

глупому по глупости его, чтобы и вам не сделаться подобным

ему»

(восточная мудрость)

6. Нужно очень немногое, чтобы отличиться утончённостью манер и

очень многое, чтобы отличиться утончённостью ума.

(Ж. Лабрюйер)

Преподаватель Основ православной культуры:

(самостоятельная работа студентов)

Вопрос: Откройте «дидактические тетради кадета» прочитайте молитву Оптинских Старцев. О чём эта молитва?

МОЛИТВА:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Твоя Святая воля. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Преподаватель литературы:

(работа студентов в группах по карточкам)

Вопрос: У каждой группы на столе лежит стихотворение или высказывание о взаимоотношениях между людьми. Обсудите и объясните, как вы поняли смысл.


Коль ты невинного избил,

Несправедливо оскорбил-

Презренье ты себе купил.

Кто так ведёт себя с людьми-

Дурак, дубина он, пойми.

Все возликуют ведь, когда

Придёт и на него беда.

(С. Брант)

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно

Но, вновь соединить осколки невозможно.

(Саади)

За все грехи приходится платить

Порою даже собственною жизнью.

Давайте, люди, лучше не грешить,

А создавать комфорт,

Хотя бы в личной жизни.

Не надо нам завидовать другим,

Урвав у всех ты не увидишь Бога,

Ведь наша жизнь-

Всего лишь краткий миг,

А дальше бесконечность у порога.

А там уже не спросят о деньгах,

Когда вас встретят Ангелы у входа.

Давайте, лучше помнить о дарах,

Которые дарует нам природа.

(С.Власов)

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном,

А если что не так, смирись!

Будь поумнее - улыбнись!

Холодной думай головой,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно!

Преподаватель Основ православной культуры:

(самостоятельная письменная работа студентов)

Напишите эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить плохие поступки?»

Преподаватель Основ православной культуры:

ПРИТЧА:

Один мудрец ходил, проповедуя своё учение. В одной деревне его встретили плохо и забросали бранью. Он сказал: «Спасибо». Люди удивились: «За что ты благодаришь нас?» Мудрец ответил: …

Вопрос преподавателя студентам:

Как вы думаете, что ответил мудрец?

Какой смысл в этих словах?

Мудрец ответил: ...

«В деревне перед вами люди встретили меня цветами и фруктами, но я их не взял, я в них не нуждаюсь. Вы кидаете мне бранные слова, но они мне также не нужны. Спасибо, но я их не беру».

Преподаватель литературы- фронтальный опрос:

1) Давайте обратимся к роману «Преступление и наказание». Вспомните, как изменилось сознание Раскольникова после встречи с Соней Мармеладовой?

2)Зачем Владимир Дубровский поджёг Отчий дом? Раскаивался ли он потом в этом? Каковы были его дальнейшие поступки?

Преподаватель литературы:

Не всем людям от природы дана внешняя красота, но как часто неприметный с виду человек кажется нам прекрасным, восхищая окружающих и своих друзей умом, широтой интересов, добротой, благородством поведения, веселым нравом и общительным характером. Как бы ни были привлекательны лицо, фигура - вы очень быстро разочаруетесь в этом, если за броской эффектной внешностью скрывается убогий духовный мир, завистливая и мелочная натура. Ведь красота каждого человека заключена в его индивидуальности и неповторимости.

… А если это так, то, что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, пылающий в сосуде?

(Н.Заболоцкий «Некрасивая девчонка»)

В поведении людей «красота» и «добро» неотрывны друг от друга. Высоконравственное поведение всегда красиво потому, что хорошо поступает натура щедрая, отзывчивая, сильная. Не случайно в народе душевная красота всегда ценилась выше красоты физической. В свою очередь, красивое поведение всегда оказывает благотворное влияние и на нравственный облик человека. И потому можно утверждать: зло и подлинная красота не совместимы, а красота всегда опирается на добро.

Сообщения студентов по теме: Примеры об отношении к людям.

(просмотр видеофильма «Чернобыль - боль моя»).

1) Взрыв на 4 - м блоке Чернобольской атомной злектростанции 26 января 1986 г. Их молодых пожарных, первыми вступивших в схватку с огнем над взорвавшимся реактором, было 28. Они знали, если пламя перебросится на емкости с машинным маслом и другие энергоблоки, масштаб аварии увеличится многократно. Они были бойцами и действовали как положено бойцу на поле боя. Они думали не о сохранении своих жизней, а о победе над врагом. Никто не отступил назад. Владимир Правик-24 года, Виктор Кибенюк- 23 г. Они также хотели жить, как каждый из нас.

2)Джек Лондон « Под палубным тентом».

… всеобщее восхищение…- привлекала красотой мисс Кэрьюферз, поголовная влюбленность в нее всех мужчин, спутников по морскому путешествию. Но она была горда. Женщина, сознающая власть своей красоты. Страшная это была гордость, страшная и капризная! Богачи развлекались, бросая монеты в воду, а дети-туземцы ныряли за ними.

В бухте появилась акула, мальчишки-туземцы выбрались на пароход и уже ни за что не соглашались прыгать за монетами в воду. Её отговаривали продолжать развлечение. Но женщина хотела насладиться своей властью красоты. А для мальчика-ныряльщика золотой соверен означал целое состояние. Он и монета взлетели в воздух одновременно. Красивое было зрелище: с сувереном в руке маленький ныряльщик рыбкой нырнул в воду. В следующее мгновение акула перекусила мальчика пополам.

Вся внешняя красота мисс Кэрьюферз осталась с ней. Но, нравственный приговор ее «свинскому» поступку был единодушным и лишило ее ореола в глазах спутников.

3) К Юлиусу Фучику-коммунисту, герою чешского Сопротивления фашисты применили такую своеобразную пытку. Убедившись в невозможности сломить его физическими истязаниями, гестаповец привез его в одно из красивейших мест Праги. « Я знаю, ты любишь Прагу, посмотри … Неужели тебе не хочется вернуться сюда? Как она хороша. И останется такой же, когда тебя уже не будет…» «Палач был умелым искусителем, - записал Фучик.- Летним вечером, тронутая дыханием близкой осени, Прага была в голубоватой дымке, как зреющий виноград, пьянила как вино: хотелось смотреть на нее до скончания веков…- И станет еще прекраснее, когда здесь не будет вас, - прервал я его».

Преподаватель Основ православной культуры:

Представьте себе, что на улице поднялся ветер и несёт вам в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали плохо говорить об одном вашем общем, но отсутствующем на данный момент знакомом… какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз так же за глаза будут говорить о тебе?

Христос сказал: « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ».

Это правило принято называть «ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ ЭТИКИ ».

На современном языке оно звучит так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе - удержи себя от сплетен про них».

Злой и завистливый человек очень часто переносит на другого человека то плохое, что живёт в нём самом, он приписывает другим то, в чём грешен сам

Пример:

Представьте, что глубокой ночью человек идёт по городу. Из одного окна выглянул некто и сказал: «Что это он идёт так поздно, наверно, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверно, это гуляка возвращается с вечеринки». Ещё кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребёнка. На самом же деле, прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но, каждый увидел в нём частицу своего мира, своих проблем или страхов.

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой - весны зелёной вязь,

Цветы и небо голубое!

В одно окно смотрели двое…

Преподаватель Основ православной культуры:

Давайте рассмотрим картину художника В.Д. Поленова

«Христос и блудница».

( по картине студент рассказывает притчу)

Однажды люди привели к Христу женщину, она совершила грех и по законам того времени её надо было забросать камнями. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил»…

Вопрос студента: Как вы думаете, что произошло потом?

Люди задумались, каждый вспомнил что-то своё. И они тихо разошлись.

Студентка рассказывает притчу об Авеле и Каине.

Вопрос студентки: можно ли простить Каина?

Преподаватель Основ православной культуры:

Притча:

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через 150 тыс. лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Затем он взял дырявую корзину, наполнил её песком, повесил её за спину и пошёл. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: « Это грехи мои сыплются сзади меня, но я их не вижу, потому что иду судить чужие грехи ».

Преподаватель Основ православной культуры - фронтальная беседа:

Вопрос: Что же такое грех?

Грех - в церковном понимании - это рана, которую человек наносит своей душе. Проявиться грех может не только словом, но и делом. Значит, если человек совершает грех, он причиняет вред, прежде всего себе.

Осуждение других людей плохо ещё и тем, что слишком упрощает мир человека. А человек очень сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Так как же избежать осуждения человека? Нужно чётко различать понятия - человек и его проступок. Проступок - это грех, это плохое деяние. Поэтому в Православии есть правило: « Люби грешника и ненавидь грех». Выражение « любить грешника » означает помочь ему избавиться от греха, осознать свой проступок. Сделать это можно только добрыми делами.

Вопрос преподавателя Основ православной культуры студентам - фронтальная беседа:

Как уберечься самому от осуждения?

Преподаватель Основ православной культуры:

Надо поставить себя на место человека, который совершил проступок.

Христос сказал: « Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! И вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всём, как Преподаватель Основ православной культуры хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден. Прощайте и прощены будете.

Это правило прочно вошло в наше сознание в виде пословиц, мудрых мыслей: «Что людям желаешь, то сам получаешь», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Как аукнется, так и откликнется», «Не нашёл в себе, не ищи в других» и т.д. В обобщённом виде это моральное правило гласит: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали с тобой».

Преподаватель литературы:

Подводя итог всему вышесказанному давайте ответим на проблемный вопрос: Нужно ли прощать и легко ли это сделать?

Преподаватель литературы:

(работа студентов в группах, с последующим обсуждением).

Задание:Составьте памятку совершения ошибок.

Памятка совершения ошибок:

1. У каждого из нас есть право на ошибку.

2. Никто не застрахован от ошибок, поэтому при их

совершении жизнь не заканчивается.

3. Постарайтесь, как минимум, не повторять своих ошибок, а

как максимум, учиться на ошибках других.

4. Извлекайте из ошибок полезные уроки: часто ошибки

приносят больше пользы, чем вреда.

5. Поняв, что сделали ошибку, не паникуйте и не

отчаивайтесь - вы способны её исправить!

Преподаватель литературы:

Закончить урок я хочу словами поэта:

Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло.

Итог урока, домашнее задание:


  • Возврат к целевой установке (студенты делают вывод

о том, что прежде, чем совершить какой-нибудь поступок -необходимо

осмыслить его последствия, осознать необходимость совершения с

моральной точки зрения.

  • Домашнее задание: написать эссе на тему:«Какой я человек?».

  • Оценки с комментариями.








Регистрационная форма участника конкурса

«Название конкурса»


1

Фамилия имя, отчество педагога (полностью) в дательном падеже.

1) Балина Наталья Анатольевна

2) Ефремова Татьяна Александровна

2

Фамилия имя, отчество обучающегося, воспитанника (если участвует)

--------------------------------

3

Населенный пункт, субъект Федерации, область, город, улица, квартира (с индексом)

1)РФ Ростовская обл., г. Азов, ул.Кондаурова 31, кв.119

2) РФ Ростовская обл., г. Азов, ул. Ленина, 83, кв. 28

4

Контактный телефон (мобильный)

  1. 89885714507

  2. 89515359225

5

Электронная почта (для отправки электронного документа)

[email protected]

6

Образовательное учреждение (место работы)

«ГБОУ НПО РО АККПУ»

7

Номинация

«Моя лучшая методическая разработка»

8

Предмет (образовательная область)

  1. литература

  2. Основы православной культуры

9

Класс обучающихся

1 курс (10 класс)

10

Тема методической разработки

Отчий дом

11

Как Вы узнали о конкурсах

Рассылка на электронную почту училища: [email protected]

12

Какой способ доставки оплачен:

А - электронный вариант

Б - заказное письмо

А



14


© 2010-2022