Статья «Требование к современному уроку или мы это уже проходили»

"Описание материала: На протяжении последних 2-х лет на всех уровнях учителя только и слышат о введении ФГОСов. Проводятся "курсы, конференции, семинары. И каждый раз учителей убеждают, что ФГОС едва ли не новое слово в педагогике. Я как и многие мои коллеги прошла курсы, где нам пытались объяснить, какие теперь будут предъявляться требования к современному уроку и, следовательно, к учителю. Но четкого ответа так и не получила. Готовясь к педсовету по теме «Требование к современному уроку»,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требование к современному уроку или мы это уже проходили.

Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»

(Дональд Д. Куинн).

Те из учителей, которые работают в школе более 20 лет, уже привыкли к постоянным попыткам реформировать российское образование. Причем каждый последующий этап начинается без серьезного анализа результатов предыдущего (может, кто-то и анализирует, но до уровня рядового учителя эти выводы не доходят). И каждый раз складывается впечатление, что реформу задумывают те, кто сам уроков не вел, в школе не работал и о ситуации в российском образовании знает только из справок и отчетов министерств и ведомств. Вот и введение ФГОСов анонсировалось чиновниками как некая революция в образовании.

Безусловно, современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, уметь ориентироваться в большом потоке информации, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни», таким образом, на смену "знаниевой" парадигмы приходит другая - развивающая. Стандарты ориентируют на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Все правильно, но настолько уж ли ново? Вот выдержка из Федерального компонента государственного стандарта 2004г. : «В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.» Таким образом, очевидно, что цели образования меняются незначительно. Тем более, что при всем многообразии новых средств и технологий обучения, - урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Какие же требования предъявляют авторы стандартов к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. При чтении этих требований снова преследует мысль «Где-то я уже это слышала». Неужели авторы стандартов считают, что в современной школе до сих пор больше всего распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос. Уверена, что большинство учителей в той или иной мере перечисленные требования к своим урокам уже давно предъявляют.

Ничего нового не предлагается в типологии и способах проведения современного урока.

Дидактическая цель

Способ проведения

1

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, практикум исследовательская работа,

2

Урок закрепления знаний.

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация

3

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар

4

Урок обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол

5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

По мнению авторов стандарта, учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов (проектов) в освоении знаний. ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и частично - запоминают. Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания на основе противоречивых фактов или сопоставления житейского и научного знания.

И опять ничего нового не предлагается авторами, т.к. основы проблемного образования были описаны ведущими отечественными и зарубежными педагогами ещё в 60-70гг. Если брать преподавание истории, то достаточно вспомнить И.Я Лернера и его пособие для учителей «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - M.: Просвещение, 1982. Теоретики проблемного обучения считали источником творческого мышления - проблемную ситуацию. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. И в чем же тогда новизна стандартов нового поколения? Получается, что только в формулировке, «проблемная ситуация» теперь будет называться «учебной ситуацией». А что касается положения «учитель конструктор учебных ситуаций» - при такой нагрузке, которую учителя вынуждены брать, чтобы достойно жить, учитель просто не в состоянии столько ситуаций конструировать. Учебные ситуации должны конструироваться в соответствии с психологическими особенностями возраста учащихся, это правильно, но если главным критерием при оценке современного урока станет наличие учебной ситуации, представляете во что превратятся уроки для ребят….весь учебный день они только и должны будут находить выход из какой-то проблемы… Смогут ли они психологически вынести такую нагрузку?

Меняются и функции участников образовательного процесса: учитель из передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Идеальным воплощением новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Причем цели учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия).

Исходя из задумки авторов стандарта, каждое действие учителя или ученика на уроке должно иметь конкретную цель по формированию УУД.

В интервью «Российской газете» учитель литературы московской школы №57, редактор газеты «Первое сентября. Литература» Сергей Волков так прокомментировал требования стандарта.

«…Раньше учитель детей учил, а теперь он формирует в них универсальные учебные действия….. Если раньше, входя в класс, я говорил: "Здравствуйте, дети!", то тем самым я хотел поздороваться с детьми. Теперь же я должен отдать себе отчет, сколько универсальных учебных действий я формирую этим высказыванием. А отвечая мне: "Здравствуйте, Сергей Владимирович!" - дети тоже обязаны осознавать, какие универсальные учебные действия они сейчас в себе закладывают и тренируют. И так должно быть расписано каждое действие на уроке. Учителя стонут от этой бессмыслицы.….. наше учительское дело - совсем другое. И ничего общего не имеет с делами этих придумщиков. Я захожу в класс, закрываю за собой дверь, передо мной сидит тридцать человек, которым плевать на то, какие у меня стандарты, планы и программы. И мне надо с ними жить, разговаривать, вступать в настоящий, а не придуманный диалог».

Василий Александрович Сухомлинский считал урок зеркалом общей и педагогической культуры учителя, мерилом его интеллектуального богатства, показателем его кругозора, эрудиции. Авторы же стандарта в учителе видят только менеджера, конструктора, составителя технологической карты. Я понимаю, что профессия учителя давно уже стала массовой, и не в каких педагогических ВУЗах не ставят оценки за широкий кругозор и эрудицию. Но ведь интерес к предмету начинается с интереса к учителю. А урок или методические придумки у творческого учителя могут возникнуть и непосредственно перед уроком, исходя из того в каком состоянии пришел класс, какое у него настроение, с какими проблемами они пришли на урок. И никакая технологическая карта не поможет учителю в живом диалоге с ребятами.

Кому нужна такая ситуация в образовании? Ну, во-первых, самим разработчикам, которые освоили таким образом огромные средства, защитили диссертации, написали массу статей. Во-вторых, чиновникам, которые уже начали внедрять, мониторить, отчитываться, таким образом, демонстрируя свою нужность системе.

К реалиям нашей школы, к повседневной работе учителя эти «новшества» отношение имеют весьма слабое. Так никто и не поднял вопрос о сокращении количества детей в классах, хотя опыт отечественных специализированных школ (например, физико-математический лицей №31 г.Челябинска) давно доказал всему миру (т.к. учащиеся именно таких школы выигрывают международные олимпиады), что в классе должно быть не более 10-12 человек, а на профильных предметах 5-7. Правительство в последние годы много средств потратило на информатизацию образования, но ведь зачастую компьютерная техника стоит в кабинетах, где детям холодно и неуютно, а чиновники, отчитавшись о поставленные в школы компьютеры, забывают, что компьютерная техника быстро устаревает и требует постоянного обновления. Вот и приходится школам, выполняя требования стандарта, заниматься не организацией учебного процесса, а поисками очередных спонсоров, которые помогут заменить технику на более современную. В среднем, чтобы оборудовать кабинет в соответствии с требованиями всех служб (от пожарных до методических), необходимо 250-300 тысяч. Если бы такие средства пришли в образование, можно было считать это революцией. Конечно, своевременна идея об увеличении внеурочной работы с учащимися, но ведь материальная база под это не создана. Нередко городские школы работают в две смены, а широчайшая сеть внешкольных детских учреждений, которая была создана в советское время, практически вся разрушена. Ни одна экскурсия, ни один поход в музей или театр государство и муниципалитеты не финансируют. Всё перекладывается на плечи родителей. Вот и оборачиваются ФГОСЫ судами администраций школы с родителями, которые считают, что им все всё должны бесплатно.

И напрашивается горький вывод - нас опять обманули.

Введения стандартов не нужно бояться, шумиха, поднятая вокруг ФГОСОВ, пустой звук, т.к. ничего уж такого нового, чего бы мы уже не применяли в нашей работе, нет. Ну а то, что за все «новшества» в образовании платить будет рядовой учитель и школьный администратор, нам не привыкать. Платить своим временем, своим здоровьем.

Литература:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ// ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287

2. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo

3.Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова Е.А.,Горобец М.А

4. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа: rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]

5. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.

6. «Учитель словесности приглашает на танго».// "Российская газета" - Федеральный выпуск №6173 (197)








© 2010-2022