- Преподавателю
- Другое
- План коучинг занятия для учителей
План коучинг занятия для учителей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Эменкулова Н.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОУЧИНГ ЗАНЯТИЕ
Тема: Приемы развития критического мышления
План проведения коучинг - занятия
Приемы развития критического мышления
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Тема: Приемы развития критического мышления
ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
-
Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
-
Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
-
Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
-
Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «ЗУХ», «Отсюда - сюда», синквейн, кластеры - гроздья…)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия: 1 этап Релаксация -видеоролик«Как это напоминает учительницу».
ВЫЗОВ
-
Вводная часть. (2-3 минуты) Круг знакомств. Кидая друг другу шарик знакомств, учителя называют свою школу и имя..
-
1.Деление на группы. Я предлагаю нарисовать учителям ту или иную фигуру, которая больше по душе. Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой). Я зачитываю психогеометрический тест. Слайд 1
-
Определение целей и задач сессии.
-
Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Выбор темы для меня был непростым. Мне хотелось, чтобы учителя, посетившие коучинг, что-то могли взять для себя. Поэтому я выбрала тему «Приемы развития критического мышления».
Сегодня мы познакомимся с приемами и стратегиями, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Составить предложение из ключевых слов Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)
Критическое мышление-умение задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать информацию, находить аргументы, принимать решения, действовать в меняющихся условиях. Применяя стратегию «Наборщик», составляем предложение.
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
2 этап Осмысление
Задание 3. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы - 1 минута. За временем следит тайм - менеджер.
Задание №1: Прием «Тонкие и толстые вопросы»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу - подсказку (вопросы - простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Тонкие вопросы:
Кто…?Что…? Когда…? Как звать…? Было ли…? Верно ли…? Мог ли…?
Толстые вопросы:
Дайте 3 объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему, вы думаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Согласны ли вы…?
Навыки
Содержание
Что делают ученики
Глаголы-действия
Знание
Определяются знания, устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
Слушает, запоминает, узнает
Назови, расскажи, перечисли
Осмысление (понимание)
Обобщаются основные идеи, имеется полное представление
-чтение текста и отбор основных идей;
- -участие в дискуссиях;
Объясняет, переводит, демонстрирует
Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
Применение
Отбирается дополнительная информация;
-изучаются содержание и организация информации; разрабатывается план анализа,
Решает проблемы, демонстрирует знания
Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй
Анализ
-изучается и сравнивается информация из разных источников, анализируются структура и логика приводимой аргументации;
-распознаются предубеждения, обман, манипуляции;
Анализирует, обсуждает, раскрывает
Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
Обобщение (синтез)
Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции:
-рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;
-определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения
Обобщает, формулирует, планирует
Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Оценка
Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено,
-определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;
-делаются выводы, заключения на основе собранной информации;
-отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы
Обсуждает, оценивает, выбирает
Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
Задание №2: Прием «Кластер»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья - графический прием в систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
-
Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
-
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
-
Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
-
Записывайте все идеи учащихся.
-
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
-
Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
-
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
-
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
-
Помните о том, что групповое составление кластера - это стержень для идей группы.
-
Выступление спикеров групп. Защита флипчарта в течение 1 минуты.
6. Вывод о необходимости и эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического мышления на различных этапах урока.
Задание №3: Прием «Отсюда - сюда»
По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.
3 этап Рефлексия «Синквейн» на «Колобок
4 этап 3 ФОТО
1 фото сколько морд лошадиных на рисунке?
2 фото сколько лиц на дереве?
3 фото сколько голов звериных и птичьих на картине?
Задание 2. Заполнение «Трехбортного журнала Знал. Хочу знать. Узнал.»
Знал.
Узнал.
. Хочу знать
7.Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «Незаконченное предложение…»
Рефлексия тренинга «Развитие критического мышления»
1. Мы только что закончили семинар, который в целом был _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как мне кажется, нам удалось приобрести_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Особенно интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда я приду на работу, я первым делом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В заключение я хотел бы сказать организаторам
__________________________________________________________________________
Используемая литература:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003.
Хаяперн Д.. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - С. 125- !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII - XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001
rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm
teacher.fio.ru/news.php?n=20373&c=668
Эменкулова Наргиза - учитель 1 категории русского языка и литературы осш.им.А.Музрапова
Сайрамского района ЮКО РК