- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Поиск
Рабочая программа кружка Поиск
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елохина Н.Б. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования , опеки и попечительства администрации муниципального образования «Беляевский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Беляевского района
Утверждаю:
директор МБОУ ДОД
«Дом детского творчества»
___________Л.И.Ерещенко
« 15 » сентября 2014г
Дополнительная образовательная программа литературного краеведения «Поиск»
Срок реализации : 1 год
Педагог дополнительного образования:
Надежда Борисовна Елохина-
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура кружка по литературному краеведению «Поиск» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе.
Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к литературному краеведению.
Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источником патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.
Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературного произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литературы - СЛОВО.
Книги писателей - земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей - земляков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.
Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геополитического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.
Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
2. Характеристика обучающихся по курсу детей
Возраст детей: 10-13 лет. Это учащиеся 5 - 7 классов. Ребята данной группы способные, увлечённые, интересуются литературой. Активные, принимают участие во всех школьных мероприятиях
3. Цели и задачи образовательного процесса.
Цели:
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы
4. Продолжительность освоения образовательной программы
Срок реализации: 1 год
2 часа в неделю
5. Формы и методы проведения занятий
-
игровая;
-
познавательная;
-
краеведческая;
-
просмотр презентаций и видеофильмов;
-
проектная деятельность;
-
встречи с интересными людьми;
-
конкурсы;
-
посещение библиотек;
-
праздники;
-
трудовой десант;
-
экскурсии
6. Предполагаемые результаты
расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).
Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются :
* самостоятельность
* глубокое понимание темы
* новизна и оригинальность решения
* аккуратность
7. Критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся.
-
Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
-
Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
-
Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примерах литературного краеведения.
-
Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
-
Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
-
Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.
-
Учебно-тематический план
№
Название раздела и тема урока
Форма занятия
Количество часов
Дата проведения
Роль и место литературы в жизни народа(2ч)
1
Литературное краеведение, его задачи. Формы литературного краеведения.
лекция
1
2
Литература и ты. Литература как искусство слова.
Роль литературы в духовной жизни человека
Практическое занятие.
1
Писатели - классики в Оренбуржье в XIX веке(8ч)
3-4
Аксаков С.Т. Жизнь и творчество писателя в Оренбургском крае
Презентация
Произведения С.Т.Аксакова (на выбор)
Практика
2
5-6
Пушкин А.С. в Оренбургском крае
Исследовательские работы.
Практика. Подготовка презентаций
2
7-8
В.И.Даль. Жизнь и творчество писателя в Жизнь и творчество баснописца Крылова И.А. в Оренбургском крае Оренбургском крае
Практика. Путешествие по следам В.И.Даля.
2
9-10
Жизнь и творчество баснописца Крылова И.А. в Оренбургском крае
Круглый стол. Доклады. Чтение басен
2
Писатели и другие деятели культуры и наш край
()
11
Жизнь и творчество М.Джалиля
Презентация. Рассказ
1
12
Ю.А.Гагарин и Оренбург
Лекция
1
13
Заочная экскурсия в дом-музей Ю.А.Гагарина
Путешествие
1
14
Экскурсия
Знакомство с литературно-памятными местами города Оренбурга
Презентации кружковцев
1
15-16
Писатели и другие деятели культуры и наш край. Составление презентации "Писатели и наш край"
Практическое занятие
2
Общественно-исторический опыт нашего края (9ч)
17-18
Топонимы моего родного края
Исследовательская деятельность
2
19-20
Наш край в устном народном творчестве.
практика
2
21-22
Самобытные поэты нашего села (встреча с поэтом- земляком Кикбаевым Г.Г)
Творческая мастерская. Круглый стол.
2
23-24-25
Практическое занятие «Пишем очерк об истории названий родного края»
Практика. Творческая мастерская. Проба пера
3
Тема войны в литературе
(15ч)
26-27-28
Знакомство с произведениями литературы о наших земляках-фронтовиках
3
29-30
Проба пера. Очерк об участнике Великой Отечественной войны Пастухове Г.П
Творческая мастерская
2
31-32
Вся правда о войне. Дети войны о себе и сверстниках.
Встреча
2
33
Конкурс чтецов. Стихи о войне
1
34-35
Встреча с детьми войны.
Круглый стол
2
36-37-38
Практическое занятие. Подготовка сценария митинга павшим на поле боя землякам
Практическое занятие
3
39-40
Проба пера. Статьи, очерки об участниках войны. К 70-летию Великой Победы
Практическое занятие
2
Современная литературная жизнь нашего края (4ч)
41
Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов;
Практическое занятие
1
42-43-44
Местные газеты об Оренбургской губернии. Навстречу 270 Оренбургской губернии. Оренбургские поэты об Оренбургском крае
Исследование местного материала
3
Навыки оформительской деятельности
(7ч)
45
Положение об оформлении краеведческих работ
теория
1
46
Оформление реферата на краеведческую тему
практика
1
47-48
Оформление исследовательской работы на краеведческую тему
практика
2
49
Защита работ на краеведческую тему
практика
1
50-51
Конкурс исследовательских работ на краеведческую тему
зачёт
2
Навыки литературно-краеведческой деятельности (11ч)
52-53
Подготовка лекторов и экскурсоводов по темам и материалам работы кружка.
2
54-55
Поисково-исследовательская работа. Умение работать с книгой и другими литературными источниками: выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме; составление аннотации к прочитанной книге; работа с каталогом; составление библиографии по нужной теме.
практика
2
56
Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.
1
57-58-59
Организация и проведение утренников , вечеров.
3
60-61-62
Экскурсии, походы
3
Программно-методическое обеспечение курса
Для реализации данной программы используется УМК:
-
Оренбургский край в русской литературе: хрестоматия по литературному краеведению/Авт.-составитель Прокофьева А. Г. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.;
-
Прокофьева А. Г., Прокофьева В. Ю. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для учащихся 5 - 11 классов. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.
Учебно-методический комплект для руководителя :
-
Большаков ЛЛ. По следам оренбургской зимы. - Челябинск, 1968.
-
Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя. - Оренбург, 2001 г
-
Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. - М., 1976.
-
Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.
-
Г.П. Матвиевская, А.Г. Прокофьева, И.К. Зубова,
-
В.Ю. Прокофьева Неизвестный Владимир Иванович Даль - Оренбург, 2002 г.
-
Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. - М., 1981.
-
Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей (учеб. Пособие по литерат. краеведен.). - В 3 ч. - Оренбург, 1991; 1993; 1995.
-
Прокофьева А.Г. Пушкин и Оренбургский - Оренбург, 2000.
-
Писатели Южного Урала. - Челябинск, 1966.
-
Прянишников Н.Е. Записки словесника. - Оренбург, 1963.
-
Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977.
-
Сейфуллина Лидия. Художественные произведения, воспоминания, статьи. - Оренбург, 1959.
-
Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. -Казань, 1980.
-
Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. - М" 1991.
Учебно-методический комплекс для учащихся:
-
Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе. Программа регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ.
-
Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов. Составители: А.Г. Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Оренбургское литературное агенство, 2003.
-
Рабочая тетрадь под ред. А.Г. Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Оренбургское литературное агенство, 2003.