Рабочая программа кружка Поиск

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования , опеки и попечительства администрации муниципального образования «Беляевский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Беляевского района






Утверждаю:

директор МБОУ ДОД


«Дом детского творчества»

___________Л.И.Ерещенко

« 15 » сентября 2014г



Дополнительная образовательная программа литературного краеведения «Поиск»







Срок реализации : 1 год


Педагог дополнительного образования:

Надежда Борисовна Елохина-

учитель русского языка и литературы




Пояснительная записка.

Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью, и внедрение данного кружка носит актуальный и современный характер. Содержание и структура кружка по литературному краеведению «Поиск» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе.

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к литературному краеведению.

Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источником патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературного произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литературы - СЛОВО.

Книги писателей - земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей - земляков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.

Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геополитического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.

Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.

Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.


2. Характеристика обучающихся по курсу детей

Возраст детей: 10-13 лет. Это учащиеся 5 - 7 классов. Ребята данной группы способные, увлечённые, интересуются литературой. Активные, принимают участие во всех школьных мероприятиях

3. Цели и задачи образовательного процесса.


Цели:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы


4. Продолжительность освоения образовательной программы

Срок реализации: 1 год

2 часа в неделю







5. Формы и методы проведения занятий


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники;

  • трудовой десант;

  • экскурсии


6. Предполагаемые результаты

расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются :

* самостоятельность

* глубокое понимание темы

* новизна и оригинальность решения

* аккуратность

7. Критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся.


  1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.

  2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.

  3. Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примерах литературного краеведения.

  4. Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.

  5. Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.

  6. Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.

  7. Учебно-тематический план


Название раздела и тема урока

Форма занятия

Количество часов

Дата проведения


Роль и место литературы в жизни народа(2ч)





1

Литературное краеведение, его задачи. Формы литературного краеведения.

лекция

1


2

Литература и ты. Литература как искусство слова.

Роль литературы в духовной жизни человека

Практическое занятие.

1



Писатели - классики в Оренбуржье в XIX веке(8ч)




3-4

Аксаков С.Т. Жизнь и творчество писателя в Оренбургском крае

Презентация

Произведения С.Т.Аксакова (на выбор)

Практика

2


5-6

Пушкин А.С. в Оренбургском крае

Исследовательские работы.

Практика. Подготовка презентаций

2


7-8

В.И.Даль. Жизнь и творчество писателя в Жизнь и творчество баснописца Крылова И.А. в Оренбургском крае Оренбургском крае

Практика. Путешествие по следам В.И.Даля.

2


9-10

Жизнь и творчество баснописца Крылова И.А. в Оренбургском крае

Круглый стол. Доклады. Чтение басен

2



Писатели и другие деятели культуры и наш край

()




11

Жизнь и творчество М.Джалиля

Презентация. Рассказ

1


12

Ю.А.Гагарин и Оренбург

Лекция

1


13

Заочная экскурсия в дом-музей Ю.А.Гагарина

Путешествие

1


14

Экскурсия

Знакомство с литературно-памятными местами города Оренбурга

Презентации кружковцев

1


15-16

Писатели и другие деятели культуры и наш край. Составление презентации "Писатели и наш край"

Практическое занятие

2



Общественно-исторический опыт нашего края (9ч)




17-18

Топонимы моего родного края

Исследовательская деятельность

2


19-20

Наш край в устном народном творчестве.

практика

2


21-22

Самобытные поэты нашего села (встреча с поэтом- земляком Кикбаевым Г.Г)

Творческая мастерская. Круглый стол.

2


23-24-25

Практическое занятие «Пишем очерк об истории названий родного края»

Практика. Творческая мастерская. Проба пера

3



Тема войны в литературе

(15ч)




26-27-28

Знакомство с произведениями литературы о наших земляках-фронтовиках


3


29-30

Проба пера. Очерк об участнике Великой Отечественной войны Пастухове Г.П

Творческая мастерская

2


31-32

Вся правда о войне. Дети войны о себе и сверстниках.

Встреча

2


33

Конкурс чтецов. Стихи о войне


1


34-35

Встреча с детьми войны.

Круглый стол

2


36-37-38

Практическое занятие. Подготовка сценария митинга павшим на поле боя землякам

Практическое занятие

3


39-40

Проба пера. Статьи, очерки об участниках войны. К 70-летию Великой Победы

Практическое занятие

2




Современная литературная жизнь нашего края (4ч)





41

Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов;

Практическое занятие

1


42-43-44

Местные газеты об Оренбургской губернии. Навстречу 270 Оренбургской губернии. Оренбургские поэты об Оренбургском крае

Исследование местного материала

3



Навыки оформительской деятельности

(7ч)




45

Положение об оформлении краеведческих работ

теория

1


46

Оформление реферата на краеведческую тему

практика

1


47-48

Оформление исследовательской работы на краеведческую тему

практика

2


49

Защита работ на краеведческую тему

практика

1


50-51

Конкурс исследовательских работ на краеведческую тему

зачёт

2



Навыки литературно-краеведческой деятельности (11ч)




52-53

Подготовка лекторов и экскурсоводов по темам и материалам работы кружка.


2


54-55

Поисково-исследовательская работа. Умение работать с книгой и другими литературными источниками: выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме; составление аннотации к прочитанной книге; работа с каталогом; составление библиографии по нужной теме.

практика

2


56

Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.


1


57-58-59

Организация и проведение утренников , вечеров.


3


60-61-62

Экскурсии, походы


3



















Программно-методическое обеспечение курса


Для реализации данной программы используется УМК:

  1. Оренбургский край в русской литературе: хрестоматия по литературному краеведению/Авт.-составитель Прокофьева А. Г. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.;

  2. Прокофьева А. Г., Прокофьева В. Ю. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для учащихся 5 - 11 классов. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.

Учебно-методический комплект для руководителя :


  1. Большаков ЛЛ. По следам оренбургской зимы. - Челябинск, 1968.

  2. Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя. - Оренбург, 2001 г

  3. Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. - М., 1976.

  4. Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.

  5. Г.П. Матвиевская, А.Г. Прокофьева, И.К. Зубова,

  6. В.Ю. Прокофьева Неизвестный Владимир Иванович Даль - Оренбург, 2002 г.

  7. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. - М., 1981.

  8. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей (учеб. Пособие по литерат. краеведен.). - В 3 ч. - Оренбург, 1991; 1993; 1995.

  9. Прокофьева А.Г. Пушкин и Оренбургский - Оренбург, 2000.

  10. Писатели Южного Урала. - Челябинск, 1966.

  11. Прянишников Н.Е. Записки словесника. - Оренбург, 1963.

  12. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977.

  13. Сейфуллина Лидия. Художественные произведения, воспоминания, статьи. - Оренбург, 1959.

  14. Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. -Казань, 1980.

  15. Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. - М" 1991.



Учебно-методический комплекс для учащихся:


  1. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе. Программа регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ.

  2. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов. Составители: А.Г. Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Оренбургское литературное агенство, 2003.

  3. Рабочая тетрадь под ред. А.Г. Прокофьева и В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Оренбургское литературное агенство, 2003.






© 2010-2022