Доклад на тему Работа с документами на уроках права

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Высшая техническая школа, г. Щучинск


Доклад

на заседание методического объединения социально-экономических дисциплин


по теме

«Работа с документами на уроках права»

Доклад на тему Работа с документами на уроках права








Разработала:

Турищева Э.В.

2015 год


В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными важными юридическими документами, за объяснением значения которых зачастую приходится обращаться к юристам или знакомым с юридическим образованием. Преподаватели права ВТШ (Касенов Б.А., Злочесвская С.В., Табакова М.А., Турищева Э.В.) разделились во мнениях по поводу методики преподавания права, относительно использования юридических документов.

Одни считают, что изучение права необходимо основывать на практической работе студента с различными документами. Ведь в повседневной жизни они будут довольно часто иметь дело с юридическими документами, а значит, должны свободно в них ориентироваться (находить необходимые законы, НПА, постановления Правительства и т.д., правильно их толковать и делать логические выводы).

По мнению других, работа с законами, кодексами и другими документами не должна занимать полностью весь процесс обучения праву, ведь в ВТШ не готовят профессиональных юристов, а лишь дают основные представления о праве, которые в дальнейшем должны расширять сами выпускники. Но никто не станет спорить, что при изучении юридических документов у студентов лучше закрепляются знания, появляется интерес к детальному изучению права. Некоторые преподаватели убеждены, что изучение права может основываться только на первоисточниках (например, законы, НПА и др.). Но они могут быть основой, но не единственным источником правовых знаний учеников, так как законы и НПА не адаптированы и в основном непонятны ученикам из-за юридических терминов и оборотов. А если непонятно, то студент может просто отказаться от попыток разобраться, отступив перед сложным. Учителям и методистам-правоведам известно, что у студентов повышается интерес к теме, если они приобретают умения читать и понимать документ, оценивать его значение.

Сначала учитель может цитировать документ, чтобы привлечь внимание к нему, а потом работа с источниками должна постепенно усложняться до самостоятельного чтения и понимания. При таком ознакомлении с документами учителю нужно подробно объяснить, на что обращать внимание, как анализировать, а уже потом давать задание и подсказывать студентам при его выполнении. Документ, используемый на уроке, должен быть объяснен учителем. Он должен соответствовать теме урока, быть полезным и информативным, а также применяемом с практической стороны. Также в изучении каких-то тем можно использовать извлечения из законов, так как читать и анализировать полностью закон или нормативно-правовые акты полностью долго, утомительно и не имеет смысла. Итак, документы, с которыми следует работать учителю на уроках права: - международные законы и договора; - конституционные законы, указы Президента РК; - постановления Правительства РК; - кодексы (семейный, уголовный, трудовой и т.д.); - приговоры судов, которые вступили в законную силу на территории РК; - заявления в суд и прочее.

В работе с документами на уроках права выделяются следующие этапы (на основе методик следующих авторов: М.М. Стасюлевич, М.Н. Коваленская, А.Ф. Гартвич, Н.А. Рожков и др.): 1) ознакомление с образцом анализа документа; 2) показательный анализ документа с подсказками учителя; 3) самостоятельный анализ документа студентами; 4) разбор с учителем правильности анализа документа студентами; 5) самостоятельный анализ студентами дома; 6) проверка понимания и анализа документа на следующем уроке (проверка домашнего задания).

В качестве домашнего задания также может выступать нахождение документов по заданной жизненной ситуации. Например, дается ситуация: «Муж украл у жены драгоценности (которые были у нее до свадьбы), она написала заявление в прокуратуру. Какими документами следует воспользоваться для решения этого дела?» На уроках документ должен использоваться и учителем права, и студентами. Например, при рассмотрении какой-либо темы, учитель может показать, как составляется заявление в суд, объяснить какие правила его составления существуют. В другом случае студентам раздаются примеры исковых заявлений для работы с ними. Студентам надо научиться объяснять юридические термины документа, пересказывать его содержание, правильно толковать, прилагать умения соотносить нормы закона с жизненной ситуацией. При работе с документами не надо давать задание выучить наизусть нормы действующего законодательства, следует научить находить нужные документы и понимать их значение.

Необходимость формирования навыков самостоятельной работы с правовой информацией в преподавании правовых дисциплин отмечается в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Навыки работы с информацией, имея в виду их универсальный характер, можно рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, обеспечивающих поиск, анализ, интерпретацию, обобщение, систематизацию, практическую применимость знаний. Самостоятельно управляя собственной информационной деятельностью обучающийся может реализовать ее как в учебное (под руководством преподавателя), так и во внеучебное время. Требуемую для усвоения учебную информацию правового характера обучающийся может извлечь из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий. Активное использование интернет-ресурсов, справочно-правовых систем (КонсультантПлюс, Гарант) позволяет акцентировать внимание обучающихся на различных аспектах правового регулирования, приобрести навыки работы с законом, нормативно-правовыми актами, существенно повысить уровень мыслительной познавательной деятельности. Освоение обучающимся практических способов организации учебно-информационной деятельности является важнейшей условием соответствия образовательного процесса современным требованиям.

Формирование навыков самостоятельного поиска и использования правовой информации следует интерпретировать как целенаправленный процесс организации преподавателем деятельности обучающихся, способствующий эффективной работе с различными информационными источниками и оценке ее результатов. Методологическую основу формирования навыков самостоятельной информационной деятельности составляет деятельностный подход. Суть этого подхода состоит в том, что цели правового обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где обучающимся надо проявить знание отрасли права. Технология организации самостоятельного поиска и последующей работы с информацией должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.

В целом, на формирование данного вида навыков может влиять: мотивация, обусловливающая целенаправленную деятельность по поиску, овладению и использованию добытой информации, характеризующаяся прогрессом в усвоении правового учебного материала; уровень личного развития обучающегося, самостоятельности в процессе освоения знаний; полнота уяснения содержания действия самостоятельного учебного труда (извлечение, понимание, структурирование, использование полученных сведений), необходимых для овладения навыка. Методика формирования навыков самостоятельного поиска и использования правовой информации включает три основных этапа: 1) аналитико-синтетический; 2) этап автоматизации; 3) этап надежности, соответственно, обеспечивающих овладение, постепенное ускорение и качественность выполнения действия. Она эффективна, если преподаватель активизирует мышление обучающихся.

В качестве основного метода формирования навыков выступает упражнение. Систематическое выполнение заданий, решение правовых задач, работа с юридической информацией, выполнение упражнений методом постоянной тренировки позволят улучшить процесс формирования навыка. Навык самостоятельного поиска и использования правовой информации считается сформированным, если обучающийся: знает область применения данного действия, понимает особенности источников правовых знаний (текста учебника, нормативно-правового акта, статьи на юридическую тему и др.); владеет содержанием и последовательностью действий; без подсказки и помощи педагога правильно пользуется данным действием в учебной ситуации, в том числе в новой.

Таким образом, навыки самостоятельной работы с правовой информацией в преподавании правовых дисциплин представляют собой автоматическую организацию собственной учебной деятельности, направленную на эффективный и оптимизированный поиск, восприятие правовой информации, ее интеллектуализацию и практическое применение. Совершенствование данных навыков зависит от их сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния обучающегося, методики обучения и приближения его к условиям выполнения профессиональных обязанностей. Являясь важнейшей составляющей педагогического процесса, формирование у обучающихся навыков самостоятельного поиска и использования правовой информации, представляется как одна из главных задач профессионального обучения. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.









ЛИТЕРАТУРА



  1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. - 160 с.

  2. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. - М.2002.

  3. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей.- М. 2004

  4. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.-М.2001.

  5. Сборник образцов гражданско-правовых документов.-М. 2002

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1999.

Электронные ресурсы

democracy.ru/library/learning/pract/page5.html

edu.ncu.ru/noos/metod/store/tvor_1.htm



© 2010-2022