Тема: Понятие о готовой продукции, и ее реализации

Тема: Понятие о готовой продукции, и ее реализации1.Понятие о готовой продукции2.Реализация ГП1.Понятие о готовой продукцииГотовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учёт отгр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о готовой продукции, и ее реализации (29)

1.Понятие о готовой продукции

2.Реализация ГП

1.Понятие о готовой продукции

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учёт отгрузки и оплаты продукций это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Продукция, прошедшая все технические испытания и соответствующая действующим стандартам и принятая отделом технического контроля, считается готовой. Такая продукция передается на склад готовых изделий и оформляются сдаточными накладными.

Продукты и изделия, не прошедшие всех фаз обработки и не принятые отделом технического контроля, учитываются в составе незавершенного производства.

Готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, состоящей из стоимости, равной сумме всех затрат на ее изготовление. При этом обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и производственной ценой предприятия. По окончании отчетного месяца, т.е. выявления фактической себестоимости на счет «Готовая продукция» перечисляется сумма разницы в оценке.

Для определения фактической себестоимости готовой продукции используются данные аналитического учета и результаты инвентаризации незавершенного производства и оформляется специальный расчет..

Одновременно выпущенная из производства готовая продукция передается на склад предприятия.

2. Реализация ГП

Готовая продукция - это продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Она должна быть закончена производством, укомплектована, отвечать требованиям стандартов или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другими документами, удостоверяющими ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику - оформлена актами приемки или другими документами.

Учёт расходов по реализации готовой продукции

Для учёта расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 7110 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг". Этот счет применяют торго­вые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг).

На счете 7110 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг" учи­тывают следующие виды расходов.

Доход от реализации готовой продукции

Доход учитывается в соответствии с МСФО 18 "Выручка" 6010 "Доход от реализации продукции и оказания услуг". Доходы, полученные от основной и неосновной дея­тельности субъекта, составляют его совокупный доход.

Доход от реализации готовой продукции и товаров, приобретенных, для оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмот­ренной в договоре (контракте) между его сторонами. Сумма дохода, вытекающая из сделок, измеряется стоимостью, полученной или подле­жащей получению с учётом сумм скидок с цены или продаж, а также уценок (дооценок), согласованных в договоре (контракте).

Счет 6010 "Доход от реализации продукции и оказания услуг". На данном счете отражаются доходы, полученные от реализации продукции, выполненных работ и оказанных на сторону услуг. Приме­няют счет предприятия сферы материального производства, производя­щие продукцию, работы и услуги. В течение отчетного периода на кре­дите счета 6010 накапливаются суммы дохода, полученного от реализа­ции готовой продукции, работ и услуг.









Тема: Документальное оформление учета готовой продукции (30)

1 .Учёт готовой продукции

2. Учёт себестоимости реализованных товаров

1 .Учёт готовой продукции

Готовая продукция - продукция основных и вспомогательных це­хов, предназначенная для реализации. Готовая продукция должна быть закончена производством, укомплектована, соответствовать стандартам или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостове­ряющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику оформлена актами приемки или другими документа­ми. Для учёта готовой продукции применяется активный инвентарный счет 1320 "Готовая продукция".

К готовой продукции относят работы и услуги промышленного ха­рактера, выполненные на сторону, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации. Выпол­нение плана по производству и реализации продукции (работ, услуг) явля­ется основным показателем, характеризующим деятельность субъекта.

В конце месяца после составления отчетных калькуляций опреде­ляется фактическая себестоимость всей продукции и разница между фактической и плановой себестоимостью или между фактической себе­стоимостью и стоимостью по договорным ценам предприятия. На осно­вании сводных данных о выпуске готовой продукции дебетуют счет 1320 "Готовая продукция" и кредитуют счета 8010 "Основное производство", 1343 "Вспомогательные производства" и 1342 "Полуфабрикаты собствен­ного производства" (если часть полуфабрикатов предназначена для про­дажи в порядке кооперированных поставок).

Учёт отгрузки и реализации готовой продукции. Готовая про­дукция, предназначенная для реализации, является товаром. Доход от реализации товаров признается при условии передачи субъектом поку­пателю права собственности на товары; оценка фактических или ожидае­мых расходов по сделке производится с большей степенью достоверности.

На осно­вании этих документов в бухгалтерии выписывают платежные требова­ния-поручения, которые после акцепта покупателем передают в банк на инкассо или покупателю для оплаты. Юридически продукция, отгру­женная покупателям, продолжает оставаться собственностью поставщи­ка вплоть до оплаты покупателем платежного требования-поручения. Учёт товаров отгруженных (отпущенных) ведут на счете 2110 "Долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков" в ведомостях "Учёт реализации продукции (работ, услуг)" или в машинограммах.

По графам 12-14 отражается оплата предъявленных покупателям налоговых счетов-фактур и платежных требований-поручений. Ниже приводится корреспонденция счетов по отгрузке и реализации продукции.

При реализации работ и услуг составляется аналогичная корреспонденция счетов по их выполнению и оплате, с той лишь разницей, что вместо счета 1320 "Готовая продукция" кредитуются счета 8011, 8031, в зависимости от того, какие производства, службы хозяйства выполняли работы или оказывали услуги на сторону.

2 Учёт себестоимости реализованных товаров (работ и услуг)

Для учёта себестоимости реализованных товаров, работ и услуг предназна­чена группа счетов подраздела 7010 "Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг".

Счет 7010 "Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг". Данный счет применяется в отраслях материального производства, производящих продукцию, работы и услуги, и предназна­чен для учёта фактической себестоимости отпущенной (отгруженной) готовой продукции, выполненных работ и услуг.

Бухгалтерский учёт должен обеспечивать:

-полное и правильное оприходование готовых изделий и продуктов;

-сохранность готовых продуктов и изделий;

-контроль за выполнением обязательств по поставкам продукции потребителям и другими.

Готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, состоящей из стоимости, равной сумме всех затрат на ее изготовление. При этом обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и производственной ценой предприятия. По окончании отчетного месяца, то есть выявления фактической себестоимости на счет 1320 "Готовая продукция" перечисляется сумма разницы в оценке.

Производственный учет - отражается на синтетических счетах подразделов 90 - 93 Типового плана счетов и формирует внутрифирменную калькуляционную себестоимость продукции учитывает все прямые и накладные расходы фирмы. Данные этого учета относятся к коммерческой тайне и предназначены для ограниченного круга пользователей и используются для планирования цен, доходов и расходов, оценки финансового состояния фирмы и прогноза текущей и перспективной стоимости.

Статистический учет - базируется на данных финансового учета, устанавливается (объем и формы) органами Национального статистического агентства согласно Перечню и других актов.

Налоговый учет - формируется на базе конечных результатов бухгалтерского учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета. Фиксируются данные учета в нестандартных таблицах, ведомостях, расчетах на протяжении отчетного периода и используются при расчете налогооблагаемого дохода.

Управленческий учет - это сводная информация, составляемая по заданию высшего руководства фирмы по данным финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений и устанавливается в произвольных формах.











Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма доходов или прибыли.

Первым абсолютным показателем доходности является доход от реализации продукции (работ, услуг). Он показывается в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей, а также стоимости возвращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю.

Вторым абсолютным показателем доходности является валовой доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности.

Важнейшим фактором, влияющим на валовой доход, является себестоимость, поэтому снижение ее заметно сказывается на его величине. При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения валового дохода состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении прочих равных условиях ведет к росту дохода. Доход предприятий растет быстрыми темпам за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров потребительских свойств выпускаемой продукции.

Если валовой доход увеличивается, то это происходит в результате повышения уровня договорных цен и роста объема реализации продукции, хотя, при этом также, происходит повышение себестоимости продукции.

Следующий показатель доходности является доход от основной деятельности. Он представляет собой сальдированный финансовый результат и определяется, как разность между валовым доходом и расходами периода.

Показатель, который показывает финансовый результат, полученный предприятием за отчетный период - является чистый доход (убыток). Он определяется сопоставлением итоговых доходов с итоговыми расходами, т.е. отражает сальдированный результат.

К относительным показателям доходности, относятся показатели доходности (рентабельности), характеризующие эффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их доходное (прибыльное) использование. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Так как коэффициенты доходности являются важными характеристиками финансовой среды формирования дохода (прибыли) предприятия, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового положения предприятия.




Тема: Документальное оформление учета готовой продукции.

1.Синтетический и аналитический учет готовой продукции и ее реализации

Готовая продукция - это продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Она должна быть закончена производством, укомплектована, отвечать требованиям стандартов или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику - оформлена актами приемки и другими документами.

Для учета готовой продукции применяется активный инвентарный счет 221 «Готовая продукция». Она входит в состав оборотных средств и отражается в финансовой отчетности по фактической себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции определяется только по окончании отчетного периода (месяца). В течение отчетного периода постоянно происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции по учетным ценам, в качестве которых используется фиксированная себестоимость по нормативу.

В конце отчетного периода учетная стоимость доводится до фактической себестоимости путем расчета сумм и процентов отклонений. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, их учитывают на тех же счетах, что и готовую продукцию: сторно - экономия, обычная запись - перерасход.

В течение отчетного периода отразило по учетным ценам следующие хозяйственные операции:

Учет готовой продукции за декабрь 2010

Содержание операции Дт Кт Сумма, тенге

1.Оприходована на склад ГП по фактической с\с 221 900 640 000

2.Реализована ГП (отпущена со склада по фактической с\с)

801 221 420 000

По окончании отчетного периода и завершения процессов калькулирования было определено, что фактическая себестоимость готовой продукции составляет: 610 000 тенге.

Отсюда, процент отклонений составляет

(640 000 - 610 000) / 640 000 * 100 % = 4,6 %

Сумма отклонений в реализованной готовой продукции составит:

420 000 * 4,6 % = 19 320 - экономия

Затем учетные записи следует отсортировать.

Согласно СБУ, а так же учетной политике себестоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 221 не отражается, а фактические затраты по ним списываются с кредита счетов 9 подраздела в дебет счета 801.

При учете готовой продукции на счете 221 «Готовая продукция» по учетным ценам (нормативной себестоимости) отклонения от фактической производственной себестоимости выявляются на этом же счете.

При списании ГП со счета 221 относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам определяется по проценту.

С кредита счета 221 в дебет счета 801 стоимость реализованной готовой продукции списывается в порядке реализации отгруженная или сданная на месте покупателям готовая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям.

Если договором поставки обусловлен момент перехода права собственности на отгруженную продукцию и риска ее случайной гибели от продавца к покупателю, отличный от указанного выше, то до момента перехода права собственности эта продукция списывается со счета 221 и учитывается обособленно в составе готовой продукции организации. Это может происходить при ее реализации на условиях консигнации.

В случае, если готовая продукция направляется для использования, то она на счет 221 не приходуется, а учитывается на соответствующих счетах 20 подраздела «Материалы» или списывается на счета 811 «Расходы по реализации готовой продукции» и 821 «Общие и административные расходы».

В связи с тем, что учет закупаемой продукции осуществляется по натурально-стоимостной схеме, определяется покупная стоимость не только продукции, но и каждого ее вида (с учетом платежей). Поскольку такие расчеты необходимы, а стоимость единицы можно определить только в ценах поставщика, то для удобства расчетов предприятием применяется формула:

С = ЦП * (1 + К),

Где:

С - стоимость единицы продукции;

ЦП - цена поставщика;

К - коэффициенты соотношения общих затрат к общей сумме счета поставщика,

В свою очередь,

К = ОЗ / СП

Где:

ОЗ - общие затраты;

СП - общая сумма счета поставщика.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета записи по операциям, проводимым в иностранной валюте, должны отражаться на счетах бухгалтерского учета в казахстанских тенге, в пересчете по курсу, установленному НБ РК на дату совершения операции.

Например:

ТОО «Ара» приобрело у зарубежного поставщика "FOOD +" готовую продукцию, контрактная стоимость которой составляет 88 700 долларов США. Расходы транспортной компании по перевозке продукции до места таможенного оформления в Республике Казахстан - 10 000 долларов США. Импортная пошлина - 10 %, НДС - 15 %, таможенный сбор - 0,4 % (без хранения продукции на складах временного хранения). Расходы по доставке продукции от таможни до склада оптовой организации - 40 000 тенге, в том числе НДС - 15 %. Официальный курс Национального Банка РК на дату выпуска товара в свободное обращение составляет 130,2 тенге за 1 доллар США.


Фирмы оптовой или розничной торговли используют одни и те же основополагающие методы учета, что и фирмы в сфере услуг, но сам процесс приобретения и реализации требует применения дополнительных счетов, что влияет на составление отчета о прибылях и убытках.

Три основных элемента отчета о прибылях и убытках торговой фирмы включают в себя следующее:

1. доход от реализации;

2. себестоимость реализованных товаров;

3. расходы периода.

Доход от реализации возникает от продажи товаров, а себестоимость реализованных товаров показывает, сколько фирма уплатила за проданные товары. Разница между доходом от реализации и себестоимостью называется валовой прибылью от реализации, или просто валовой прибылью. Фирма должна продать товары дороже, чем приобрела, а разность должна быть достаточной для покрытия операционных расходов и получения соответствующего вознаграждения (чистой прибыли). Операционные расходы включают все расходы, за исключением себестоимости реализованных товаров, возникающие в процессе функционирования предприятия. Чистая прибыль для торговой компании - это то, что осталось после вычитания операционных расходов из валовой прибыли.

Все три части отчета о прибылях и убытках важны для администрации фирмы. Ее будет интересовать как уровень валовой прибыли, так и ее сумма. Например, администрация может попытаться увеличить объем реализации путем:

-снижения продажной цены, что приведет к сокращению уровня валовой прибыли; повышение операционных расходов (например, затраты на рекламу);

-сокращение себестоимости реализованной готовой продукции или уменьшения операционных расходов.

Вся готовая продукция выпускается при помощи товарно-материальных запасов, учет которых ведется на счетах 201 -208.

Кроме того, следует вести списание ТМЗ по методам предусмотренным казахстанскими стандартами бухгалтерского учета № 7 «Учет товарно-материальных запасов» и международными стандартами финансовой отчетности 2 «Запасы».

Метод по средневзвешенной стоимости основан на использовании расчетов и определении их на базе средней стоимости единицы каждого вида имевших движение в отчетном периоде материалов, как оставшихся неиспользованными на конец отчетного периода, так и отпущенных на производство.

ФИФО - предполагает списание материалов по себестоимости первых в отчетном периоде закупок с учетом стоимости материалов, числящихся в учете на конец отчетного периода. То есть сначала определяется себестоимость не использованных на конец отчетного периода материалов.

ЛИФО - списание материалов по себестоимости последних закупок обеспечивает соответствие текущих доходов и расходов и позволяет учесть влияние инфляции на результаты финансово-хозяйственной деятельности строительной организации.

Специфической идентификации - рассчитывается себестоимость единицы материальных запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, и предназначены для специальных проектов, или заказов.

НИФО - предполагает списание материалов по ценам «следующим поступил - первым убыл». При этом методе необходимы поправки для уравнения стоимости отпуска со стоимостью поступлений. Этот метод подобен методу цены замещения.

Стандартная цена - нормативная себестоимость. Материалы отпущенные в производство оцениваются по их стандартной (нормативной) цене. Различия между реальной ценой и нормативной накапливаются на отдельном счете.

Каждый из данных методов имеет как свои преимущества, так и недостатки. У предприятия имеется возможность выбора различных методов оценки запасов, но после того как метод выбран, он должен применяться из одного расчетного периода в другой.

В связи с облегчением оценки ТМЗ и применяется компьютеризированный их расчет.

Тема: Документальное оформление учета готовой продукции.

Готовую продукцию из производства на склады приходуют по приемо-сдаточным накладным или по сводке выпуска продукции.

Приемо-сдаточная накладная выписывается в цехе в 2-х экземплярах. После сдачи готовой продукции на склад, один экземпляр накладной остается на складе, второй в цехе. На предприятиях различных отраслей экономики применяются специализированные бланки приемо-сдаточных накладных.

Сводка выпуска продукции применяется для оперативного наблюдения за ходом выполнения производственных заданий и обсчета стоимости выпущенной готовой продукции. По сводке может осуществляться оприходование продукции за месяц. В этом случае к ней прилагаются соответствующие накладные.

На складах готовой продукции учет ведут в специальных карточках, аналогично учету материалов. В конце месяца остатки, выведенные в карточках, заведующий складом переносит в Книгу остатков готовой продукции. Документы по приходу и расходу готовой продукции вместе с реестрами приемки-передачи документов поступают в бухгалтерию.

Данные реестров приемки-передачи документов по приходу и расходу готовой продукции записывают в накопительную ведомость синтетического учета готовой продукции по учетным группам. В ведомости указывают остатки продукции на начало месяца, приход и расход, выводят остатки на конец месяца по учетным группам. Данные накопительной ведомости сверяют с книгой остатков готовой продукции, что обеспечивает тождественность складского и синтетического учета.

Наряду с этими документами ТОО «Ара» ведет номенклатуру готовой продукции, которая представляет собой весь ее перечень, с указанием номенклатурного номера.

Если предприятием проводится инвентаризация готовой продукции, тогда по ее результатам составляется акт инвентаризации, который подписывается комиссией, назначенной приказом руководителя и проводимой данную операцию.

При поставке продукции на условиях CIF продавец обязан застраховать тоннаж, оплатить фрахт, поставить продукцию на порт отправления, погрузить ее за свой счет на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю документ. В обязанности продавца так же входит страхование продукции от транспортного риска. Таким образом, при базисном условии CIF в цену, подлежащую уплате поставщику покупателем, включают стоимость продукции, фрахт и страхование.

На условиях DAF продавец несет ответственность по поставке продукции, разрешенной для экспорта, до обозначенного места, а покупатель обязан в указанном месте и в указанное время принять товар.

FAS - условие поставки, согласно которому продавец за свой счет доставляет продукцию к борту судна, а последующие расходы (погрузка, фрахт) несет покупатель. Риск порчи и гибели продукции до ее размещения на транспортном средстве несет продавец.

FOB - условие продажи, согласно которому поставщиком в цену продукции включается ее стоимость и расходы по доставке и погрузке на борт судна и т.д.

Банковская документация - заявление на перевод валюты, инкассовое поручение, поручение об открытии аккредитива, чек, поручение о переводе средств на депозит таможни Республики Казахстан, выписки операций по валютным и расчетным счетам.

Одним из важных документов в деятельности ТОО «Ара», при реализации готовой продукции является счет-фактура, которая является обязательным документом для всех плательщиков НДС, и которая предоставляется покупателям готовой продукции.

Помимо этого можно использовать компьютеризированный учет готовой продукции. Существует очень удобные программы, такие как 1С: Предприятие, и ее составная компонента - 1С: Торговля и склад, программа MS EXCEL, при помощи которой очень удобно производить анализ продукции, создавать первичные документы и строить по данным отчетности диаграммы.

Одним из самых распространенных на сегодняшний день способов компьютеризации учета является программа 1С: Бухгалтерия и ее версия 7.7.

Программа позволяет не только вести первичную отчетность, но и так же сама составляет отчеты по готовой продукции и без помощи других программ выводит аналитические данные в виде диаграмм, где можно более детально рассмотреть процентное соотношение готовой продукции.

В первую очередь, что бы грамотно вести учет данным способом следует оприходовать всю продукцию и занести ее в список номенклатуры.

В зависимости от специфики предприятия можно применять различные методы компьютеризированного учета ТМЗ и различные программы для его ведения. Любая программа, такая как, например, программа 1С: Бухгалтерия 7.7., установленная в ТОО «Ара» может быть настроена на деятельность предприятия.

Проверка состояния организации первичного учета, бухгалтерских регистров и отчетности о движении запасов СБУ 1-9, карточки складского учета, приходные ордера, акты о приемке материалов, акты о недостачах, о потерях ТМЗ и т.п.

Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета ТМЗ: Главная книга, журналы-ордера 6, 7, 10 и др., учетные регистры, СБУ 1-9, 13, 15, 24, Типовой план счетов

Проверка правильности оценки ТМЗ в балансе СБУ 1-7, баланс, акты инвентаризации материальных ценностей

Анализ наличия и сохранности ТМЗ, своевременности и правильности проведения их инвентаризации Договоры с материально-ответственными лицами, первичные документы, карточки складского учета, акты инвентаризации

Исследование правильности организации складского хозяйства

Техническая документация, стандарты и нормативы организации складского хозяйства

Проверка складского учета, правильности оформления первичных документов по движению ТМЗ

Первичные документы, карточки складского учета, ведомость по учету движения материалов (СБУ-7)

Оценка обеспеченности предприятия производственными запасами на последнюю отчетную дату Стандарты, нормы и нормативы, технические условия, расчеты, первичные и сводные документы

Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших материалов Первичные документы (акты о приемке,коммерческие акты, накладные, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера и т.п.)

Контроль соблюдения договоров по поставкам продукции, выполнению работ и услуг Карточки складского учета, ведомости по учету материалов, журнал-ордер 6 Главная книга, договора, наряды' сертификаты, счета-фактуры и др

Анализ обоснованности операций по отпуску ТМЗ на производство и правильности их отражения в счетах

Первичные документы (лимитно- заборные карты, требования, накладные), ведомость по учету движения материалов, журнал-ордер 10, Главная книга

Определение правильности выбора методов оценки ТМЗ

Приказ по учетной политике, ведомость по учету движению материалов, журналы-ордера 6, 10

Проверка состояния внутреннего контроля за движением запасов Внутренний распорядок, должностные инструкции и СБУ 14, 7-10, 13, 24.

Проверка правильности бухгалтерских записей по операциям, связанным с передачей на переработку и реализацией ТМЗ сторонним организациям Договора, калькуляции, доверенности, товарно-транспортные накладные, акт о приемке. Приходные ордера и др. СБУ1-11,24.Типовая корреспонденция счетов

Анализ решений администрации и документов на списание недостач ТМЗ сверх норм естественной убыли, порчи и их уценки Акты и решения администрации на списание материалов, акты инвентаризации, сведения о рыночных ценах и ценах закупки и т.д.

Один из составных элементов товарно-материальных запасов хозяйствующих субъектов - готовая продукция. Ее выпуск, хранение и реализация есть обособленный процесс в общей совокупности процессов хозяйственной деятельности субъекта. Оценка состояния готовой продукции может проводиться в рамках функционального аудита управления товарно-материальными запасами, либо как выборочная проверка отдельного цикла его деятельности. В последнем случае проверка, скорее всего, будет относиться к системе внутреннего контроля и иметь характер ревизии.

Информация, полученная на основе учетных данных по движению готовой продукции, является исходной для составления финансовой отчетности, в частности, по позициям доходов; расходов, оборотных активов и других важных разделов.

Аудиту цикла реализации продукции присущи задачи, как аудита финансовой отчетности, так и функционального аудита.

Проверяя документальные данные в целях установления выпуска и реализации неучтенной продукции, не следует ограничиваться каким-либо одним документом. Заключение аудита пo таким фактам должно основываться на совокупности документальных данных, полностью обосновывающих его выводы. Так, недостаточно данных только о наличии на складе предприятия излишков готовой продукции собственного производства. Хотя в то же время это может свидетельствовать о том, что не вся продукция учтена.

В материалах проверки необходимо привести и другие показатели, подтверждающие выпуск и реализацию неучтенной годовой продукции, в частности, наличие неучтенных излишков материальных ценностей, вспомогательных материалов, факты выплаты заработной платы рабочим за излишки против учтенного количества выпущенной продукции; показателей автоматических счетчиков, пропуска на вывоз готовой продукции и др. Поэтому, исследуя эти вопросы, аудитор должен изучить всю документацию, результаты предыдущих проверок и сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии случаев выпуска и реализации неучтенной продукции.

При рассмотрении вопросов обеспечения предприятием сохранности запасов следует иметь в виду, что неучтенные излишки сырья и материалов в производстве и на складах в основном создаются в целях их изъятия в натуре, производства из них готовой неучтенной продукции, а также сокрытия ранее образовавшихся недостач, в том числе вызванных оприходованием сырья и материалов по бестоварным документам. Излишки сырья и материалов могут быть образованы на разных стадиях движения этих ценностей на предприятии: при приемке, хранении, передачи со склада в цех, списании на производство и т.д.

В частности на промышленных предприятиях используются следующие способы создания и незаконного присвоения излишков товарно-материальных ценностей:

-Похищение сырья и материалов, списанных по завышенным нормам; списание сырья и материалов на производство не по фактическому их расходу, а из расчета потребности, установленной утвержденными нормами, которые в ряде случаев являются завышенными.

-Излишки, незаконно присваиваемые и используемые для производства неучтенной продукции.

-Применение средних норм расхода при списании сырья и материалов на производство.

-Нарушение технических условий при выпуске продукции: ухудшение их качества вследствие использования сырья более низкого качества, замена одних компонентов другими.

-Необоснованное списание сырья и материалов на потери в количествах, превышающих их фактический и допускаемый нормами расход, при отдельных технологических операциях, которые фактически не выполнялись.

-Неполное оприходование сырья и материалов при приеме их на склад от поставщиков.

-Занижение в приходных документах качественных показателей сырья и материалов против их фактических данных.

-Необоснованное составление коммерческих и внутренних актов на недостачу, бой, утечку и порчу товарно-материальных ценностей при приемке, погрузке, транспортировке, разгрузке их на складах, базах, пристанях и жела3нодо-рожных станциях.

-Завоз сырья и материалов от поставщика в больших количествах, чем указано в сопроводительных документах, или поступление ценностей вообще без документального оформления (сторонние товары).

-Получение доброкачественного сырья и материалов вместо отходов, показанных в сопроводительных

-Внесение в материалы посторонних или более низкого ячества однородных веществ в целях увеличения их количества документах.

-Создание излишков путем замены одних данностей другими без оформления документов и т.д.


© 2010-2022