Рабочая программа География 9 класс обучение на дому по программе 8 вида

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГБОУ Духовщинская специальная коррекционная

школа - интернат VIII вида




РАССМОТРЕНА

методическим советом

от _________ 20____ г.

протокол № ___

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

от ______ 20____ г.

протокол № ___


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

СОГБОУ Духовщинская

специальная коррекционная школа - интернат VIII вида Приказ № --------- от ------------ 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА

" География"

9 класс




Составила:

Карпова Светлана Владимировна

учитель индивидуального обучения




2014-2015 учебный год






Пояснительная записка

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс - «Природа нашей Родины», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс - «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края.

Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе («География России») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.

В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть.

В данной программе тема «География своей местности» (9 класс, IV четверть) венчает весь географический цикл.

На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.

В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока:

1. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).

2. Характеристика географических регионов России.

Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий.

Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик.

При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел.

Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элементарная астрономия».

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

9 класс (0,5 часа, 17 часов в год)

География России

Общая географическая характеристика России

1. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

2. Европейская и Азиатская части России. Географические районы России.

России в IX - XVI веках.

Хозяйственное освоение территории России в ХVII - ХVIII веках. Развитие промышленности в центральной России. Основание Петербурга.

3. Промышленное развитие России. В XIX - начале ХХ веков. Освоение Сибири. Строительство Великой Сибирской магистрали.

4. Хозяйственное освоение и изучение территории Российской Федерации.

Природа и природные ресурсы России

7. Разнообразие природы России. Основные формы рельефа.

8. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

9.Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

10. Природные зоны России, значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

11.Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

Население России

12. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения.

13. Народы России.

Народное хозяйство России

14. Промышленность - основа хозяйства, ее виды. Большая доля сырьевых отраслей. Машиностроение.

15. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

16. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Географические районы России

17.Центральная Россия. Географическое положение Центральной России. Рельеф и климат.

18. Полезные ископаемые. Экологические проблемы.

19. Водные ресурсы. Экологические проблемы.

20. Промышленность Центральной России.

21. Сельское хозяйство и транспорт Центральной России.

22. Москва и Подмосковье.

23. Крупные города Центральной части Росси

24. Заповедники и заказники России. Охрана природы Центральной России.

25.Поволжье. Среднее Поволжье. Народы Поволжья. Особенности природы и хозяйства. Республики Поволжья. Города.

26. Нижнее Поволжье. Географическое положение. Особенности природы и хозяйства. Города Астраханский заповедник Калмыкия. Экологические проблемы.

27.Северо-Западная Россия. Приморское положение. Особенности природных условий и ресурсов.

28. Основание Санкт-Петербурга. Его политическое, экономическое и культурное развитие. Дворцово-парковые пригороды.

29. Население и особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Новгород, Псков, Калининград. Культурно-исторические достопримечательности, развитие туризма.

30.Север Русской равнины. Географическое положение. Особенности природных условий и хозяйства города: Архангельск, Сыктывкар, Вологда.

31. Кольский полуостров и Карелия. Природа, население, хозяйство. Города: Мурманск, Петрозаводск.

32.Юг Русской равнины. Географическое положение. Природа. Население. Хозяйство. Города: Ростов-на-Дону, Воронеж, Таганрог.

3 четверть

33.Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности природы, хозяйства. Города: Ставрополь, Краснодар. Курорты Кавказских минеральных вод.

34.Черноморское побережье Кавказа. Курортное хозяйство. Города: Сочи, Новороссийск, Геленджик, Анапа.

35.Урал. Географическое положение. Особенности природы Урала. Ильменский заповедник.

36. Хозяйство. Города. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь

37.Географическое положение. Особенности природы, ресурсы, население. Хозяйство Западно-Сибирской низменности и Обского Севера. Города: Новосибирск, Омск, Томск.

38. Алтайские горы. Особенности природы. Население и хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово.

39.Восточная Сибирь. Географическое положение. Особенности природных условий. Реки Восточной Сибири. Озеро Байкал. Экологические проблемы.

Природные ресурсы. Хозяйство Восточной Сибири.

Население. Крупные города. Дальний Восток

Географическое положение. Особенности природы. Уссурийская тайга.

Хозяйство и города. Экологические проблемы.

Географические районы России (обобщающий урок).

География Смоленской области

Географическое положение. Природные условия. Население.

Растительный мир нашего края. Охрана природы.

Животный мир своей местности. «Красная книга» Смоленской области.

Промышленность нашего края.

Транспорт.

Сельское хозяйство.

Культурные и исторические памятники в нашей местности.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Обозначение границ России на контурной карте полушарий.

Нанесение на контурную карту нашей страны контуров географических районов России (Центральная Россия, Поволжье, Северо-Западная Россия, Север Русской равнины, Юг Русской равнины, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток

Обозначение Смоленской области на карте России.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

названия географических районов России;

характерные признаки своего региона (географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, крупные города, экологические проблемы);

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Землю как планету, доказательства ее шарообразности;

Луну как спутник Земли; отличие Луны от Земли;

взаимное положение Солнца, Земли и Луны при солнечных и лунных затмениях;

причины смены дня и ночи, времен года;

значение запусков в космос искусственных спутников и полетов людей на космических кораблях;

имена первых космонавтов.

Учащиеся должны уметь:

находить свой регион на карте России и карте полушарий; давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего региона;

устанавливать связи между отраслями промышленности и сельского хозяйства;

сопоставлять изучаемые географические районы на физической карте и карте природных зон;

давать несложные описания явлений, происходящих в природе; находить на карте полушарий районы наиболее частых землетрясений и извержений вулканов.

Календарно - тематическое планирование по географии для 9 класса

№ п/п

Количество часов

Тема урока

Дата проведения

4 часа

Общая географическая характеристика России

1

1 час

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

06.09.14

2

1 час

Европейская и Азиатская части России. Географические районы России. России в IX - XVI веках. Хозяйственное освоение территории России в ХVII - ХVIII веках. Развитие

промышленности в центральной России. Основание Петербурга.

13

3

1 час

Промышленное развитие России. В XIX - начале ХХ веков. Освоение Сибири. Строительство Великой Сибирской магистрали.

20

4

1 час

Хозяйственное освоение и изучение территории Российской Федерации.

27

4 часа

Природа и природные ресурсы России

5

1 час

Разнообразие природы России. Основные формы рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

04.10.

6

1 час

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

11

7

1 час

Природные зоны России, значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

18

8

1 час

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Население России

25

3 часа

Народное хозяйство России

9

1 час

Промышленность - основа хозяйства, ее виды. Большая доля сырьевых отраслей. Машиностроение.

01.11.

10

1 час

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

08

11

1 час

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

15

6 часов

Географические районы России Центральная Россия.

12

1 час

Характеристика Центральной России.

22

13

1 час

Характеристика Поволжья.

29

14

1 час

Характеристика Северо-Западной России.

06.12.

15

1 час

Характеристика Северного Кавказа.

13

16

1 час

Характеристика Урала.

20

17

1 час

Географическое положение Смоленской области. Природные условия. Население. Растительный мир нашего края. Охрана природы. Животный мир своей местности. «Красная книга» Смоленской области. Промышленность нашего края. Транспорт. Сельское хозяйство. Культурные и исторические памятники в нашей местности.

27


© 2010-2022