Тема: Причины и последствия детской агрессии

Ход  собрания         1. Вступительное  слово  классного  руководителя         Уважаемые  папы  и  мамы! Сегодняшнюю  встречу  мне  хотелось  бы  начать  с  разговора  о  проблеме  детской  агрессии. Этот  разговор  не  случаен. Сегодня  мы  сталкиваемся  с  разгулом   агрессии  не  только  в  обществе, но  и  наблюдаем  пропаганду  агрессии  и  насилия  с  экранов  телевизоров, дисплеев  компьютеров.         Возраст  проявления  агрессии  явно  помолодел. Агрессию  проявляют  не  толь  подростк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Причины и последствия детской агрессии.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;

  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  • причины детской агрессии;

  • профилактика детской агрессии;

  • пути преодоления детской агрессии.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось

бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот

разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом

агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду

агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию

проявляют не толь подростки и взрослые, как принято считать.

Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться

с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы

попытаемся сегодня ответить.

2. Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники

анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если

родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего

ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь

в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять

те качества, которые подчёркивают родители в нём.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества

своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы

уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён,

и можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и

чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по

отношению друг к другу, грубость, хамство ежедневного общения,

унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге

плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой

ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении

агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного

поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный

по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от

своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую

очередь требовательный к себе родитель способен анализировать

методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

Однако, родители должны помнить, что требовательность - это

не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна

быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что

родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные

требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки.

Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

К примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно в школу не идти, я

напишу учителю записку, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку

учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами,

с физическим и душевным состоянием ребёнка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое

и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого

покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет

выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше

выражать в увлекательной форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности

к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только

в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей

друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку

лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет,

это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

3.Причины и виды агрессии.

Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).

Причины:

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

  • Алкоголизм родителей.

  • Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).

  • Неуважение к личности ребенка.

  • Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.

  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).

  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

4. Профилактика агрессивного поведения. (советы психолога)

  • Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

  • Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

  • Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

  • Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

  • Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

  • Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

  • Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

  • Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

  • Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет

5. Подведение итогов.

Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда .

Чаще всего я смеюсь, когда .

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .

Чаще всего я плачу, когда .

Чаще всего я злюсь, когда .

Чаще всего я обижаюсь, когда .

Мне хорошо, когда меня .

Мне плохо, когда меня.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Вы пишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я - добрый

Я - злой

Я - терпеливый

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я - помощник

Я - обидчивый

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

  • Доброта

  • Сочувствие

  • Покладистость

  • Терпение

  • Сопереживание

  • Безразличие

  • Упрямство

  • Агрессивность

  • Нетерпимость

  • Эгоизм

Используемая литература:

  1. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003

  2. Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. - М.: ВАКО, 2008

  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008



© 2010-2022