Доклад на семинаре Педагогическое мастерство

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Семинар преподавателей ФГОУ СПО «Трубчевский политехнический техникум»

«Педагогическое мастерство»



Доклад на тему: Педагогический такт

Преподаватель: Хохлова О.В.




В нашем УЗ уже сложилась традиция проводить педагогические семинары для преподавателей в течении учебного года. Но то, что я вам сегодня предложу обсудить, несколько отличается от того материала, с которым я вас знакомила в прошлом году. Речь не будет идти о технологиях обучения, как на прошлом семинаре, и не об организации учебного процесса,как было на одном из педсоветов. То, о чем я сегодня буду говорить, касается каждого из нас, поскольку успешность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогического мастерства преподавателя.

Общая тема нашего семинара - «Педагогическое мастерство». Но в этом понятии лежат очень многие компоненты: определенный стаж работы, базовое образование, уровень образованности, определенные успехи преподавателя и его студентов, культура речи педагога, умение применять различные технологии обучения, быть интересным собеседником и т.д. Но, поверьте, что после 3-х или 4-х лет обучения в техникуме, получая диплом о среднем профессиональном образовании, наши выпускники или студенты, которые прервали свое обучение, вспоминают самое главное не это, а прежде всего ту психологически-комфортную или некомфортную атмосферу, которая здесь была. И многие педагоги - психологи в основу педагогического мастерства ставят педагогический такт.

И именно об этом главном компоненте педагогического мастерства пойдет сегодня речь. Моя задача - изложить вам теоретические аспекты данной тематики, а ваша - по возможности меня дополнить.



План доклада:

1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.

2. Признаки и элементы педагогического такта.

3. Стиль общения.

4. Педагогический такт на уроке.

1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.

Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».

В Словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.

В Педагогическом энциклопедическим словаре под редакций Б.М. Бим-Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с учащимися; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и конфликтных), не унижая достоинства студента и не вызывая у него сопротивления воспитанию, т.е. проявляя уважение достоинства учащегося, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях со студентами, родителями, коллегами по работе.

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия.

Педагогический такт - это:

- «поведение преподавателя, организованное как нравственно-целесообразная мера взаимодействия педагога с учащимися и воздействия на них»;

- «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;

-«умение устанавливать продуктивный стиль общения»;

- «особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов» и т.д.

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.

Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

Поэтому, специфика педагогического такта заключается в том, он является мерой профессионального поведения учителя, его действий, поступков; это важное условие построения правильного общения педагога и воспитанников, педагога и коллектива; это мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.

В процессе общения преподавателя и учащихся могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность преподавателя организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального эффекта.

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет преподавателю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками.

И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.

К.Д.Ушинский писал «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем - практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический».

2. Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой об учащемся, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения преподавателя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если учебная группа не готова к уроку. Во внеурочное работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, классном часе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим учащимся. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, преподаватель особо должен быть тактичным по отношению к каждому студенту. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком студента, а тем более срывать зло и оскорблять его.



3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:
- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.


Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.


Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на студента как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни студенческой группы законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от преподавателя, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой преподаватель слабо адаптируется к педагогическому труду,
- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.


Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
- высокая культура педагогического общения (в учащихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

4. Педагогический такт на уроке.

Такт преподавателя необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ студента: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у учащегося затруднений. Все студенты любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа взглядом, улыбкой, кивком.

Важен также момент выставления оценки. Даже отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер.

Самостоятельная работа требует от преподавателя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за студентами, контролируя их каждое движение.

Педагогический такт проявляется и в использовании педагогом воспитательных средств. Методы, приемы учителя должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Тактичный преподаватель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося.

Тактичный преподаватель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу подростка, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям. Об этом надо помнить, проводя родительские собрания.

И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

  • естественность и простота обращения без фамильярности;

  • доверие без попустительства;

  • серьёзность тона без натянутости;

  • ирония и юмор без насмешливости;

  • требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

  • доброжелательность без заласкивания;

  • деловой тон без раздражительности;

  • своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

  • принципиальность и настойчивость без упрямства;

  • внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

  • отдача распоряжений без упрашивания;

  • обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

  • выслушивание без выражения безразличия.

Итак, педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением.

Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие учащихся, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к подросткам, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Таким образом, педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат большой работы педагога над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей подростков.




© 2010-2022