Методические указания по рисунку архитектурных деталей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО «ТПТ»

Сборник методических пособий по рисунку архитектурных деталей

дисциплина «Рисунок»

Содержание


Введение

4

  1. Практическая работа № 5 «Рисунок вазы (амфоры)»

5

  1. Практическая работа № 6 «Рисунок гипсового орнамента»

7

  1. Практическая работа № 7 «Рисунок капители дорического ордера»

9

4 Практическая работа № 8 «Рисунок капители ионического ордера»

11

Заключение

13

Приложение А - образец практической работы № 5

14

Приложение Б - образец практической работы № 6

15

Приложение В - образец практической работы № 7

16

Приложение Г - образец практической работы № 8

17

Литература

18

Введение

Для владения рисунком необходимы сознательная подготовка «видения натуры» и умения логически последовательно изображать её на плоскости.

Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету и фактуре. Все предметы, созданные природой или человеком, имеют общий содержательный признак - то или иное закономерное строение или конструкцию формы.

Понимание конструкции формы с точки зрения её пространственной организации, материала, из которого она создана, её функционального назначения особенно важно для архитектора, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.

В учебном рисунке много вопросов и задач, которые при изображении формы в пространстве должны решаться взаимосвязано. Это композиция изображения на листе бумаги, конструкция, движение, пропорции, перспектива, светотень, цвет, фактура и т.д.

Практическая работа № 5 - 10 часов.

Тема: «Рисунок вазы (амфоры)».

Цели:


  1. Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.

  2. Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.

  3. Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:


  1. Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).

  2. Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».

  3. Кнопки канцелярские.

  4. Резинка стирательная.

  5. Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.

Теория

Разнообразие форм архитектурных сооружений - всё это может служить объектом для рисования. Рисование архитектурных деталей проводится на протяжении всего семестра с последовательным усложнением задач по мере приобретения знаний и навыков.

Изучая и рисуя архитектурные детали, студент познаёт их композиционно-художественные закономерности, их стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей и деталей. В процессе рисования происходит накопление художественных и технических способов и приёмов изображения.

Выполнение упражнений на архитектурную тему преследует многоплановые цели. Это, во-первых, приобретение и дальнейшее развитие изобразительных навыков, глубокое освоение всех закономерностей рисунка, развитие композиционных способностей студента. Во-вторых, изучение предшествующего опыта в архитектуре, накопление материала для своей творческой работы.

Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назначения и рода деятельности, он индивидуален и его место в творческом процессе каждого специалиста своё. Он продукт творческой, мыслительной работы архитектора.

Основа для рисования архитектуры - умение изображать с натуры и по воображению геометрические фигуры и тела в любых положениях, умение делить кривые и прямые отрезки на любое количество частей с учётом перспективных сокращений.

Свободное рисование геометрических объёмов и фигур, знание закономерностей линейной и воздушной перспективы помогут студенту легко и быстро помечать на бумаге общую форму как деталей, так и целых архитектурных комплексов.

Для учебного рисования берут сначала простые, а затем сложные архитектурные детали. Рисуемую деталь по возможности рассматривают со всех сторон (с фасада, сбоку и в плане), делая при этом мысленно ряд характерных сечений.

Рисование архитектурных деталей служит для изучения логики конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретения и совершенствования навыков изображения техники работы графическими материалами.

Задание

В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок гипсовой вазы (амфоры). Образец практической работы № 5 см. в Приложении А.

Порядок работы


  1. Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги при помощи кнопок, разложить карандаши и прочее).

  2. Композиционно разместить изображение вазы на плоскости листа, найти её размер и легко наметить основные пропорции.

  3. Вспомогательными линиями определить ось вращения (серединную линию) и перпендикулярно ей оси нижнего и верхнего основания.

  4. Уточнить пропорциональные отношения горловины и тулова (средней части). На уровне горизонтальных линий отметить деление на узкую и широкую части.

  5. По опорным точкам наметить общий силуэт вазы.

  6. В соответствии с законом линейной перспективы построить эллипсы.

  7. В соответствии с законом воздушной перспективы распределить тон по объёму вазы. Обобщить рисунок.

  8. Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы


  1. В чём особенность рисунка предметов геометрической формы ?

  2. Как мы понимаем взаимосвязь частей большой формы предмета ?

  3. В какой последовательности выполняется рисунок вазы ?

Практическая работа № 6 - 10 часов.

Тема: «Рисунок гипсового орнамента сложной формы».

Цели:


  1. Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.

  2. Развивающая - развитие глазомера, умение видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.

  3. Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:


  1. Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).

  2. Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».

3 Кнопки канцелярские.

  1. Резинка стирательная.

  2. Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.

Краткая теория

Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория».

Слово «орнамент» происходит от латинского «украшение» и чаще всего понимается как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения архитектурных сооружений как извне, так и в интерьере.

Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.

В гипсовых слепках, которые нередко используются в качестве модели для учебного рисунка, орнаменты бывают растительного типа - стилизованные листья, цветы и плоды.

Рисунок орнамента с гипсового образца полезен ещё и в том смысле, что приучает будущих архитекторов к изображению элементов декоративного характера, что важно для их последующей профессиональной деятельности.

Начинают рисовать орнамент с композиционного размещения на листе и ведут учебный рисунок в той же последовательности, что и рисунок геометрических тел.

Задание

В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок гипсового орнамента сложной формы. Образец для практической работы № 6 смотреть в Приложении Б.

Порядок работы


  1. Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги при помощи кнопок, разложить карандаши и прочее).

  2. Разместить композиционное изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого предмета.

Рисунок начинаем с пометки углов плиты орнамента (правого, левого, верхнего и нижнего).

  1. Пометить центр композиции.

  2. Определить общую массу орнамента и его основных элементов.

  3. Уточнить пропорциональные отношения общей высоты и ширины орнамента, его крупных частей по вертикальным и горизонтальным осям.

Легко прорисовать формы с учётом перспективных сокращений.

  1. Провести вспомогательные линии, сечения или профильные линии глубины рельефа, чтобы лучше почувствовать пластику орнамента.

Сделать линейно-конструктивное построение.

  1. Наметить собственные и падающие тени одновременно с уточнением построения формы.

  2. Выявить большие тональные отношения с учётом воздушной перспективы.

  3. Обобщить рисунок, подчиняя детали крупной форме.

  4. Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы

1 Какого назначение орнамента ?

2 Какие типы орнамента используют в учебном рисунке для архитекторов ?

3 В какой последовательности ведут работу над орнаментом в учебном рисунке ?

Практическая работа № 7 - 10 часов.

Тема: «Рисунок капители дорического ордера».

Цели:


  1. Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.

  2. Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.

  3. Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:


  1. Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).

  2. Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».

3 Кнопки канцелярские.

  1. Резинка стирательная.

  2. Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.

Краткая теория

Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория».

Развитие архитектурных элементов, входящих в сооружение, влечёт создание того или иного строя, порядка этих элементов, их пропорций и пластического художественного выражения. Порядок элементов в сооружении, вносимый архитектором со всесторонним учётом технических и художественных требований, называется ордером (в буквальном переводе - «порядок»).

Ордерная система, возникшая в античные времена и получившая широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике, выражала специфику стоечно-балочной системы. Богатство и разнообразие архитектурных форм ордерной системы делают детали классического ордера наиболее ценными учебными моделями для рисования.

Один из существенных элементов, который входит во все ордерные системы, - стойка - колонна.

Вверху ствола колонны под балкой обычно помещается промежуточное звено, называемое капителью.

Капитель является наиболее интересной деталью колонны для рисования.

Задание

В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок капители дорического ордера. Образец для практической работы № 7 смотреть в Приложении В.

Порядок работы


  1. Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги, разложить карандаши и прочее).

  2. Композиционно разместить изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта.

Найти размер капители.

  1. Пометить углы верха и низа капители. Провести ось капители.

  2. Определить и пометить толщину колонны и основные перспективные направления.

  3. Пометить основные части капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легко прорисовать их с учётом перспективных сокращений.

  4. Сделать линейно-конструктивное построение с учётом перспективных сокращений.

  5. Выявить светотень: сделать собственные и падающие тени.

  6. Выявить большие тональные отношения.

  7. Сделать глубокую проработку светотеневых отношений.

Обобщить рисунок.

  1. Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы


  1. Что называется архитектурным ордером ?

  2. Что называется капителью?

  3. Каков порядок работы над рисунком капители ?

Практическая работа № 8 - 10 часов.

Тема: «Рисунок капители ионического ордера».

Цели:

1 Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.

2 Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.

3 Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:


  1. Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).

  2. Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».

  3. Кнопки канцелярские.

  4. Резинка стирательная.

  5. Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.

Краткая теория

Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория» и № 7 раздел «Краткая теория».

В капитель ионического ордера включён более сложный орнамент (так называемые волюты, бусинки и т.д.), но последовательность рисования остаётся такой же, как и у капители дорического ордера.

Задание

В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок капители ионического ордера. Образец для практической работы № 8 смотреть в Приложении Г.

Порядок работы


  1. Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги, разложить карандаши и прочее).

  2. Композиционно разместить изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта.

Найти размер капители.

  1. Пометить углы верха и низа капители. Провести ось капители.

  2. Определить и пометить толщину колонны и основные перспективные направления.

  3. Пометить основные части капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легко прорисовать их с учётом перспективных сокращений.

  4. Сделать линейно-конструктивное построение с учётом перспективных сокращений.

  5. Выявить светотень: сделать собственные и падающие тени.

  6. Выявить большие тональные отношения.

  7. Сделать глубокую проработку светотеневых отношений.

Обобщить рисунок.

  1. Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы


  1. Чем отличается капитель ионического ордера от дорического ?

  2. Каков порядок работы над рисунком капители ?

Заключение

Современный архитектор может успешно выполнять своё назначение, если будет обладать всесторонней культурой и широким кругозором. Культура архитектора, его кругозор должны быть тесно связаны с рисунком.

У архитектора между мышлением и рисунком должна существовать координация, подобная той, которая выработана у грамотного человека, когда он без особых усилий читает или записывает через буквы и слова те или иные мысли.

Учебный рисунок должен обострять зрение на природу, заставлять сознание рисующего проникать внутрь строения формы.

Литература

1 Тихонов С.В. и др.

Рисунок : учебное пособие для ВУЗов /С.В.Тихонов, В.Г.Демьянов, В.Б.Подрезков. - М.: Стройиздат, 1995 - 296 с. илл.

2 Кирцер Ю.М.

Рисунок и живописью : учебное пособие - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Высшая школа, 1997 - 271 с.:ил.

3

© 2010-2022