- Преподавателю
- Другое
- Методические указания по рисунку архитектурных деталей
Методические указания по рисунку архитектурных деталей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаптев О.Ю. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО «ТПТ»
Сборник методических пособий по рисунку архитектурных деталей
дисциплина «Рисунок»
Содержание
Введение
4
-
Практическая работа № 5 «Рисунок вазы (амфоры)»
5
-
Практическая работа № 6 «Рисунок гипсового орнамента»
7
-
Практическая работа № 7 «Рисунок капители дорического ордера»
9
4 Практическая работа № 8 «Рисунок капители ионического ордера»
11
Заключение
13
Приложение А - образец практической работы № 5
14
Приложение Б - образец практической работы № 6
15
Приложение В - образец практической работы № 7
16
Приложение Г - образец практической работы № 8
17
Литература
18
Введение
Для владения рисунком необходимы сознательная подготовка «видения натуры» и умения логически последовательно изображать её на плоскости.
Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету и фактуре. Все предметы, созданные природой или человеком, имеют общий содержательный признак - то или иное закономерное строение или конструкцию формы.
Понимание конструкции формы с точки зрения её пространственной организации, материала, из которого она создана, её функционального назначения особенно важно для архитектора, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.
В учебном рисунке много вопросов и задач, которые при изображении формы в пространстве должны решаться взаимосвязано. Это композиция изображения на листе бумаги, конструкция, движение, пропорции, перспектива, светотень, цвет, фактура и т.д.
Практическая работа № 5 - 10 часов.
Тема: «Рисунок вазы (амфоры)».
Цели:
-
Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.
-
Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.
-
Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование:
-
Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).
-
Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».
-
Кнопки канцелярские.
-
Резинка стирательная.
-
Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.
Теория
Разнообразие форм архитектурных сооружений - всё это может служить объектом для рисования. Рисование архитектурных деталей проводится на протяжении всего семестра с последовательным усложнением задач по мере приобретения знаний и навыков.
Изучая и рисуя архитектурные детали, студент познаёт их композиционно-художественные закономерности, их стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей и деталей. В процессе рисования происходит накопление художественных и технических способов и приёмов изображения.
Выполнение упражнений на архитектурную тему преследует многоплановые цели. Это, во-первых, приобретение и дальнейшее развитие изобразительных навыков, глубокое освоение всех закономерностей рисунка, развитие композиционных способностей студента. Во-вторых, изучение предшествующего опыта в архитектуре, накопление материала для своей творческой работы.
Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назначения и рода деятельности, он индивидуален и его место в творческом процессе каждого специалиста своё. Он продукт творческой, мыслительной работы архитектора.
Основа для рисования архитектуры - умение изображать с натуры и по воображению геометрические фигуры и тела в любых положениях, умение делить кривые и прямые отрезки на любое количество частей с учётом перспективных сокращений.
Свободное рисование геометрических объёмов и фигур, знание закономерностей линейной и воздушной перспективы помогут студенту легко и быстро помечать на бумаге общую форму как деталей, так и целых архитектурных комплексов.
Для учебного рисования берут сначала простые, а затем сложные архитектурные детали. Рисуемую деталь по возможности рассматривают со всех сторон (с фасада, сбоку и в плане), делая при этом мысленно ряд характерных сечений.
Рисование архитектурных деталей служит для изучения логики конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретения и совершенствования навыков изображения техники работы графическими материалами.
Задание
В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок гипсовой вазы (амфоры). Образец практической работы № 5 см. в Приложении А.
Порядок работы
-
Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги при помощи кнопок, разложить карандаши и прочее).
-
Композиционно разместить изображение вазы на плоскости листа, найти её размер и легко наметить основные пропорции.
-
Вспомогательными линиями определить ось вращения (серединную линию) и перпендикулярно ей оси нижнего и верхнего основания.
-
Уточнить пропорциональные отношения горловины и тулова (средней части). На уровне горизонтальных линий отметить деление на узкую и широкую части.
-
По опорным точкам наметить общий силуэт вазы.
-
В соответствии с законом линейной перспективы построить эллипсы.
-
В соответствии с законом воздушной перспективы распределить тон по объёму вазы. Обобщить рисунок.
-
Убрать рабочее место.
Контрольные вопросы
-
В чём особенность рисунка предметов геометрической формы ?
-
Как мы понимаем взаимосвязь частей большой формы предмета ?
-
В какой последовательности выполняется рисунок вазы ?
Практическая работа № 6 - 10 часов.
Тема: «Рисунок гипсового орнамента сложной формы».
Цели:
-
Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.
-
Развивающая - развитие глазомера, умение видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.
-
Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование:
-
Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).
-
Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».
3 Кнопки канцелярские.
-
Резинка стирательная.
-
Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.
Краткая теория
Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория».
Слово «орнамент» происходит от латинского «украшение» и чаще всего понимается как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения архитектурных сооружений как извне, так и в интерьере.
Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.
В гипсовых слепках, которые нередко используются в качестве модели для учебного рисунка, орнаменты бывают растительного типа - стилизованные листья, цветы и плоды.
Рисунок орнамента с гипсового образца полезен ещё и в том смысле, что приучает будущих архитекторов к изображению элементов декоративного характера, что важно для их последующей профессиональной деятельности.
Начинают рисовать орнамент с композиционного размещения на листе и ведут учебный рисунок в той же последовательности, что и рисунок геометрических тел.
Задание
В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок гипсового орнамента сложной формы. Образец для практической работы № 6 смотреть в Приложении Б.
Порядок работы
-
Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги при помощи кнопок, разложить карандаши и прочее).
-
Разместить композиционное изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого предмета.
Рисунок начинаем с пометки углов плиты орнамента (правого, левого, верхнего и нижнего).
-
Пометить центр композиции.
-
Определить общую массу орнамента и его основных элементов.
-
Уточнить пропорциональные отношения общей высоты и ширины орнамента, его крупных частей по вертикальным и горизонтальным осям.
Легко прорисовать формы с учётом перспективных сокращений.
-
Провести вспомогательные линии, сечения или профильные линии глубины рельефа, чтобы лучше почувствовать пластику орнамента.
Сделать линейно-конструктивное построение.
-
Наметить собственные и падающие тени одновременно с уточнением построения формы.
-
Выявить большие тональные отношения с учётом воздушной перспективы.
-
Обобщить рисунок, подчиняя детали крупной форме.
-
Убрать рабочее место.
Контрольные вопросы
1 Какого назначение орнамента ?
2 Какие типы орнамента используют в учебном рисунке для архитекторов ?
3 В какой последовательности ведут работу над орнаментом в учебном рисунке ?
Практическая работа № 7 - 10 часов.
Тема: «Рисунок капители дорического ордера».
Цели:
-
Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.
-
Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.
-
Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование:
-
Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).
-
Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».
3 Кнопки канцелярские.
-
Резинка стирательная.
-
Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.
Краткая теория
Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория».
Развитие архитектурных элементов, входящих в сооружение, влечёт создание того или иного строя, порядка этих элементов, их пропорций и пластического художественного выражения. Порядок элементов в сооружении, вносимый архитектором со всесторонним учётом технических и художественных требований, называется ордером (в буквальном переводе - «порядок»).
Ордерная система, возникшая в античные времена и получившая широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике, выражала специфику стоечно-балочной системы. Богатство и разнообразие архитектурных форм ордерной системы делают детали классического ордера наиболее ценными учебными моделями для рисования.
Один из существенных элементов, который входит во все ордерные системы, - стойка - колонна.
Вверху ствола колонны под балкой обычно помещается промежуточное звено, называемое капителью.
Капитель является наиболее интересной деталью колонны для рисования.
Задание
В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок капители дорического ордера. Образец для практической работы № 7 смотреть в Приложении В.
Порядок работы
-
Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги, разложить карандаши и прочее).
-
Композиционно разместить изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта.
Найти размер капители.
-
Пометить углы верха и низа капители. Провести ось капители.
-
Определить и пометить толщину колонны и основные перспективные направления.
-
Пометить основные части капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легко прорисовать их с учётом перспективных сокращений.
-
Сделать линейно-конструктивное построение с учётом перспективных сокращений.
-
Выявить светотень: сделать собственные и падающие тени.
-
Выявить большие тональные отношения.
-
Сделать глубокую проработку светотеневых отношений.
Обобщить рисунок.
-
Убрать рабочее место.
Контрольные вопросы
-
Что называется архитектурным ордером ?
-
Что называется капителью?
-
Каков порядок работы над рисунком капители ?
Практическая работа № 8 - 10 часов.
Тема: «Рисунок капители ионического ордера».
Цели:
1 Образовательная - освоение и совершенствование навыков работы в рисунке.
2 Развивающая - развитие глазомера, умения видеть пропорциональные отношения между предметами, мыслить формой и линией.
3 Воспитательная - воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование:
-
Бумага (рисовальная или чертёжная бумага типа «ватман»).
-
Карандаши графитные (средней твёрдости «ТМ», «М» и «2М».
-
Кнопки канцелярские.
-
Резинка стирательная.
-
Доска для рисования (размер 45 х 65 см) или специальный мольберт для рисования.
Краткая теория
Основные положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 5 раздел «Теория» и № 7 раздел «Краткая теория».
В капитель ионического ордера включён более сложный орнамент (так называемые волюты, бусинки и т.д.), но последовательность рисования остаётся такой же, как и у капители дорического ордера.
Задание
В данной практической работе на бумаге формата А2 выполняется рисунок капители ионического ордера. Образец для практической работы № 8 смотреть в Приложении Г.
Порядок работы
-
Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги, разложить карандаши и прочее).
-
Композиционно разместить изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта.
Найти размер капители.
-
Пометить углы верха и низа капители. Провести ось капители.
-
Определить и пометить толщину колонны и основные перспективные направления.
-
Пометить основные части капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легко прорисовать их с учётом перспективных сокращений.
-
Сделать линейно-конструктивное построение с учётом перспективных сокращений.
-
Выявить светотень: сделать собственные и падающие тени.
-
Выявить большие тональные отношения.
-
Сделать глубокую проработку светотеневых отношений.
Обобщить рисунок.
-
Убрать рабочее место.
Контрольные вопросы
-
Чем отличается капитель ионического ордера от дорического ?
-
Каков порядок работы над рисунком капители ?
Заключение
Современный архитектор может успешно выполнять своё назначение, если будет обладать всесторонней культурой и широким кругозором. Культура архитектора, его кругозор должны быть тесно связаны с рисунком.
У архитектора между мышлением и рисунком должна существовать координация, подобная той, которая выработана у грамотного человека, когда он без особых усилий читает или записывает через буквы и слова те или иные мысли.
Учебный рисунок должен обострять зрение на природу, заставлять сознание рисующего проникать внутрь строения формы.
Литература
1 Тихонов С.В. и др.
Рисунок : учебное пособие для ВУЗов /С.В.Тихонов, В.Г.Демьянов, В.Б.Подрезков. - М.: Стройиздат, 1995 - 296 с. илл.
2 Кирцер Ю.М.
Рисунок и живописью : учебное пособие - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Высшая школа, 1997 - 271 с.:ил.
3