Методическая разработка Развитие творческих способностей

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности в интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, постав...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр технического творчества»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Развитие творческих способностей у детей»



Методическая разработка Развитие творческих способностей




Педагог дополнительного образования:

Ерохина Маргарита Леонидовна





Петропавловск-Камчатский

2008 г.

«Развитие творческих способностей у детей»


План


  1. Пояснительная записка

  2. Определение понятия способность

  3. Развитие интереса к творчеству

  4. Виды творческой деятельности

  5. Этапы, принципы и методы развития творческих способностей у детей

  6. Практическая часть (на примере работы детского объединения фотостудии «Ракурс» КГОУДОД КОЦТТ)

  7. Заключение

  8. Список литературы

  9. Приложение 1 (Открытый урок «Световая кисть»)

  10. Приложение 2 (Диск к открытому уроку «Световая кисть»)


1. Пояснительная записка


Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования - выявить и развить творческие способности в интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

2. Определение понятия способность


Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди сильнее и лучше, чем другие, усваивают знания и умения. Так что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, не однозначен. Если суммировать его толкования и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им уже практически не пользуются.

  2. Способности - представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII - XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

  3. Способности - это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех, и именно на него мы и будем опираться.

3. Развитие интереса к творчеству

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, фотография, которая объединяет и то и другое и др., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь следует различать природные, или естественные способности и специфические, имеющие общественно-историческое происхождение. Первые являются элементарные способности, общими у человека и животными, это, например, восприятие, память, мышление, способность к элементарной коммуникации на основе экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

Так же существуют общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, к ним можно отнести музыкальные, математические, литературные, художественные, технические и др.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Кроме этих существуют и другие виды способностей.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а их удачное сочетание, именно такое, которое необходимо для нее. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы только одной способностью. С другой стороны относительная слабость способности не исключает успешного выполнения деятельности, так как она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим видам деятельности.

4. Виды творческой деятельности


Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.

Методическая разработка Развитие творческих способностей

Творческая

дМетодическая разработка Развитие творческих способностейеятельность

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей

Методическая разработка Развитие творческих способностей

Декоративно-

пМетодическая разработка Развитие творческих способностейрикладная

ХМетодическая разработка Развитие творческих способностейудожественно-эстетическая

Техническая

К декоративно-прикладной деятельности относятся: ИЗО, шитье, вязание, макраме; к техническому - спортивно-технические, конструкторские, художественно-технические, научно-технические объединения, информационные технологии; к художественно-эстетической - музыка, вокал, хореография, драматический театр.

Среди декоративно-прикладного творчества особо выделяется изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмичные движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Техническое творчество способствует развитию интереса к технике, конструкторским и трудовым умениям и навыкам, техническим знаниям и углубленному изучению технических и естественных наук, к коллективному труду и выявляет индивидуальность каждого ребёнка.

5. Этапы, принципы и методы развития творческих способностей у детей


Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые ребенок будет проходить на пути от способностей к таланту:

  1. Первый этап - игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

  1. Второй этап - индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

  1. Третий - этап роста.

Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

  1. Четвертый - этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Из этого можно сделать следующие выводы:

  • На первом этапе ребенок тянется за родителями;

  • На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;

  • На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Он заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • научности

  • систематичности

  • последовательности

  • доступности

  • наглядности

  • активности

  • прочности

  • индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся во время игровой деятельности игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими особенностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач.

  2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

  5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

  6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

    • развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

    • задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

    • творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы. Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Методы:

  • Практические

  • Словесные

  • Наглядные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Они подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские и творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

6. Практическая часть (на примере работы детского объединения фотостудии «Ракурс» КГОУ ДОД КЦТТ)


Я являюсь руководителем детской фотостудии «Ракурс», которая работает при КГОУ ДОД КЦТТ. Главная цель работы объединения - дать теоретические знания в области художественной фотографии, обучить практическим приёмам фотографии и работы с фототехникой, развить интеллектуальные и специальные способности детей, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность.

Первый год обучения - научно-универсальный. Его основой является познавательная деятельность. Обучающиеся приобретают знания, умения, навыки по профилю учебных групп. Ребята знакомятся с негативным и позитивным процессом, осваивают фотографические жанры, занятия, в основном, носят общий характер. Уровень коммуникации между мной и детьми в образовательном процессе демонстрационный. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ, проведение тестов.

Второй года обучения идет по пути качественного, а не количественного накопления знаний и расширения уже приобретенных. Данный уровень обучения можно отнести к поисково-диагностическому, накапливается опыт исполнительской деятельности, позволяющий ребятам попробовать себя во всех жанрах фотографии и выбрать желаемое. Итогом здесь является появление устойчивого интереса к одному или нескольких направлений жанров фотографии. В процессе обучения ребята получают основные теоретические знания и практические навыки по технике и эстетики фотографирования, развивают и углубляют свои творческие способности, общественную активность. Показателем практических умений и навыков является правильное выполнение работ для выставок.

На третьем году обучения образовательный уровень носит лабораторно-исследовательский характер, при этом уровень коммуникаций продуктивный, обучающиеся овладевают практическими знаниями и умениями по одному или несколькими жанрами фотографии. Идет коррекция развития интересов и способностей. Итогом работы являются работы, подготовленные на выставки.

Четвертый этап творческий. Этот уровень предполагает самостоятельное выполнение работ по собственным проектам, создание персональных выставок. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству.

Обучение младших рассчитана на ребят-помощников, которые серьёзно увлечены фотографией и обладают запасом основных знаний и умений, у которых уже определились любимые темы, склонность к фотосъемке определенных жанров фотографий. Также, с этой целью установлен дружеский контакт с фотохудожниками народного фотоклуба «Камчатка», запланированы встречи с журналистами, фотокорреспондентами и фотомастерами

По освоению содержанию программы предусмотрены следующие уровни развития: репродуктивный - первый год обучения, эвристический - второй год обучения, креативный - третий и четвертый год обучения.

Для развития творческих способностей в студии используются игры и упражнения, основанные на игровом моменте. Игра является основой всей человеческой культуры. Именно она в легкой и интересной форме помогает освоить многое в искусстве и творчестве, развить зрительное внимание и образное мышление. Ниже приведены игры и упражнения, наиболее часто используемые мною в педагогической деятельности.

«Глазами карликов и великанов»

Зрительное восприятие лежит в основе фотографического творчества, и его развитие - необходимое условие для становления фотографа. Каким же образом можно его развить? В этом поможет данное упражнение. Принцип выполнения прост: надо пытаться смотреть на вещи, которые нас окружают, с непривычных позиций. Так, например, можно стать на стул и оглядеть комнату вокруг, или присесть на корточки и посмотреть на предмет снизу. Невероятно, но таким образом можно получить интересные образные открытия.

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей


«Пятна»

Эта игра поможет развить воображение и творческие способности ребенка. Берем лист бумаги, сложенный пополам так, чтобы была видна граница перегиба. Затем на одну из его сторон капаем тушь, краску или несколько красок. Способов нанесения краски множество: их можно наносить рядом друг с другом, смешивать тона или ограничиться только одной каплей - все это позволяет получать разнообразный результат.

Затем мы складываем половинки и прижимаем страницы друг к другу (степень надавливания так же играет значение). После этого открываем лист и смотрим на то, что получилось, пытаясь увидеть среди пятен знакомые объекты и предметы. Эта игра очень нравиться детям, так как она не только полезна, но и увлекательна.

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей


Существует огромное количество разнообразных игр на развитие внимания. Но, выполняя их, надо иметь в виду некоторые психологические особенности - внимание легко утомляется. Чтобы развить стойкое внимание, нужна тренировка. Ниже приведены игры на развитие внимания.

«А ты это заметил?»

Эта игра поможет сформировать отличную зрительную память. Для ее проведения потребуются, например, слайды и репродукции картин. На несколько минут показывают репродукцию или слайд картины, а затем просят ответить на вопросы: какого цвета одежда на герое, сколько человек изображено, где главный композиционны центр картины, в чем основная идея произведения и др.

Другой вариант этой игры. В течение определенного времени надо запомнить, как одет один из присутствующих, а потом рассказать по памяти. Или другой вариант: осмотрев всех, ученик выходит из кабинета, а оставшиеся меняются деталями в одежде. Вернувшийся должен восстановить прежний порядок.

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей

Методическая разработка Развитие творческих способностей

«Фрагменты»

Эта игра следует той же цели, что и предыдущая. Ее условия таковы: необходимо узнать по выкадровке снимка - автора и название фотографии. Сначала размер фрагмента может быть большим, но постепенно рамки сужаются, усложняя задание.

«Что изменилось?»

В эту игру можно играть вдвоем, втроем и даже группами. На столе расставляются предметы разных форм и цветов. Участники игры должны за определенный срок запомнить их и потом, назвать их по памяти. Главное помнить, что количество предметов, которые исчезают или появляются должно увеличиваться постепенно и не могут превышать число семь. Так как, по мнению психологов, зона ближайшей памяти у человека ограничена, и он не в состоянии одновременно держать в памяти больше семи предметов.

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей

Можно привести пример творческих «фотозаданий», широко используемых в фотостудии. Это съемка «веселых» и «грустных» натюрмортов, съемка черной перчатки на черном, и белого яйца на белом фоне.

Еще один путь развития воображения и чувства композиции - создание фотограмм, которые включали бы в себя самые простые объекты: спички, обрезки бумаги, пуговицы и т. п. Сам процесс выкладывания фотограмм очень увлекателен и не так прост, как может сначала показаться. Он побуждает ребенка творчески мыслить, видеть в простых и знакомых предметах что-то новое и необычное.

Методическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностейМетодическая разработка Развитие творческих способностей


Занятие в студии настраивает на профессиональный рост коллектива, я считаю, что эффективность этих занятий доказано самой жизнью и работой студии. Участники объединения являются призерами международных, всероссийских, областных и городских конкурсов.


Заключение


Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве и юношестве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей







ВЫВОД


Развитие творческих способностей через занятия техническим творчеством, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой благотворное влияние на развитие как личностной, так и технической культуры в целом. С этой целью можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по фотографии давать детям задания творческого характера.

3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

4. Работа с родителями.

Список литературы:


  1. Ерохина М.Л. Образовательная программа.

  2. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

  3. Немов Р.С. Психология. - М.: гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г. стр. 373 - 388.

  4. Пожарская С. Фотомастер. - М.: «Пента», 2001 г. стр. 314 - 320.

  5. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

  6. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - С. 32.

  7. Дети, техника, творчество. №6, 2005 г., стр. 12 - 20.

Методическая разработка Развитие творческих способностей


© 2010-2022