• Преподавателю
  • Другое
  • Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях (консультация для воспитателей ДОУ)

Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях (консультация для воспитателей ДОУ)

Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым — содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании —...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Здоровьесбережение детей в

дошкольных учреждениях

(консультация для воспитателей ДОУ)





Лебедева О.В., воспитатель МОУ Звягинско нош

2014 г






Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях

Если человек воспринимает

свое здоровье как «долг» перед кем-то,

если смысл своего здоровья он видит

в возможности осуществить какое- то

важное дело, он сможет стать значительно

здоровее, чем тот, для кого здоровье

- его «личное дело».

Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым - содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей).

По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.

Педтехнология будет оптимальной, если:

  • ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

  • ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» ( если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)

Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю ( природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую ( образовательного учреждения). Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно - развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы.

Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпанентная структура:

1. Предметная среда - хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности.

2. Коммуникативная среда - межличностные отношеия между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни.

3.Кррекционно - развивающая среда, оздоровительная среда - формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.

Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье, организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения. Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно - развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одно из основных задач детского сада.

В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости,гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.

Сдоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

  • строгое соблюдение режима дня;

  • утренняя гимнастика:

  • динамические паузы (физкультминутки);

  • обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;

  • физкультурные занятия;

  • прогулки;

  • спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;

  • сбалансированное питание;

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации,которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение , скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:

*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;

*Упражнения на расслабление мышц лица;

*Упражнения на расслабление мышц шеи;

*Упражнения на расслабление мышц рук;

*Упражнения на расслабление мышц ног;

*Упражнения на расслабление всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ)- это игра в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.

Вывод: Основное направление здоровьесбережения в ДОУ - движение вперед на пути личносто ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей. Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.

© 2010-2022