Эссе на темуПреобразования в образовании-требование времени

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе.

«Изменения с системе образования-требование времени»

Мир меняется стремительно: экономические и политические кризисы, межнациональные конфликты, реформы в социальной сфере. Чтобы быть конкурентоспособным государством, нужно четко реагировать на все изменения; необходимы люди, способные грамотно и разумно действовать в условиях нестабильности, находить правильные решения в соответствии с реалиями мировой ситуации. Они должны быть образованы и мобильны, уметь ориентироваться в предлагаемых жизнью условиях. Система образования является основным фундаментом в построении цивилизованного общества. От того, кого и как мы сегодня обучим и воспитаем, зависит будущее страны. Не случайно во всех развитых странах уделяется огромное внимание обучению в школе.

Системы образования развитых стран выстроены таким образом, чтобы выпускники школ были не просто информированными людьми, но и могли критически мыслить, принимать решения, анализировать, развиваться всесторонне. Мне интересно, как выстроена система образования во всех странах. Свои особенности есть в каждой. В данной работе я остановлюсь на трех. Это Сингапур, Китай, США, страны с ведущими мировыми экономиками. В США - рыночная экономка, демократия. Меня заинтересовало каким образом там построено образование, что вот уже много десятилетий это государство является супердержавой, как и чему там учат детей, которые в итоге идут работать в банки, на производство, в политику, одним словом, они приспособлены к системе, где господствует конкуренция. Китай, напротив, - одно из немногих социалистических государств, в котором господствуют тоталитарные методы руководства. И там тоже необходимы усилия, чтобы тебя заметили, и ты смог проявить себя. Сингапур - небольшое государство, которое совершило стремительный рывок в экономике в середине прошлого века, и система образования этой страны занимает по исследованиям ОЭСР лидирующие позиции по уровню развития.

ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) - международная организация развитых стран, имеющих возможность в рамках организации разрабатывать, обсуждать и координировать социальную и экономическую политику, обмениваться опытом в решении общих проблем. Одним из основных направлений деятельности этой организации является образование.

ОЭСР исследует систему образования на основе разработанной «модели ученика XXI века», основанную на следующих критериях:

1. Способность учащихся к выбору решений и действий.

2. Готовность выпускников школ к использованию имеющихся знаний на практике.

3. Формирование метапознания, навыков обучения тому, как учиться.

[онлайн на http:/oecd.org/edu/preschoolandschool/44339174.pdf]( получено 26.08.2015)

Наилучшие результаты по данным критериям как раз показывают ученики из Китая и Сингапура, а США, хотя и не занимают лидирующие позиции, готовят молодежь, которая достаточно успешно адаптируется в жизни.

Система образования этих стран функционируют эффективнее и совершенствуются быстрее других. Что их объединяет и каким образом улучшаются результаты учащихся, попробуем разобраться в данной работе.

Итак, Сингапур. Система образования Сингапура базируется на британских традициях, оно имеет ряд особенностей - лучшие выпускники университетов идут преподавать в школу, каникулы короткие (около десяти дней), профессия учителя хорошо оплачивается и имеет высокий статус.

Образование в Сингапуре базируется на создании среды, которая направлена на усиление мотивации каждого школьника получать знания. Жители Сингапура со школы нацелены на освоение новых технологий, развитие предпринимательского духа, умение брать ответственность перед обществом на себя.

Школьники Сингапура занимают призовые места в международных предметных олимпиадах. Страна является одним из продвинутых финансовых, торговых и технологических центров мира. Прослеживается прямая связь между системой школьного образования и процветанием государства. Образовательная система способствует воспитанию открытых миру лидеров, которые способны работать в команде и осуществлять взаимодействии школьного образования с экономикой страны.

Цель системы образования - усиление преподавательского состава и поощрение успешных проектов. Уже сегодня в школах работают лучшие выпускники университетов, так как в Сингапуре убеждены, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей. Если учитель, пришедший в школу после университета, проработал в ней менее трех лет, то он обязан возместить государству затраты на обучение. В Сингапуре высокая стартовая зарплата учителя (около двух с половиной тысяч долларов), действует система премий, государство оплачивает повышение квалификации.

Получив педагогическое образование, можно продолжить карьеру вне школы. Опытные учителя - это мастера, которые могут стать менторами новых учителей или возглавить школу. Дети обучаются в сингапурской школе десять лет, из них шесть лет - в начальной школе. Ученики имеют возможность обучаться по индивидуальной программе, составленной из комбинаций предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Таким образом, система учитывает каждого ребенка.

В Сингапуре четко прослеживается акцент на персонализацию образования. Большое внимание уделяется математике, языковой подготовке и естественным наукам. Внеклассные занятия в школе обычно посвящены развитию спортивных, творческих способностей, реализации социальных проектов.

Школы могут использовать свой собственный метод обучения, который должен быть направлен на расширение возможностей учащихся через личностно-ориентированный подход. Такая система образования, по мнению Министерства образования Сингапура, нацелена на то, чтобы воспитывать ученика, который будет обладать всеми навыками, необходимыми в 21 веке. Компьютерные сети, интерактивные медиа, новые цифровые технологии активно используются в школах. В течение обучения у учащихся развивают критическое мышление, коммуникативные навыки, особый упор делается на прикладную составляющую теоретических знаний. [онлайн на study.kz/1/8/323/obrazovanie-v-singapure] ( получено 26.08.2015г.)

Китай. Система образования в Китае нацелена на достижение наивысшего результата. Китайская школа готовит к тому, что получить образование очень важно, т.к. у кого образование лучше, тот и поступает в вузы либо находит себе хорошую работу. На протяжении всего периода обучения дети постоянно сдают экзамены в виде тестирования. Образование в Китае платное. Общий уровень развития образования сравнительно невысокий из-за многочисленности населения. Но тем не менее китайские школьники активные участники школьного олимпийского движения. Дисциплина в школах жесткая, нагрузки высокие, есть система интернатов, развито репетиторское образование. Работа учителя в Китае престижна, статус высок. Учителя в системе повышают свою квалификацию и имеют высокую зарплату. [онлайн на ichina.ru/top/information/obrazovanie] (получено 27.08.2015г.)

США. Государственной системы образования как таковой в Америке не существует. Нет единых стандартов обучения. Содержание и объем материалов, который предстоит постигнуть школьнику, уточняется самим преподавателем. Средние школы бывают трех типов: академические, профессиональные, многопрофильные. Академический профиль дает образование достаточное для поступления в вуз. Профессиональные профили готовят выпускника к практической деятельности. Многопрофильные школы дают слабые знания и образование в них подвергается постоянной критике. Американские школьники, начиная с третьего класса, ежегодно тестируются. Среди американских школ существует конкуренция. Как в Китае и Сингапуре, так и в Америке статус учителя высок. Обучение в США основано на саморегуляции школьников, нет давлеющего контроля со стороны учителя. Ученики на уроках чувствуют себя достаточно свободно, преобладает демократический стиль общения. Много заданий, направленных на выражение собственного мнения. Ученик сам может выбирать предметы для изучения.

Из этого краткого обзора основных характерных особенностей образовательных систем, я делаю следующие выводы:

Опыт лучших систем образования показывает, что главную роль имеют три особенности:

1. Отбор учителей, при котором создана система конкуренции и поддерживается высокий статус учителя, подкрепленный материально.

2. Постоянная профессиональная подготовка учителей, направленная на повышение эффективности преподавательской работы.

3. Создание условий, при которых каждый ученик получает качественное образование. [онлайн на: психологос.Энциклопедия практической психологииъ] (получено 26.08.2015г.)

То есть Правительства этих стран уже поняли, что образование сегодня-это основа всех политических и экономических реформ завтра; что, оказывая профессиональную и материальную поддержку педагогам, государство готовит компетентных специалистов, способных не только давать знания, но и развивать навыки применения этих знаний на практике у подрастающего поколения.

Уверена, если в наиболее продвинутых в этом отношении странах существуют системы, организованные таким образом, что эти факторы работают, то это доказывает, что улучшение результатов обучения достижимо и в других странх.

Думаю, опыт этих стран может быть учтен при изменении системы образования в нашей стране.

Казахстан стал независимым вот уже более двадцати лет назад. Политические и социально-экономические изменения вызвали необходимость перемен и в системе образования.

Я воспитана советской системой образования и ценю те принципы и знания, которые были заложены в нас. Но в советской системе был один большой недостаток - учащимся предлагали готовые решения и выводы, индивидуальность никого не интересовала, все действовали по готовым шаблонам. А с наступлением эпохи демократизации и гласности стало понятно, что стране нужны люди, критически мыслящие и рефлексирующие. Начиная с девяностых годов реформы образования сменяли одна другую. Не было четкого понимания, к чему идти, как лучше учить, прививать новые навыки учащимся, какие предметы и в каком объеме изучать и, наконец, сколько учиться? За эти годы изменялись Программы, стандарты, концепции. Но четкой цели и видения, к чему идти, чего хотим достичь, не было. А менять систему образования было необходимо. Планы и стратегии, инициированные Президентом, предполагали глобальные изменения в экономике. В каждом своем Послании народу Казахстана Президент уделяет внимание образованию. В обращении к народу Казахстана в 2014 году Н.А.Назарбаев говорит, что "...все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования..." Поэтому важно в школах внедрять современные программы и методики обучения, а также необходимы квалифицированные кадры. "В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубоко анализа информации.» (из Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17января 2014 года. [онлайн на Официальный сайт Президента Республики Казахстан]( получено 26.08.2015г.)

В 2012 году была разработана новая стратегия «Казахстан - 2050», по которой в сфере образования определены следующие приоритеты: модернизация методик преподавания, развитие онлайн-системы образования, создание региональных школьных центров. Президент отмечает, что важно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в систему образования Казахстана. Образование должно быть доступным для всех желающих. Важно использовать дистанционное обучение и обучение в онлайн-режиме. Также необходимо устаревшие и невостребованные научно- образовательные дисциплины заменить перспективными направлениями. Обучающие программы должны быть направлены на развитие практических навыков и квалификаций, для этого необходимо изменить направленность и акценты учебных планов. (из Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс») состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года). Официальный сайт Президента Республики Казахстан)

Планы грандиозные. Они требуют кардинальных изменений в образовании.

Школьная система среднего образования Казахстана успешно продвигается шаг за шагом к стандартам ОЭСР. Сотрудничая с этой организацией, Министерством образования проводятся исследования по различным уровням образования, цель которых сопоставить свои достижения с лучшими мировыми практиками и выработать приоритеты их развития.

В стране уже действует система выявления и поддержки одаренных детей «Дарын». Создана сеть Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) для талантливых детей. В НИШ разработана и успешно применяется система критериального оценивания. В 2012 году был разработан Национальный план по развитию функциональной грамотности школьников. Его реализация будет способствовать улучшению результатов PISA и развитию умения школьников применять полученные знания в жизни. Создана инновационная система повышения квалификации педагогов в сотрудничестве с Кембриджским университетом и Центром педагогического мастерства НИШ.

Но вместе с тем, суть общешкольного образования в средних школах не изменилась. Продолжается гонка за качеством знания, за цифрами, рейтингами. А система ЕНТ не направлена на объективное оценивание подготовки выпускников. Мы по-прежнему не фокусируем свое внимание на личности ученика, не раскрываем полностью потенциал ребенка.

Профессия учителя не популярна в нашей стране. Учителями зачастую становятся случайные люди, которые не мотивированы к совершенствованию своего профессионального мастерства. Вузовская система подготовки педагогических кадров также несовершенна. Наблюдается слабая связь между тем, что будущие учителя изучают в вузах и тем, что им предстоит делать на своем рабочем месте. Поэтому, необходимость перемен очевидна.

Начинать нужно со школы и с себя. Моей школе нужны изменения. В школе преобладает традиционная система обучения, основанная на авторитарности учителя. Нет системы во внедрении новых подходов в обучении.

. Все куда-то спешим, все на ходу -отчеты, цифры, рейтинги, а ученика не видим. Нужно остановиться и сосредоточиться на главном - учить учиться, вникая во все проблемы детей. Нехватка времени - это отговорка, мы уже потеряли многое в погоне за «качеством».

Отвечая на вопрос «Что я могу изменить?», можно сказать: «Конечно, начинать буду с себя». Уже по-другому начну строить диалоги с учащимися, буду помогать ребятам учиться самостоятельно принимать решения, учить их верить в себя, ведь каждый из них - одаренный ребенок, нужно только разглядеть этот дар. Главное - повысить их мотивацию, чтобы каждый понимал, для чего он учится, какого результата он сможет достичь. И еще я считаю, важно научить правильно работать в группах, т.к. эта форма работы развивает навыки мышления, речь, умение слышать и слушать. «Мотивация» и «Работа в группах» - это те направления в обучении, которые помогут и развитии критического мышления, и в оценивании.

Основа системы образования-это учителя. Если мы изменим подход к обучению, измениться и система. Конечно, я рассчитываю на помощь и поддержку коллег, которых я буду стараться увлечь новыми подходами в обучении. Я уверена, поддержка и понимание будет. Есть у нас в школе талантливые педагоги, которые критически относятся к своей работе и понимают, что традиционные формы и методы преподавания уже не актуальны, они не отвечают и запросам современного общества, наши выпускники, если и знают, но не могут применить-вот главная наша проблема.

Я уверена, что у меня получится и я обязательно применю свои знания на практике, потому что все, о чем мы говорили на занятиях - правильно и направлено конкретно на ученика, которого нужно понимать, слышать, учить мыслить критически, а не предлагать ему готовые решения. И нужно учить по-другому - наблюдая, думая, рефлексируя.

А изменения в системе образования страны нужно начинать на местах, в школах, в себе.

Использованная литература:

1. М.Барбер, Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе»

2.Образование в Сингапуре [онлайн на Образование в Сингапуре,study.kz/1/8/323/obrazovanie-v-singapure] (получено 26.08.2015г.)

3.ОСЭР [онлайн на психологос.Энциклопедия практической психологии ] (получено 26.08.2015г.)

4.Образование в Китае [онлайн на (ichina.ru/top/information/obrazovanie) 27.08.2015г.]

5.Послание Президента Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17января 2014 года. [онлайн на Официальный сайт Президента Республики Казахстан ] (получено 26.08.2015г.)



© 2010-2022