- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка по проведению классного часа по теме Холокост
Методическая разработка по проведению классного часа по теме Холокост
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костанян К.Р. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Костанян Каринэ Романовна
МБОУ СОШ № 15
Классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста
по теме: «Сломанные судьбы…Прерванные жизни…»
Аудитория: 6 класс
Цель: формирование ценностных ориентиров личности учащихся.
Задачи:
Образовательная:
- на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;
Развивающая:
- создать условия для формирования познавательных и коммуникативных УУД;
- создать условия для развития системы суждений, для анализа событий и фактов.
- создать условия для развития ключевых навыков критического мышления ( способность давать оценку, выводить умозаключение, быть справедливым и т.д.);
Воспитательная:
- создать условия для формирования личностных УУД (соотносить поступок с моральной нормой, проявлять понимание и уважение, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих)
- создать условия для развития способности проявления эмпатии к окружающим,
- создать условия для развития межкультурной толерантности.
Используемое ИКТ:
- компьютер
- колонки
- проектор
- экран
Используемые материалы:
- конспект урока
- авторская презентация
- фрагменты фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
- песня Yerushalaim shel zahav
- авторская видео презентация.
Опережающее задание:
- трем ученикам заранее было дано задание сделать небольшие сообщения по трем персонажам:
Анна Франк, «цыган» Тролльман, Клодин Шварц.
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята наш классный час сегодня, посвящен жертвам одной из страшнейших, бесчеловечных преступлений против людей и мира. Особое внимание будет уделено тому, что в этой страшной трагедии пострадало много детей. Цифру погибших детей страшно назвать… 1,5 миллиона детей было умерщвлено. Сейчас, мы посмотрим не большие фрагменты фильма, название которого, я сообщу вам позже. (Учитель включает фрагмент фильма «Мальчик в полосатой пижаме»)
Учитель: Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Какая тема у нашего классного часа?
(Ученики ответят, что один из мальчиков, находится в тюрьме или заключении, потому что на нем одежда в полоску, как носят заключенные и к тому же он находится за колючей проволокой).
Учитель: Вы достаточно близко к истине. Мальчик действительно находится в заключении. А как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний мальчик, чтоб оказаться в заключении?
Ученики: возможно, он совершил какое то преступление, или что-то украл.
Учитель: (1 слайд) Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления, единственное в чем он оказался виноват - это то, что он был евреем. И из-за своего происхождения, он оказался в заключении, а точнее в концлагере. Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.
( 2 слайд) Евреев стали переселять в особые районы - гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых. (3 слайд)
Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти жертвам данной катастрофы. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Сегодня нам предстоит познакомиться с греческим словом Холокост. Именно этим словом называют то трагическое время, которое не справедливо унесло жизни огромного количества народа.
( включается 4-ый слайд). Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?
( если учащиеся сталкивались с этим событием, надо выслушать их растолкование, а потом учитель просит обратить внимание на экран, где появляется определение).
Учитель: (5-ый слайд.) Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος - «всесожжение»): в узком смысле - это преследование и массовое уничтожение евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов, не было, каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин, просто как к своей работе. (6-ый слайд).
Учитель просит ученика зачитать с экрана отрывок из стихотворения Наума Коржавина «Дети в Освенциме».
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый раз опять, -
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Учитель: Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории. Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. И зачастую когда уже у взрослых не было сил противостоять злу, их поддерживали дети.
Учитель подталкивает учеников к дискуссии. Задает вопросы для обсуждения:
-
Ребята, а что вы понимаете под словом катастрофа?
-
Как вы думаете, какие качества приходилось воспитывать в себе еврейским детям во время Холокоста?
Учитель: сегодня мы познакомимся с тремя реальными судьбами, с тремя детьми, которые оказались вынужденными участниками этой катастрофы. Судьбы их сложились по-разному.
Учитель приглашает первого докладчика. (Включается 7-10 слайды). Анна Франк. Родилась в 1929 году. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня ее дневник переведен на пятьдесят языков, в том числе и на русский. Вскоре после прихода Гитлера к власти Анна вместе со своей семье бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 года немецкая армия оккупировала Нидерланды. Семья Анны Франк переселились в убежище. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями, шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Запись 19 ноября 1942:
Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные - все тронулись в этот смертельный поход.
4 августа 1944 года по доносу их арестовали. Семью депортировали в Освенцим. По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры, Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самым юным заключённым, который не подвергся этому отбору из-за своего возраста. 30 октября, когда советские войска были приблизительно в ста километрах от лагеря, в женском отделении Освенцима-Биркенау была объявлена селекция. Всё отделение прошло осмотр у доктора Йозефа Менгеле, который отбирал ещё здоровых заключённых для отправки в другой лагерь. Анна и сестра в составе 634 женщин были перевезены в Берген-Бельзен (концлагерь в Германии). Анна Франк не дожила совсем чуть-чуть до освобождения. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен. Однако Анна погибла в начале марта месяца. Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны - Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году. В Амстердаме друзья семьи передали ему дневник Анны, который они хранили все это время.
Учитель: переходим к следующей истории. (выходит следующий докладчик, продолжается презентация. Слайды 11-12). «Цыган Тролльман» В марте 1933 года, Эрих Зеелиг был лишен звания чемпиона Германии по боксу в среднем весе. Причина: он еврей. Место остается вакантным до тех пор, пока на ринге не встречаются два боксера. В одном углу «ариец» Адольф Витт, в другом - Иоганн Тролььман. Боксерская ассоциация долго противостояла этому бою, потому что Иоганн являлся цыганом. Однако 9 июня 1933 года бой состоялся. После шести раундов противник Иоганна уже явно проигрывал, и председатель союза немецких кулачных бойцов, Георг Радамм прекратил бой, объявив ничью. Но разгневанная публика взбунтовалась и потребовала признать Иоганна победителем. Радамму пришлось объявить Тролльманна чемпионом. Через шесть дней Иоганн был извещён письмом о том, что лишён титула. Причиной назывался «плохой бокс». Вскоре снова состоялся бой за титул чемпиона Германии, и Тролльманн снова вызвался. Перед боем он был извещён, что если попробует применить свою тактику то будет дисквалифицирован. Фактически, устроители хотели превратить бой в спектакль с избиением «недочеловека». Иоганн превратил спектакль в трагикомедию с собой в героической роли. Он явился на бой с выжженными перекисью волосами и запудренной добела кожей, являя собой карикатуру на пропагандируемый образ «истинного арийца». Во время боя он стоял неподвижно, с расставленными ногами, и принимал удары, не уклоняясь. Его соперник, Густав Эдер, был знаменит своими мощными ударами. Иоганн продержался, встречая их, пять раундов, и упал весь в крови. В 1939 он был призван в армию. К этому времени в концлагере оказываются уже все три его брата. В 1941 году Иоганн отсылается в концентрационный лагерь Нойенгамме. Там его вынуждают служить объектом для тренировок эсэсовцев. Во время этих тренировок он подвергается унижениям и издевательствам.
В 1943 году во время одной из таких тренировок Иоганн Вильгельм Тролльман был убит. В 2003 году титул чемпиона Германии 1933 года в полутяжёлом весе был официально возвращён Тролльману, и пояс чемпиона был переслан его наследникам, Луису и Мануэль Тролльманам. Иоганн Вильгельм Тролльман профессионально участвовал в 62 боях, из них выиграл 30 и закончил вничью 13. В Ганновере в честь «Цыгана» названа небольшая улица.
В Германии в 2007 году про Тролльмана был снят короткометражный фильм «Рукели (Rukelie)», режиссёр - Сабина Нойман (Sabine Neumann).
Учитель: и нас ждет еще один портрет участника Холокоста - Клодин Шварц.
( выходит третий докладчик.Слайды 13-16). Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Клодин решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей куклой Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем - сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель.
Кому могла маленькая Клодин поведать о всех своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя - Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни, и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. Одно из самых тяжелых впечатлений, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 года, когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и вдруг обнаружила, что куклы возле нее нет. «Я стала звать маму, - рассказывает Клодин, - чтобы спросить ее, куда подевалась кукла - как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит? Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла, она наша «тайная копилка» - в ней мы храним все наши деньги и ценности. Когда мы покидали Париж, мама разобрала куклу и спрятала в нее золотые монеты, каждая из которых была аккуратно завернута в тряпочку, чтобы не звенела. Внутри куклы все тоже было переложено тканью, чтобы монеты не двигались и чтобы я не почувствовала, что там что-то есть. Когда я только получила Колетт в подарок, она умела говорить «мама», а теперь механизм, как видно, испортился. А может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?»
Весь нелегкий период скитаний семья жила на то, что было спрятано внутри куклы, постепенно меняя золото и драгоценности на продукты. Благодаря кукле, Клодин и ее семья дожили до конца войны. Они вернулись в свой дом в Париже. Сама став мамой, а затем, и бабушкой, Клодин только изредка позволяла сначала дочерям, а потом внучкам осторожно поиграть с Колетт, все время, следя за тем, чтобы ее не сломали.
В 1996 году Клодин подарила куклу детской выставке в музее, чтобы и другие дети узнали ее историю и поняли, как это замечательно, когда у тебя есть верный друг, на которого всегда можно положиться, и как это бывает важно в тяжелые минуты.
Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели судьбы трех ваших ровесников. Судьбы у них сложились по- разному. Кто- то выжил, кому-то не удалось. И таких историй еще очень- очень много. Учитель начинает задавать вопросы, привлекая учеников в дискуссию, целью которой является осознание учащимися, что данные дети были ничем не повинны, что нельзя относиться к людям плохо из-за национальной принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, или взглядов. Нужно помочь сделать вывод, что есть ценности, которые являются актуальными в любое время, и для всех (жизнь человека, свобода, вера и т.д.). Нельзя забывать подобные явления, мы должны помнить, для того, чтобы в будущем не допустить такой катастрофы. Учитель должен создать в ходе дискуссии условия для формирование у учащихся эмпатии к своим ровесникам.
Вопросы для обсуждения:
-
Как вы считаете надо ли говорить о судьбах этих детей? Ведь мы узнаем так много страшных фактов. Может это надо закрыть все под «семью замками» и забыть?
-
Ранее мы говорили, что дневник Анны Франк был переведен на 50 языков, и опубликован. Но ведь дневник это личное. Как вы считаете верным ли было решение опубликовать его? Почему?
-
Какие черты характера, которые может быть не совсем свойственны детям, вы можете выделить из наших трех портретов? Какие поступки этих детей вас больше всего удивили?
-
Каково значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: напоследок позвольте мне зачитать вам одну интересную фразу. А вы вслушайтесь в нее и подумайте, что хотел нам сказать автор (пока дети думают, учитель включает видео файл).
Мир слишком опасен чтобы в нем жить, - и не по вине творящих зло, а из- за тех, кто стоит рядом и ничего делает.
Как вы думаете, что автор хотел сказать?
Ученики должны придти к итогу, что нельзя быть равнодушным к злу, который происходит вокруг нас, какого бы масштаба оно не было. И молча стаять и смотреть на тех, кто причиняет кому-то боль, возможно даже большее зло, чем его творить.
Учитель: я благодарю, за Вашу работу, за высказанные мысли, взгляды, мнения. Благодарю, что вы не остались равнодушными к этой трагедии. И рекомендую вам просмотреть фильм, фрагмент из которого мы видели в начале урока. Фильм называется «Мальчик в полосатой пижаме». Спасибо. До свидание.
Используемая литература и Интернет источники:
-
Классные часы по теме «Нравственность»: 6 класс. - 3-е изд. - М.: «5 за знания»,2008. - 208с.
-
Панорама методических достижение - 2011/2012. - Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. - 116с.
-
Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. - Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. М., 2001г. - 103 с.
-
Сайт: ushmm.org. (Мемориальный музей Холокоста США) Статья: Дети во время Холокоста. 21.01.2013г.
-
holocf.ru/facts/ Центр и фонд Холокост. Статья: Уроки, внеклассные мероприятия, проекты. Фото. 21.01.2013г.
-
his.1september.ru/2002/40/4.htm Статья: Холокост. Тема для размышления. Авторы: Илья Альтман, Давид Полторак. 19.01.2013 г.
-
www1.yadvashem.org/yv/ru/ Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Статья: пособие для учащихся младших и средних классов: «Три куклы». 21.01.2013 г.
-
www1.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/index.asp Статья: Виртуальные учебные проекты. « Дети в гетто».21.01.2013 г.